Цель артикуляционной гимнастики в школе

Обновлено: 05.07.2024

Учитель-логопед

Юнусова Альфира Райисовна

Цель: Познакомить учителей начальных классов с упражнениями, применяемыми учителями-логопедами для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.

1 этап. Теоретическая часть.

Вопросы к педагогам:

- Что такое артикуляционная гимнастика?

- Знаете ли вы, как правильно проводить её?

- Используете ли вы артикуляционную гимнастику на уроках?

Речь большинства детей с ОНР отличается вялостью артикуляции. Особенно заметным это бывает при длительном речевом общении ребенка, при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других – излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Даже двух-трехкратное повторение артикуляционных движений вызывает утомление, ведет к замедлению темпа речи, ее

невнятности. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста с ОНР заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.

Речевая разминка на уроках способствует как подготовке

учащихся к говорению, так и совершенствованию их

навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся:

одним эти упражнения помогают исправлять недостатки

речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и

всем – позволяют настроиться на урок и подготовить

речевой аппарат к говорению.

артикуляционной гимнастики только учителем – логопедом

недостаточно. Именно поэтому возникла идея проведения

данного мастер-класса.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это совокупность

специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

подвижности и дифференцированности движений органов,

участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка

полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные,

необходимые для правильного произнесения звуков.

Упражнения, входящие в гимнастику, направлены на

развитие и коррекцию умений удерживать речевой

аппарат в определенном положении и переключать его

с одного движения на другое.

Давайте вспомним органы артикуляции. (Губы, язык,

Виды артикуляционных упражнений.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок

научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

(Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6

8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и

переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное

варенье, Чистим зубки).

- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом

положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном состоянии.

- Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо

педагога должно быть хорошо освещено.

- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком

движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает

- Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

- Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы,

приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами,

постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.

- Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за

Раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может

быть только одно, второе и третье даются для повторения и

закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то

упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Для его закрепления можно придумать новые игровые

- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики

надо соблюдать определенную последовательность, идти от

простых упражнений к более сложным.

- Сначала упражнения выполняются в медленном темпе

перед зеркалом, то есть для достижения конечного

результата используется зрительный контроль. После того

как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно

убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные

- По мере прохождения материала комплексы артикуляционной

гимнастики меняются, обычно каждый комплекс целесообразно

использовать в течение двух недель.

- Выработка артикуляционных навыков требует длительной и

систематической работы, поэтому проводить артикуляционную гимнастику

нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и

других предметах, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение

исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

Начать урок можно с таких слов :

- Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы делаете?

- И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только

не ноги и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует

артикуляционная гимнастика.

После того, как дети достаточно хорошо освоят первый комплекс, можно выбрать

упражнение и проследить за правильностью выполнения классом.

Прикреплённые файлы:

Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи.

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче.

Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.

Автор: Обухова Светлана Иосифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Центр образования имени А.Некрасова"
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование

г. Кирово-Чепецк Кировской области

Артикуляционная гимнастика как средство

развития речевой деятельности младших

Автор: Светлана Иосифовна Обухова

учитель высшей категории

Цели и задачи 3

Актуальность данной проблемы 4

Формы, методы и приемы работы, способствующие речевому

Артикуляционная гимнастика 5

Пальчиковая зарядка 10

Речевое дыхание 12

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой

деятельности младших школьников

Цель: - Улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

упражнений на уроках в начальной школе;

- показать в действии взаимосвязь артикуляционной, пальчиковой и дыхательной

- разработать специальную подборку материалов для подготовки учителя к урокам

обучения грамоте и письма.

Актуальность проблемы: Развитие правильного звукопроизношения очень

важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по

русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение

навыками письма в школе. Также ситуация осложняется тем, что не во всех

школах работают логопеды и все проблемы приходится решать учителю самому.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование

звукопроизношение учеников активно использовать артикуляционную гимнастику,

то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что

более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились политика и концепции

образования, изменились и дети, приходящие в школу. В связи с государственно-

политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая

деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной

практики. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной,

сознательного гражданина правового государства. Сегодня модель выпускника

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека.

речевыми нарушениями (до 90%, по данным логопедов), ослабленные физически и

занятий он формирует группы детей с наиболее серьезными нарушениями, такими

нарушения), ФД (фонетический дефект). Таких детей из числа обследованных и

имеющих нарушения около 40%. А как же быть с теми (а их примерно 50%), у

1. Слабо натренированный артикуляционный аппарат;

2. Неточная работа артикуляционного аппарата:

“послушности”) частей речевого аппарата наблюдается “смазанность” речи,

в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает

чрезмерная торопливость, “скороговорчатость” произнесения;

нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми

3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.

И тогда уже перед учителем встает задача поиска педагогических форм,

позволяющих скорректировать и развить детей. Первый шаг на пути обучения

речевой коммуникации — показать ученикам, что речью необходимо управлять, её

нужно уметь контролировать.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие

и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы

состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Точность, сила и

называется артикуляционной.

органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью

весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3

раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.

Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания

и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке

обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у

детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не

следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на

решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

1. Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать

широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его

назад и вглубь рта).

округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними

3. Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что

важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:


Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:


Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике представлены упражнения для успешного обучения ребенка, основанных на коррекции компонентов речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи. Данный сборник коррекционных упражнений адресован педагогам начального общего образования для проведения данных упражнений в процессе организации совместной деятельности с детьми во время урока и во время внеурочной деятельности. Может быть рекомендован родителям с целью совместного проведения коррекционных упражнений, а также будет полезен студентам педагогических специальностей.

Пояснительная записка 4

Упражнения на развитие дыхательных путей 6

Упражнения на развитие подвижности мышц губ и щек 7

Упражнения на развитие и укрепление мышц языка 10

Список источников информации 14

Пояснительная записка

У учащихся начальной школы недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка); у многих учащихся отмечаются недостатки письменной речи, (пропуски, перестановки, замены, не дописывание букв и слогов); при написании изложений и сочинений наблюдаются ахроматизм в употреблении предлогов, окончаний имен прилагательных, имен существительных и глаголов.

При работе с такими детьми проводится специальная коррекционная работа. На каждом занятии учитель обязательно должен включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения.

Во ФГОС НОО указаны метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель сборника: отбор и систематизация упражнений, направленных на коррекцию артикуляционных проблем у младших школьников.

подбор упражнений, направленных на коррекцию артикуляционных проблем;

систематизация коррекционных упражнений по разделам сборника;

оформление сборника упражнений, напиленных на коррекцию артикуляционных проблем младших школьников

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

В сборнике представлены разные типы упражнений: на развитие мышц языка, щек, губ и развитие дыхательных путей. Такое разнообразие видов упражнений позволяют вести системный и комплексный характер по коррекции фонематических процессов у младших школьников.

Сборник упражнений может применяться педагогами и родителями с целью совместного проведения коррекционных упражнений.

Упражнения на развитие дыхательных путей

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Упражнения на развитие подвижности мышц губ и щек

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Рот прикрою я немножко,

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

Упражнения на развитие и укрепление мышц языка

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

Удивляется народ.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

пошлёпать губами кончик языка;

пошлёпать губами середину языка;

пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Как будто варенье лежит на губе –

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

В барабан мы бьем

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

И кладу – даю покой.

Улыбаюсь, рот открыт:

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Список источников информации

Читайте также: