Историческая эпоха развитая в вымышленном повествовании краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

1.Вступительное слово учителя.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

“По страницам повести Пушкина

Разработала
учитель литературы Котикова Т.М.
ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ ПУШКИНА “БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА”

Оборудование урока. Портрет А.С, Пушкина.
Комплект репродукций картин
русских художников.
Комплект фотографий народного
крестьянского костюма.
Фонограммы произведений М. Глинки.
На столах детей – ножницы, клей,
краски, цветная бумага.
Предметы для сервировки стола.
Фрагменты худ. фильма “Барышня-
крестьянка”

Оформление доски. Тема урока: “По страницам повести А.С.
Пушкина “Барышня-крестьянка”
Эпиграф урока:
писать повести надо вот
эдак: просто, коротко и ясно.
А.С. Пушкин
Новые слова:
пейзаж, фасад, интерьер,
гостиная, дворянство.

Слово учителя. Характеристика пушкинской эпохи (первая половина 19 века.)
Беседа на восприятие произведения.
Анализ литературного отрывка.
Инсценирование отрывка повести.
Анализ литературного отрывка.
Групповое задание. Нарисовать пейзаж к повести Пушкина.
Слово учителя. Русский пейзаж на полотнах известных художников.
Анализ литературного отрывка.
Слово учителя. Крестьянское платье на картинах русских художников и фотографиях.
Художественная мастерская. Изготовление деталей крестьянского костюма.
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма.
Слово учителя. Архитектура дворянских домов, поместий через анализ текста.

1. Слово учителя литературы.
В “Повестях Белкина” (и в повети “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся сегодня к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца
Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное.

2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”? (беседа на восприятие произведения).
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских).
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

·Какое чувство вызывает у вас финал повести?

3. Работа с текстом.
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок.
Какие художественные средства использовал автор в описании.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
Что такое пейзаж?

Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову Пушкина (работа выполняется на листах, прикреплённых к доске).

С остальной частью класс работает учитель литературы

Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.
Назовите детали крестьянского платья.
Кто изготавливал крестьянскую одежду?
Как украшали крестьяне своё платье?

Беседу продолжает учитель ИЗО

Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Групповое задание (3-4 человек)

Изготовьте при помощи цветной бумаги, ножниц, клея и т. д. детали крестьянского женского костюма: головной убор, бусы, ленты, колечки и т.п.

Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Подведение итогов групповой работы художников. Оценка работы.
Подведение итогов работы по изготовления деталей крестьянского костюма. .(лучшие работы используются для создания костюма Лизы).

4. Инсценирование отрывков повести.

(Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове)
(Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.)

Найдите в тексте отрывок,где принимает Г.И. Муромский гостей – Берестовых, отца и сына.
Как выглядели гостиные в домах русских дворян? Какая мебель, что украшало залы (просмотр фрагмента фильма “Барышня-крестьянка”).

Беседу продолжает учитель ИЗО

(Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях” 1833 г.)

Учитель литературы дает лексическое значение слов “интерьер”, “гостиная”, “фасад”.

Групповое задание (5-6 человек)

Нарисовать детали интерьера гостиной дворянского дома.

Беседу продолжает учитель литературы

Как Муромский принимает гостей? Чем он их угощает?

Групповое задание (2-3 человека)

Сервировка стола званого обеда в дворянском доме 19 века.
Инсценирование отрывков из повести “Барышня-крестьянка” (Берестовы на обеде у Муромских)

Итоговое слово учителя литературы

Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви,счастья,праздника).
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства Пушкин звал к этому.

Домашнее задание (вариативное)

Сочинение “Мой читательский опыт после прочтения “Повестей Белкина”.
Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.
Подобрать музыкальное произведение, обосновать его выбор, к понравившемуся эпизоду.

Ответ пришел быстро - разрешение было получено. В конце февраля - начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Вопрос по литературе:

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 01.09.2017 01:22
  • Литература
  • remove_red_eye 13487
  • thumb_up 14
Ответы и объяснения 1

Ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

1.Вступительное слово учителя.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

“По страницам повести Пушкина

Разработала
учитель литературы Котикова Т.М.
ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ ПУШКИНА “БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА”

Оборудование урока. Портрет А.С, Пушкина.
Комплект репродукций картин
русских художников.
Комплект фотографий народного
крестьянского костюма.
Фонограммы произведений М. Глинки.
На столах детей – ножницы, клей,
краски, цветная бумага.
Предметы для сервировки стола.
Фрагменты худ. фильма “Барышня-
крестьянка”

Оформление доски. Тема урока: “По страницам повести А.С.
Пушкина “Барышня-крестьянка”
Эпиграф урока:
писать повести надо вот
эдак: просто, коротко и ясно.
А.С. Пушкин
Новые слова:
пейзаж, фасад, интерьер,
гостиная, дворянство.

Слово учителя. Характеристика пушкинской эпохи (первая половина 19 века.)
Беседа на восприятие произведения.
Анализ литературного отрывка.
Инсценирование отрывка повести.
Анализ литературного отрывка.
Групповое задание. Нарисовать пейзаж к повести Пушкина.
Слово учителя. Русский пейзаж на полотнах известных художников.
Анализ литературного отрывка.
Слово учителя. Крестьянское платье на картинах русских художников и фотографиях.
Художественная мастерская. Изготовление деталей крестьянского костюма.
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма.
Слово учителя. Архитектура дворянских домов, поместий через анализ текста.

1. Слово учителя литературы.
В “Повестях Белкина” (и в повети “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся сегодня к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца
Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное.

2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”? (беседа на восприятие произведения).
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских).
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

·Какое чувство вызывает у вас финал повести?

3. Работа с текстом.
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок.
Какие художественные средства использовал автор в описании.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
Что такое пейзаж?

Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову Пушкина (работа выполняется на листах, прикреплённых к доске).

С остальной частью класс работает учитель литературы

Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.
Назовите детали крестьянского платья.
Кто изготавливал крестьянскую одежду?
Как украшали крестьяне своё платье?

Беседу продолжает учитель ИЗО

Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Групповое задание (3-4 человек)

Изготовьте при помощи цветной бумаги, ножниц, клея и т. д. детали крестьянского женского костюма: головной убор, бусы, ленты, колечки и т.п.

Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Подведение итогов групповой работы художников. Оценка работы.
Подведение итогов работы по изготовления деталей крестьянского костюма. .(лучшие работы используются для создания костюма Лизы).

4. Инсценирование отрывков повести.

(Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове)
(Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.)

Найдите в тексте отрывок,где принимает Г.И. Муромский гостей – Берестовых, отца и сына.
Как выглядели гостиные в домах русских дворян? Какая мебель, что украшало залы (просмотр фрагмента фильма “Барышня-крестьянка”).

Беседу продолжает учитель ИЗО

(Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях” 1833 г.)

Учитель литературы дает лексическое значение слов “интерьер”, “гостиная”, “фасад”.

Групповое задание (5-6 человек)

Нарисовать детали интерьера гостиной дворянского дома.

Беседу продолжает учитель литературы

Как Муромский принимает гостей? Чем он их угощает?

Групповое задание (2-3 человека)

Сервировка стола званого обеда в дворянском доме 19 века.
Инсценирование отрывков из повести “Барышня-крестьянка” (Берестовы на обеде у Муромских)

Итоговое слово учителя литературы

Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви,счастья,праздника).
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства Пушкин звал к этому.

Домашнее задание (вариативное)

Сочинение “Мой читательский опыт после прочтения “Повестей Белкина”.
Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.
Подобрать музыкальное произведение, обосновать его выбор, к понравившемуся эпизоду.

Ответ пришел быстро - разрешение было получено. В конце февраля - начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

Ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Читайте также: