Среда для детей с овз в школе
Обновлено: 04.07.2024
Большинство детей с различными особенностями развития раньше обучались в специализированных учреждениях, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Изменение, улучшение и обогащение предметно-развивающей среды, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. При формировании предметно-развивающей среды важно учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
При построении коррекционной образовательной среды для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1 Принцип развития: взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
3. Принцип взаимодействия: установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
4. Принцип доверительного сотрудничества: отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
5. Принцип обучения деятельности: обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
6. Принцип здоровьесберегающий: забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи.
Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения.
Если в ОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт. Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР.
Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации). Схемы и алгоритмы действий. Модели последовательности рассказывания, описания.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта.
Предметы для развития перцептивных действий. Предметы для развития сенсорной сферы. Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины. Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха.
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Схемы составления описательных рассказов, предложений.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития педагог должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому ребенку важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но.
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
"Роль предметно-развивающей среды в процессе формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР, этапы формирования в специально организованной предметной среде.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОТКЛОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
В данной статье рассмотрены особенности предметно-развивающей среды, достижения эффективности в коррекционной работе. Какую роль предметно-развивающая среда играет в развитии ребенка, что необходимо у.
Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой ко.
laquo;Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ».
Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды :
Ориентация на улучшение качества жизни.
Акцент не на результат, а на процесс.
Понимание целей инклюзии.
Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды :
Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.
Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.
Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).
Читайте ещё:
Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:
Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.
Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.
Если что-то пошло не так — сделать самому.
Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.
Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).
Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).
Индивидуальный учебный план.
Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ
Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:
Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).
Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).
Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).
Образование (дополнительное, индивидуальное).
Финансовое обеспечение семьи.
На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
Читайте также: