Виолончель погорелого краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Антоний Погорельский — русский писатель, являлся членом Российской академии. Внебрачный сын графа А К. Разумовского. Считается основоположником в жанре фантастики.

Антоний Погорельский — русский писатель, являлся членом Российской академии. Внебрачный сын графа А К. Разумовского. Считается основоположником в жанре фантастики.

Детство

Алексей Алексеевич Перовский родился в 1787 году, в поместье Погорельцы, в Черниговской губернии. Он является незаконнорождённым сыном графа Разумовского и мещанки Марии Михайловны Соболевской. Алексей был любим обоими родителями. Его отец отдал поместье Погорельцы Марии Соболевской, в котором она проживала вместе с десятью общими детьми Графа Разумовского. Детство Алексея прошло в Погорельцах, там он рос и там же получил домашнее образование. Нужно отметить, что у него было лучшие преподаватели и он получил отличное начальное образование.

В 1800 году по распоряжению Императора Александра I, всем детям Соболевской и Разумовского был дан дворянский титул и фамилия Перовские. Конечно такое положение дел открыло гораздо большие возможности для будущего писателя. В 1805 году Алексей решает поступить в Московский университет, который он великолепно закончит, и получит докторскую степенью по философии и словесным наукам.

Государственная служба

После окончания учёбы, Алексей по протекции своего родителя, графа Разумовского, который в то время занимал должность министра просвещения, был назначен на службу в Сенат. Но проработал там молодой человек совсем недолго до 1809 года. Алексею бал тягостен постоянный контроль отца. И молодой Перовский уезжает из Петербурга в провинцию.

Антоний Погорельский

В 1810 году Алексей приезжает в Москву. Устраивается на работу в департамент и занимает должность судебного исполнителя и экзекутора. Но опять чувствует неудовлетворенность в работе. В 1812 году он оставляет свой пост и переезжает в Петербург. Предложение работать секретарём при министре финансов его значительно вдохновляет, и он с энтузиазмом приступает к службе. На этом посту он находится до самого вторжения наполеоновских войск и началом войны.

Алексей Перовский вопреки указаниям отца поступает на военную службу в армию. Увещевания родителя и угроза лишить его наследства его не пугают. В 1812 году он получает чин штаб-ротмистра и с 3-м Украинским казачьим полком принимает участие во многих боях.

За время войны ему пришлось и побывать с военными действиями за границей и побыть партизаном. Под Лейпцигом он принял участие в сражении, он был адъютантом барона Генриха Жомини. Позднее его повысили в звании и присвоили ему чин старшего адъютанта. Далее он проходит службу при князе Николае Репнине. Далее его военная карьера продолжилась в Уланском полку, на территории Королевства Саксонии. После окончания военных действий Алексей Алексеевич решает вернуться в Петербург.

Ещё в раннем детстве мальчик был склонен к сочинительству, имел тонкое чувство юмора, был позитивным ребёнком. Его считали шутником и мистификатором. Молодой человек был представлен друзьями отца лично Николаю Михайловичу Карамзину и Василию Андреевичу Жуковскому. Эти знакомства несомненно оказали влияние на его дальнейший творческий путь.

Могут быть знакомы

Творческий путь

Антоний Погорельский

За время своей творческой жизни Алексей Алексеевич написал множество рассказов, произведений и стихотворений, большинство из них — это сказки, написанные для детей. Это фантастические и поучительные, написанные с юмором произведения. Из каждого можно извлечь урок, но все они написаны без излишнего морализма.

Антоний Погорельский

Антоний Погорельский

Все его рассказы и повети немного сентиментальны и романтичны, легки к восприятию и конечно очень захватывающие и интересные.

Личная жизнь

Смерть

Умер Алексей Перовский в возрасте 49 лет, 23 июля 1836 года. Уже будучи больным туберкулёзом он направлялся на лечение в Ниццу, но доехать до места назначения не смог, и скончался по дороге.

Своё имение он оставил своему любимому племяннику и своей сестре. Похоронили писателя на Вольском православном кладбище, которое находится в Варшаве.

Избранные произведения

  • Черная курица
  • Двойник или мои вечера в Малороссии
  • Лафертовская маковница
  • Русская романтическая новелла

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Любовница Мстислава Ростроповича

"С самой великой в мире виолончелью я встретился в 1956 году, в Америке. По-моему, я был третьим советским артистом, появившимся там после революции. Я играл в Нью-Йорке, в небольшом зале, знали меня мало, было немного народу, зато все виолончелисты Нью-Йорка пришли на этот концерт, а потом - за кулисы.
И пришел с ними один милый человек, Джером Ворбург, банкир и страшный любитель виолончельной музыки. И вот он спросил: "Слава, хочешь взглянуть на Страдивари "Дюпор"?" И тут меня затрясло. Дело в том, что все великие инструменты имеют имена. Обычно это имена великих музыкантов, которым они принадлежали. Однажды Дюпор играл в Тюильри императору Наполеону. И Наполеону так понравилось, что он сказал Дюпору: "Дайте-ка мне вашу виолончель, хочу попробовать сам". Взял, уселся, и тут раздался истошный крик Дюпора. Дело в том, что у Наполеона на сапогах были шпоры. Но - поздно. Одной шпорой он уже процарапал виолончель. Вот эту легендарную вещь с царапиной Наполеона мне и предлагалось посмотреть. Ночь я не спал. Я думал об этой виолончели. Я понимал, что, поскольку никогда не буду ею обладать, может, не стоит и встречаться, но соблазн был велик, человек слаб.
Наутро я отправился на свидание с ней. И мне ее показали. Я попросил разрешения до нее дотронуться. И мне разрешили, а жена Ворбурга сделала "полароидный" снимок этого касания. Я коснулся мифа. И повез в Москву снимок-доказательство.
Из Москвы меня вышибли 26 мая 1974 года. Все отобрав на таможне. "Это же мои награды", - сказал я таможеннику, сгребавшему конкурсные медали, значок лауреата Сталинской премии. "Это, гражданин Ростропович, - отвечал таможенник, - награды не ваши, а государственные". "Но вот и международные награды, и они не из латуни, из золота". - "А это - ценные металлы, которые вы хотите вывезти за границу!" Мне оставили только собаку Кузю. А в Англии бедного Кузю сразу схватили и бросили за решетку. В карантин. На полгода. И мне, самому оставшемуся без гроша, ничего не оставалось, как страдальца навещать и носить ему передачи. Спасли друзья.
Вдруг позвонил дядя Марк, Марк Шагал, и сказал: "10 сентября открывается моя мозаика в Первом американском банке в Чикаго. Не смог бы ты сыграть на этом открытии Баха?" Ну, я же не мог отказать дяде Марку. Взял аванс, прилетел в Чикаго, зашел в гостиничный номер, услышал телефонный звонок, поднял трубку и услышал женский голос: "Слава, может быть, вы меня не вспомните, я вдова Джерри Ворбурга. Он умер два года назад и перед смертью сказал: "Предложи нашу виолончель Ростроповичу. Если он ее не купит, пусть она навсегда останется в нашей семье". Я знаю, купить ее вы не сможете, но звоню, выполняя последнюю волю мужа". Я покрылся мурашками от наглости и сказал: "У вас единственный шанс безукоризненно выполнить волю вашего покойного мужа - немедленно прислать мне эту виолончель". Вдова глубоко вздохнула: "Хорошо, я сейчас посмотрю расписание самолетов и, если успею, пришлю ее вам". И перед самым началом концерта распахнулась дверь, за ней стоял человек, держа в руках Страдивари "Дюпор".
Я взял за горло это сокровище и на подгибающихся ногах отправился играть. В маленьком зале, у камина, я играл Третью сюиту Баха, все плыло у меня перед глазами, в руках моих пела моя виолончель. Моя, потому что у меня был друг, Пауль Сахер, в Швейцарии. Я поехал к нему на другой же день и сказал: "Ты можешь составить счастье моей жизни?" Он спросил:"Сколько?"


И тут же выписал чек. А оформлена была покупка за один доллар. Так принято, когда продается вещь, не имеющая цены. И даже те деньги, которые я заплатил, - ничто, этот инструмент - достояние человечества. А я на нем играю. . С некоторых пор я не могу понять, где мы с ней разъединены. У меня есть портрет, сделанный замечательным художником Гликманом, он живет в Германии, ему за восемьдесят сейчас. На портрете виолончель стала таким красным пятном у меня на животе, вроде вскрытой брюшины. И в самом деле, я ощущаю ее теперь так, как певец ощущает свои голосовые связки. Никакого затруднения при воспроизведении звуков. Она перестала быть инструментом".

. из интервью Мстислава Ростроповича ("ОГОНЕК", № 34, 20 августа 1996):
- У вас два великолепных инструмента - Страдивари и Сториони. На каком из них предпочитаете играть?
- Сториони -- это жена, с которой я уже более 30 лет, взял ее еще из Москвы и не расстаюсь. А любовницей я считаю знаменитый инструмент Страдивариуса. Он был заказан примерно в 1709 году неким врачом из Лиона, который хотел иметь лучший в мире инструмент. Мастер ответил: "Не гарантирую, но попробую - у меня есть замечательное дерево". Когда доктор приехал в 1711 году, Страдивариус сказал ему: готово, причем назвал ошеломительную сумму. Заказчик, сыграв на инструменте, заплатил вдвое больше. Затем эта виолончель была на аукционе продана за 30 тысяч золотых франков, попала в руки виолончелиста и композитора Дюпора. После одного из концертов в Тюильри на ней пожелал сыграть Наполеон Бонапарт. Дюпор не мог ослушаться императора, тот сел с виолончелью, музыкант вскрикнул, но - поздно: шпорой от сапога Наполеон сделал большую царапину на боковине инструмента. Она видна до сих пор.

- В Петербург вы прибыли с верной женой или с поцарапанной любовницей?
- С женой. Понимаете, любовница должна быть красивее жены, если это возможно. В жизни я не имею любовницы: не могу найти женщины красивее Вишневской. А виолончель Страдивари-Дюпора, надо признать, красивее, чем моя жена. Поэтому иногда с ней езжу, когда играю Баха и музыку лирического плана.
(Вишневская: - Любовницу-виолончель я стерплю. )



"Ростропович и Муза", Гавриил Гликман.

P. S: Но Галина Вишневская после смерти музыканта "Любовницу" продала за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциации (некогда за "Дюпор" Ростропович заплатил 500 тыс. долларов).
На сегодняшний день виолончель Дюпора считается одним из самых дорогих музыкальных инструментов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кулундинского района Алтайского края

________________ Квак М.А.

Протокол № _____ от

______________ Шевченко З.В.

Приказ № _____ от

Рабочая программа элективного курса

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость новым идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание разницы между возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает постигать смысл новых идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.

Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздей­ствия на читателя и слушателя: развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные произведе­ния и явления общественной жизни; ведут полемику с предста­вителями иной точки зрения, аргументируют собственную пози­цию. Всесторонний анализ художественного произведения при этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты, которые кажутся ему существенными для обоснова­ния своей точки зрения. Рецензирование произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные читательские позиции.

Таким образом, работа над рецензированием художествен­ного произведения даёт возможность школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к другим точ­кам зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное.

Предлагаемый элективный курс предназначен для старше­классников гуманитарных классов и классов с углублённым изучением филологических дисциплин, а также для организации факультативных занятий в общеобразовательных школах в це­лях подготовки к выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному экзамену в вуз.

Основная цель элективного курса - развитие критического мышления старшеклассников и формирование собственной чита­тельской позиции.

Элективный курс решает следующие задачи:

организует самостоятельное чтение старшеклассников;

знакомит с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на материале малых жанров;

развивает умения анализировать литературное произведе­ние;

активизирует мыслительные способности школьников, уме­ние анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выво­ды;

актуализирует личностные качества старшеклассника, уме­ние использовать собственный жизненный и читательский опыт;

формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы, литературные проекты и разнообразные творческие произведения.

При отборе литературного материала учитывалась эстети­ческая ценность произведений, а также общественное и между­народное признание создавших их авторов (участие писателей в современных литературных конкурсах).

Содержание программы определило структуру учебных посо­бий, которые включают:

рекомендации для самостоятельного чтения;

сведения о биографии и творческом пути писателей;

аннотации современных литературных премий и конкур­сов;

словарь понятий и терминов.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Формы проведения занятий :

чтение и обсуждение прочитанных произведений;

практикум по обучению рецензиро­ванию,

дискуссия и полемика;

ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.

Виды организации деятельности учащихся:

Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.

В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и напи­санию откликов о прочитанных книгах.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

определять род и жанр литературного произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.

Содержание программы

Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступ­ления. Способы построения основной части и типы авторской аргументации. Оценочный аспект рецензии. Требования к за­ключению. Языковые структуры, используемые для написания рецензии.

Особенности изображения национального характера. Тема го­родской и деревенской жизни. Смысл названия рассказа, своеоб­разие сюжета и авторский замысел. Особенности языка и компо­зиции произведения.

Переживания героев и их судьбы. Проблема сохранения лич­ности. Особенности построения рассказа и замысел автора. Смысл заключительных слов произведения. Соединение бытовой реаль­ности и аллегории, социальной проблематики и притчи.

Л.Е.Улицкая. Цю-юрих.

Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль конкретной детали в повествовании.Характер героини и способы выражения авторского отношения.

Смысл названия рассказа. Своеобразие повествовательной манеры писателя. Особенности фабулы и сюжета в рассказах Е.Попова. Размышление над высказываниями литературных критиков А.Ремезера и ВКурицына о творчестве писателя

Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его роль в авторском замысле. Многозначность дета­лей в произведении Т. Толстой. Смысл названия рассказа.

Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской манере Т. Толстой.

А.З.Хургин. Виолончель Погорельского.

Языковая манера А.Хургина и степень её обусловленности в рассказе. Внешние события и внутренняя жизнь героев в произведении А. Хургина.

Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка. Лирическая интонация произведения. Высказывание писателя Д. Рубиной о способах отражения авторского отношения к ге­роям.

Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция повествователя в рассказе. Предметный мир и художественное время произве­дения. Кульминация и её роль в авторском замысле.

Нравственный выбор героев. Смысл финала и перспективы жизни героя. Художественное время и пространство произве­дения: соотношение прошлого и настоящего.

Жизненная позиция писателя. Ироническое и юмористиче­ское в рассказе. Особенности композиции, образы автора и рас­сказчика.

Н.М.Кононов. Микеша.

Проблематика рассказа. Рамочные компоненты текста : эпиграф и варианты заглавия. Реплики читателей о повествовательной манере Н. Кононова, определение собственной читательской позиции.

Бытовые предметы и предметы-символы в тексте.Смысл кульминации и финала рассказа в развитии авторского замысла. Читательские ассоциации , вызванные сценой гибели главного героя.

Смысл названия произведения. Индивидуальное и типическое в рассказе. Определе­ние своей точки зрения.

Повторение изученного материала

Закрепление и систематизация изученного материала.

Время, в которое жил М.К.Огинский, нельзя назвать спокойным: политическая карта Европы перекраивалась несколько раз, волной прокатились буржуазные революции, разгорелась национально-освободительная борьба, участились государственные перевороты, предательство и обман во власти. Наполеоновские походы и войны, вмешательства "сильных" стран во внутренние дела других государств (и через 200(!) лет ничего не изменилось) не делали жизнь европейцев упорядоченной и счастливой.

Но это было время зарождения романтизма, как в искусстве, так и в умах прогрессивных людей.

Конец XVIII-начало XIX вв. - время патриотов и авантюристов. Огинский и был таким человеком. Вся его жизнь похожа на приключенческий роман. В ней соединены в один сюжет политика и музыка, любовь к Родине и непростые отношения с женщинами.

Михал Клеофас Огинский - потомок киевских Рюриковичей, продолжатель знатного рода, принадлежащего к высшим кругам европейского аристократического общества.

Знатность и богатство семьи позволили Огинскому получить прекрасное домашнее образование, стремительную политическую и государственную карьеру, награды и должности с молодых лет.

Но в историю М.К.Огинский вошёл не только как министр финансов ВКЛ, автор проекта новой Конституции и автономии ВКЛ, дипломат, масон и один из лидеров Польского восстания 1794 года под предводительством Тадеуша Костюшко.

Сегодня все знают Огинского, как автора гениального полонеза "Прощание с Родиной" .

Это произведение имеет свою историю создания, мифы и легенды, которые не могли не появиться! Уж слишком трогательная и щемящая мелодия более 200 лет трогает сердца слушателей. А у каждого человека свой взгляд на это произведение, свои воспоминания, свои жизненные обстоятельства и сердечные раны.

История создания Полонеза, по сути, начинается с конца XVIII века:

Пруссия, Австрия и Российская империя решают судьбу "слабой" Речи Посполитой. С 1772 года "сильные" начали делить государство, объединившее Великое княжество Литовское и Польское Королевство. В результате к 1793 году Австрия, Пруссия и Российская империя оттяпали половину территорий, что привело к недовольству поляков, белорусов и литовцев. В такой обстановке в Речи Посполитой началось восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Огинский принимал в этом восстании самое активное участие. На личные средства он снарядил большой отряд, которым сам же и командовал. Для поднятия патриотического боевого духа написал несколько песен и маршей. Отказался от княжеского титула, пожертвовал интересами и благосостоянием семьи.

Но, как известно, восстание было обречено на поражение и подавлено. Лидер Костюшко оказался в плену, а Огинскому, после разгрома его отряда, по поддельным документам удалось бежать в Италию.

По мнению многих историков, там он и написал в 1794 году свой знаменитый Полонез №13 "Прощание с Родиной" .

С этого времени в жизни Огинского начался период эмиграции. По политическим вопросам он бывал во Франции и Турции, искал поддержки в борьбе против России.

Но в 1802 году император Александр I амнистировал участников Польского восстания. Огинскому было возвращено конфискованное ранее белорусское имение Залесье.

  • Так Огинский смог вернуться на Родину, с которой "попрощался".
  • Только в начале 1820-х гг., когда он собирался уехать в Италию на лечение, прощание было настоящим.

Крутые виражи истории создали пародоксальную ситуацию:

В 1810 году М.К.Огинский был назначен тайным советником российского императора, сенатором, т.е. получил высокие должности от государства, против которого боролся. Несмотря на доброжелательное отношение к нему российских властей и "прощения", в 1817 году Огинский отказывается от должностей и возвращается в своё белорусское имение. Строит там новый дворец, закладывает ещё один парк, занимается творчеством, пишет книги, мемуары, устраивает музыкальные вечера, принимает гостей. Потом несколько лет живёт в Вильно, Варшаве, а в 1822 году едет лечиться в Италию, во Флоренцию. Там в 1833 году закончился его земной путь.

  • История создания Полонеза №13 ля минор символизирует расставание с Родиной, как в прямом смысле (отъезд за границу), так и прощание с прежней страной. Осознание того, что Его Родины больше нет и не будет, не давало Огинскому покоя ещё долгие годы.

Удивительно, но Полонез Огинского примирил побеждённых и победителей. Со времён Российской империи и до дня сегодняшнего это произведение - одно из самых известных.

"Кто же не знает полонеза Огинского?"

Возможно, кто-то путается в названии, написании имени-фамилии композитора, но мелодию-то знают все!

В современном мире "Полонез" Огинского - это не только рингтон на мобильном телефоне. Это прекрасное произведение - музыкальный символ Польши, заглавная тема фестиваля камерной музыки в белорусском Несвиже. Эта известная мелодия звучит на выпускных балах, концертных площадках, в эфирах радио и ТВ.

Так получилось, что ля минорный полонез знают во всём мире. Но 200 лет тому назад все сочинения Михала Клеофаса Огинского были очень популярны в Европе. Его мазурки, марши, полонезы издавались во многих странах. И написал он около 60 произведений, среди них есть даже опера!

Композитор сочинил Полонез №13 для фортепиано. Но сегодня чаще всего эта музыка звучит в аранжировках для самых разных составов: скрипки и органа, симфонического оркестра, ансамблей духовых инструментов.

Музыка Полонеза "Прощание с Родиной" - необычайно трогательная. Даже торжественные жанровые ритмы среднего раздела не меняют общий минорный слезливый настрой. Этот грустный ля минор способен довести до слёз!

Моя личная ситуация:

Пошёл третий год, как я и моя семья не имеем возможности прилететь на свою Родину, в родную Беларусь! Сейчас наша страна также переживает не лучшие времена.

Свой очередной сезон мы начинаем на новом месте: переехали из китайской Сычуани в провинцию Юньнань.

Новая работа - это профессиональный симфонический оркестр высокого уровня. Следовательно - интересные программы, концерты, гастроли, работа с именитым дирижёром, новые впечатления.

Но в 2019 году, улетая из Минска в Пекин, мы не прощались со своей Родиной! Мы говорили: "До свидания!"

Только вот свидания пока не получается.

Послушайте вместе со мной Полонез! Вспомните родные места!

Читайте также: