В розов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Проблематика:

Смысл названия: солдаты, отдавшие жизнь за Родину, будут вечно жить в нашей памяти.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Время и место действия: действие пьесы происходит в Москве и в эвакуации, время действия — годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Действующие лица

Вероника Богданова — девушка 18 лет, возлюбленная Бориса Бороздина. Борис называл её Белкой.

Борис Бороздин — молодой человек 25 лет, доброволец.

Фёдор Иванович Бороздин — отец Бориса, врач.

Варвара Капитоновна Бороздина — мать Бориса.

Ирина — 27-летняя сестра Бориса.

Марк — племянник Бориса, ровесник Ирины.

Степан — друг Бориса, его ровесник.

Анна Михайловна Ковалёва — учительница истории, соседка Вероники в эвакуации.

Владимир Ковалёв — её сын.

Антонина Николаевна Монастырская — женщина 35 лет.

Варя (Вава) — молодая рабочая на заводе. Антонина в эвакуации живёт в её квартире.

Николай Чернов — администратор филармонии, аферист.

Нюра — работает хлеборезкой, ворует, любит выпить.

Миша и Таня — студенты.

Действие первое

Начало войны. Комната Вероники. Вероника собирается праздновать день рождения, спрашивает у Бориса о подарке. Тут появляется Степан и сообщает, что пришли повестки: сегодня ночью отправляют на фронт. Борис — доброволец (хотя имел возможность на фронт не ехать). Он хочет, чтобы Вероника познакомилась с его семьёй, пока Борис не уехал. Белка обещает посетить его дом.

Квартира Бороздиных. Бориса собирают на фронт, а его ещё нет. Борис появляется и собирает подарок для Вероники: игрушечная белка с корзинкой орехов, а внутри корзинки — письмо. Отец Бориса на операции, но его срочно вызывают попрощаться с сыном. Все садятся за стол. Вероники нет. Семья дарит Борису сувениры: Ирина — стихи Лермонтова, Марк — ручку, бабушка — пуговичку от своего платья (вместо крестика).

Когда Борис уезжает, появляется Вероника. Она не могла прийти: шла колонна мобилизованных. Мать Бориса передаёт Веронике подарок и говорит, что там письмо, но Вероника не находит записки и думает, что Борис не успел её написать.

Эвакуация. Вероника в тоске: Борис пропал без вести, девушка вышла замуж за его племянника Марка, но любви в этом браке нет. Веронику навещает соседка, но приходит Марк, и Анна Михайловна уходит.

Марка навещает администратор филармонии Чернов, просит достать лекарства через дядю. Марк боится просить Фёдора Ивановича, отдаёт всё, что есть в аптечке. Чернов даёт Борису коробку конфет и советует подарить Антонине какую-нибудь игрушку, например белку Вероники.

Действие второе

Комната Антонины Монастырской. Антонина готовится принимать гостей, ей помогает Варя, которую она зовёт Вавой и держит как прислугу. Антонина сокрушается, что раньше была хорошая жизнь, а теперь приходится распродавать вещи и зависеть от Нюры, которая может достать продукты. Приходят Миша с Таней и Марк. Миша и Таня принесли в подарок фикус, а Марк — конфеты и белку Вероники. Марк просит Антонину не связываться с Черновым, так как Марк скоро разведётся с Вероникой. Антонина не интересуется этим предложением: Чернов богат, хоть и вор, а Марк ничего достойного ей обеспечить не сможет.

Жильё Бороздиных в эвакуации. Володя, сын Анны Михайловны, рассказывает отцу Бориса о войне. Тот предлагает одежду Бориса.

Является Николай Чернов и просит машину из госпиталя. Фёдор Иванович не даёт, и тогда Чернов намекает, что избежать призыва Марка в армию было очень непросто. По лицу Фёдора Ивановича Чернов понимает, что Бороздин ничего об этом не знал, и спешно уходит.

Фёдор Иванович просит Володю повторить при всех свой рассказ, и Володя говорит о бойце, у которого была девушка по прозвищу Белка. Этого бойца убили на глазах у Володи. Имени бойца он не знает: после гибели в его кармане нашли только какую-то пуговицу. По фотографии Володя узнаёт Бориса.

Квартира Бороздиных в Москве. Семья вернулась. Бабушка и плачет (из-за смерти Бориса), и смеётся (от радости, что другие члены семьи дома).

Марк ведёт себя вызывающе, говорит, что Борис был никем. Вероника возражает, что Борис любил науку. Володя тоже высказывается в пользу Бориса, и тогда Марк обвиняет Володю в гибели Бориса.

В финале Володя беседует с Вероникой. Володя любит девушку, но Вероника просит её не торопить: слишком жива память о Борисе.

Экранизация

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Во время Великой Отечественной войны.

Действие не переносится на фронт, события разворачиваются сначала в Москве, а потом в эвакуации.

В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина. У неё четверо детей, все живут с нею. Старший Федор — химик, кандидат наук, недавно женился. Его жену зовут Лена. Дочь Татьяна — ей девятнадцать лет — учится в институте. Восемнадцатилетний Николай работает в ремонтных мастерских. Младшему — Олегу — пятнадцать.

К Федору заходит Леонид Павлович. Ему тридцать два года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители сейчас в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена, увидев его, хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок, аквариум с которыми стоит на окне. Отходя от окна, Олег прыгает через новый письменный стол, за которым Федор разрешил Тане позаниматься, и опрокидывает пузырёк с чернилами. Чернила заливают стол. Олег в ужасе. Они с Геной тщетно пытаются вытереть лужу. Гена собирается брать вину на себя, но Олег не соглашается: должна же Лена понять, что он сделал это нечаянно.

Лена просит Леонида пустить их с Федором до осени пожить к себе. Леонид согласен. Федор не рад переезду. Гена просит у Федора взаймы сто рублей. Лена ему отказывает, но под уговорами мужа все же даёт деньги. Гена приносит ей в залог аккордеон.

Когда Гена и Таня остаются одни, тот дарит Тане духи и признается в любви. Таня удивлена красноречием Гены. Она зовёт его с отцом выпить чаю перед отъездом. Неожиданно Гена признается отцу, что украл у него деньги, и отдаёт ему сотню. Олег бежит в коридор и приносит аквариум, подаренный Геной, ставит его на место прежнего. За столом опять спор. Клавдия Васильевна уверена, что Лена за вещи продаёт лучшие человеческие качества, что жизнь слишком коротка, чтобы оставлять все, к чему стремишься, только для того, чтобы обставить квартиру. Таня называет Лену прорвой. Лена же говорит, что они ее никогда не поймут и что им лучше жить врозь. Клавдия Васильевна против Фединого переезда. Федор колеблется, но под давлением Лены и Леонида уступает им. Он отдаёт матери свою главную рукопись и просит сохранить ее.

Лапшин в гневе, что Гена признался о деньгах при всех, хочет его побить, но тот в первый раз оказывает ему сопротивление. Гена сильнее отца и с этого момента запрещает ему бить себя и мать. Лапшин удивлён и очень горд поведением сына. Таня зовёт Гену на будущий год в Москву, обещает написать. Леонид, Федор и Лена уезжают.

Пересказала Ю. В. Полежаева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

“Искусство – это свет”, – любит повторять В. Розов в своих интервью, и светлые герои есть во всех его произведениях. Даже в тех, что рассказывают о событиях трагических. Такова, например, пьеса о Великой Отечественной войне – “Вечно живые” (1943, первая постановка на сцене – 1957, второй, переработанный вариант – 1964).

Этой драме суждено было войти в историю отечественного искусства дважды: ее постановкой (режиссер Олег Ефремов) открылся знаменитый театр “Современник”, затем ее экранизация (режиссер Михаил Калатозов),

получившая название “Летят журавли”, обошла киноэкраны всего мира и обрела поистине мировое признание.

Критик И. Соловьева назвала “Вечно живые” историческим предисловием к остальным пьесам Розова, время действия которых отделено полутора-двумя десятилетиями от войны. После знакомства с этим произведением нам действительно становится понятно, где корни того нравственного максимализма, которым преисполнены “розовские мальчики”. Они – в том “максималистском” военном времени, что выпало на долю их отцов.

Как и в пьесе Л. Леонова “Золотая карета”, здесь герои соизмеряют

свое повседневное военное и послевоенное существование, свои представления о порядочности и подлости, честности и бесчестье с подвигом, совершенным солдатами Великой Отечественной войны. С подвигом погибшего Бориса. Этот идеальный розовский герой – самоотверженный, искренний, любящий, честный (нет таких возвышенных эпитетов, которые были бы неприменимы по отношению к нему) – являет собою тот нравственный императив, согласно которому спрашивает с себя и с других его возлюбленная Вероника: “Я сейчас все время спрашиваю себя: зачем я живу?

Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои недожитые жизни? И как мы будем жить?”

Однако умение строго спрашивать с себя далось героине не сразу и нелегко. Потерявшая Бориса, а затем и родителей во время одного из налетов немецких бомбардировщиков на Москву, от страха, одиночества и тоски она соглашается стать женой Марка, двоюродного брата погибшего возлюбленного. Но даже после такого поступка нравственный максималист Розов не отказывает Веронике в сочувствии и понимании. “Я ей за Бориса никогда не прощу”, – говорит в пьесе Ирина Бороздина. Но Розов мудро возражает ей устами учительницы истории Анны Михайловны: “И не правы.

Война калечит не только физически, она разрушает внутренний мир человека, и, может быть, это одно из самых страшных ее действий. Вы же понимаете состояние раненых, когда они кричат, стонут и своим поведением мешают вам лечить их. Там вы терпеливы, снисходительны, а здесь…

В общем, когда мы обрежем палец, бежим в больницу, а когда изранена душа – мы только кричим: крепись, мужайся”. Таким образом, мятущаяся, непоследовательная, сомневавшаяся Вероника – тоже жертва войны, и ее путь к горькому финальному прозрению – по-своему героический путь. В финале

Розову важно убедить зрителя в том, что герои “Вечно живых”, опаленные войной, заслуживают не только сострадания, но и уважения. Следующим этапным произведением Розова стала пьеса “В день свадьбы” (1963). После появления этого произведения критика прежде всего обратила внимание на то, что здесь драматург впервые отказывается от изображения своих любимых юных мечтателей.

В результате конфликт драмы усложняется, но публицистический пафос произведения снижается. В центре внимания драматурга взаимоотношения трех главных героев – Нюры Саловой, Михаила Заболотного, Клавы Камаевой. Но несмотря на вроде бы откровенно любовную фабулу, пьеса “В день свадьбы”, по сути, не о любви. Розов и тогда не был, и позже не стал тонким исследователем любовных переживаний своих героев.

Его привлекают прежде всего этические проблемы: свобода истинная и мнимая, высокое чувство долга и сознание ответственности за судьбу близкого человека.

И Нюра Салова, и ее избранник Михаил Заболотный так же, как и “розовские мальчики” в предшествующих произведениях, сотканы драматургом исключительно из всевозможных достоинств. Нюра в пьесе – само воплощение доброты, бескорыстия, душевной открытости, заботы о людях. Она определила свое место в жизни, трудится на заводе в маленьком приволжском городке и, конечно, как и положено идеальному герою эпохи развитого социализма, ведет активную общественную работу: “Извертелась я в завкоме-то.

Тому путевку, этому пособие, тем ребенка в детский сад, тут на похороны подавай, пятым квартиру вынь да положь… Помочь-то всем охота, дело все, надо”. Михаила Нюра любит преданно и самозабвенно, тем более что избранник во всем ей под стать – автор рисует его человеком редкой душевной красоты, честности и надежности.

И все бы хорошо, но неожиданно в день свадьбы Нюры и Михаила в городке появляется его прежняя незабытая любовь – Клава Камаева.

В одном из недавних интервью В. Розова спросили, почему у его персонажей нет “подполья”, почему герои его ранних произведений, в том числе и пьесы “В день свадьбы”, выглядят неправдоподобно светлыми? Драматург ответил, что всегда сознательно не описывал темных сторон человеческой души: “Просто это не мое. Подполье и чертовщина – это у Достоевского”.

Обедняет ли практически полное отсутствие серьезных недостатков розовских персонажей? Наверное, в чем-то обедняет. Но зато безусловно органичными выглядят те прекрасные, высокие поступки, которые они по воле автора совершают.

Всегда твердо убежденный, что драматургическое произведение должно раскрывать чувства и мироощущение современного человека, быть остроактуальным и востребованным зрителем, Розов раньше многих других авторов, уже в середине 1960-х годов, почувствовал необходимость смены интонации, героев, конфликтов. “Розовские мальчики” повзрослели и уступили место другим персонажам.

Своеобразным “переходным” произведением стала для драматурга пьеса “Традиционный сбор” (1966), где впервые отчетливо прозвучала тема подведения тревожных жизненных итогов и прежние социальные иллюзии сменились трезвым реализмом и даже скепсисом. Так, героиня пьесы критик Агния Шабина уже сменила честность и бескомпромиссность ранних своих статей на конформизм, угодничество, стремление думать и писать, как нужно, как все. Поскольку сама она, по сути, отказалась от идеалов молодости, ее все больше раздражают излишне смелые, “лобовые” выступления молодых авторов: “Надоели мне эти вьюнцы со знаменами неопределенного цвета…

Посредственность и бездарность куда менее вредны”.

Заявленная в “Традиционном сборе” тема многообещающей, но несостоявшейся личности стала ведущей в пьесах Розова 1970- 1980-х годов: “Четыре капли” (1974), “Гнездо глухаря” (1978), “Хозяин” (1982) и “Кабанчик” (опубликована в 1987). Заглавия этих произведений сопровождаются авторскими жанровыми обозначениями: “шутка”, “комедия характеров”, “комедия положений”, “трагикомедия”. Однако комедиями их можно назвать весьма условно. Слишком уж нравственно ограниченно запечатленное в этих реалистических сценах общество, так не достает в нем “поразительного, исцеляющего душу тепла человеческой доброты”, что новые персонажи Розова часто “задыхаются” во всеобщем равнодушии и апатии.

Если и есть здесь герои активные, то их деятельность направлена исключительно на то, чтобы пробиться в круг “нужных” людей.

Особенно отвратителен драматургу узнаваемый тип наглого, самоуверенного хама, который, получив хоть крохотную толику власти, сразу приобретает начальственный командный тон, гордую осанку и право унижать остальных. Таков, к примеру, герой одноактной пьесы “Хозяин” – швейцар ресторана. “Застойная” эпоха всеобщих очередей и дефицита, необходимость не просто покупать, а “доставать”, не просто приходить, а “попадать” породила особое сословие “нужных” людей – как правило, представителей сферы обслуживания. Сумев удобно устроиться в этой жизни, они искренне презирают тех, кто “доставать” и “попадать” не научился. Они не просто могут позволить себе иногда безнаказанное хамство, оно давно стало в их кругу правилом и рождает, по словам розовского швейцара, “первое мая в душе”.

Особое удовольствие швейцару доставляет унижение тех, кого он безошибочно определяет как людей интеллигентных, тех, кто не хочет перед ним заискивать, унижаться: “Я таких знаю, которые с принципами, знаю, чего они хотят. Гнать их отовсюду надо. (Почти кричит.) Я здесь хозяин”. Поэтому когда несколько веселых молодых людей хотят отметить в ресторане “хозяина” защиту диссертации, в их адрес следует незамедлительный начальственный отпор: “Местов, граждане, нет”.

Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.

1918 года у семьи сгорел дом и они переехали в город Ветлуга. И там же ребенок отучился 3 класса в школе. Уже в 1923 переехал жить в Костром там же и пошел учиться, и устроился на роботу на текстильную фабрику, и в этот год он стал известным актером. В 1932 был принят в техникум, там и учился.

После того как началась война в 41 году, Виктор находился в 8 дивизии, через некоторое время был ранен, после выписки с больницы, пошел снова на войну и тем временем находился на заочном в институте.

В его творчестве все персонажи живо и индивидуально говорят на повседневных языках. Литературные герои не такие и обычные, имеют ряд скрытых характеристик, все построено так что читатель сам должен понять то, какой есть герой, и какой у него характер.

В честь Розова ему в Москве был установлен памятник около театра в котором он работал, и даже был снят документальный фильм о его жизни.

Читайте также: