В школах сыктывкара родилась новая традиция тип нарушения лексической нормы

Обновлено: 05.07.2024

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1. Он обучался в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в собственной доле он предчувствовал заблаговременно. 4. Эрмитаж ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы скоро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Великолепный внутренний интерьер замка запомнится навечно. 7. Пожар содействует ожогам. 8. Исполняется исцеление вирусов, вызывающих рак. 9. Вы сможете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все вырастающую тревогу.

  • Диана Скидинова
  • Русский язык
  • 2019-07-22 10:16:05
  • 0
  • 1

Речевые ошибки: семантический плеоназм и употребление слова в нехарактерном ему значении). Верным будет:
1. Он обучался в консерватории (консерватория - это музыкальное высшее учебное заведение).
2. Состоялся обмен опытом (опыт - это те навыки и познания, которые мы имеем).
3. Этот поворот в своей доле он предчувствовал (предчувствовать - это чувствовать заблаговременно).
4. Эрмитаж сокровищница культуры (сокровищница - это место для хранения ценных вещей).
5. Мы кинулись бегать вниз по эскалатору (ринуться бегать - это побежать быстро).
6. Великолепный интерьер замка запомнится надолго (интерьер - это художественно оформленное внутреннее место).
7. При пожаре вероятны ожоги (содействовать - это оказывать помощь, содействие).
8. Осуществляется исцеление против вирусов, вызывающих рак (вирусы - мелкие возбудители инфекционных хворей, их не врачуют).
9. Вы можете задать вопросы (вопрос - это с ловесное воззвание, требующее ответа на интересующую вас тему ).
10. Загрязнение окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу (чистота в данном случае не может вызывать тревогу).

2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

3. В школах Москвы родилась новая традиция.

4. Мы вышли к лесистому озеру.

Озеро не может быть лесистым.

5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой.

6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.

7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке.

Нарушена связь между предложениями, это можно было использовать в одном предложении.

8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.

2) Укажите, какие из этих слов имеют эквиваленты в русском языке. Назовите иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется вам неоправданным:

Анклав – не имеет.

Багателизировать – недооценивать. Использование в русской речи не оправдано.

Валидность – законность. Использование в русской речи не оправдано.

Ганг – организованная банда. Использование в русской речи не оправдано.

Консенсус – согласие. Использование в русской речи не оправдано.

Парти – вечеринка, званный ужин.

Триллер – не имеет.

Фэн – поклонник, фанат. Использование в русской речи не оправдано.

Шоумэн – ведущий. Использование в русской речи не оправдано.

3) Определите различия и сходства в значении слов:

Грант – денежная помощь на научные цели.

Дотация – денежная помощь предприятиям.

Пенсия – денежная выплата по старости, инвалидности, при потере кормильца.

Стипендия - ежемесячное денежное пособие учащимся.

Субсидия - вид пособия..

Субвенция. - вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемого на определенные цели

Общее: государственная денежная выплата.

Аннотация, краткое описание какого-либо сочинения.

Дайджест - издание, содержащее адаптированное изложение художественного произведения; либо периодическое издание, перепечатывающее (часто сокращенно) материалы из других изданий.

Конспект - краткое письменное изложение содержания чего-л. (лекции, речи, работы и т. п.).

Реферат - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; либо изложение содержания научной работы, книги и т. п

Резюме - краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-л.

Общее: краткое изложение какой-либо информации.

Импресарио - организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий от его имени

Меценат - богатый покровитель наук и искусств.

Спонсор - лицо или организация, финансирующие какое-либо мероприятие.

Продюсер – глава (или доверенное лицо) кинокомпании, организующий постановку кинофильма или спектакля (выполняя функции директора-распорядителя) и осуществляющий финансовый контроль над ней

Общее: человек, представляющий интересы кого-либо и оказывающий помощь.

4) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными.

Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных:

Широкая авеню – ж.р. (улица)

Хрустальное бра – ср. р

Вкусное безе – ср. р. (пирожное)

Страусиное боа – ср. р.

Германский евро, согласно нормативным словарям, это слово мужского рода, хотя в разговорной речи встречается и средний, и (очень редко) женский род

Строгое жюри – ср. р.

Веселый какаду – м. р. (попугай)

Австралийский кенгуру – м.р.

Вкусный киви – м.р. (плод, фрукт)

Свежая кольраби – ж. р. (капуста)

Крепкий кофе – м. р. (напиток)

Победный пенальти – м.р. (удар)

Острая салями – ж. р. (колбаса)

Сильный сирокко – м. р. (ветер)

Твердое табу – ср. р.

Пьяный хиппи – м. р. (человек)

Маленькая цеце – ж. р. (муха)

Стремительное цунами – ср. р.

Красочный Батуми – м. р. (город)

Знойная Калахари – ж. р. (пустыня)

Полноводная Миссисипи – ж. р. (река)

5) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Инспектор – инспектора, инспекторы

Сектор – сектора, секторы

Слесарь – слесаря, слесари

Тенор – тенора, теноры

Флигель – флигеля (флигели – доп.)

Шофёр – шофёры (шофера – проф.)

Ястреб- ястреба, ястребы.

6) Подберите к существительным мужского рода соотносительные с ними по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары:

Адвокат – нет родовой пары

Врач - нет родовой пары

Директор - нет родовой пары

Доцент - нет родовой пары

Преподаватель - нет родовой пары

Повар - нет родовой пары

Посол - нет родовой пары

Продавец - нет родовой пары

Профессор - нет родовой пары

Шофёр - нет родовой пары

Шеф - нет родовой пары

Электрик - нет родовой пары

7) Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы на полную и наоборот?

1) Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза.

2) Он был слепой, совершенно слепой от рождения.

3) Красота страшна, – вам скажут.

4) Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, – теперь так некрасива и смешна.

5) Жизнь коротка, но прекрасна.

6) Вечер был тихий, розовый.

7) Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды.

8) Он на всё согласен.

9) У него жизнь – прекрасная.

Полное прилагательное обозначает постоянный признак предмета, краткий временный

Синонимическая замена возможна в предложениях 5, 7, 8, 9.

8) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень:

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

9) Запишите предложения, выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений, с чем это связано?

1) Аспирант попросил научного руководителя прочитать его доклад.

2) Пушкин был сослан в своё имение.

3) Согласно его завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище.

4) Я поблагодарил его за отправку (своей, её) книги.

5) В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в своём собственном мире.

6) Он не приукрашивает своей жизни.

7) Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей.

Синонимическое употребление мой – свой.

8) Он был тогда вдали от своих друзей.

9) Ты отвечаешь за свои слова?

10) Я хочу представить вас (моей, своей) жене.

Синонимическое употребление мой – свой.

11) Она слышит за стеной голос учителя своего сына.

12) Он заметил, как какой-то человек уронил свой кошелёк.

13) У него своя дорога.

10) Образуйте формы прошедшего времени от глаголов:

Глохнуть – глохнул, глох

Крепнуть – крепнул, креп

Мокнуть – мок, мокнул (доп.)

Ослепнуть – ослепнул, ослеп

Отвергнуть – отвергнул, отверг

11) Определите, в чём заключается неправильное употребление деепричастных оборотов:

2) Поставьте ударения в грамматических формах следующих слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение.

БаловАть - бАлую - бАлует – бАлованный; ВАжный - важнА - вАжно – вАжны.

ГнАть - гОнит - гналА – гнАли; ДлИнный - длИнна - длИнно - длиннЫ.

ЖдАть - ждалА - ждАло – ждАли; ЗвонИть - звонИт - звонИшь - звонЯт.

КрасИвый - красИвее – красИвейший; ЛомОть - ломтЯ – ломтИ.

НачАть - нАчал - началА – нАчали; ПонЯть - пОнял - понялА - пОняли.

РАвный – равнА – равнЫ; СердИться - сЕрдится - сЕрдятся.

ЦЕлый - цЕл – целА – цЕло; Ясли - Яслей - в Яслях.

3) Прочитайте слова, обращая внимание на место ударения. Объясните их значение:

Ле´дник погреб – ледни´к масса льда,

па´рить веником в бане – пари´ть в воздухе,

на´голо полностью – наголо´ вывув из ножен (шашку),

а´тлас географический – атла´с ткань, бро´ня снарядиться броней – броня´ старуха бронит старика,

ви´дение зрение – виде´ние образ,

у´гольный содержащий уголь – уго´льный бассейн,

про´клятый подвергнут к проклятию – прокля´тый ненавистный,

хло´пок волокно – хлопо´к в ладоши,

о´рган чувс.человека – орга´н инструмент,

хо´ры галерея – хоры´ пение;

языко´вая колбоса – языкова´я подготовка;

занято´й человек – за´нятый дом;

развито´й достигший высокой степени сравнения – ра´звитый зрелость – разви´тый раскрученный;

обходно´й лист – обхо´дный тот, кто совершает обход;

переходно´й возраст – перехо´дный процесс;

переносно´й светильник – перено´сный смысл;

призывно´й пункт – призы´вный клич;

характе´рный обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами – хара´ктерный барин;

чудно´й вызывающее удивление, недоумение – чу´дный прекрасный.


  1. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:

Корпуса (здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские общества); повода (поводья) – поводы (побуждения)

3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы.

2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской.

3. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру.

4. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны.

5. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона.

6. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры.

7. Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города.

8. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов.

9. Важнейшие секторы, института были реорганизованы.

10. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.

4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.

существительные имеющие варианты: год-лет
5) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.

3 часть Лексические нормы.

1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная кампания.

2. Он познакомился с несколькими моделями новейших компьютеров.

3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет устранить имеющиеся недостатки.

4. Бабушка ласково кивает лицом.

5. Эта борьба ведется под эгидой защиты прав человека.

2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях, и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):

Восстановление – реставрация (позд. лат.). Восстановление/реставрация здании. Восстановление(спец.)

Агитация (лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу, к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.

Авария(фран.)-катастрофа(греч.). Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах, служащее разведкой. 2) ужасное происшествие. Имеет большую экспрессию и трагизм, чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.

Осваивать- обживать. Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места. Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.

Сотрудничество-взаимодействие. Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.) -взаимная связь;(психол.)-процесс непосредственного воздействия объектов друг га друга, поражающий их взаимную обусловленность и связь. Наша компания сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты "К". После появления квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.

Импульс-толчок(лат.). Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать электрические импульсы.

Регион(лат.)-район(фран.). Регион-1) область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа близлежащих стран. Экономико-географический или близкий по составу район мира. Район-известный округ. Определённая часть местности.

Реформа-изменение(лат.). Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.

3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:

В полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияет на развитие растений.

4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:

Абориген-это коренной житель.

5) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:

1. На предприятии использовалось прогрессивное оборудование.

2. У людей появилась уверенность возможности иметь частную собственность своими силами добиться успеха.

3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I.

5. Сейчас эти функции возможны на одного человека.

6. Пора подвести итоги встречи.

7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.

6). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:

1. Старые порядки организационные структуры уже отброшены.

2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым.

3. Этот агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов.

4. Он признался в том, что было скрыто от нас.

5. Недостоверные факты должны нас настораживать.

6. На псарне у Троекурова были гончие собаки.

7. Полярники дрейфовали на льдине.

8. Наташа кричала от страха.

9. Дубровский родился в довольно-таки зажиточной семье.

10. Над городом стоял сильный смок – результат вредных выбросов.

4 часть. Типы норм литературного языка

1). Найдите ошибки в предложениях. Какая норма нарушена? Какой критерий культуры речи нарушен?

Заглавная роль — это роль действующего лица, именем которого названа пьеса, а Хлестаков и ревизор — это разные люди.

- Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

- Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

Заповедь — это религиозно-нравственное предписание. Здесь речь идет просто о правиле.

- Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

Ошибки вызваны употреблением слова с неподходящим значением. Нарушенный критерий — понятийная точность (использование слов в полном соответствии с их языковым значением).

2). Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

- Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддерживает эту сплетню.

нарушен критерий – правильность речи.

- В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замкнулись в темном мирке личных интересов.

нарушен критерий – ясность и доступность изложенного

- Ноздрёв – большой любитель покупать и менять свои вещи.

нарушен критерий – логичность изложения

- Закрыв книгу, у вас в памяти надолго останутся ее герои.

нарушен критерий – правильность речи

- Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из дома.

нарушен критерий – логичность речи

- Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд, существенных изменений.


Мы старались сделать для вас лучшую статью в интернете.
Поделитесь ею с друзьями, так вы поддержите развитие проекта.

Когда вы делитесь записью, вы помогаете ресурсу расти, что стимулирует нас продолжать развивать проект и радовать вас новым профессиональным контентом.
P.S. Если вы не хотите нас поддержать, нажмите на крестик в правом нижнем углу.





Помогите найти нарушение лексических норм. Объяснить причины речевых ошибок.
1 В школах Москвы родилась новая традиция.
2 Мы вышли к лесистому озеру.
3 Сегодня у нас в гостях гости из Литвы.


Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: русский язык.
На сегодняшний день (24.02.2022) наш сайт содержит 642009 вопросов, по теме: русский язык. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Последние опубликованные вопросы



При использовании любых материалов
с данного сайта обязательно активная
гиперссылка на страницу-источник информации.

Все ответы на вопросы школьной программы по различным дисциплинам, а также разбор домашних заданий и многое другое получено из открытых источников или добавлены на сайт пользователями, все материалы доступны бесплатно и как есть.

Читайте также: