Уголок лекарственных растений в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта).

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. ( план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.

Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.

У детей сформировалось бережное отношение к природе.

Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

Из наблюдений за играми детей , можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

Данный проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

ВложениеРазмер
v_tsarstve_lekarstvennykh_rasteniy.docx 864.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение

муниципального образования город Краснодар

Воспитателя средней группы№12-13

Тарасеевой Татьяны Викторовны

Детский экологический проект:

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

3.Список использованной литературы.

Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный.

Сроки выполнения проекта: март-май 2014 года

Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,

1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.

2.Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

3.Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.

4.Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада .

5.Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада.

  • исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

1.2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

1.3. Именная книга (Приложение№3 )

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

1.4. Открытие лесной аптеки в детском саду.

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав. (Приложение №6)

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

1.6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии. (Приложение№5):

Цель : обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.

Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель : развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

1.9. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

1.10. Экологические викторины: (Подведение итогов)

Цель : систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

Письма лекарственным растениям.

Народные названия: подбел, камчужная трава.

Применение в медицине

Листья мать-и-мачехи, содержащие слизь , горький гликозид туссилягин, танин и дубильные вещества, входят в состав грудного сбора ; в народной медицине это растение употребляется от очень многих болезней.

Мать-и-мачеха — ценное средство от кашля , особенно при коклюше , а также от слизистой мокроты . Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом , пневмокониозом и эмфиземой лёгких .

Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для диабетиков !) подсластить мёдом .

Загадки
  • И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут — через стеночку.
  • На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки —
    Желтые глазочки.

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Насти Файбиш

Применение в медицине

Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах , коклюше , астме и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике
  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
  • Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.
  • У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

Материал собран семьей Леши Лучина

МЯТА,Название рода происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде , возлюбленной бога подземного царства Гадеса . Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту

Применение

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса

Материал собран семьей Леры Рахлеев

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник— род травянистых растений из семейства Капустные .

Латинское научное название дано по форме плода: лат. — ящичек , ларчик .

Народные названия: крестьянская горчица , сердечная трава , ложечки .

Наиболее известный вид — Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный , однолетнее или двулетнее растение, широко распространённое в европейской части России . На окультуренных территориях является обычным сорняком .

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной медицине , в том числе в качестве кровоостанавливающего средства в гинекологической практике.

Листья пригодны в пищу.

Материал собран семьей Дины Сарсеновой

Материал собран семьей Саши Шалина

Ландыш майский — широко известное лекарственное растение , входящее в фармакопеи многих стран.

Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша — лилия долин.

Из истории : один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти.

Материал собран семьей Вовы Ромашкина

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10—15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3—4 раза в день.

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

- Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Материал собран семьей Никиты Мульга нова

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке
  • Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?
  • Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.
  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Насти Файбиш

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике
  • Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок —
    Остался стебелек.
  • Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

Для воспитателей детского сада групп старшего дошкольного возраста.

Огород наш просто диво-

Здесь нарядно и красиво!

Тут кругом растут лекарства,

Словно сказочное царство.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки!

А всему ведет учет

Добрый наш Лесовичок.

Знает точный травкам счет,

Помнит он любой цветок,

Что посажен был в горшок.

Он большущий непоседа

Спит с утра и до обеда,

А с обеда до утра –

У него хлопот пора

Экологическое воспитание дошкольников

Содержание

1. Из истории появления аптекарских огородов.

2. Актуальность создания аптекарского огорода на территории детского сада.

3. Цель и задачи фитоогорода.

4. Условия разбивки аптекарского огорода.

5. Этапы работы на участке.

6. Организация деятельности детей.

7. Правила поведения на огороде аптекарских трав.

8. Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства.

Из истории…

Актуальность

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.

Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.

Задачи:

Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме

Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца)

Формировать умения и навыки по уходу за растениями

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.

Условия разбивки аптекарского огорода

1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).

2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть на солнце и дольше сохранять сочную зелень).

3. Водообеспечение участка.

4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).

5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки)

Экологическое воспитание дошкольников

Этапы работы на аптекарском огороде

1. Планировка огорода.

2. Перекопка почвы.

3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.

4. Разбивка грядок.

5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.

6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.

7. Декоративное оформление огорода.

8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.

2. Наблюдение за всходами.

3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)

4. Знакомство с условиями произрастания.

5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)

Трудовая деятельность:

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

4. Полив, прополка.

Творческая деятельность:

1. Совместное декорирование участка.

2. Художественное творчество.

Правила поведения на аптекарском огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства

1. Мелисса - обладает успокаивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при бессоннице, для улучшения пищеварения.

2. Мелисса турецкая - обладает мочегонным, успокаивающим эффектом. Наружно применяют в виде ванны как успокаивающее средство.

3. Базилик - оказывает тонизирующее, бактерицидное, болеутоляющее действие. Применяют при лечении головных болей, простудных заболеваний, для улучшения пищеварения

4. Ромашка аптечная - обладает успокаивающим, противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим действием. Применяют для улучшения аппетита, воспалении горла, десен.

5. Лук-шнитт - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении малокровия, анемии, авитаминозе.

6. Лук-слизун - обладает мочегонным, бактерицидным эффектом. Используют при лечении атеросклероза, профилактики цинги.

7. Лук-батун - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении авитаминоза, инфекционных заболеваний.

8. Подорожник – обладает противоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Применяют при заболевании органов дыхания, свежие листья прикладывают к ранам, порезам.

9. Тысячелистник – обладает кровоостанавливающим, противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении заболеваний желудка, лечении ран.

10. Земляника альпийская – обладает противоспалительным, потогонным, ранозаживляющим действием. Плоды земляники улучшают аппетит, пищеварение, листья используют при лечении простудных заболеваний.

11. Майоран – обладает антисептическим, тонизирующим действием. Используют при лечении головной боли, заболеваний дыхательных путей.

12. Чабрец (тимьян) – обладает отхаркивающим, успокаивающим, обезболивающим действием. Показан при лечении бронхитов, воспалениях ротовой полости.

13. Шалфей – обладает противоспалительным, дезинфицирующим, кровоостанавливающим действием. Используют при лечении гастрита, воспалительных заболеваний горла, лечении ожогов.

14. Смородина черная – применяют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, сердечнососудистой системы, для поднятия иммунитета.

15. Малина – оказывает потогонное, противоспалительное действие, применяют при лечении простудных заболеваний, респираторных инфекций

16. Расторопша – активирует защитную функцию печени, помогая ей восстанавливаться.

17. Календула лекарственная – обладает противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении ран, порезов, для полосканий при воспалении дыхательных путей.

18. Кукуруза – кукурузные рыльца используют как мочегонное, кровоостанавливающее средство, отвар кукурузных рылец применяют для снятия усталости.

19. Перец жгучий – обладает бактерицидным, болеутоляющим, согревающим действием. Вытяжку используют при изготовлении согревающих мазей, пластырей.

20. Укроп – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, успокаивает нервную систему.

21. Петрушка – препятствует преждевременному старению организма, поддерживает иммунитет, показана при анемии.

22. Мята перечная - обладает спазмолитическим, болеутоляющим, антисептическим действием. Улучшает аппетит, снимает нервное возбуждение.

Заключение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Предполагаемый результат:  дети будут знать больше лекарственных растений и.

 Для выполнения поставленных задач, для становления экологической воспитаннос.

Затем на участке детского сада было выбрано место для организации «Уголка лек.

 Для расширения, обобщения и закрепления знаний детей читали художественные п.

Читайте также: