В начальный курс географии в школе не входит изучение

Обновлено: 06.07.2024

География – наука о Земле; землеописание. С этих слов начинается изучение данной дисциплины в школе. Бесспорно, это – фактически единственный предмет, который знакомит обучающихся с окружающим их миром, заставляет думать, строить цепочки причинно-следственных связей, понимать закономерности природы и общества и т. д. и т. п. Однако за последние десятилетия накопился ряд проблем, требующих особого внимания со стороны педагогического сообщества. За 3 года работы в должности учителя географии мне удалось выделить, как мне кажется, основные из них.

Во всех учебных планах образовательных организаций общего образования география отнесена к предметной области общественно-научных дисциплин . Казалось бы, незначительный факт, который никак не отражается в содержательном плане. Но в таком случае география ставится в один ряд с такими предметами как история и обществознание. А это разве так? На протяжении 4 лет обучения (5 – 8 классы) обучающиеся знакомятся с особенностями природы Земли, материков, океанов и России, фактически не затрагиваются темы общественной географии. Да, географию социально-экономическую, которую школьники изучают в 9 – 10 (11) классах, бесспорно стоит относить к общественно-научной предметной области, но курсы физико-географической направленности считать таковыми просто безграмотно.

Введение географии в 5-х классах – одна из главных методических ошибок . Дело в том, что в данном возрасте у обучающихся только начинает формироваться понятийное мышление (в начальной школе оно было наглядно-образным), а тут им сразу на головы сваливается огромное количество терминов, которые тяжело понять и запомнить. Начальный курс географии авторами учебников разбивается на 2 года (5 – 6 классы), те или иные сложные темы приходятся изучать в течение всего 1-го урока, что приводит к низким образовательным результатам. Помимо всего прочего, ощущается нехватка математических знаний у школьников при изучении ряда тем, особенно связанных с градусной сеткой на карте, азимутами, построением графиков и т. п.

Сокращение часов при изучении географии материков и океанов в 7-м классе . На протяжении долгих лет (до принятия стандартов в 2004 г.) данный курс географии изучался при нагрузке 3 часа в неделю, теперь всего 2. Результатом этого стало снижение не только познавательного интереса у обучающихся, но и серьёзное падение уровня знаний. Общие закономерности природы Земли изучаются не более 10 уроков, каждый материк – около 5 – 7 уроков, на океаны отводится не более 1 – 2 уроков. Следствием этого является быстрое забывание школьниками изученного материала, т. к. фактически не остаётся времени на повторение и обобщение.

Внедрение страноведческого подхода при изучении любой территории . Это значит, что и природа, и население, и его хозяйственная деятельность изучаются в рамках одного курса. К чему это приводит? Стирается грань между физической географией и социально-экономической. Школьники не понимают, где заканчивается одна ветвь географии и начинается другая. Это выражается в профориентации: те выпускники, которые выбрали для сдачи ЕГЭ по географии, зачастую не понимают, куда им поступить, на какое направление подготовки – метеорология или регионолистика, биогеография или экономическая география России и т. п.

И вот возникает вопрос: как решить обозначенные выше проблемы? Я в данном случае выступил как эксперт, хотя и с небольшим опытом работы в школе. Задача эксперта – найти проблемы и доступно сформулировать их для дальнейшего обсуждения и поиска решений, но всё равно приведу несколько возможных выходов из ситуации.

Ответ второй : для начала следует всему педагогическому сообществу организовать круглые столы и семинары для обсуждения тех или иных проблем географии в школе (я лишь обозначил, на мой взгляд, самые явные, есть и другие), выстроить систему реформ и т. д. Но, главное, – не хватает молодых популяризаторов науки в разных социальных сетях. Жизнь подростков сейчас сосредоточена именно там, где практически нет качественного научно-популярного географического контента. Пора нам – учителям географии – задуматься об этом!

Особенности преподавания начального курса, равно как и последующих курсов географии определяются возрастными психологическими особенностями и уровне обучаемости учащихся класса, содержанием изучаемых тем курса, разработанностью учебно-методического комплекса по предмету, профессионализмом учителя географии. Рассмотрим особенности преподавания курса с позиции возрастных психологических особенностей учащихся и с позиции особенностей его содержания.

1. В этом возрасте, как мы уже отмечали при рассмотрении вопроса
психологические основы обучения географии, ученики начинают проявлять интерес к
изучаемому предмету. Учитель на уроках географии должен учитывать эту особенность
и подавать содержание курса ярко, образно, увлекательно подчеркивая романтику и
героизм географических исследований и путешествий, поражать воображение учащихся
яркими завораживающими явлениями природы. Речь учителя географии должна быть
яркой, образной, увлекательной.

2. В результате изучения начального курса географии у школьников начинает формироваться система географических знаний и умений. Поэтому учитель географии должен придавать особое значение таким методам обучения как рассказ, объяснение, эвристическая беседа, наглядные и практические методы обучения в сочетании с методами по характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Процесс формирования качеств личности осуществляется во всех видах деятельности, но у школьников этого возрастного доминирует игровой вид деятельности. Поэтому психологически обосновано при изучении начального курса географии проведение нестандартных уроков с применением элементов игровых технологий, особенно различных вариантов игр-путешествий, игр-состязаний, настольных игр.

5. Содержание отдельных тем позволяет организовать познавательный процесс учащихся в режиме применения модульной технологии, технологии реального проблемного обучения, технологии учебного проектирования, применять методы технологии интерактивного обучения на уроках географии.

5. На уроках географии необходимо осуществлять познавательную деятельность
учащихся с различными источниками географических знаний: с текстом и
внетекстовыми компонентами учебника, географической картой, наглядными
средствами обучения, цифровым материалом и др. Однако виды учебной деятельности
учащихся должны быть дозированы, необходимо помнить, что однообразная
деятельность быстро утомляет учеников и снижает их познавательный интерес.

7. Одновременно с конкретно-образным мышлением у учащихся в процессе изучения начального курса географии начинает формироваться логическое мышление. Эта особенность возрастного периода определяет необходимость обучать учащихся приемам логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, определения причинно-следственных связей.

8. В результате изучения курса у школьников только начинает формироваться система географических знаний и умений. Поэтому учитель географии должен придавать особое значение таким методам и приемам обучения как рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с источниками географических знаний, показ выполнения практических заданий, упражнений по формированию географических умений и навыков.

9. Особенность изучения курса определяется необходимостью организации
краеведческих наблюдений за погодой на географической площадке, за объектами
природы на экологической тропе, при проведении экскурсий по изучению природных
объектов и хозяйственной деятельности населения своей местности. Учитель географии
должен научить учеников не только вести наблюдения, но и обрабатывать их
результаты: определять среднее значение показателей, строить графики, простейшие
диаграммы, составлять таблицы и схемы.

10. Особое значение учитель должен придавать изучению учащимися
географической карты и формированию у них элементов картографической
грамотности. Основная часть умений формируемых при изучении начального курса
географии – это умения читать карту, которые совершенствуются на протяжении
изучения всего школьного курса географии. Это обусловлено тем, что карта является
незаменимым средством хранения и передачи географической информации и что
информационная емкость карты значительно больше информационной емкости
печатного текста. Поэтому работа с картой должна иметь место на каждом уроке
географии, это и определение географических координат, нахождение объектов на карте
по их координатам, нанесение на контурную карту изучаемых объектов, показ
изучаемых объектов на карте учащимися при их ответах на вопросы учителя и др.


Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Сов­ременная география. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

План местности (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местнос­ти? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и имено­ванный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизон­та. Способы ориентирования на местности. Азимут. Опреде­ление направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Гори­зонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местнос­ти. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Географическая карта (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изобра­жение Земли на плоскости. Виды географических карт. Зна­чение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и па­раллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Опре­деление географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической дол­готы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдель­ных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

Литосфера (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из че­го состоит земная кора? Магматические горные порода. Оса­дочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания гор­ных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высо­те. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина матери­ков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.

Гидросфера (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой кру­говорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Пита­ние и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водо­пады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.

Атмосфера (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфе­ра — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Зна­чение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измере­ние температуры воздуха. Суточный ход температуры возду­ха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месяч­ная температура. Средние многолетние температуры возду­ха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосфер­ном давлении. Измерение атмосферного давления. Измене­ние атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды вет­ров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насы­щенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристи­ка климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господ­ствующих ветров. Зависимость климата от океанических те­чений. Зависимость климата от высоты местности над уров­нем моря и рельефа.

Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы вет­ров. 9. Построение диаграммы количества осадков по много­летним данным.

Биосфера. Географическая оболочка (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зо­нальность. Высотная поясность. Распространение организ­мов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влия­ние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Население Земли (3 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологи­ческий вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явле­ния.


-75%

Читайте также: