Уровни способности школы к саморазвитию

Обновлено: 30.06.2024

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, становятся полезными в наше непростое время. Личность ребёнка развивается в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. Чтобы сформировать целостную личность, необходимо развивать познавательный интерес.

ВложениеРазмер
formirovanie_u_mladshih_shkolnikov_gotovnost_k_samorazvitiyu.docx 23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников готовность к саморазвитию

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Школьное образование ставит задачу развития способности ребёнка к учению как к саморазвитию.

Чтение раскрывает больше возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребёнка. Именно на уроках литературного чтения и формируется самореализация личности у учащихся. Цель каждого моего урока состоит в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивают умения анализировать.

Для самореализации личности использую разнообразные и наиболее интересные виды работы:

1. Развития речевого аппарата.

Ученики произносят различные звукоподражания с разной силой голоса, меняя темп речи.

2. Формирования чёткой дикции. Учащиеся сначала читают буквы, затем слоги, карточки с которыми вразброс прикреплены на доске. Потом самостоятельно составляют слова и объясняют лексическое значение каждого слова.

3. Чтение скороговорок. Используется чтение скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

4. Работа с чистоговорками.

Это позволяет развивать творческие способности учащихся.

По образцу ученики самостоятельно придумывают свои чистоговорки, порой очень весёлые:

Например, « Лы-лы-лы – любим мы с тобой каникулы.

Об-об-об – провалились мы в сугроб.

5. Произнеси стихотворение без ошибок (стихотворение пишется на доске).

6. Отработки интонационной выразительности речи . Учащиеся читают разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь передать голосом восторг, удивление, сожаление, радость, грусть и т.д.

Сначала ученики читают текст с учителем. Затем на роль учителя приглашается хорошо читающий ученик, и учащиеся читают вместе с ним. Это стимулирует учащихся.

9. Составляют рассказы, стихи, загадки, сказки, применяют сюжетные и предметные картинки.

10. «Ролевые игры, игровые интерпретации и т.д.

Ш.А. Амоношвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребёнка в мир знаний, сделать его активным. Игра и помогает ребёнку проявить самостоятельность, активность.

11. Участие детей в научно-практических конференциях, подготовка докладов, выступлений, рефератов.

Вся эта работа дает возможность любому ученику проявить себя и показать свои знания.

Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке, и наша цель– сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. Более того, нужно, чтобы с нашей помощью они прошли школу литературного творчества, ощутили радость, сделали свои первые шаги к самовыражению. Пусть ученик удивится, порадуется, начнет уважать себя за знания и умения, которые, оказываются, уже у него есть. Наверное, поэтому сейчас появились учебники по начальному литературному образованию, учебники, которые позволяют учить детей литературному чтению и творчеству.

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, становятся полезными в наше непростое время. Личность ребёнка развивается в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. Чтобы сформировать целостную личность, необходимо развивать познавательный интерес.

У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения, трудностью или лёгкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыки учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя – создавать условия для познавательной активности учащихся, формировать самостоятельность и работоспособность.

Я считаю, что уроки литературного чтения должны прививать ребёнку потребность в чтении, приобщении к миру искусства и к миру собственной души. Цель литературного образования – научить читать книги, то есть осмысливать и переживать то, что изображает автор, оценивать, соотносить все узнаваемое со своими представлениями и ценностями; воспитать грамотного читателя.

Начальная школа. 2008., № 6.

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Инструкция. Оцените себя по 9-балльнон шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умении и навыков саморазвития. Предложите также оценить себя коллегам но этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.

Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности

I. Мотивационный компонент (9 - 81 балл)

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"

I. Мотивационно-творческая направленность личности

Заинтересованность в творческой деятельности

Стремление к творческим достижениям

Стремление к лидерству

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

Личная значимость творческой деятельности

Стремление к самосовершенствованию

II. Креативность педагога

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

Стремление к риску

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

Способность к самоанализу, рефлексии

III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности

Владение методами педагогического исследования

Способность к планированию экспериментальной работы

Способность к созданию авторской концепции

Способность к организации эксперимента

Способность к коррекции своей деятельности

Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов

Способность к сотрудничеству

Способность творчески разрешать конфликты

IV. Индивидуальные особенности личности учителя

Работоспособность в творческой деятельности

Уверенность в себе

На основе полученных результатов делаются выводы:

о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной

деятельности – набрано от 84 до 71 балла;

среднем уровне – от 70 до 55 баллов;

низком уровне – менее 55 баллов.

АНКЕТА
"Самообразование педагогов"

Нужен ли учителю план самообразования? Почему? Обоснуйте свое мнение.

Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с проблемами образовательного учреждения?

Планируете ли вы исследовательскую работу? В чем она заключается?

Какую литературу (психологическую, педагогическую, по содержанию предмета) вы изучали в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Порекомендуйте своим коллегам наиболее интересные работы.

Как вы планируете этапы работы над своей темой самообразования?

Какие трудности вы испытываете при работе над индивидуальной темой самообразования? Как преодолеваете их? Какая и чья помощь вам необходима?

Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов в ходе мониторинга профессиональной компетентности

1. За что вас ценят ваши друзья?

а) Преданный и верный друг;

б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;

в) эрудированный, интересный собеседник.

2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;

б) я пытался это делать, но нерегулярно;

в) положительно, так как я давно это делаю.

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?

а) Нет достаточно времени;

б) нет подходящей литературы;

в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?

б) переоцениваю свои способности;

в) точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) генератор идей;

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:

10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;

б) читаю художественную литературу;

в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

1 1. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес? а)Научная фантастика; б)религия; в)психология.

12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?

13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?

14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего?

а) Живи и наслаждайся жизнью;

б) жить, чтобы больше знать и уметь;

в) жизнь прожить - не поле перейти.

15. Кто ближе всего к вашему идеалу?

а) Человек здоровый, сильный духом;

б) человек, много знающий и умеющий;

в) человек, независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?

б) скорее всего, да;

17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?

18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?

а) Путешествовал бы и посмотрел мир;

б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в любимое дело;

в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие.

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом :

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию .

Суммарное число баллов :

Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию :

1 - очень низкий уровень;

3 - ниже среднего;

4 - чуть ниже среднего;

5 - средний уровень;

6 — чуть выше среднего;

7 - выше среднего;

8 высокий уровень;

9 - очень высокий уровень;

Оценка трудолюбия и работоспособности у педагогов

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов ответа.

1. Часто ли вы выполняете работу, которую вполне можно было бы передать другим?

а) да; б) редко; в) очень редко.

2. Как часто из-за занятости вы обедаете наспех? а) часто; б) редко; в) очень редко.

3. Как часто ту работу, которую вы не успели выполнить днем, вы выполняете вечером?

а)редко; б)периодически; в)часто.

4. Что для вас характерно?

а) вы работаете больше других;

б) вы работаете как все;

в) вы работаете меньше всех за счет организованности.

5. Можно ли сказать, что физически вы были бы более крепким и здоровым, если бы были менее усердны в учебе или на работе?

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

6. Замечаете ли вы, что из-за усердия в работе, учебе вы мало времени уделяете общению с друзьями?

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

7. Не характерно ли для вас то, что уровень работоспособности в последнее время стал несколько падать?

а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет.

8. Замечаете ли вы, что в последнее время теряете интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с вашей учебой, работой?

а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет.

9. Подстраиваете ли вы свой образ жизни под нужды учебы, работы?

а) да; б) когда как; в) скорее всего, нет.

10. Способны ли вы заставить себя работать в любых условиях? а) да; б) когда как; в) нет.

11. Раздражают ли вас люди, которые отдыхают в то время, когда вы работаете?

а) да; б) когда как; в) нет.

12. Как часто вы увлечены работой, учебой? а) часто; б) периодически; в)редко.

13. Были ли в последнее время у вас ситуации, чтобы вы не могли заснуть, думая о своих проблемах по учебе или работе?

а)часто; б) периодически; в)редко.

14. В каком темпе вам присуще работать?

а) медленно, но качественно;

в) быстро, но не всегда качественно.

15. Работаете ли вы во время каникул, отпуска? а) чаще всего да; б) иногда; в) нет.

16. Что для вас характерно с точки зрения профессионального самоопределения?

а) я давно выбрал для себя профессию и стремлюсь профессионально самосовершенствоваться;

б) я точно знаю, какая профессия мне больше всего подходит, но для того, чтобы овладеть ею нет подходящих условий;

в) я еще не решил, какая профессия мне подходит.

17. Что бы вы предпочли?

а) иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже и не всегда высокооплачиваемую;

б) работу, где требуется трудолюбие и мастерство, высокооплачиваемую;

в) работу, не требующую большого напряжения и сил, но достаточно прилично оплачиваемую.

18. Считали ли вас родители, учителя человеком усидчивым и прилежным?

а) да; б) когда как; в) нет.

При подсчете суммарного числа баллов ответы оцениваются:

а) 3 балла, б) 2 балла, в) 1 балл.

Суммарное число баллов:

29-31 ниже среднего

32-34 чуть ниже среднего

35-37 средний уровень

41-43 выше среднего

44-46 высокий уровень

47-50 очень высокий уровень

Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию

на проведение анализа успешности внутришкольной учебы

1. Какое событие сыграло значительную роль в повышении качества вашей работы?______________________________________

2. Общение с кем из коллег более всего способствует вашей работе, заряжает вас, повышает творческий потенциал?____________

3. Какая статья, книга, лекция, беседа, посещенный урок, событие вне школы оказались очень полезными для вас в профессиональном плане?________ _______________

4. Какую роль в повышении ваших профессиональных знаний и умений играет администрация школы?_______________________

10 баллов - большую, 0 баллов - никакую.

5. Какое из профессиональных учебных занятий оказалось для вас полезным?____________________________________________

6. Представляют ли для вас интерес подборки по предметам, книги, статьи, методические пособия, карточки передового педагогического опыта, накапливаемые в школьной библиотеке или у заместителя директора по учебно-воспитательной работе?_________

Да. Не очень. Нет

7. Нужна ли вам помощь в активизации вашей работы по самообразованию (помочь в выявлении проблем, подсказать темы, помочь с поиском литературы, помочь консультацией и совместным

8. Готовы ли вы поделиться тем новым, что открылось для вас в

этом учебном году?________________________________________

После обработки полученной информации приступить к формированию плана переподготовки и определения тематики самообразования учителей.

профессиональной готовности педагога:

деятельность, умения, знания, коррекция

1. Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.

2. Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.

3. Положительная заряженность, остроумие, юмор.

4. Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.

5. Умение распределять свои силы, творческую энергию в течение дня, недели, четверти.

6. Умение перед входом в школу сбрасывать с себя груз проблем.

7.Толерантность - приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.

8.Эмпатия - способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.

9. Увлеченность всяким делом, за которое взялся.

10. Умение хранить детские тайны.

11. Умение жить интересами детей.

12. Инициативность, энергичность.

13. Авторитет среди учащихся и родителей.

14. Умение держать разумную дисциплину.

15. Наличие интересов, привлекательных для ребят.

16. Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.

17. Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.

18.Умение инициировать, организовывать и помогать детским самодеятельным организациям.

19.Умение вовремя приходить на помощь.

20.Способность к поиску, творчеству.

21.Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.

22.Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.

23. Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.

24. Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.

25. Способность к самоиронии.

26. Рефлексивная способность.

27. Постоянная забота о своем здоровье и здоровье учащихся.

28. Умение доводить начатое до конца.

29.Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к урокам.

30. Умение признавать свои ошибки.

31. Способность к индивидуальной продуктивной работе с учащимися

«Совершенствование профессиональной деятельности

(для педагогов)

1. Ф. И. О.____________________________________________

2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения.

3. Не основные профессиональные знания и умения.

4. Дополнительные интересы (хобби).___________________

5. Что мешает мне работать (основные профессиональные проблемы). __________________________________________________

6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа - в чем Вы испытываете затруднения._____________________________________

7. Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10-балльной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов - очень хорошо, 1 балл - очень плохо.)______________________________

8. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием, и чего Вам удалось достигнуть?_______________________________________

9. Запишите, каких достижений вы добились в этом учебном году в преподавании своего предмета, во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности, в общественно-педагогической деятельности.___________________________________

10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам профессиональную помощь и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь? ________________________________________

11. Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одному уроку (в среднем)?___________________________________________

12. Последнее время вы работаете над:

а) составлением новой программы, разработкой новой методики, статьей;

б) средствами наглядности, учебным пособием, сценарием, допишите недостающее______________________________________.

15. Уроки кого из коллег Вы хотели бы посещать?__ _____

16. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться (на выезде)?____

17. Каких знаний Вам не хватает?_________________________

18. Какие темы в рамках школьного научно-методического семинара Вы предложили бы к обсуждению? _________

19. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися? ________________________________

Анкета заполняется администрацией по каждому учителю в отдельности, заполняется собственно учителями и старшеклассниками. Каждый вид деятельности оценивается по 10-тибалльной шкале.

1. Знание предмета.

2.Умение ставить и достигать учебных целей (планируемых результатов обучения).

3. Отношения с учащимися.

4. Отношения с коллегами.

5. Организация внеклассной работы по предмету.

6. Умение создавать творческую атмосферу на уроке.

7.Умение достигать учебных целей через разумные педагогические требования.

8.Умение обеспечивать творческую, разумную дисциплину на уроке.

9. Знание проблем учащихся.

10.Умение индивидуально подходить к каждому ученику и способствовать его личному успеху.

11.Умение применять различные приемы и формы для активизации деятельности учеников на уроке.

12. Авторитет среди учеников.

13. Насколько интересны объяснения учителя?

14.Умеет ли учитель находить оригинальные решения в сложных ситуациях?

15. Повезло ли Вам, что Вы учитесь у данного учителя?

16. Назовите качества учителя, наиболее привлекательные для Вас.

17. Какие качества учителя Вам не очень нравятся.

18. Нравятся ли Вам: внешний вид учителя, его манера говорить, его манера шутить?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.

Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

Препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

Я верю в свои возможности

Я стремлюсь быть более открытым человеком

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

Я получаю удовольствие от освоения нового

Возрастающая ответственность не пугает меня

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Обработка результатов

Данные заносятся в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"

Анкета №2 "Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе"

Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – "да (препятствуют или стимулируют)";

4 – "скорее да, чем нет";

Препятствующие факторы

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач

Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо принимающих перемены в Вас и стремление к новому

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т. е. отсутствие объективной информации о себе

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

Стимулирующие факторы

Обучение на курсах

Пример и влияние коллег

Пример и влияние руководителей

Организация труда в школе

Внимание руководителей к обозначенной проблеме

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

Интерес к работе

Возможность получения признания в коллективе

Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;

Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу.

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

Способность педагогов к самообразованию

Ф. И. О. педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

Не сложившееся развитие

Анкета по темам самообразования

№ п/п

ФИО педагога

Должность

Тема самообразования

Год работы над темой

Деятельность по реализации темы

Этапы

Выступления по теме самообразования

1?й год

Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач

2?й год

Выбор практических методов; технологий обучения, критерии мониторинговых исследований, анкетирование, апробация

Выступление с докладом на педсовете

3?й год

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование

Выступление на городском МО, семинаре, представление результатов мониторинговых исследований

4?й год

Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации

Выступление на региональном, федеральном уровнях, открытые уроки, участие в конкурсах педагогического мастерства

5?й год

Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите

Творческий отчёт,открытые уроки, публикации в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов, авторские программы

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое - профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами - это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего - призвание. Призванные преподаватели - высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление - креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Читайте также: