Диагностика слабоуспевающих детей в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является не сформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации и т. д.

Проблема школьной неуспеваемости и ее причины – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих.

Так выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как не психологического характера (семейно- бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребности – мотивационных сферах индивидуально-психологические особенности учащихся, не сформированность процессов анализа и синтеза и др.). Многообразие причин школьной неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися- дополнительные занятия с ними, состоящие, в основном, в повторении пройденного учебного материала. Как показывает опыт, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не дает желаемого результата.

Для того чтобы работа со слабоуспевающими учениками стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

Причиной низкого усвоения знаний часто является недостаточность развития мыслительной деятельности у школьника, в частности, таких основных её операций, как анализ и синтез, слабое развитие регуляторных процессов интеллектуальной деятельности. Кроме того, учителю следует учитывать особенности психомоторного (двигательного) развития слабоуспевающих школьников, т.е. их способность к тонкой двигательной координации.

Слабоуспевающие школьники, в отличие от хорошо успевающих, характеризуются неравномерностью интеллектуальной и двигательной сфер, что и является в большинстве случаев причиной их отставания в учебе. Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена в первую очередь на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше.

Какие же стороны психической деятельности слабоуспевающих учащихся были использованы? В первую очередь, мы исходили из важной роли операций анализа и синтеза в процессе усвоения знаний, ибо степень развития этих операций определяет продуктивность запоминания и мышления. Продуктивность памяти зависит от степени вовлечения мыслительных операций анализа и синтеза и в процессе запоминания.

В ходе эксперимента изучали как произвольную, так и непроизвольную память. Произвольная память изучалась как опосредствованная процессами мышления (методика "Пиктограммы"), а непроизвольная память рассматривалась как результат мыслительной обработки воспринимаемого материала (методика "Веселые картинки").

От степени развития у учащегося аналитико-синтетической деятельности мозга зависит, в какой степени ученик способен анализировать воспринимаемую информацию, затем интегрировать (объединять) её и на этой основе формировать целостное представление об изучаемом материале. Эта сторона интеллектуальной деятельности изучалась с помощью методики "Лабиринт".

Следующей причиной школьной неуспеваемости может являться недостаточная сформированность процессов саморегуляции интеллектуальной деятельности, проявляющаяся в умении анализировать и воспроизводить заданный образец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу, инструкции. Эта сторона психической деятельности изучалась с помощью методик "Палочки" и "Домик". И, наконец, выявлялась степень развития умения тонко, координировано управлять микромоторикой (методика "Змейка").

Кратко суть методик состояла в следующем.

Методика "Пиктограммы" (изучение произвольной памяти). Ученик получает лист бумаги, разделенный на 20 клеточек. Его задача состояла с том, чтобы с помощью условных изображений (пиктограмм) запомнить 20 слов (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель говорил с интервалами в 10 – 15 секунд. Через 20 – 30 минут ученик должен был, глядя на свои пиктограммы вспомнить как можно больше слов и записать их в клеточки под соответствующими пиктограммами. Таким образом, наилучший результат в этом опыте равнялся 20 баллам.

Методика "Весёлые картинки" (изучение непроизвольной памяти). Ученику показывали одновременно 20 картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по 4 – 5 картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать те изображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получает один балл. В этом опыте максимальный результат равнялся 20 баллам.

Методика "Лабиринт" (выявление степени развития аналитико-синтетической деятельности).

Выполняя задание, ученик должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе не разрывать группу палочек, не писать на полях, писать палочки через строчку. По этим показателям, определяющим степень сформированности самоконтроля, оценивалась работа ученика. Наилучший результат оценивался 10 баллами.





Для эксперимента были выбраны 19 школьников II класса со средним баллом успеваемости по основным дисциплинированным от 2,25 до 3,5 балла.

Несмотря на то, что эти ученики в целом справлялись с занятиями хуже, чем их одноклассники, однако некоторые слабоуспевающие школьники выполнили отдельные задания на уровне хорошо успевающих учащихся. Эти данные еще раз подтвердили наше предположение в неравномерности развития отдельных сторон психической деятельности у этих детей. Наряду с недостаточным развитием одних психических процессов наблюдалось удовлетворительное или даже хорошее развитие других.

Именно этот вывод обнадеживает и делает весьма перспективной работу со слабоуспевающими детьми, в ходе которой опора должна осуществляться на психические процессы, получившие свое наилучшее развитие. Поэтому специальные занятия с отстающими школьниками не должны проводить в виде традиционных дополнительных занятий. Они, прежде всего, должны состоять из специального подобранных развивающих знаний, составленных на не учебном материале, и направленные на формирование тех сторон и качеств психической деятельности, которые в значительной степени определяют низкую эффективность их учебного труда. Совершенно очевидно, что такие развивающие упражнения надо подбирать индивидуально для каждого слабого успевающего ученика с учетом его психического развития. Только такие дополнительные занятия принесут пользу ученикам и повысят успеваемость их учебы.

На конкретных примерах рассмотрим полученные в нашем исследовании результаты. В обследованной нами группе были выделены ученики, показавшие по сумме всех методик лучший, средний и низкий результаты. На схеме представлены психограммы трех учащихся. По оси абсцисс обозначены наименования экспериментальных методик, ось ординат обозначает 100 – процентную линию правильного выполнения каждого из заданий. В случае полного и качественного выполнения всех заданий психограммы ученика должна полностью совпадать с этой линией. Линия выше 100- процентной линии – баллы за качество выполнения заданий, ниже – процент правильного выполнения. Любое отклонение в ту или в другую сторону является свидетельством неблагополучия в данной области психической деятельности школьника. Значит, именно эти психические процессы и требуют коррекционных воздействий учителя.


В статье рассматриваются и выявляются причины школьной неуспеваемости у учащихся младших классов, анализируются полученные результаты исследования.

Ключевые слова: неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости, профилактика неуспеваемости младших школьников.

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время достаточно широко распространена. В образовательной среде существует общая обеспокоенность, касающаяся неуспеваемости младших школьников. Несмотря на неослабевающий интерес психологов и педагогов к этому явлению и его факторам, проблема взаимосвязи особенностей умственного развития учащихся с их успеваемостью не теряет актуальности. Это обусловлено тем, что общество требует повышения образовательного уровня школьников, и в связи с этим обучение в школе ориентировано в первую очередь на увеличение объема знаний по различным дисциплинам. Таким образом, процесс передачи знаний учащимся закономерно порождает проблему поиска резервных интеллектуальных возможностей учеников, опора на которые при организации учебного процесса повысит эффективность усвоения знаний учащимися.

Далее нами был изучен уровень мотивации у младших школьников. Для этого использовалась диагностика мотивации, тест В. М. Матюхиной [4]. По результатам тестирования было выявлено несколько мотивационных групп учащихся. Так, мотивация долга развита только у 3 % учащихся — 1 школьник, мотивация самоопределения у 6 % учащихся (2 ученика). Мотивация благополучия — у 3 % учащихся (1 ученик). Мотивация аффилиации (стремление находиться в обществе) — у 11 % учащихся (3 ученика). Мотивация избегания неудач развита у наибольшего количества учащихся — у 20 % (6 учеников). Мотивация учебно-познавательная (содержание учения) — у 11 % учащихся (3 ученика). Мотивация учебно-познавательная (процесс учения) — у 13 % учащихся (4 ученика). Мотивация коммуникации — у 16 % учащихся (5 учеников). Мотивация творческой самореализации — у 6 % учащихся (2 ученика). Мотивация достижения успеха — у 11 % учащихся (3 ученика).

Далее нами была проведена диагностика самооценки учащихся по модифицированной методике Дембо — Рубинштейна [5]. Данный тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки. Результаты тестирования показали, что адекватная самооценка наблюдается у 33 % учащихся (10 учеников), завышенная самооценка наблюдается у 26 % учащихся (8 учеников), заниженная самооценка наблюдается у 40 % учащихся (12 учеников).

Затем нами была проведена диагностика по определению свойств нервной системы. Для этого использовался теппинг-тест по определению коэффициента и свойств нервной системы — методика Е. П. Ильина [6]. Результаты теппинг-теста показали, что сильный тип нервной системы — у 40 % учащихся (12 человек). Стабильный тип нервной системы — у 17 % учащихся (5 человек). Слабый тип нервной системы — у 27 % учащихся (8 человек). Среднеслабый тип нервной системы — у 10 % учащихся (3 человека). Среднесильный тип нервной системы — у 6 % учащихся (2 человека).

Таким образом, мы можем сделать выводы, что причинами школьной неуспеваемости могут быть:

Согласно нашей выборке, уровень мышления ниже среднего и низкий уровень мышления отмечается у 45 % учащихся.

2. Уровень памяти.

Согласно нашей выборке, уровень памяти ниже среднего и низкий уровень памяти отмечается у 40 % учащихся.

3. Пониженная мотивация учащихся.

Согласно нашей выборке, только у 24 % учащихся мотивация направлена на содержание и процесс учения. Мотивация, направленная на коммуникацию со сверстниками, а не на учебный процесс, наблюдается у 16 % учащихся, мотивация на избегание неудач — у 20 % учащихся, мотивация аффилиации (стремление быть в обществе) — у 11 % учащихся. Следует отметить крайне низкие показатели мотивации на достижение успеха (всего у 11 % учащихся) и мотивации долга (3 % учащихся).

4. Свойства нервной системы учащихся.

Слабый, среднеслабый тип нервной системы отмечается у 37 % учащихся. Сильный и стабильный тип нервной системы — у 57 % учащихся.

На основании проведенных диагностических исследований и полученных результатов нами были разработаны рекомендации родителям и педагогам о способах преодоления неуспеваемости у младших школьников.

  1. Hoover-Schultz Barbara, 2005. Gifted underachievement: oxymoron or educational enigma. Accessed 31.05.2009.
  2. Кулагина И. Ю., Калюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Владос, 2014. 430 с.
  3. Альманах психологических тестов. М.: Прайм-СТ, 1995. 320 с.
  4. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2014. 150 с.
  5. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Речь, 2014. 214 с.
  6. Елисеева О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Речь, 2013. 200 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, нервная система, уровень мышления, уровень памяти, школьная неуспеваемость, ученик, школьник, мотивация, учебный процесс, образовательная среда.

Ключевые слова

неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости, профилактика неуспеваемости младших школьников

неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости, профилактика неуспеваемости младших школьников

Похожие статьи

Особенности познавательных процессов как причина.

Таким образом, от уровня интеллектуального развития учащегося зависит успешное усвоение учебной программы в школе. Литература: 1. Блонский П. П., как предупредить неуспеваемость школьников/ П. П. Блонский-М.: Просвещение, 2001- 423 с.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

Учебная мотивация младших школьников. Автор: Крылова Дарья Алексеевна.

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя

И все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при.

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой. Все учащиеся показали в основном хорошую школьную мотивацию.

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на.

Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема

Такой группе неуспевающих студентов рекомендуются задания, которые направлены на развитие мышления, памяти и внимания.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебно-воспитательный процесс, причина неуспеваемости, задание.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей.

Процесс развития личности младших школьников тесно связан с их ведущей деятельностью — учебной, результаты которой, во многом, зависят от уровня школьной мотивации учащихся.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно.

Память как познавательный процесс у младших школьников при.

Учебная мотивация младших школьников.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников. Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ

Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень.

Похожие статьи

Особенности познавательных процессов как причина.

Таким образом, от уровня интеллектуального развития учащегося зависит успешное усвоение учебной программы в школе. Литература: 1. Блонский П. П., как предупредить неуспеваемость школьников/ П. П. Блонский-М.: Просвещение, 2001- 423 с.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

Учебная мотивация младших школьников. Автор: Крылова Дарья Алексеевна.

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя

И все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при.

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой. Все учащиеся показали в основном хорошую школьную мотивацию.

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на.

Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема

Такой группе неуспевающих студентов рекомендуются задания, которые направлены на развитие мышления, памяти и внимания.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебно-воспитательный процесс, причина неуспеваемости, задание.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей.

Процесс развития личности младших школьников тесно связан с их ведущей деятельностью — учебной, результаты которой, во многом, зависят от уровня школьной мотивации учащихся.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно.

Память как познавательный процесс у младших школьников при.

Учебная мотивация младших школьников.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников. Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ

Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ученика, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого материала, даже самого трудного предмета. Даже разовое переживание может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребнка. Как помочь слабоуспевающим учащимся?

План работы

со слабоуспевающими учащимися 1 б класса

Мероприятия

1. Проведение контрольных срезов знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

2014-2015 уч.год

Мониторинг индивидуально-консультационной (предметной)

деятельности учителя начальных классов

со слабоуспевающимися

Ф.И.О.учителя - Михайлова А.И.

Предмет - обучение грамоте (литературное чтение)

Расписание дополнительных занятий - понедельник (русский язык) -12.10-12.45

- вторник (математика) -12.10-12.45

- пятница (литературное чтение)- 12.10-12.45

Причины связаны с:

учебным предметом

взаимоотно-шениями

другие причины

1.Низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие мышления, памяти, неустойчивое внимание, отсутствие орфогрфической зоркости, быстрая утомляемость и др.

2. Низкий уровень учебного труда.

1.Низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие мышления, памяти, неустойчивое внимание, отсутствие орфогрфической зоркости, быстрая утомляемость и др.

2.Низкий уровень учебного труда. 3.Несформированность предметных умений и навыков.

1.Низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие мышления, памяти, неустойчивое внимание, отсутствие орфографической зоркости, быстрая утомляемость и др.

2.Низкий уровень учебного труда. 3.Несформированность предметных умений и навыков.

Мероприятия по устранению неуспеваемости.

Ф.И. учащегося

Индивидуально-

предмет ная

деятель ность

Беседы учителя с родителя-ми

Беседы с админи-страцией по просьбе учителя

Беседы кл.руко водителя с родителями по просьбе учителя

Беседы администр. с родителями по просьбе учителя

Вызов на педсовет, совет профилак-тики и др.

Другие мероприятия

1.Создание информационного банка учащихся, имеющих низкие учебные показатели.

2.Выступления на классных родительских собраниях.

3.Тренинги с учащимися.

4.Еженедельные индивидуально-коррекционные занятия по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся, еженедельное консультирование родителей учащихся.

-индивидуально- дифференцированный подход в обучении;

-использование на уроках зрительных диктантов по технологии И.Т.Федоренко, И.Т. Пальченко (развтие оперативной памяти);

-привлечение учащихся к внеклассной работе по предмету;

-привлечение комплекса интеллектуальных игр, разработанных Е.В.Заикой (развитие универсальных мыслительных операций);

-совершенствование системы обучения на основе грамматического модулирования;

-использование тематического контроля как корректирующего;

-внедрение новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и компетентностно-деятельностных и др.

Подпись учителя начальных классов______________________

Журнал учёта индивидуальных занятий со слабоуспевающими детьми по математике


Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Получение знаний за курс 2 класса

Выбор форм получения знаний.

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- памятки, карточки, творческие задании

- вовлечение в групповую работу

- вовлечение в проектную деятельность

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4. указание алгоритма решения или выполнения.

5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться

к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,

учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания

учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,

раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при

затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются

упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах

или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для

стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и

указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-

витием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных

затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются

задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой

темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсуствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

1.Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.

3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.

7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почуствовать принадлежность к классному коллективу.

Работа с родителями

1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы

по отдельным предметам.

3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

4.Создание коррекционных тетрадей

5. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

Наметить учащихся со слабой успеваемостью.

Составление плана работы с детьми.

Реализация плана в течение учебного года.

Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

б) аналитический (разъяснительный);

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

5. Межпредметные связи

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Читайте также: