Успешная социализация выпускника школы

Обновлено: 05.07.2024

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы : семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все - и родители, и школа, и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности.

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют :

• - природа и родной язык;

• - общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;

• - средства массовой информации, искусство, литература;

• - образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребё нка относят следующие:

• - состояние психического здоровья детей;

• - наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

• - создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

• - обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

• - организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

• - разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

• - построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности.

• Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М. : Сентябрь, 2015. – 208 с.

• Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М. : Учитель, 2013. – 75 с.

• Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014. - №6. - с. 3-11.

• Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с.

• Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014. - №6. - 27-35 с.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего.

Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника Познавательная деятельность детей имеет очень большое значение в жизни каждого ребенка. В детском саду познавательные исследования это,.

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Семья как фактор, влияющий на развитие личности Семья - это, прежде всего, явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных.

Социализация личности дошкольников путем привития навыков культуры поведения (из опыта работы) Информация об опыте Информация об опыте. Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Актуальность. С первых дней своего.

Социализация личности. Три составляющие сферы в процессе ее становления. Cоциализация личности происходит с того момента как человек появился на свет и продолжается до конца его жизни. Этот процесс включает в.

Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Социальное партнерство, как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Один из аспектов воспитания детей - это право ребенка на.

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития диалога Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Известно, что основные виды деятельности это.

В последние годы пришло сознание того, что школа должна давать не только образование, но и формировать личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, и удовлетворенную настоящим и устремленную в будущее.

В работе сделана попытка познакомиться с современными научными взглядами на социализацию и в частности на социализацию выпускников школы, выявить основные направления деятельности социального педагога в этом процессе. Если значение детства, юности в социализации разработаны давно подробно во многих монографиях, то о направлениях работы социального педагога по социализации приходится додумывать самостоятельно, исходя из опыта работы.

Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

Другой подход к определению этого понятия у А.И. Кравченко – автора пособия “Введения в социологию”, который социализацией называет “продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей”. Он подчеркивает, что значение социализации нельзя ограничивать только обучением детей, подготовкой к взрослой жизни, усвоением элементарных правил общественной жизни. Он считает, что это лишь узкое значение данного термина. Процесс социализации, по его мнению, начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. Им рассматриваются значения детства, юности, зрелого возраста и старости в этом процессе.

А.В. Мудрик в книге “Социальная педагогика” рассматривает, прежде всего, социализацию, социализированность, как результат социального становления человека, усвоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стации развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом.

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина в пособии “Методика и технология работы социального педагога” называет факторы десоциализации: антисоциальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты, потеря жизненной перспективы, непонимание окружающих, одиночество, травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления, расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

Эти опасности подстерегают, прежде всего, молодого человека, юношу в возрасте от 13 до 19 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: возникает влечение к противоположному полу, усиливается склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Подростковый период называют “трудным возрастом”, “переломным периодом”. Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраивается ее верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего “Я” происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Это утверждение А.И. Кравченко подтверждают и результаты анкеты [8] “Молодежный образ жизни”, проведенной в “СОШ № 110” в мае 2005 года социальным педагогом.

Осознавая себя частицей мира, 53% наших старшеклассников ощущают себя прежде всего гражданами своей страны, считают себя независимыми (“я сам по себе”) – 17%. Наш опрос подтвердил, что семья и родители очень значимые в жизни выпускников.

Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. На первое место наши выпускники ставят семейные и дружеские отношения, затем – “хороший заработок и материальное благополучие”; душевную гармонию и спокойствие, свободу – возможность быть самому себе хозяином.

Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно, если они касаются одежды, внешнего вида, манеры поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику “Я”. Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров “хорошо” и “правильно” только то, что им нравится.

  • несовпадение высокого уровня притязаний (стремление стать героем, нравиться) и низкого социального статуса тинэйджеров, который задан их возрастом;
  • несовпадение старого стиля водительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда останется ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных им психофизиологическим повзрослением;
  • противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

Психофизическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и нравственную ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. А тинэйджеры экономически несамостоятельны. Они лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важных решений, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается “невзрослым”. Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. тинэйджеры ищут признания своей психологической зрелости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

Семья признается всеми главным институтом социализации. А.В. Мудрик дает характеристику современной семье. Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения меняются, становится все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу.

Большое количество семей однодетных и состоящих из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

При сохранении традиционного разделения “мужского” и “женского” труда первый в массе семей сведены минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней деятельностью.

Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высший статус в семье, нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени в не семьи. Это время наполняется занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти чаще всего сегодня не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, влияет на формирование психологического поля ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, в овладении социальными нормами. Ценности и атмосфера семьи определяет и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возложенные аспекты тою и другою.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, содержанием наполняется в них социализации, каковы ее результаты. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.) ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношением членов семьи. Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять небольшой процент российских семей.

Эти рассуждения ученого о современной семье заставляют походить по-новому к организации взаимоотношений школы с родителями, социальному педагогу необходимо учитывать их социальный статус, образование, возраст детей.

Социальный педагог попросил девятиклассников оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить своих детей и предсказать их самооценки.

Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем – юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска т.е., как бы влезть в его шкуру очень заинтересовали, но показалось трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: “что значить – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле”. Даже добросовестно пытались стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качества. А ведь это значит, что самосознание ребенка, его “Я” родителям неизвестно.

Эти примеры показывают, что родители не всегда хорошо знают своего ребенка, его желания, проблемы, привязанности, не проявляют уважения, бывают несправедливыми, не умеют выслушать и понять повзрослевших сына или дочь. Именно социально-психологическая служба и классный руководитель должны помогать семье осознавать особенности взаимоотношений с их повзрослевшими детьми.

За последние 10 лет заметно изменилось социально-экономическая ситуация в стране, стали другими нормы и ценности, людьми поведения в обществе, мир, в который должен вступить выпускник, поэтому социализация старшеклассников приобретает особую актуальность.

Старший школьный возраст – это период вхождения в мир человеческой культуры и общественных ценностей, т.е. это процесс социализации, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого я, о чем уже было сказано выше.

Самосознание выпускников тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Опрос, проведенный в ходе анкеты “Молодежный образ жизни” (о ней уже было упомянуто выше), показал широкий спектр выбираемых профессий – от артиста, журналиста, экономиста, юриста, архитектора до государственного деятеля и предпринимателя. Единицы выбрали для себя профессию врача, военного и рабочего, никто не связывает свою дальнейшую жизнь с профессией учителя, инженера, фермера. Эти данные подтверждают и выводы фонда “Общественное мнение”: в конце 90-х годов учителями хотели стать 4% россиян, сегодня – меньше трех. Для старшеклассников характерна ориентация на профессии, не всегда востребуемые обществом.

66% анкетируемых нацелены на продолжение образования в высших учебных заведениях и понимают, что возможность получения хорошего образования зависит от собственного усердия и способностей (79%) и только 12% – от помощи семьи и наличия необходимых средств, нужных знакомств и связей, а 17% надеются на удачу и везение.

61% девятиклассников стремятся к жизненному успеху и мечтает о хорошей карьере, создании семьи, считают, что в семье должно быть 1–2 ребенка, верят в свою счастливую личную жизнь.

Никто не считает важным в своей жизни стремление к удовольствиям. Прагматичность современной молодежи подтверждает факт, что к высокому материальному уровню стремится 28% опрошенных, а к интересной творческой работе только 17%.

Анализ анкет показал, что старшеклассники ориентированы на здоровый образ жизни, считают недопустимыми занятия проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Судя по анкетам, можно считать социализацию наших выпускников вполне успешной, но проблемой остается профориентация выпускников, это и может стать одним из направлений деятельности социального педагога, как и оказание помощи в социальном взрослении через курсы, призванные научить старшеклассников моделировать свое будущее, отстаивать свои права, уважать интересы других людей, избежать опасностей социализации.

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина считают, что заботой школы и социального педагога должно быть вовлечение подростков в разнообразные виды деятельности (подготовка и проведение совместно с детьми и взрослыми воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел) с целью расширения воспитательного пространства в социуме, создание службы по профориентации, помощь во временном трудоустройстве подростков, особенно из категории социально незащищенных (сироты, малоимущие, многодетные, “трудные” подростки, информирование о работе молодежных организаций, клубов, спортивных секций, социальная реклама, пропаганда культурного досуга и здорового образа жизни.

Перекликается с суждениями этих авторов и положения В.А. Мудрика о создании воспитательного пространства, так как социализация проходит в группах, коллективах, погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни.

Социальное воспитание, осуществляемое в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивного направленных самоопределении, самореализации и самоутверждении, а в целом – для приобретения опыта адаптации в обществе.

Школой взросления, самостоятельности является общественное детское объединение, в нашей школе это “Единство”. Социальный педагог находит возможность сотрудничества с объединением по направлению “Милосердие” — это и сбор вещей для малоимущих, и подготовка встреч с детьми интернатов и престарелыми людьми Нежинского интерната, и подготовка выступления агитбригады “Мы выбираем жизнь”. (Приложение 1).

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ, подготовка старшеклассников к профессиональной адаптации являются ведущими направлениями в работе социального педагога по социализации старшеклассников. (Приложение 2).

Хотелось бы отметить следующее. Учащиеся не всегда доверяют школьному учителю или педагогу, например, в вопросах профилактики ПАВ, необходимо по возможности чаще приглашать специалистов, применять активные формы, привлекая старшеклассников.

В последнее время в практику работы школ входит курс “Мой выбор” для учащихся 9–11-х классов, который позволяет формировать у школьников умения и навыки принимать решение, делать осознанный выбор, брать ответственность за свои поступки, выделять главное и второстепенное в решении проблем, аргументировать свои позицию, находить компромиссные решения в конфликтной ситуации, позволяет школьнику понять особенности своей личности.

Исходя из всего изложенного выше делаем вывод:

Социализация – длительный, постоянный и противоречивый процесс вхождения индивида в социальный мир. Он предполагает усвоение актуальных знаний, выработку практических умений, приобщение к пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации формирующаяся личность осваивает различные социальные роли, накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения.

  • формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию;
  • сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;
  • выработка системы жизненных приоритетов и ценностей;
  • накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;
  • формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно-политическим процессам, происходящим в стране.

Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны, ибо личность есть уникальная ценность и “не формируется по частям”.

Социальный педагог, учитывая аспекты социализации, через программы профориентации, полового просвещения и воспитания, правовой культуры, курсы, подобные курсу “Мой выбор”, через пропаганду здорового образа жизни, приобщение старшеклассников к волонтерскому движению и деятельности детских общественных организаций вносят вклад в социализацию выпускников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 124699.ppt

Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формировании.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формировании.

Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы. Педагогический совет МБОУ СШ № 6 24 ноября 2016 года

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен б.

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д.Дьюи (философ и педагог, США)


Социально защищенные; Нравственно стойкие; Социально закаленные , против всяк.

Социально защищенные; Нравственно стойкие; Социально закаленные , против всякого рода соблазнов; Имеют знания на уровне современной науки и техники; Здоровые физически и психически; И главное, имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

Проблемы образования Содержание страдает технократизмом, преобладанием умстве.

Проблемы образования Содержание страдает технократизмом, преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, содержательной перегрузкой программ и учебников; Среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, многие основаны на принуждении – ты должен… Ребенок в такой среде лишен выбора самому планировать свою деятельность.

Проблемы общества Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей; Социал.

Проблемы общества Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей; Социальное сиротство и бродяжничество; Ничтожное предложение бесплатного досуга; Проблема трудоустройства подростков; Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…

Федеральный государственный стандарт основного образования (гл. 2, ст. 8) К л.

Федеральный государственный стандарт основного образования (гл. 2, ст. 8) К личностным результатам освоения ООП относятся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цель и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

ШКОЛА- главный социальный институт для ребенка!

ШКОЛА- главный социальный институт для ребенка!


Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка.

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.



Выбранный для просмотра документ Доклад.doc

При подготовке к педсовету мы подбирали информацию о современном мире и обществе. Хочу с вами этой информацией поделиться. Оказывается, сегодняшние студенты обучаются профессиям, которых ещѐ нет. Профессий, которые вошли в 10 самых желанных сегодня, в 2004 году ещѐ не существовало. Поток информации обрушился на человечество. Сегодня количество sms, полученных и отправленных ежедневно, превышает население Земли. В 2015 году было выработано 8 эксабайта информации (8х1019) – это больше, чем за последние 5000 лет. Если бы Facebook был страной, он в два раза превышал бы территорию Японии. Половина изученного за первый год обучения в вузе к третьему году устаревает. Так чему же учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра? Этот вопрос волнует все педагогическое сообщество. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться 10 или 5 лет назад. Они родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Для них пульт управления бытовой домашней техникой – повседневная реальность. Они играют в игрушки, оснащенные интерактивными средствами, они легко пользуются мобильными телефонами, коммуникаторами, iPad –ами. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

(глава 2, ст. 8): К личностным результатам освоения ООП относятся:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

• сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной

• систему значимых социальных и межличностных отношений,

• ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские

позиции в деятельности,

• социальные компетенции, правосознание, способность ставить цель и

строить жизненные планы;

• способность к осознанию российской идентичности в поликультурном

А это значит, что сегодня Школа должна выступать для ребенка в роли первой (вместе с семьёй) и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт (опыт взаимопонимания, совместного действия) и помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Передача этого опыта происходит всей атмосферой, укладом жизни школы, нормами, по которым она живет. И именно от нас, взрослых, педагогов, зависит, какой опыт ребёнок присвоит себе.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Но как это сделать? Может ли учитель научить тому, что не знает или не умеет делать сам? Если меняются требования к результатам обучения, то должны меняться и требования к методам и технологиям преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Нам кажется, что мы работаем всѐ лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится. Вывод очевиден. Технологии преподавания не должны отставать от требований современного общества. Мы не можем закрывать глаза на современную реальность и делать вид, что только одного педагогического опыта прошлых лет будет достаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра.

Школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи, в том числе воспользоваться возможностями, которые предоставляет школа. Где и кто может научить нашего ученика регулировать свою деятельность? Ответ очевиден – на уроках учитель-предметник. Ведь урок занимает две трети времени, проведенного в школе. Именно уроки должны стать местом планирования деятельности школьника. Сначала с обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребенка уменьшением доли помощи взрослых до нуля. А что мы знаем о технологии целеполагания? Имеем ли мы инструментарий (алгоритм) постановки цели для организации учебной деятельности? Вооружены ли мы знаниями о возрастных особенностях учащихся для осуществления осознанного целеполагания и планирования своей учебной деятельности? Умеем ли мы объективно оценивать деятельность ребенка? И какими критериями для этого пользуемся?

Посещая уроки учителей школы, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда учитель сам формулирует цель урока либо создает видимость постановки цели урока учениками (это в лучшем случае). Но бывают уроки, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит. В целом мы уже многое понимаем про организацию учебной деятельности и умеем еѐ организовывать. Но теперь, думаю, что настало время нам разобраться в важнейших деталях, тонкостях организации учебной деятельности на уроке. Если провести аналогию: каждый может составить букет, но только мастер создаст изысканную Икебану.

Каждому педагогу необходимо изучить технологии перевода цели в задачи, задачи в конкретные шаги еѐ достижения. Необходимо критериальное оценивание сделать нормой каждого урока. А для этого поставить себе цель освоить то, что ещѐ не понятно.

Надо менять формы, искать новые подходы к ребенку. Как сделать учебу интересней? Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.). Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы.

Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда. Уже четвертый год МЦКО проводит тестирование в 5 и 10 классах на определение готовности обучения на следующей ступени. Говоря проще, измеряется сформированность общих учебных умений, метапредметных умений и способов деятельности. Результаты этого года представлены на слайде.

Всѐ, что я сейчас перечислила, относится к конкретным учебным действиям, которые в Новой образовательной программе сформулированы как обязательный результат обучения. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную деятельность. Проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности школьника, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Как понять себя и чувства другого? Личностные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства

Каждый из нас живет в обществе, и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что требуется человеку, находящемуся рядом, например, эмоциональная поддержка, а, может быть, какая-либо другая помощь. Межличностные конфликты между сверстниками, между подростками и педагогами ещѐ имеют место в нашей практике

Умеем ли мы общаться? Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтами в детском коллективе. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить ребенка выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

Например, на уроках математики в 3 классе вместо многократного повторения формул Периметра и Площади прямоугольника можно организовать работу по созданию поздравительной открытки для мамы к 8 Марта с вычислением длины тесьмы, которой будет оторочена эта открытка, вычислением площади цветной бумаги, которая пойдѐт на еѐ оформление.

Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объѐм фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках, что безусловно приведет к успешной социализации выпускников школы как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

Таким образом, формирование и достижение указанных личностных результатов -задача и ответственность всего педагогического коллектива.

Для начала приведу данные о самоопределении наших выпускников за последние 3 года.

Но вопрос успешной социализации возникает не только на этапе окончания определенного уровня обучения. С развитием инклюзивного образования все чаще и чаще в школу приходят дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды, дети, отличающиеся от других уровнем развития аутестического спектра, имеющие задержку психического развития, педагогически запущенные.

Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза

на его пороки. Она должна в этой реальной и небезупречной среде создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом прежде всего и проявляется социальная эффективность образования .

Какая же роль в этом сценарии отводится педагогу?

И у нас такие примеры есть: это педагоги, которые помогают осваивать не только учебный материал, но и по личной инициативе, не требуя дополнительных оплат и вознаграждений, организуют взаимодействие с обучающимися, могут научить общаться, преодолевать трудности, дружить, любить, ЖИТЬ!

Педагог представляется детям взрослым по возрасту и некоторому жизненному опыту, но готовым, наравне с детьми, к самопознанию культуры и самого себя. Только такая позиция педагога в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействие с ним и сотрудничество. Организуя воспитательный процесс, такой педагог не будет озабочен созданием каких-то особых, имитирующих реальную жизнь, условий, а все свои силы, время, творчество отдаст увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению мира и естественных отношений.

Предлагаю утвердить основной принцип воспитания и успешной социализации в нашей школе - принцип педагогического оптимизма.

Авторство этого принципа принадлежит А. С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспитательных систем.

Во-вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его

Вспомните, когда вы последний раз разговаривали с таким ребёнком по душам.

Помните?! Без любви всё – ничто.

В.В. Путин в своём обращении к Федеральному собранию отмечает: «Нельзя

Личностный результат, на мой взгляд, - это самый главный результат, который

должен быть сформирован в школе. Если мы сделаем ставку на формирование

личностного результата, обязательно повысится качество образования в целом и уровень социализации учащихся.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло

детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из

Проблема успешной социализации выпускников школы остается в центре внимания педагогического коллектива. Управление процессом социализации учащихся осуществляется на основе диагностики, коррекции, прогнозирования потребностей (образовательных, профессиональных) школьников и родителей, а также на основе мониторинга и анализа социальной адаптации учащихся.

Всего 64 выпускника.

10-й класс- 25 (39 %)

Другие СУЗы- 9 (14,1%)

Всего 32 выпускника.

( %) Всего: 57 выпускника

ОГБОУ СПО КГТТ -18 ( 32%) (из них НПО-4)

ОГБОУ СПО КМТ р.п. Карсун -6 (11 %)

Другие СУЗы:5 ( 9%)

Всего: 44 выпускника

Другое-1 ребенок-инвалид (2%)

Всего: 63 выпускника

ОГБОУ СПО КГТТ- 11 (17 %)

ОГБОУ СПО КМТ- 8 (13 %)

Другие СУЗы- 6 (10 %)

Всего: 25 выпускников

Все выпускники 9 и 11 классов трудоустроены.

На самоопределение выпускников повлияли следующие факторы:

трудовое обучение и воспитание,

основы научной организации труда, приобретённые в процессе исследовательской деятельности.

Мониторинг распределения выпускников 11-х классов продолжения образования показывает, что большинство учащихся стремится получить высшее или средне специальное образование.

Выпускники школы готовы выполнять свои гражданские обязанности. На это сильное влияние оказала активность учащихся в общественной деятельности в школе.

Анализ мотивов самоопределения выпускников показал, что большинство учащихся ориентируются на знание учебных предметов, и престиж профессии. У выпускников школы преобладают положительные мотивы выбора профессии. Учащиеся (90%) делают выбор сознательно, а не под давлением друзей или обстоятельств.

Решению проблемы успешной социализации школьников способствовала качественно организованная предпрофильная подготовка.

Успехи и достижения учащихся в мероприятиях разного уровня, их участие в школьных, районных и областных олимпиадах, результаты тестирования по выявлению профессиональных наклонностей девятиклассников учитывались при выборе дальнейшего пути. Итогом предпрофильной подготовки явилось анкетирование учащихся, их родителей по выбору будущего профиля обучения.

В школе были созданы условия для социально-психологической поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся. Эффективно проводилась профориентационная работа.

Цели профориентационной работы:

1. Оказание поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

-получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся,

-выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Профориентационная работа в школе

1. Администрация школы

2. Классные руководители

4. Социальный педагог, психолог

5. Медицинский работник

Основные мероприятия профориентационной работы:

1. Взаимодействие с предприятиями поселка (экскурсии, встречи с руководителями, шефами).

- Договоры с предприятиями социума о сотрудничестве:

-Организация экскурсий на предприятия города: аптека; почтовые отделения;

администрация; пожарная часть; милиция; библиотека; музей.

- встреча с выдающимися людьми посёлка, района и области,

-Мероприятия в рамках Года Человека Труда

2. Система работы с образовательными учреждениями посёлка и области

- Договоры с сузами и ВУЗами и предприятиями социума о сотрудничестве: УлГТУ, МУК ДОД ДШИ им. А. Пластова, ОГБОУ СПО ТТ р.п. Карсун, МУК ДОД ЦДОД; - МУК ДОД ДЮСШ, ОГБОУ СПО МТ р.п. Карсун, МУК ДОД СЮТ, УлГУ.

-Экскурсии в университеты. Организация экскурсий в ВУЗы Ульяновска.

-Участие в днях открытых дверей. День открытых дверей УлГТУ и УлГУ в сентябре 2013г. Традиционно участвуем в Зимней школе при УлГТУ

-Встречи школьников с представителями ВУЗов и СУЗов, классные часы по профориентации.

-Экскурсии в ЦЗН. Проведение тестирования сотрудниками Карсунского ЦЗ,

-Открыта профориентационная площадка по авиационному направлению. В этом году 3 выпускника выбрали данное направление.

В школе созданы все условия для успешной учёбы, каждый ученик может выбрать соответствующий ему уровень подготовки, необходимый для дальнейшего самоопределения в выборе профессии.

В течение 3-х лет сохраняется тенденция роста количества выпускников школы, продолжающих обучение в ВУЗах, ССУЗах.

По мнению родителей, выпускники школы подготовлены к выбору профессии, к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Учителя школы готовят выпускников для жизни в семье, обществе, учат умению выжить и сориентироваться в рыночных отношениях, выбрать специальность необходимую и востребованную обществом, найти своё место в жизни.

Обеспечение вариативности образования.

Проведение мониторинга по профориентации.

Анализ деятельности по обеспечению образовательных услуг с учетом индивидуальных и общественных потребностей

Все дети от 6,5 до 18 лет обучаются в школе. С 2000 года в школе ведется банк данных о детях школьного возраста 6,5-18 лет. С 2004 года в банк данных вносятся дети от года до 18 лет. Данная информация позволяет прогнозировать развитие школьного обучения до 2016 года, вести строгий учет детей школьного возраста создать условия для охвата всех детей обучения. К работе сбора информации привлечены все педагоги школы.

Отсева учащихся из школы нет.

В школе созданы все условия для охвата всех детей обучением и сохранения контингента учащихся: дети из малообеспеченных семей поставлены на льготное питание, осуществляется подвоз иногородних детей (Краснополка, Б.Поселки, ЧНФ, Глазовка, Малое Станичное, с. Таволжанка), для детей с ограниченными возможностями проводится индивидуальное обучение на дому, осуществляется дистанционная форма обучения. В 2013-2014 учебном году продолжается индивидуальное обучение детей на дому 11 человек, испытывающие затруднения стационарного школьного обучения, по заключению ВТЭК обучаются на дому. Индивидуальное обучение строится на основе различных образовательных программ в соответствии с индивидуальными особенностями детей, используются специальные (коррекционные) программы 7 и 8 видов. Дети начальной школы посещают ГПД.

Также школа обращается за помощью к инспектору ПДН. В 2013-2014 уч. году регулярно обращались с просьбой помочь в решении вопросов, в т.ч. касающихся пропусков занятий учащимися школы.

Благодаря совместной работе учебного заведения, дети и родители становятся более дисциплинированными и ответственными.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство.

Для снисхождения остроты кризисных явлений, профилактики проявлений их на уровне социума в школы необходимо совершенствовать условия, способствующие формированию правового социально-педагогического пространства, что достижимо при решении следующих задач:

1)Повысить уровень правовой культуры и правовых знаний, социальной комплектности участников образовательного процесса.

3)В целях выявления скрытого отсева учащихся из ОУ усилить контроль реализации системы анализа и учета пропусков занятий, нарушения дисциплины.

На каждый учебный год составляется план работы с опекаемыми детьми, куда входят такие пункты, как:

-уточнение списка опекаемых детей, обучаются в школе;

- составление актов обследования ЖБУ опекаемых;

- контроль за успеваемостью детей;

- контроль за посещаемостью школы;

- взаимодействие с органами опеки, секции.

С опекунами постоянно проводятся консультации, оказывается психологическая помощь. Оказывается помощь в оформлении документов.

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях от бытового до нормативно-законодательного.

Выводы : Для успешного осуществления всеобщего образования детей необходимо, чтобы в поселке были созданы рабочие места, чтобы родители не уезжали в города в поисках работы, не оставляли детей на родственников, так как они (дети) становятся бесконтрольными. В школе все условия для охвата детей всеобщим образованием имеются: в наличии кабинеты, методическая литература, штат педагогов.

Резервы для планирования деятельности на новый учебный год

Работу по организации учебно-воспитательного процесса строить на диагностической основе.

Реализовать личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.

Продолжить проведение мониторинга посещаемости учебных занятий учащимися.

Анализ деятельности педагогического коллектива по созданию условий для достижения оптимальных конечных результатов

Похожие документы:

Природопользования и экологии Ульяновской области

. от федерального до муниципального . с приказом Рослесхоза от 16 . Карсунский Тереньгульский, Сенгилеевский районы В группу средне . образовательным . бюджетного реформирования . 2014 г «Организация производства по углубленной переработке древесины и токарных работ .

Читайте также: