Уголок хохломы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Квантовый Переход в Эру Водолея Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло Единицы р.

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

Лексические темы. Космос

лексическая тема"Перелетные птицы" .

Как рассчитать количество бисера для жгута Итак, вариант 1 "математический&q.

-Рубрики

  • все для детского сада (452)
  • картинки, трафареты (52)
  • дидактические игры (47)
  • лексические темы (38)
  • развитие речи (26)
  • шаблоны, медали (26)
  • папки-передвижки (25)
  • театр (24)
  • рисование (21)
  • оформление группы,площадки (20)
  • конспекты НОД (19)
  • алфавит, цифры (18)
  • книги, прописи (18)
  • экология (11)
  • математика (11)
  • развлечения (9)
  • картотеки (9)
  • для родителей (8)
  • аппликация, лепка (8)
  • физкультминутки, подвижные игры (8)
  • логопедия (7)
  • кроссворды, ребусы, загадки (7)
  • тесты, развивающие задания (5)
  • интересное детям (5)
  • обучение грамоте (4)
  • стихи, рассказы, сказки (3)
  • проекты (3)
  • видео для детей (3)
  • мелкая моторика (1)
  • ПДД (1)
  • вязание (151)
  • для детей (82)
  • для женщин (70)
  • салфетки, скатерти (19)
  • полезно знать (12)
  • игрушки (12)
  • Журналы (1)
  • кулинария (144)
  • салаты (35)
  • выпечка (30)
  • заготовки на зиму (6)
  • мясные блюда (6)
  • закуски, бутерброды (5)
  • рыбные блюда (4)
  • полезно знать (1)
  • поделки (118)
  • из бумаги (34)
  • из атласных лент (13)
  • разное (12)
  • из бросового материала (7)
  • карнавальные костюмы (3)
  • из природного материала (3)
  • из бисера (2)
  • вышивка лентами (2)
  • газетные трубочки (1)
  • интересные сайты, ссылки (39)
  • разное (35)
  • лечим сами (22)
  • для дома и дачи (22)
  • литература (18)
  • для женщин (11)
  • цветоводство (11)
  • все для барби (9)
  • о самом интересном (5)
  • поздравления (5)
  • юмор (2)
  • лиру (2)
  • музыка (2)
  • видео (2)
  • шитье (1)
  • выкройки (1)
  • это интересно (1)
  • психология (1)

-Приложения

  • Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 20:06 11.11.2012 Фотографий: 3

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА - часть 1. Материал для занятий 1-5





ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Прочитайте детям о самобытном явлении русского народного декоративно-прикладного искусства - Золотой Хохломе.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ­ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху­дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.



Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот­чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок­рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас­ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель­зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси­на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не­окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре­стьянина. Однако народные масте­ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать­ся сю могли и крестьяне. Так по­явилась посуда с хохломской рос­писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло­вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро­шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ­на беднякам.

Происхождение приемов окраски де­ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь­ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща­ет в блестящее золотом изделие.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал­ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч­ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста­вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли­ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не­ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак­леванное изделие снова ставилось на просушку.


Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.


Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос­писи. Материал изложен по принципу от простого к слож­ному, от изучения основных элементов хохломской роспи­си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь­ных учреждений, педагогами художественных школ, руко­водителями кружков и различных студий, а также родите­лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер­ного цветов;

• кисти беличьи № 2 и № 3;

• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

• листок белой плотной бумаги или белую мелкую та­релку без узоров, которая будет служить палитрой.


ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР "ТРАВКА"

5111852_88 (700x493, 52Kb)


ЗАНЯТИЕ 2. "Подарок для Мишутки"

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

5111852_87 (700x564, 38Kb)


ЗАНЯТИЕ 3. ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов.

5111852_85 (700x517, 36Kb)

5111852_86 (700x501, 48Kb)

ЗАНЯТИЕ 4. РОСПИСЬ ЧАШКИ

Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.

Декоративно ПТ. Дошкольник

Декоративно ПТ. Дошкольник

Декоративно ПТ. Дошкольник запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📝

Подборка материала:
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ХОХЛОМА
для детей старшего дошкольного возраста

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m2ba50ce3.jpg

Паспортные данные мини – музея ………………………………………….3

Разделы мини-музея, особенности использования. …………..…………. 5

Дидактический – наглядный материал, дидактические игры …………. 7

Красота родного края, открывающаяся благодаря

народному творчеству,
- это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Актуальность.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Наша обязанность, познакомить их с историей русского народного творчества, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

Приобщать ребенка-дошкольника к сокровищам художественной культуры невозможно без помощи родителей. Важно научить их использовать средства искусства в воспитании своих детей, так как не все понимают эффективность воздействия прекрасного на положительное эмоциональное восприятие ребёнка.

Формирование и развитие основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство. Закрепление представлений о мини-музее в ДОУ с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства хохломской росписи.

Формирование у дошкольников интереса к музеям, выставкам, к подлинникам изделий хохломской росписи;

Развивать у детей познавательную активность у детей, а также умения восхищаться красотой хохломских изделий;

Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи;

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;

Обогатить предметно-развивающую среду;

Воспитывать у дошкольников интерес, гордости к культурно-историческим ценностям своего родного края, город умельцев – мастеров.

Направленность мини-музея:

социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.

Педагогические функции музея:

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, воображения, творчества.

Воспитательные: формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Предварительная работа:

День родительских профессий - художница по дереву Крылова А.С.

Продуктивная деятельность с детьми.

Перспективы развития:

Ознакомление и обучение детей основам рисования узоров хохломской росписи;

Пополнение мини-музея экспонатами, как готовыми, так и изготовленными детьми вместе с педагогами и родителями;

Приобщение детей к народному творчеству;

Подбор художественной литературы и видеотеки по теме мини-музея.

Разделы мини-музея, особенности использования.

Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же используются педагогами при проведении ООД и совместной образовательной деятельности в течении дня.

Музейные дидактические игры помогают решать педагогические задачи:

-активизировать внимание детей, быстрее овладеть навыками художественной деятельности;

-развивать пространственные представления, воображения, память, чувство цвета, формы,объёма, ритма;

-развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные качества ребёнка, необходимые для полноценного восприятия искусства;

-организовать процесс восприятия детьми произведений народного искусства.

Характеристика экспонатов.

Набор кухонный (фартук,

Ковш-птица с 5 маленькими

Куклы в русско – народных костюмах

Наглядно - дидактический материал

ФГОС Народное искусство - детям. Золотая хохлома ;

Светлана Погодина: Хохлома. Демонстрационный материал с методичкой для детей дошкольного возраста;

Дидактические игры:

Дидактические задачи : учить находить предметы определенного промысла
среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь -
доказательство.
Материал : 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила : выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры : выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Дидактические задачи : учить устно, описывать выбранный предмет,
развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Дидактические задачи : закреплять представление о какой-либо росписи,
развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить
анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь
объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила : игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры : воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов
различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение,
игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает
какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена,
выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать

интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней
части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с
отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи,
отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с
изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной
карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких

маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах
какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой,
правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами
промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции,
вызвать интерес к росписи.

Материал: карточки

прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила : игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст-пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-
либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов
данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся
цветом, деталями.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на
больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы
на своей карте.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает
каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая
по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и
кому нужна такая карточка.

Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах,
применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки
из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к
достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к
предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов,
одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в

Соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или
иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей,
отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край -
край умельцев и мастеров.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных
промыслах, умение находить нужный промысел среди других и
обосновывать свой выбор.

Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Список литературы:

Интернет-ресурсы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Актуальность проекта
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.
Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!

П. Синявский

Цель: обеспечить руководство деятельностью педагогов ДОУ по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с историей хохломского промысла и хохломской росписью посредством использования современных образовательных технологий.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных образовательных технологий.
2. Повышение интереса педагогов, детей и родителей к истории малой родины через ознакомление с хохломским промыслом.
3. Реализация намеченных мероприятий по празнованию 100-летнего юбилея хохломского промысла.

2)Подбор печатной информации, аудио, видео материала, иллюстраций, картинок и фотографий, альбомов, изделий для ознакомления с хохломским промыслом.
Задача: оснастить предметно-пространственную среду материалами по хохломе
Участники: старший воспитатель, педагоги



10) Размещение информации о проведении плана мероприятий на сайте ДОУ
Задача: информировать общественность о деятельности ДОУ
Участники: старший воспитатель, педагог-психолог

11) Разработка дидактических игр по краеведению
Задача: способствовать развитию творческого потенциала педагогов
Участники: старший воспитатель, педагоги

3 этап - заключительный
1) Презентация проекта
Задача: показать конечный продукт проекта
Участники: старший воспитатель

2) Подведение итогов проекта
Задача: анализировать проектную деятельность
Участники: старший воспитатель, педагоги

Читайте также: