Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с овз в доу

Обновлено: 07.07.2024

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение.

Бланк заявления на организацию занятий с ребенком.

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 233 представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее сответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).

В МАДОУ - детском саду № 233 организован и действует логопедический пункт.

2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ- детском саду № 233 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Разработана версия официального сайта МАДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.

3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены

В МАДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.

Организационное обеспечение.

Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ПМПК города Екатеринбурга. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.

Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МАДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ.

Организационно-педагогическое обеспечение.

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение пор АОП ДО.

Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

МАДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

В МАДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.

Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.

В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

МАДОУ - детский сад готов принять детей с различными нарушения в развитии и здоровья.

Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).

МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).

Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МАДОУ.

Особенности коррекционно-развивающей работы в МАДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.

Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;

- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

(методическая разработка)

Разработала:

Андреева Наталья Петровна

Шатурского муниципального района

Московской области

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Государственный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

подчеркивает важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;

для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;

для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Индивидуальный образовательный маршрут по реализации АООП

для воспитанницы группы компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения на 2017-2018 учебный год.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую и психологическую помощь ребенку;

- способствовать усвоению адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.

Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:

- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

- соблюдение интересов воспитанника;

- принцип создание ситуации успеха;

- принцип гуманности и реалистичности;

- содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Перед разработкой индивидуального образовательного маршрута проводится диагностика индивидуальных параметров развития ребенка совместно с воспитателями и специалистами ДОУ, реализующими этот образовательный маршрут. Данные по итогам диагностики, опроса педагогов и родителей заносятся в психолого - педагогическую характеристику ребенка по направлениям: здоровье, навыки самообслуживания, социальные навыки, образовательная деятельность, речевое развитие, игровая деятельность, социально-личностные реакции, эмоциональное развитие, личностное развитие.

I . Общие сведения

Ф.И.О. ребенка: ХХХ

Дата рождения: 5-6 лет

Домашний адрес: ХХХ

Группа: старшая компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Дата поступления ребёнка в ДОУ: август 2016г.

Ф.И.О. родителей (законных представителей): ХХХ

Выписка из заключения ТПМПК: Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения с сентября 2016 года. Занятия с логопедом (на 3 учебных года с 01.09.2016г.), дефектологом (с 01.09.2016г.) в условиях центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Наблюдение педиатра, окулиста, невролога.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого-педагогической помощи: осуществляется по направлениям :

развитие зрительного восприятия;

развитие осязания и мелкой моторики;

ориентировка в пространстве;

развитие познавательных процессов;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы

Режим пребывания ребенка в ДОУ: режим полного дня - 5 дней в неделю.

Общие задачи на период реализации ИОМ: Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

II. У словия реализации программы

Сопровождение ребенка осуществляют

Старший воспитатель: ХХХ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): ХХХ

Музыкальный руководитель: ХХХ

Инструктор по физической культуре: ХХХ

Медицинский работник: ХХХ

Взаимодействие

специалистов ОУ

- Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Состояние здоровья

Группа здоровья - III

Группа физических занятий - специальная

Рекомендации

офтальмолога

- Постоянное ношение очков.

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.

- Посадка на занятиях: 1 парта (ближе к демонстрируемому материалу)

- Рабочая поверхность горизонтальная

Противопоказания

- Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

- Нельзя работать на слишком близком расстоянии

- Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз, резкие повороты/наклоны головы, туловища

- Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения.

Психолого-педагогическая

диагностика уровня развития ребенка:

(определение исходного уровня

развития ребенка);

(промежуточная

диагностики,

отслеживание динамики развития,

эффективности

проводимой работы);

(итоговая диагностика, мониторинг динамики развития,

эффективности работы за учебный год)

Педагог - психолог : Л.Г. Руденко, Н.Н. Павлова " Экспресс диагностика в детском саду" (старшая группа);

- Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова,

А.Н. Орлова, Н.Д.Шматко "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста";

- наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, беседы с ребенком и родителями.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Тифлопедагогическое обследование детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие), Е.Н. Подколзина

педагогическая характеристика на основании проведенного диагностического обследования, бесед с родителями, педагогами и наблюдений за ребенком

Характеристики деятельности: мотивация хорошая. Самоконтроль отсутствует. Работоспособность средняя Темп деятельности замедленный.

Культурно-гигиенические навыки : сформированы в соответствии с возрастом;

Общее развитие : ниже возрастной нормы;

Общие движения : развиты недостаточно;

Мелкая моторика : развита слабо

Игровая деятельность : Играет с детьми младшего возраста, хорошо контактирует. Может поддержать игру. Увлекается настольными играми по настроению. Сюжетно-ролевые игры бедны по использованию игровых атрибутов и сюжету. Игровая деятельность не соответствует возрасту;

Эмоционально - волевая сфера: эмоциональные вспышки проявляются редко. Бывает смена настроения (говорит, что не выспалась). Наблюдается скованность в движениях.

Коммуникативное развитие: не соответствует возрасту. Речь внятная, но ответы односложны.

Социальное развитие : не соответствует возрасту

(коммуникативные навыки сформированы недостаточно);

- восприятие: ниже возрастной нормы;

- память: ниже возрастной нормы.

- внимание: рассеянное, низкий уровень концентрации, переключения.

- мышление: ниже возрастной нормы;

- развитие речи: речь внятная, но ответы односложны.

Предметно-пространственная развивающая среда

В группе компенсирующей направленности, где непосредственно находиться ребенок, и в кабинетах специалистов создана с учетом ФГОС ДО, возрастных и индивидуальных психофизических особенностей ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает

Игровую и познавательную активность ребенка, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком в кабинете педагога-психолога).

Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики. Возможность самовыражения воспитанника.

III . Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения Ф.И.О. ребёнка

Направления работы

специалиста

Тифлопедагогическое сопровождение по оказанию комплексной помощи по подготовке ребенка к школе, адаптации в обществе (развитие познавательной и коммуникативной сферы)

Психологическая помощь по формированию высших психических функций, повышению речевой компетенции ребенка с проблемами в развитии, подготовка руки к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений, коррекция недостатков эмоционально - волевой сферы.

Автор: Осина Наталья Геннадьевна

Населенный пункт: Челябинская область, город Сатка

Автор: Василенко Марина Викторовна

Населенный пункт: Челябинская область, город Сатка

Содержание индивидуального образовательного маршрута

  1. Пояснительная записка
  2. Копия заключения ПМПК
  3. Общие сведения ребёнка, результаты и рекомендации ПМПК
  4. Мониторинг развития интегративных качеств
  5. Характеристика основных направлений развития по разделам программы
  6. Индивидуальный учебный план
  7. Тематическое планирование по неделям на учебный год
  8. Работа с родителями

1. Пояснительная записка.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК. В разработке ИОМ участвовали специалисты ДОУ.

Цель индивидуального образовательного маршрута - построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОУ; освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;

- способствовать усвоению образовательной программы дошкольного образования;

- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;

- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.

2. Общие сведения.

Ф.И.О. ребёнка:

Дата рождения:

Домашний адрес:

2.1 Краткие сведения о семье.

Ребёнок проживает с мамой и братом.

Состав семьи: не полная, с двумя детьми.

Социальная характеристика семьи: благополучная (мать морально устойчива, владеет культурой воспитания, осведомлена об интересах ребёнка, поведении в детском саду)

Жилищные условия: отдельная квартира.

Материальное положение семьи: среднее.

Воспитанием ребёнка занимается мама, отец в жизни и воспитании ребёнка участия не принимает.

Мама: (Ф.И.О.); образование:

Место работы:

2.2. По результатам комплексного психолого – медико - педагогического обследования установлен статус обучающего с ОВЗ.

Заключение:

Парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.

Познавательная деятельность формируется по возрасту.

Реализуемая программа дошкольного образования усваивается.

Общее недоразвитие речи III уровня.

По результатам комплексного психолого – медико – педагогического обследования установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации: обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Мониторинг развития интегративных качеств (средняя группа)

МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ средняя группа воспитатель Осина Наталья Геннадьевна

Имя, фамилия ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое

развитие

Любознательность активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность

управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Дата проведения мониторинга


4. Характеристика основных направлений развития по образовательным областям.

Актуальный уровень развития ребёнка по образовательным областям

Задачи педагога

Методы и формы работы

Планируемый результат

Представление о мире людей и рукотворный мир. Испытывает затруднения в передаче эмоционального настроя (радость, грусть, печаль и т.д.). Не в полной мере развито представление о Родине, стране ит.д. Не сформировано умение наблюдать и делать выводы. Частично сформированы знания о разнообразии труда взрослых, профессиях.

Формировать представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д.; Развитие исследовательского подхода. Расширение круга общения, осознание значимости трудовой деятельности взрослых.

Сформировано общее представления о труде родителей, о ценности их труда. Полно отражает особенности предметов. Группирует предметы на основе существенных признаков. Сформировано умение группировать предметы по родовым и видовым признакам.

Ребенок и игра. Игры однообразны, ребёнок тяготеет к однообразным игровым действиям и сюжетам, речевая активность снижена, ролевой репертуар беден. Часто оставляет общую игру до ее завершения. Не сформировано умение выразительно передавать игровые образы, творчески разворачивать сюжет игры.

Увлечь ребёнка играми с готовым содержанием и правилами. Включение в игры с малой группой детей. Пробудить игровое творчество. Формировать умение действовать с разнообразными дидактическими и настольными играми.

Участие ребенка, как на ведущих, так и на других ролях. Придумывает игры с продолжением, активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.

Представление о себе и окружающем природном мире.

Не развито умение устанавливать причинно-следственные связи. В выявлении общих признаков испытывает затруднение, недостаточно владеет общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы редко выполняет самостоятельно, качество труда низкое. Имеет неустойчивый познавательный интерес.

Способствовать расширению и углублению представлений о природе. Воспитание элементов экологического сознания, ответственное отношение к окружающей среде. Развивать умение связанно рассказывать о наблюдаемых явлениях. Развивать умение сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства.

Умеет с помощью педагога и самостоятельно устанавливать частные и общие связи. Самостоятельно применяет знания о природе, выдвигает предположения о причинах и результатах наблюдаемых объектов. Владеет трудовыми умениями, старается добиваться хороших результатов.

Развитие элементарных математических представлений

Не в полной мере сформировано умение самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры. Не объясняет сущность действий. Самостоятельности, инициативности и творчества не проявляет. Не сформировано умение обратного счета. Испытывает затруднения в отгадывании математических задач, в ориентирование на листе.

Формировать умение устанавливать связь между целью (задачей), строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения. Развитие логического мышления. Упражнять в определении расположения предметов на листе.

Умеет самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине. Определять и отражать в речи основания группировки, классификаций, зависимости. Проявляет интерес к решению задач. Видит геометрические фигуры в предметах окружающего мира. Сформировано умение ориентироваться на листе.

Представление о себе и об окружающем мире людей. Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность. Не всегда может оценить совершенные действия. Не проявляет стремления к самостоятельным действиям, выдвижению своих идей.

Помочь ребёнку стремиться к положительно оцениваемым действиям, к признанию окружающих. По-доброму относиться к людям ко всему живому. Развивать элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Беседы, чтение художественной литература, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение терапевтических сказок, обсуждение и высказывание своего отношения к действиям и поступкам. Просмотр обучающих фильмов и мультфильмов.

Владение ребёнком правилами культуры поведения, тактичности. Ребёнок охотно вступает в диалог как со сверстниками, так и со взрослыми, умеет выдвигать свои идеи.

Не сформировано умение внимательно слушать рассказы педагога и сверстников. Не проявляет интерес к самостоятельному сочинению и созданию творческих рассказов (повторяет рассказы сверстников). Допускает ошибки в звукопроизношении. Затрудняется в аргументирование суждений. Ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия, пассивен при обсуждении книги.

Содержательность и связанность речи (диалога, монолога), развитие речевого творчества, выразительности речи; развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности. Развитие навыков составления описательных рассказов.

Проявляет интерес к речевому общению. В построении предложений не затрудняется, речь чистая грамматически правильная, выразительная. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.

Изобразительное творчество

Рисование

  • изображает отдельные, не связанные между собой предметы; не может отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом; детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого; изображение лишено эмоциональной выразительности; допускает ошибки в изображении пространства; не проявляет инициативы и самостоятельности; затрудняется в различении жанров изобразительного искусства.

Учить создавать сюжет в соответствии с планом; научить дополнять рисунок деталями; формировать умение выражать эмоции в рисунке с помощью цвета; формировать пространственные представления на листе бумаги: ближе, дальше, верх, низ, середина, умение изображать передний и задний план; учить преодолевать неуверенность и выполнять работу самостоятельно; учить различать и называть жанры изобразительного искусства.

Ребёнок сможет создавать сюжет в соответствии с планом; научится дополнять рисунок деталями; освоит умение выражать эмоции в рисунке с помощью цвета; сформируются умения ориентировки на листе бумаги: ближе, дальше, верх, низ, середина; научится изображать передний и задний план; почувствует уверенность в своих силах и сможет выполнять работу самостоятельно; научится различать и называть жанры изобразительного искусства..

Декоративно-прикладное искусство. С затруднением создаёт симметричные рисунки; недостаточно развито чувство ритма и чередования при рисовании разными материалами; не может назвать предметы народного декоративно-прикладного искусства

Продолжать учить создавать декоративные рисунки по принципу симметрии; развивать у детей чувство ритма в процессе работы с карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, кистью; знакомить с народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская).

Научится нарядно украшать предметную основу с помощью ритма, чередования и симметрии цветовых пятен, растительных элементов узора; сможет различать народные игрушки; научится различать и называть жанры изобразительного искусства.

Лепка

Не сглаживает поверхность вылепленного предмета и соединение деталей;

испытывает затруднения в делении куска пластилина на заданное количество частей (пополам, на 4 части и т.д.);

испытывает небольшие затруднения в лепке: пластическим способом; с натуры (с передачей характерных особенностей предмета).

Совершенствовать приемы работы с пластилином: делить на части, примазывать детали и сглаживать поверхность поделки; упражнять в лепке пластическим способом; с натуры (с передачей характерных особенностей предмета).

Сформируется умение делить кусок пластилина на необходимое количество частей;

освоит приёмы примазывания деталей и сглаживания поверхности поделок;

научится лепить пластическим способом, с натуры.

Музыка

Музыкально-ритмические движения

Не достаточно развито чувство ритма. Не реагирует на смену характера трехчастной музыки.

Трудности в ориентировке пространства, координации движений. Не согласованность движений с музыкой. Выполняет движения не ритмично.

Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня

Осваивать основные танцевальные движения, выполнять их ритмично и в соответствии с характером музыки. Учить различать контрастные части музыки и реагировать на ее начало и конец. Развивать ориентировку в пространстве и координацию движений.

Сформировать более четкие танцевальные движения и координацию. Ребенок должен ориентироваться в пространстве. Слышать смену характера музыки.

Восприятие музыки

Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном. Затрудняется в определении жанров в музыке. Не различает части музыки, музыкальные характеристики музыкального произведения.

Не достаточно понимает средства музыкальной выразительности, не может проанализировать музыку.

Сформировать навык культуры слушания музыки. Воспринимать музыкальные жанры, учить определять песню, танец, марш. Развивать музыкальную память, узнавать знакомые произведения.

  • ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок. Музыкотерапия. Беседы. Музыкально-дидактические игры.

Различать и определять на слух музыкальные жанры песню, танец, марш. Узнавать знакомые музыкальные произведения. Уметь анализировать музыку.

Пение

Речевые нарушения. В связи с этим невнятное произношение текста песен. Слабый артикуляционный аппарат. Музыкальный слух слабо развит (не всегда правильно передает мелодический рисунок песни, не достаточно развито чувство ансамбля). Не правильно пользуется дыханием.

Создать оптимальные условия для решения проблем с речевым нарушением на основе знаний индивидуальных особенностей ребенка. Работать над дикцией и артикуляцией, над чувством ритма, правильном взятии певческого дыхания. Помочь ребенку овладеть практическими навыками и умениями в вокальной деятельности.

Проявление навыков вокальной деятельности: четко и ясно произносить слова (артикуляция) при исполнении, правильно брать дыхание, умение петь по фразам, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы,

умение петь в ансамбле.

Построение и перестроение

Затрудняется в выполнении перестроений из 1 колонны в 3 и обратно.

Трудности в ориентировке пространства, координации движений.

Учить самостоятельно перестраиваться из 1 колонны в 3 и обратно. Развивать ориентировку в пространстве и координацию движений.

Ребенок должен ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться из 1 в 3 колонны и обратно.

Бросание, ловля и метание.

Затрудняется в бросании мяча вверх, о пол и ловле двумя руками.

Учить бросать мяч вверх, о пол и ловить его двумя руками на месте и в движении.

Ребенок должен свободно владеть мячом, бросать и ловить его после отскока от пола на месте и в движении.

Прыжки.

Затрудняется в выполнении различных видов прыжков.

Учить прыгать на месте и в движении разными способами.

Ребенок должен легко и свободно по сигналу выполнять различные виды прыжков.

Логопедическая работа

Общее недоразвитие речи 3 уровня. Нарушение звукопроизношения: с пропускает в начале слова; [п] меняет на [т]; [р]пропускает в начале слова; [л] меняет на [в]; [ш] меняет на [т]; путает цвета (желтый, фиолетовый). Состояние словарного запаса. Словарный запас беден. Развитие словаря.

Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр. Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие. Формирование связной речи. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Индивидуальные формы работы. Определять правильность смысла предложенных предложений. Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Обеспечить переход накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем по всем изучаемым лексическим темам. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Сведения об образовательной организации. Документы Индивидуальная программа реабилитации ребёнка- инвалида


1.2. При составлении ИПР учитывается медицинский диагноз, по которому дана инвалидность и определяются пути компенсации и коррекционной работы.

1.3. Работа по реабилитации осуществляется три этапа:

1.3.1. На первом этапе реализации ИПР в дошкольной организации (далее ДО) планируются следующие мероприятия:

- знакомство с ребенком – инвалидом и его семьей, проведение первичного приема ребенка – инвалида для диагностики и разработки рекомендаций;

- создание предметно – развивающей среды;

- определение основных мероприятий по адаптации ребенка – инвалида в ДО.

1.3.2. На втором этапе:

- проводится комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка – инвалида специалистами ДО;

- определяются педагоги и профильные специалисты, разрабатывающие и реализующие ИПР ребенка – инвалида;

- педагогом ДО разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная коррекционная программа) на основе ИПР для конкретного ребенка.

- оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка – инвалида на реализацию ИПР;

- с ребенком – инвалидом проводится психолого – педагогическая реабилитация по ИПР;

- с ребенком – инвалидом проводится промежуточная психолого – педагогическая диагностика;

1.2.4. На третьем завершающем этапе:

- по завершению ИПР проводится психолого – педагогическая диагностика;

- на педагогическом совете проводится анализ и оценка работы с ребенком – инвалидом по ИПР;

- поводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком – инвалидом; педагоги и профильные специалисты ДО дают рекомендации, советы, консультации, памятки.

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида,

  1. Дата и место рождения _______________________________________________________
  2. Социальный статус___________________________________________________________
  3. Социальная справка __________________________________________________________
  4. Адрес: по прописке __________________________________________________________

по месту проживания ___________________________________________________________

  1. Состав семьи ________________________________________________________________
  2. Сведения о родителях (законных представителях):

а) статус _____________________________________________________________________

ФИО матери ________________________________________________________________

год рождения _________________________________________________________________

место работы, должность______________________________________________________

особые отметки _______________________________________________________________

б) статус _____________________________________________________________________

ФИО отца __________________________________________________________________

год рождения _______________________________________________________________

место работы, должность________________________________________________________

особые отметки _______________________________________________________________

от ________________г. основной диагноз__________________________________________

  1. № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________

срок назначения_____________________ продление _____________________ ИПР №______________________

  1. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
  2. II. Социальная характеристика семьи:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида)

  1. IV. Основные особенности развития ребенка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательной сферы:

- внимание ___________________________________________________________________

- восприятие__________________________________________________________________

- память ___________________________________________________________________

- мышление _________________________________________________________________

Личностные особенности______________________________________________________

Развитие речи (речевая карта)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы реализации Индивидуального Развивающе-Образовательного Маршрута.

Мероприятия:

III. Результаты работы.

Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

1.Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.

2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы.

3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.

4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.

5.Анализ всех проводимых консилиумов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Использование ресурсов других учреждений

_______________________________________________________________________________

VIII. Срок реализации индивидуального маршрута.

С ___________________20_____года по _______________________20______года.

ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ

Основные задачи

Задействованные педагоги

Направления работы

1 этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ):

Выявление запросов семьи на образовательные услуги

·встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей

Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ

· обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

члены педагогического совета

· проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

Разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости)

· составление индивидуального образовательного маршрута

· реализация индивидуальной образовательной программы

Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

· комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи

Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом

· работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида

· осуществление связи со специалистами поликлиники

2 этап – группа общеобразовательного вида: полная интеграция ребенка-инвалида в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – сентябрь 201__ – май 201___ г.

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

· корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы

Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе

· индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций

· формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе

Координация работы с семьей ребенка-инвалида

· медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану

Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде

· использование игровых технологий социализации

Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида в макросреде)

· установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида в социум

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида (родители – ребенок – ДОУ – школа)

педагог, члены ПМПк

· организационное взаимодействие со школой по организации преемственности

· определение оптимального продолжения образовательного маршрута

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· осуществление связи со специалистами детской поликлиники

Самое интересное в группе детского сада ___________________________________________

Самое неинтересное _______________________________________________________________

Ситуация вызывающая беспокойство_______________________________________________

Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Читайте также: