Угол наклона школьной парты для письма

Обновлено: 02.07.2024

Немая свидетельница всех наших школьных проказ, успехов и неудач – незабвенная школьная парта. Безропотно она сносила бесконечные издевательства над собой, молча принимая шрамы от перочинных ножичков, тайно царапавших сердечко и "Петя+Валя=. ", и даже невзирая на это, также великодушно и верно продолжая служить на протяжении десятилетий разновозрастным школярам. Родословную свою парта ведет из далеких времен эпохи Возрождения – именно тогда стали появляться первые образцы аналогичной мебели. В последующие периоды они трансформировались сначала в некую конторку, затем в нечто, наподобие секретера.

Преимущества и недостатки конструкции парт Эрисмана

Первой попыткой изобретения мебели для школ были чертежи швейцарца Фарнера, на основе которых гигиенист Эрисман и предложил свой вариант. Исследовав и проанализировав прямую зависимость образования болезней зрения и позвоночника от положения сидящих за столом, он разработал уникальную конструкцию, обеспечивающую наиболее комфортное условие для обучения письму, рисованию и чтению.

Им было установлено, что для глаз наиболее оптимальным расстоянием до текста является 30-40 см , причем под прямым углом. С этой целью и столешница парты располагалась под некоторым наклоном .

Спинка парты помогала поддерживать поясницу, ноги получали упор от подставки , крепление скамьи и столешницы поистине можно назвать "антивандальные" , потому как сломать его было чрезвычайно трудно. Первоначально парты изготавливались исключительно из дуба , и предусматривалось четыре размера для учащихся разных возрастов. Позже стали применять толстую древесину хвойных пород .

Но, как обычно бывает в жизни, наряду с обилием плюсов, обозначилась и существенная проблема – как размещать одноместные парты в небольших учебных помещениях.

Эволюция парт

Вот тогда-то Петр Коротков существенно усовершенствовал конструкцию Эрисмана и "Золотой стандарт" парты Короткова вошел в историю школьной мебели на 150 лет.

Он ликвидировал этот недостаток парты, сделав её двухместной . Кроме того, снабдил столешницу откидной крышкой и расположил желобки для ручек, карандашей, перьев, углубление для чернильницы. Под столешницей разместил полочку для тетрадей и книг, вешалку-крючок для портфеля.

Преимущества такой конструкции были очевидны – отсутствовали острые углы, не выступали крепежные детали, сводя к нулю риски получения травм.

Кроме того, парта помогала ученику сохранить правильную осанку.

Изготовление таких парт потребовало значительных навыков от мастеров из-за многих фигурных и резных элементов, да и обходилась весьма недешево. Поэтому в царской России такими партами были оснащены только элитные учебные заведения .

В СССР вся эта вычурность в изготовлении была заменена простыми прямоугольными деталями, что значительно снизило себестоимость парт и дало возможность приобретать их даже небогатым сельским школам . Кроме того, изготавливать их стало возможно с помощью обычного столярного инструмента.

Важно то, что все анатомические условия конструкции были соблюдены в точности , и оставались в неизменности:

  • угол наклона столешницы и ее высота;
  • соотношение высоты скамья-столешница и расстояние между ними.

Боковые вырезы также были рассчитаны и не допускали ударов коленями об парту.

Новые нормы школьной мебели

С недавних пор от парт Эрисмана-Короткова учебные заведения отказались . А причиной этому послужил тот факт, что по измененным нормам СанПиН школьная мебель всего лишь должна соответствовать росту ученика , а прочие параметры просто не стали принимать во внимание.

К примеру, для роста учащегося 130-145 см предлагается стол высотой 58 см с сиденьем стула 34 см, при росте 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно. Медицинские параметры вообще не учтены.

Неудобство горизонтальных столов очевидно – ученику приходится сгибаться для письма или чтения, наваливаться грудью на столешницу.

Радует тот факт, что в последнее время все чаще из уст чиновников звучат предложения о возврате к старой, доброй, так никем и не превзойденной школьной парте. Ведь её грамотная конструкция дает возможность ученику, отучившемуся десять лет, выйти из стен школы, не приобретя сколиоз.

Одно из "популярных" школьных заболеваний — близорукость. Цифры статистики по России пугающие: каждый третий школьник в очках, а к окончанию школы больше половины детей носят очки на постоянной основе.

Типичный возраст, при котором развивается близорукость (миопия), — от 7 до 15 лет. В школьный период нагрузка на зрительный аппарат сильно возрастает. Ребенок днем учится - смотрит в учебники, тетрадки, а вечером отдыхает - "пялится" в компьютеры и гаджеты. А глаза, между тем, растут и по природе своей не приспособлены к тому, чтобы постоянно что-то рассматривать вблизи. Ситуация усугубляется неправильной посадкой при чтении или письме и малоподвижным образом жизни. И в итоге, офтальмолог выписывает очки.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80% всех случаев нарушений зрения можно предотвратить, используя простые и доступные способы.

Профилактика нарушений зрения:

  • ограничить пребывание за компьютером;
  • выделить время для физической активности;
  • оборудовать по всем правилам место для занятий.

Зачем нужен наклон парты?

Наклонная парта — один из действенных и проверенных способов сохранить осанку и детское зрение, который используется уже 150 лет.

Нельзя допускать, чтобы ребенок склонялся к тетрадкам. И вот почему:

По данным Википедии:

Наклонную парту изобрел в 1870 году русский гигиенист Федор Эрисман, который долгое время занимался лечением глазных болезней. Он увидел зависимость между развитием искривления позвоночника, близорукости и неправильной позой ученика за столом. Свои исследования Эрисман изложил в научном труде “Влияние школ на происхождение близорукости” и предложил наклонную конструкцию парты. Что, в конечном итоге, привело к снижению патологий среди учащихся.

В начальной школе все учебники имеют формат А4, и когда такой формат лежит на поверхности параллельно полу, верхний край находится дальше. Именно к нему и наклоняется и тянет шею ребенок, стараясь рассмотреть буквы как можно лучше. К тому же, при сильном наклоне головы сдавливается сонная артерия, нарушается кровоснабжение головного мозга, органов зрения и наступает кислородное голодание тканей, которое очень опасно в период интенсивного роста.


Те, кто жили и учились в Советском Союзе, наверняка помнят, что в школах в те времена стояли особого вида парты - с наклонной столешницей и цельной конструкцией, которая не позволяла изменить расстояние между сидением и столом. Я вот еще успел отучиться в начальных классах именно за такой партой.

Однако несколько десятилетий назад от них стали отказываться, а не так давно внезапно о них вспомнили, желая, чтобы они вновь заняли место в классах. И решение такое неслучайно, ведь наклонная парта Эрисмана, которая придумана полтора столетия назад была и остается самой удобной и безопасной мебелью, за которой можно заниматься ученикам.

Справедливости ради, следует отметить, что подобная конструкция столов существовала очень давно: первые прототипы подобной мебели появились ещё в эпоху Возрождения, а позже он трансформировался в конторку или секретер, а уже затем — в школьную парту. В 1865 году швейцарский врач по фамилии Фарнер в одном из своих трудов представил чертеж школьной мебели, и считается, что именно на их основе уже свою концепцию предложил Эрисман.

Чертежи Фарнера. /Фото: si-sv.com

Федор Федорович Эрисман. /Фото: 1ku.ru

Среди конструктивных особенностей одноместной парты Эрисмана в первую очередь стоит выделить специальный наклон ее столешницы - она была расположена таким образом, чтобы текст можно было читать только под прямым углом. Кроме того, ученый, которые много лет посвятил лечению глазных болезней, принял во внимание и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. Получалось, что ученик, который сидит за такой партой, просто лишен необходимости сутулиться.

Чертеж и параметры парты Эрисмана. /Фото: pinterest.ru

Довольно быстро парту Эрисмана ввели в учебные заведения дореволюционной России. Правда, производить было ее довольно накладно, поэтому в те времена она в основном бытовала в элитарных школах и гимназиях. Однако история этой уникальной школьной мебели на этом не закончилась: буквально через несколько лет петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков решил усовершенствовать концепт Эрисмана: парта стала двухместной, а также он придумал оснастить ее откидной крышкой, крючками для портфелей и полкой для учебников под столешницей. Претерпела изменения и сама столешница: именно Коротком решил расположить на ней углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.

Памятник школьной парте, Варшава. /Фото: wikipedia.org

После Октябрьской революции в стране изменилось очень многое, но школьных парт это особо не коснулось: в советских школах продолжили использовать наклонные парты Эрисмана. Несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, они продолжали оставаться актуальными из-за своей исключительной функциональности и безопасности для здоровья учеников: конструкция школьной парты позволяла сохранять правильную осанку и не мешать работать соседу, а также отсутствие острых углов, выступающих частей крепёжных элементов значительно снижали риск травмирования ребенка в классе.

В советское время парты Эрисмана были основными в школах. /Фото: etoretro.ru

Больше пяти десятилетий парты дореволюционного врача Федора Федоровича Эрисмана повсеместно использовались в советских школах, однако позже их стали заменять на мебель других конструкций, хотя какое-то время старые столы еще продолжали использоваться в классах начальной школы. Казалось, что о партах Эрисмана забыли насовсем, однако не так давно отечественные чиновники задумались о возвращении старой-доброй мебели в классы, которую превзойти так никто и не смог все полтора века ее существования.


Те, кто жили и учились в Советском Союзе, наверняка помнят, что в школах в те времена стояли особого вида парты - с наклонной столешницей и цельной конструкцией, которая не позволяла изменить расстояние между сидением и столом. Однако несколько десятилетий назад от них стали отказываться, а не так давно внезапно о них вспомнили, желая, чтобы они вновь заняли место в классах.

Решение такое неслучайно, ведь наклонная парта Эрисмана, которая придумана полтора столетия назад была и остается самой удобной и безопасной мебелью, за которой можно заниматься ученикам.

Справедливости ради, следует отметить, что подобная конструкция столов существовала очень давно: первые прототипы подобной мебели появились ещё в эпоху Возрождения, а позже он трансформировался в конторку или секретер, а уже затем — в школьную парту. В 1865 году швейцарский врач по фамилии Фарнер в одном из своих трудов представил чертеж школьной мебели, и считается, что именно на их основе уже свою концепцию предложил Эрисман.

Чертежи Фарнера. /Фото: si-sv.com

Исходя из собственных представлений и результатов исследований, он создал новую мебель, которая своей правильной конструкцией обеспечивала бы комфортные условия ученику для письма, чтения, рисования.

Федор Федорович Эрисман. /Фото: 1ku.ru

Федор Федорович Эрисман

Среди конструктивных особенностей одноместной парты Эрисмана в первую очередь стоит выделить специальный наклон ее столешницы - она была расположена таким образом, чтобы текст можно было читать только под прямым углом.

Кроме того, ученый, которые много лет посвятил лечению глазных болезней, принял во внимание и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. Получалось, что ученик, который сидит за такой партой, просто лишен необходимости сутулиться.

Чертеж и параметры парты Эрисмана. /Фото: pinterest.ru

Чертеж и параметры парты Эрисмана

Довольно быстро парту Эрисмана ввели в учебные заведения дореволюционной России. Правда, производить было ее довольно накладно, поэтому в те времена она в основном бытовала в элитарных школах и гимназиях.

Однако история этой уникальной школьной мебели на этом не закончилась: буквально через несколько лет петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков решил усовершенствовать концепт Эрисмана: парта стала двухместной, а также он придумал оснастить ее откидной крышкой, крючками для портфелей и полкой для учебников под столешницей. Претерпела изменения и сама столешница: именно Коротком решил расположить на ней углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.

Памятник школьной парте, Варшава. /Фото: wikipedia.org

Памятник школьной парте, Варшава

После Октябрьской революции в стране изменилось очень многое, но школьных парт это особо не коснулось: в советских школах продолжили использовать наклонные парты Эрисмана.

Несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, они продолжали оставаться актуальными из-за своей исключительной функциональности и безопасности для здоровья учеников: конструкция школьной парты позволяла сохранять правильную осанку и не мешать работать соседу, а также отсутствие острых углов, выступающих частей крепёжных элементов значительно снижали риск травмирования ребенка в классе.

В советское время парты Эрисмана были основными в школах. /Фото: etoretro.ru

В советское время парты Эрисмана были основными в школах

Больше пяти десятилетий парты дореволюционного врача Федора Федоровича Эрисмана повсеместно использовались в советских школах, однако позже их стали заменять на мебель других конструкций, хотя какое-то время старые столы еще продолжали использоваться в классах начальной школы.

Казалось, что о партах Эрисмана забыли насовсем, однако не так давно отечественные чиновники задумались о возвращении старой-доброй мебели в классы, которую превзойти так никто и не смог все полтора века ее существования.

Материалы по теме

Вот кто бы мог подумать, что такой, на первый взгляд, безобидный предмет, как логика, может стать и камнем преткновения, и орудием идеологической борьбы? Однако последние сто лет свидетельствуют именно об этом.

А вот ещё:

Самый суровый лагерь смерти в Российской империи


При Елизавете Петровне в России не было смертной казни. Что делали с преступниками вместо этого?

Работать на каменоломнях и строительстве порта заключенным приходилось в дождь, снег, и град, при постоянном лютом ветре с моря. Историк Елена Марасинова подсчитала, что с 1753 по 1756 год в Рогервик привезли 13 242 арестанта, умерли из них 13 101.

Стратегически важный порт

Порт и крепость при Рогервике по проекту 1723 года

Порт и крепость при Рогервике по проекту 1723 года

Маяк и утёс в Палдиски, гравюра.

Маяк и утёс в Палдиски, гравюра

Петр был царем крайне прижимистым, никому особо не доверял, и прежде, чем тратить огромные деньги на основание гавани и строительство крепости, лично поехал в Рогервик. Всего он побывал там шесть раз и даже лично замерял глубину залива – достаточна ли она будет для прохода тяжёлых военных кораблей?

В 1715 году царь окончательно повелел соорудить в Рогервике порты для военных и для купеческих судов; построить Адмиралтейство, верфь и город. Для защиты залива от ветров он приказал насыпать каменный мол от середины острова Малый Роге до материка – а это больше 2,5 км. Работа поистине каторжная, ручная – добывать камень на каменоломнях и строить из него мол. 20 июля 1718 года царь личным примером показал, как будет строиться мол, метнув в залив увесистый камень – так началось строительство гавани Рогервик.

Каторжник на рудниках в Нерчинске, Сибирь.

Каторжник на рудниках в Нерчинске, Сибирь

Со шведской стороны поступило робкое предложение все-таки не начинать строительства порта в Рогервике – войну-то Россия уже выиграла… Но Петра шведское мнение не интересовало – в этот же день, 30 августа он в Петербурге доложил Военной коллегии о необходимости гавани в Рогервике. Формалист и буквоед, царь прилежно заверил свое уже претворяемое в жизнь решение в государственных органах.

Русские каторжники в XIX веке.

Русские каторжники в XIX веке

Город Балтийский порт. Георгиевская улица. XIX век.

Город Балтийский порт. Георгиевская улица. XIX век

Императрица Елизавета тоже решила лично посетить Рогервик, в том же 1746 году, сразу после сенатского доклада. С ней вместе ехали великие князь и княгиня, будущие правители Петр III и Екатерина II. Из записок молодой Екатерины Алексеевны становится ясно, что тогда городок был поистине трудным местом.

Смерть без смертной казни

Парадный портрет Елизаветы Петровны

Парадный портрет Елизаветы Петровны - Шарль Андре Ван Лоо

Вот куда Елизавета Петровна планировала начать ссылать осужденных на смерть. Историки сходятся во мнении, что вступая на престол, императрица дала клятву не казнить смертью своих подданных – как реакцию на чрезмерную жестокость предыдущей правительницы, Анны Иоанновны. В течение первых лет правления Елизаветы исполнение смертных приговоров было приостановлено, и к 1746 году, когда она посетила Рогервик, в темницах империи содержались 110 убийц, 169 воров-рецидивистов и 151 человек, осужденный к вечной каторге. Сенат, докладывая о них, предложил ссылать их в Рогервик.

Уездный город Балтийский порт в 1789 году

Уездный город Балтийский порт в 1789 году

В 1768 году, когда работы были окончательно остановлены, на постройку гавани, так и не начавшей функционировать, были потрачены (с 1718 года) почти полмиллиона рублей (в тот период все доходы бюджета страны составляли порядка 15-16 миллионов рублей) – то есть, огромные средства были фактически спущены в никуда. В здании крепости с 1789 года местные жители держали скотину. Мол, из которого успели построить 383 метра, постепенно опустился под воду и образовал отмель. Арестанты-каторжники были отправлены в Сибирь.

Скалистый берег близ города Палдиски, современное фото

Скалистый берег близ города Палдиски, современное фото - Леон Петросян (CC BY-SA 4.0)

Постройки каторжного острога использовались для содержания заключенных пожизненно – в Рогервике окончили свои дни соратник Пугачёва Салават Юлаев вместе со своим отцом; здесь нашли последнее пристанище и несколько других участников пугачевского бунта, в 1800 их оставалось 12 человек. Город постепенно терял значение – например, в 1825 году здесь жило всего 184 человека, и только с подведением к Балтийскому порту железной дороги (1870) здесь более-менее начала восстанавливаться жизнь.

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Читайте также: