Семинар практикум в доу профилактика травматизма

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Тутаева Лилия Васильевна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест

Цель: систематизировать знания педагогов в работе по обучению детей правилам безопасного поведения.

Категория: данный материал расчитан на педагогических работников дошкольной образовательной организации.

№ слайда

Ход педагогического совета

Добрый день, коллеги! Сегодня мы будем говорить о детском травматизме. К сожалению, данный вид травматизма распространен куда больше, чем травматизм взрослых. Прежде всего это связано с любюзнательностью детей. Они пытаются активно познавать окружающий мир, не имея достаточных навыков. Кроме того, в силу возраста, дети не могут адекватно оценить ситуацию и распознать скрытую опасность. Поэтому детские травмы, увы, не редкость.

Основные черты, характеризующие детский травматизм - распределение по полу и возрасту, видам травматизма - остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Цель: выявить причины, способствующие получению ребенком той или иной травмы.

Ход: Педагоги делятся на 2 подгруппы, совместно обсуждают причины детского травматизма. 1 подгруппа описывает причины травматизма в быту. 2 подгруппа – причины травматизма в ДОО.

Обратимся к статистике:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным специальным составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Ранний возраст – травмирование в силу возрастной неуклюжести.

Младший, средний возраст - наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладелиО основным местом происшествия становится двор или прогулочный участок.

В зимний период травматизм обусловлен погодными условиями. Наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма, прежде всего, должна быть направлена на тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Цель: выявить направления профилактической работы в различные периоды (осенне-зимний, весенне-летний).

Вывод: Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Система профилактики детского травматизма в детском саду предусматривает:

1. Четкое выполнение требований безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
  • Сезонное выполнение мероприятий по устранению опасных условий перед началом прогулки: уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли:
  • Соответствие инвентаря и игрового оборудования требованиям безопасности.
  • В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.
  • Контроль и страховка воспитателем детей во время скатывания с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Систематическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Обучение педагогического состава оказанию первой медицинской помощи.

Профилактические мероприятия с дошкольниками.

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения с целью систематизиции работы по таким направлениям, разработан методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения. Данный комплекс включает 61 инструкцию-беседу с детьми по различным ситуациям. Так же прилагается график периодичности проведения данных бесед.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить ребенка прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

Цель: определить наиболее эффективные формы работы с родителями (законными представителями) по профилактике детского травматизма.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Рассмотрим порядок действия воспитателя при возникновении несчастного случая. Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:

  • у ребенка отсутствует сознание;
  • отсутствует дыхание или кровообращение;
  • имеется наружное кровотечение;
  • в верхние дыхательные пути попало инородное тело;
  • травмированы различные части тела;
  • ребенок получил ожог, подвергся тепловому излучению, воздействию высоких температур;
  • обморожение или другие последствия воздействия низких температур;
  • ребенок отравился.

Обратите внимание! Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:

  • оценить безопасность обстановки;
  • вызвать Скорую помощь;
  • определить, находится ли ребенок в сознании;
  • провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и проверить наличие признаков жизни у ребенка;
  • провести мероприятия сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
  • осуществить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
  • произвести обзорный осмотр ребенка и временно остановить наружное кровотечение;
  • подробный осмотр ребенка с целью выявления травм, отравлений и других угрожающих жизни состояний и оказание первой помощи при обнаружении таких признаков;
  • придать оптимальное положение ребенку;
  • контроль состояния ребенка и его психологическая поддержка;
  • передача пострадавшего сотрудникам бригады Скорой помощи.

Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям.

Цель: Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьми по изучению ПДД.

Форма проведения: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, ноутбук, аудиозаписи, листы бумаги по количеству участников, жезл, зонт, плащ с капюшоном, форма инспектора, удостоверения пешехода.

Мы живём сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда… Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.

Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребё нком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.

Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

Ведущий задает вопросы:

У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Как вы думаете, каков смысл задания?

Ведущий подводит к выводу:

Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если мы сами не соблюдаем эти правила, можете быть уверены, что и наши дети их нарушат.

Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения (так и делает большинство, правильнее это делать в форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников. А закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.

1. Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.

- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.

- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.

- Да что там учитывать! – настаивал я.

- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!

Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?

Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т. д.)

Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?

Ведущий: Играя, дети сдают экзамены как взрослые и сейчас я предлагаю Вам пройти экзамены на знание правил дорожного движения.

Представляю темы вопросов:

• Знаки велосипеда

1. Для этого коня – бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дорогам он несется. Автомобиль.

2. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой… Велосипед.

Знаки велосипеда

1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? С 14 лет.

2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой?Тормоза.

1. Какой из перечисленных дорожных знаков лишний?

• Дорожные работы;

2. Какой из перечисленных терминов лишний?

• Матешая высматика (высшая математика);

Мы с вами споём отрывок из песни с использованием дорожных знаков.

1. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Там иди, где весь народ, там, где знак… Пешеходная дорожка.

2. Затихают все моторы

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

1. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?Велосипед.

2. Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-чанга? Кораблик.

Ведущий: Ну, вот и окончилась, наша игра. Все Вы успешно сдали экзамены на знание правил дорожного движения.

Раздается шум дождя и появляется Тетушка-Непогодушка с зонтом и в капюшоне, ничего не видит, наталкивается, скользит.

Тетушка снимает плащ и замечает гостей.

Тетушка-Непогодушка: Здравствуйте, я - Тетушка-Непогодушка, решила погулять по весеннему поселку.

Ведущий: Дорогие гости, весной часто идет дождь. Чем опасна такая погода для пешеходов?

Предполагаемые ответы гостей: (мешает зонтик, капюшон, дорога скользкая).

Вдруг Тетушка-Непогодушка снимает плащ и превращается в инспектора ГИБДД.

Молодцы! Вы верно все отвечали!

А теперь, когда вы познали азбуку движения

Я начинаю в пешеходы посвящение!

Посвящение в пешеходы

- На улице быть очень внимательными - обещаю! (все - обещаю)

- Водителей машин не волновать и дорогу на красный свет не перебегать - обещаю! (все - обещаю)

А сейчас я подведу итог.

Правила всем надо знать

Кто б ты ни был стар, иль млад,

Знание правил — ценный клад!

Досуговая игра для родителей ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Досуговая игра для родителей ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Нетрадиционное родительское собрание "Азбука безопасности"(Досуговая игра для родителей ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного.

Фотоотчет о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Фотоотчет о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Пофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

План по профилактике дорожно-транспортного травматизма № п/п Мероприятия Сроки выполнения Ответственный 1. Организационная работа 1.1 Разработка, утверждение плана мероприятий по профилактике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах, сохранению жизни и здоровья детей.

Ознакомить слушателей с теоритическими основами безопасности дорожного движения

Озакомить на практике с новыми эффективными педагогическими технологиями обучения дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ознакомить с системой и современными направлениями профилактической работы по предупреждению ДДТТ и формированию основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах в ДОУ города.

Сформировать у слушателей мотивацию на саморазвитие культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

Теоретический блок:

1.1 Психология безопасности:

Транспортная психология – наука (общий обзор).

Психические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах.

Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.

1.2 Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1.3 Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1.4 Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1.5 Медико-психологические аспекты оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях на дорогах:

Общая характеристика травм при дорожных происшествиях: физическая и психическая.

Психология безопасности

Транспортная психология – наука (общий обзор)

Исходя из общенаучных позиций транспортную психологию как научную дисциплину можно отнести к одной из областей прикладной психологии. Она изучает основные формы поведения участников дорожного движения, исследуя возможность применения результатов фундаментальных исследований для решения прикладных задач. Транспортную психологию следует понимать как систему получения знаний в определенных сферах поведения людей. Еще до начала становления транспортной психологии как научной дисциплины стала развиватьсятранспортная психология труда водителя. При этом в центре внимания находилось прежде всего изучение профпригодности к управлению транспортными средствами. По мере прогресса в деле создания научных основ транспортной психологии в начале 50-х годов неизмнно расширялось поле деятельности транспортной психологии в напрвлении психологических особенностей участия людей в дорожном движении.

Транспортная психология оправдывает свое назначение лишь в тесной взаимосвязи со всеми другим специальными психологическими дисциплинами. Но сточки зрения стоящих перед ней задач она тесно переплетается транпортно-дорожной и автомобильной техникой, транспортной медициной и транспортной социологией, а также с транспортным правом.

Затруднения в ориентации . Затруднение обзора в сложной обстановке; затруднение при переходе через дорогу (переориентация середине проезжей части); столкновение с другими пешеходами на переходе.

Сужение внимания. Слежение за сигналами светофора в ущерб наблюдению за транспортными средствами; не обращается внимание на поворачивающие транспортные средства.

Недостаток информации . Незнание возможностей поведения окружающих участников дорожного движения.

Трудности взаимопонимания с другими участниками дорожного движения .

Составлена полная модель взаимного поведения пешеходов и водителей в одной из важнейших для пешеходов аварийной обстановке. Исходя из этого как для пешеходов, так и для водителей в рамках взаимного общения различают следующие задачи:

Выбор пути для собственного продвижения;

Встречный взаимный поиск;

Взаимное обнаружение и локализация;

Взаимная оценка поведения и намерений в поведении;

Решение действовать определенным обратном;

Коррекция действий во избежании ДТП.

Каждая ошибка при решении одной из этих задач как со стороны пешехода, так и со стороны водителя может привести к ДТП.

В большенстве стран мира дети как участники дорожного движения относительно чаще попадают в ДТП, чем взрослые. Возрастной пик попадающих в ДТП детей приходится на 7-9 лет. Наиболее часто в ДТП попадают дети-пешеходы, пересекая проезжую часть без достаточного учета транспортной обстановки в условиях плохой видимости, дети-велосипедисты при несоблюдении правил преимущественного проезда и неправильном выполнении левого поворота.

Психические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах

С учетом общих законов развития детской психики можно назвать следующие особенности в исследовании детского поведения на дороге. Научные знания должны развиватся в области управления поведением на расстоянии. При этом преобладающей должна быть оценка эффективности по отношению к мгновенной ситуации, когда действия ребенка рассматриваются как часть меняющейся дорожной обстановки. Вследствие детской импульсивности и спонтанности, почти полного отсутствия достаточного опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих могут происходить совершенно неожиданные изменения в обстановке и в поведении ребенка (смена напрвлений движений, внезапная остановка), которые лишь с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками дорожного движения.

Примерно до 3 лет следует учитывать недостаточно координированные движения: детям в этом возрасте трудно бывает останавливаться при своем движении вперед. Надежная ориентация налево – направо приобретается не ранее чем в 7-летнем возрасте.

Знание дорожного движения даже у 10-летних детей еще весьм неполно. Дети до 4 лет, как правило, еще совершенно незнакомы с дорожными знаками. Кроме того, все еще имеется довольно большое расхождение между осознанным правильным поведением и фактическим поведением. Технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на анологичных движениях из микромира игрушек (напрмер, представления о том, что реаьные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно также, как и их игрушечные автомобильчики).

В общих установках разделение игрушечных и реальных условий происходит лишь постепенно и поэтому может случиться так, что проверка храбрости и бег наперегонки могут переноситься с детской площадки на улицу.

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми переоценивается. Готовность к риску свойственна мальчикам в большей мере, чем девочкам; отсюда вдвое выше частота попадания в ДТП мальчиков, чем девочкам.

неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

неспособность адекватно оценивать обстановку;

быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

преобладание потребности в движении над осторожностью;

стремление подражать взрослым;

недостаток знаний об источниках опасности;

отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах

У ребенка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

У ребенка 4-5 летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимися замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающие в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в ЦНС. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Для ребенка с сильной нервной системой при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Для ребенка со слабой нервной системой при сильных раздражителях возникает реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не сможет одновременно выполнять сразу несколько действий. Дошкольник неспособен видеть издалека приближающейся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановится мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

В ДОУ программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. Вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.

Под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду изучение дорожной среды.

Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улице, дорогах, в транспорте.

Развитие речи включает вопросы изучения слов, выражений, слоганов, в том числе, по тематике дорожной безопасности и тд.

Для каждой возрастной группы дошкольников воспитателем или методистом разрабатывается своя методика проведения дидактических занятий, согласно возрастным особенностям группы.

Дидактические закономерности и принципы воспитания и формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:

дорога в дошкольное учреждение

опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению

предвидение опасности на улицах

виды транспортных средств

правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона)

нахождение на улице со взрослыми, правила перехода проезжей части дороги

опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров

виды и сигналы светофоров

дорожные знаки для пешеходов

развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направлений их движения, опасные повороты автомобилей

объем учебного материала , используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп.

Младшая группа (3-4 года)

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на дороге, улице, дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями:

светофор (значение его сигналов)

дети узнают, кто такие:

для закрепления новых понятий, слов, представлений целесообразно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, плакатах. Необходимо знакомить детей с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, троллейбус, автобус. В целях наглядности использовать игрушки, сравнивать между собой, объяснять опасность настоящего транспорта по сравнению с игрушечным.

Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов:

На протяжении многих лет медицинским и педагогическим составом нашего детского сада ведется работа по оздоровлению детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Опыт работы неоднократно обобщался на семинарах медицинских и педагогических работников дошкольных учреждений города Набережные Челны и представлен в виде системы работы ДОУ по предупреждению детского травматизма. (Видеопрезентация)

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Проранжировав причины детского травматизма, мы выявили следующее:

1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм. Мы выявили, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В ясельном возрасте (1–3 года) основные двигательные навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления, поэтому развитием навыков, а также умением ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть опасность и обусловлены основные воспитательные меры воздействия для профилактики травматизма в этом возрасте.

Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых. Статус нашего ДОУ предусматривает комплексное лечение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Учащается количество падений, особенно в зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Большое внимание мы уделяем ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

I. Профилактические мероприятия ДОУ

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Медсестрами по массажу проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения во время массажа, старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ознакомлению с окружающим. Инструктор ЛФК и инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

II. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма:

III. Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны тематические планы.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это:

IV. Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

Читайте также: