Уголок желаний в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возрастов во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился, поэтому дошкольники чаще всего подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Ведь это во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми, поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста.

Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (если это требуется) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.

Уголок уединения – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психическое и физическое состояние и, в результате, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Задачи:

• создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

• сформировать позитивное отношение ребенка к ровесникам и взрослым;

• способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.

Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).

• эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия

• эмоции страдания - боль, страх, обида.

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к часто распространенным относятся обычная детская ревность, обида, зависть;

• ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;

• ребенок охраняет свою личную территорию;

• страх разлуки с родителями;

• чрезмерный родительский контроль;

• неуважение личности ребёнка;

• запрет на физическую активность;

• тяжелый эмоциональный климат в группе.

При организации психологического уголка может возникнуть ряд проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка? Как его расположить? Эту проблему необходимо решать индивидуально по каждой группе. Во-вторых, где взять средства? Часть материала для уголка воспитатели должны сделать самостоятельно, используя подручные средства, бросовый материал. Большую помощь могут оказать родители: что-то сделать своими руками, что-то принести из дома.

Особенности организации уголка уединения. Это место должно быть привлекательно и интересно для ребёнка. Цвета, которые желательно использовать в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен там отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами.

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть. Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.

Важно помнить!

• все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

• эффективность работы зависит от того, насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Примерное оформление уголков психологической разгрузки по возрастам

• уголок для уединения;

• мягкие подушки или мягкая мебель

• сонные игрушки (часто применяются в период адаптации)

• фотоальбомы с семейными фотографиями;

• материалы для песочной и водной терапии.

• уголок для уединения

• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

• коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);

• стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;

• мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

• цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети успокаиваются. Так же это дополнительное занятие для мелкой моторики.

• волшебный пластилин (дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться); так же можно использовать кинетический песок.

Старший дошкольный возраст.

• уголок для уединения (ширма, домик, шатёр)

• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

• мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

• набор бумаги для разрывания;

• коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);

• ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко);

Пребывая в детском саду, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог должен продумать интересный дизайн уголка и подобрать необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко можно сделать своими руками. На их основе детям надо предложить эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

1. Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада. //Воспитатель дошкольного учреждения. №4 – 2013

2. Справочник старшего воспитателя, № 9, 2011. Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы.

В статье говорится о том, как в условиях предметно-пространственной среды можно создать "ситуацию успеха " для каждого ребенка.

Содержимое публикации

Гулау Светлана Михайловна

средняя общеобразовательная школа

села Подстепки муниципального района

Ставропольский Самарской области.

наглядного пособия по созданию

успеха для каждого ребенка

в условиях предметно-

Доктор педагогических наук Александр Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду , то у него есть все шансы на успех в жизни.

“Строгому воспитателю воспитанников не видать”- гласит известная пословица, которая может означать многое: страх воспитанника перед педагогом, неуверенность в своих силах, тревогу.

Как ни печально осознавать, но и мы не всегда умеем поддержать тревожных, неуверенных детей. Чаще всего мы просто ужесточаем требования к их деятельности, а не ориентируемся на их возможности, создавая ситуацию успеха для них. Словосочетание “ситуация успеха” в воспитательном процессе стало уже привычным. Именно положительные эмоции могут стать для ребёнка стимулом в различных видах деятельности.

Прежде всего нужно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”.

Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех, а сам успех – это то, что способны организовать мы – педагоги.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание получать новые знания.

Успех в воспитательной деятельности – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания познавать.

Задача педагога – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый ребёнок – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Ситуацию успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка.

У детей при этом формируется уверенности и вера в себя, в свои силы.

Работая воспитателем в группе дошкольного образования я даю возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.

Дети стараются заработать как можно больше поощрений, что очень хорошо помогает приучать детей к самооценке .

По окончании определенного периода, который оговаривается с детьми заранее важно подвести итог : дети могут самостоятельно или с помощью воспитателя сосчитать свои наклейки, визуально ребенок видит, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться. Детям , у которых больше всех наклеек , в серединку цветочка приклеивается звездочка. В течении дня хвалю ребенка словесно, взглядом, но похвала должна быть дозированная, искренняя, эмоциональная. Похвала должна быть не только за результат, но и за процесс старания, прогресс.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

Как сделать уголок уединения в детском саду своими руками

Нервная система каждого человека периодически испытывает нагрузку, и ребёнок не исключение. Но в силу своего раннего возраста и отсутствия достаточного жизненного опыта маленький человек пока не научился справляться со своими негативными эмоциями, и в этом вопросе ему требуется подготовительная помощь окружающих его взрослых.

Что такое уголок уединения

Картинка 2 Место уединения помогает снизить стресс

Уголок уединения это специально отведённая часть помещения, на которой обустраивается зона релаксации для детей. Подразумевается, что наличие такой отдельной зоны в каждой группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) помогает детям всех возрастов:


Уголок уединения нужен всем

  • Адаптироваться в детском саду.
  • Пережить временную разлуку с родителями.
  • Преодолеть стрессы, неизбежно возникающие при общении со сверстниками.
  • Притереться и притерпеться к новым для окружающим людям и обстоятельствам.

Цели и задачи

Создание подобной зоны релаксации необходимо для решения следующих задач:

  • Помочь малышам-дошкольникам пережить расставание с родителями, облегчить адаптацию к новым условиям и требованиям детского садика. Для этого в уголке уединения располагают привычные детям мягкие предметы, игрушки, вызывающие позитивные переживания и помогающие детям расслабиться и отвлечься.
  • Научить ребёнка выражать негативные эмоции: гнев, обиду, злость в форме, безопасной для неокрепшей психики. Для этих целей в уголке могут оформить зону с мягкими предметами для битья или обнимания, коробочки или баночки, в которых ребёнок закрывает свои негативные эмоции.
  • Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным настроем, обрести уверенность в себе. С этой целью там находится доска или лист бумаги, на которых дошкольники изображают своё настроение, различные предметы, иллюстрирующие эмоции: радость, печаль, гнев, страх.
  • Повысить самооценку застенчивых и робких детей.
  • научить дошкольников решать конфликты, возникающие при общении со сверстниками, мириться после споров и ссор. Этим целям соответствует островок примирения – специальный коврик или огороженное место, на котором дети должны решать свои разногласия.

Педагог может сам попросить ребёнка пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость). Чаще всего это происходит в младших группах детского садика.

В последствии, в средних и старших группах, дети уже имеют чёткое представление о целях этой зоны релакса и самостоятельно делают выбор там уединиться, если считают, что им это необходимо.

Обратите внимание! Важно помнить, что ребёнок любого возраста это личность, с той лишь разницей, что на данном этапе своего развития обладает меньшим жизненным опытом, чем взрослый. И любое проявление детских негативных эмоций следует воспринимать спокойно и с пониманием – малыш просто не знает, как это сделать правильно и пока не предвидит всех последствий своих действий.

Актуальность преодоления негативного эмоционального состояния ребёнка

Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ это условие, выдвигаемое на первое место федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Соответственно главная задача дошкольных учреждений это обеспечить эмоциональный комфорт своих воспитанников.


Стресс необходимо убирать

Но и без государственных нормативов, стандартов и презентаций очевидно, что положительное эмоциональное состояние, позитивный настрой ребёнка необходимы для гармоничного развития личности. Детям как наименее защищённой в психологическом плане категории общества требуется особый подход к их эмоциональным нуждам.

Обратите внимание! Негативные эмоции это необходимый и неизбежный опыт, и научить детей правильно его воспринимать, предложить им способы их правильного переживания одна из главных целей воспитания.

Именно для решения этой задачи в детских садах в последние 10-15 лет стали появляться уголки уединения, в которых малыши могут выплеснуть свой негатив, не подвергая риску своих сверстников.

Как сделать уголок уединения своими руками

В стандартах ФГОС к уголку уединения предъявляются определённые требования:

  • Размеры уголка уединения не должны быть слишком большими, так как ощущение покоя и уюта для детей создаётся маленькими убежищами: домиками, палатками, шатрами.
  • Цветовая гамма уголка уединения должна быть неяркой, свет приглушённым, так как цель этого места – успокаивать, умиротворять, расслаблять.
  • На полу должен быть постелен коврик или мягкая подстилка, подушки.
  • Предметы, которые наполняют уголок уединения, должны быть развивающего характера, побуждать детей к творчеству, самосовершенствованию.
  • В уголке уединения для создания ощущения стабильности должна оставаться неизменной определённая часть предметов, нахождение остальных может носить периодический характер, подпитывая в дошкольниках интерес к этому месту.
  • При создании зоны релакса воспитателям следует учитывать возраст своих подопечных. Игрушки должны отвечать требованиям эстетики и гигиены.
  • Обязательно должны соблюдаться требования безопасности: отсутствие острых и бьющихся предметов.

Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.

Идеи для оформления уголка

Создавая дизайн уголка уединения, воспитателю следует ориентироваться на возраст своих подопечных. Для младшей группы ДОУ актуальным является оформление пространства с низким узким входом. Ребёнок в такой обстановке будет чувствовать себя уютно и безопасно.

Для остальных возрастных групп подойдут более объёмные пространства типа шатра или домика, вход в которые может быть занавешен куском ткани или прикрыт ширмой. Вместо игрушек в такой зоне можно расположить предметы исключительно для игр развивающего характера или других активностей:

  • Игры для развития эмоциональности (готовые или сделанные своими руками).
  • Магические предметы, превращающие негативные эмоции в позитивные.
  • Мягкие предметы для обнимания или битья, в зависимости от нахлынувших эмоций.
  • Изобразительная деятельность – нарисовать своё настроение в данный момент, или какое настроение малыш хочет испытывать в дальнейшем.
  • физическая деятельность – различные успокаивающие гимнастики или предметы для улучшения мелкой моторики.


Мягкие игрушки будут кстати

Вариантов создания каркасов для шатров может быть несколько:

  • Самый малозатратный вариант: отгородить угол общей комнаты ширмой или занавеской. Их можно декорировать вырезанными из бумаги цветами, звёздами, бабочками, птицами.
  • Самый удобный и оригинальный вариант для шатра – большой зонт. Его следует перевернуть и подвесить за ручку к потолку, что также не потребует серьёзных вложений. К зонту крепится кусок ткани или завеса из ленточек.
  • Если места в помещении для размещения зоны уединения недостаточно, то можно в качестве ограждения использовать ширму. Местоположение такой зоны можно менять по желанию;
  • Наиболее простой каркас домика в плане исполнения – вариант из пластиковых труб. Конфигурацию такого каркаса также можно изготовить своими руками и менять по желанию без особых финансовых или временных затрат.

Уголок уединения в детском саду из пластиковых труб

Применение обыкновенных сантехнических пластиковых труб для изготовления зоны уединения в детском саду позволяет создавать множество конфигураций: от замков до ракет. Всё ограничивается только собственной фантазией дизайнера. Используя в качестве драпировки ткань или ленты, можно таким пластиковым конструкциям придавать различные образы.


Вариант из ПВХ труб будет бюджетным

Большим преимуществом для таких конструкций является простота их монтажа и мобильность изготовленных конструкций.

Переход из семьи, где ребёнок был окружён самыми близкими и родными, в коллектив абсолютно незнакомых людей для малыша, наверное, первое самое сильное потрясение. Не стоит недооценивать его влияние на неокрепшую нервную систему. Каждый ребёнок переживает подобный стресс по-своему. Главная задача взрослого это научить ребёнка не прятать свои эмоции в себе, а выражать их таким образом, чтобы не нанести вреда ни себе, ни окружающим, оказавшимся в аналогичной ситуации. И уголки уединения в детских садах помогают решить эту задачу.

В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится гармоничная личность. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Поэтому одной из главных задач взрослых является обеспечение ребёнку состояние эмоционального благополучия. Большую роль в эмоциональном благополучии ребёнка играет окружающая среда.

С этой целю в группе создан уголок уединения.


Уголок уединения оснащен следующими атрибутами:

Экскурсия по уголку уединения

Нам хочется рассказать и показать вам, что именно вошло в состав нашего уголка, каким образом это работает и используется.

Для релаксации и снятия напряжения

Обязательный атрибут —мягкие подушки, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть.

Мягкие игрушки, которые используются для систематической игры детьми после образовательной деятельности или в период проявления негативных эмоций (после конфликтов, ухода родителей и т. п.), служат средством релаксации.



Тактильные игрушкив нашем уголке уединения используются дляуспокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.Он включает в себя: массажные мячики, тактильные мешочки.

Для детей мы используем средством релаксации калейдоскоп.

Также размещена корзинка со змейками и дорожками из вязаных ниток и капитошки- мялки.


Их цель - успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая змейку и дорожку, мнёт руками капитошку, ребёнок успокаивается. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния. В уголке уединения дети играют в спокойные игры, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Пребывание в уголке уединения позволяет им расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Предметы для выражения негативных эмоций.


Это красиво оформленный стакан с крышкой, в котором ребёнок может оставить своинехорошие слова и мысли.

Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции.

Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его или вытряхивает в мусорное ведро.


Для обогащения эмоциональной сферы в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.


Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и, как следствие, забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе.








Педагог знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно отэтого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувствоуверенности, постоянства.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность втом, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Уголок наш так хорош – лучше в мире не найдешь!

Любим в уголке играть - настроенье поднимать!


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: