Возможности общеобразовательной школы актуальность критерии сформированности

Обновлено: 05.07.2024

В статье определены и теоретически обоснованы компоненты, критерии и уровни сформированности подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников. Отмечается, что готовность будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников должна рассматриваться как система, которая интегрирует в себе мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Также были разработаны уровни каждого отдельного компонента.

The article defines and theoretically proves the components, criteria and levels of forming the future teachers’ training to development of the students’ health culture. It is emphasized that the future teachers’ readiness to development of the students’ health culture must be referred to as the system which integrates motivational, content and operational components. The levels of each component were also worked out.

компоненты; критерии; уровни; будущие учителя; здоровье; культура здоровья учеников; здоровьезбережение; физическая культура.

components; criteria; future teachers; health; students’ health culture; health retaining; physical training.

УДК 378.+371.7-057. 87

Актуальность. Важность подготовки высококвалифицированного педагога непосредственно связана с одним из приоритетных заданий образования – воспитания в личности ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих людей. Развитие культуры здоровья, навыков здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью должно осуществляться в течении школьного возраста [2, 5].

Проблема сохранения здоровья человека является одной из наиболее сложных комплексных проблем. На современном этапе первостепенным заданием человеческого содружества есть охрана и укрепление здоровья населения [3, 4].

Закономерно, что это ответственное задание возлагается государством в первую очередь на учителя: главное внимание должно быть сосредоточено на подготовке нового поколения педагогов, которое сумеет обеспечить развитие культуры здоровья учеников; повышать уровень собственной общей культуры, составляющей которой является культура здоровья; повышать уровень профессиональной квалификации и социального статуса до уровня, который соответствует их роли в обществе. Учитывая отмеченное, перед высшей школой сегодня стоит важное задание относительно подготовки будущего учителя к добросовестной оздоровительной и профилактической работе с учениками общеобразовательной школы, который способен не только учить и воспитывать школьников, но и развивать в них культуру здоровья, то есть сформировать ценностное отношение к собственному здоровью [2, 3, 4, 5].


Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научных источников засвидетельствовал, что вопросы сохранения и укрепления здоровья были в центре внимания ученых разных времен, от античных философов (Аристотель, Сократ, Гиппократ, Кант и др.) к современным ученым, в качестве предмета исследований которых выступили разнообразные аспекты: развитие валеологической культуры, культуры здоровья (Г. Апанасенко, О. Бондаренко, Е. Булич, О. Ващенко, Г. Кривошеева, И. Муравов, П. Плахтий, Т. Шаповалова, В. Шахненко, И. Яковлева и др.); подготовка специалистов к формированию здорового образа жизни школьников (О. Беда, С. Кондратюк, О. Савченко, С. Свириденко и др.); здоровьязберегательные технологии в подготовке специалистов (Н. Башавец, С. Гримблат, Ю. Кобяков, Л. Коваль, М. Коржова, М. Носко, К. Оглоблин, М. Сентизова, Г. Соловьев); подготовка будущих учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности (В. Бальсевич, М. Виленський, В. Выдрин, Л. Лубышева, Т. Круцевич, Л. Матвеев, Ж. Холодов).


Объект исследования – подготовка будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.

Предмет исследования – компоненты, критерии и уровни подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников.

Методы исследования :

- анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы;

- теоретический анализ и синтез.

Задание исследования :

  1. Выяснить и проанализировать современное состояние проблемы в теории и образовательной практике.
  2. Определить и теоретически обосновать компоненты, критерии и уровни подготовки будущих учителей к формированию культуры здоровья учеников.

Изложение основного материала исследования. В структуре педагогической деятельности ученые выделяют разные структурные компоненты. Основными компонентами профессиональной готовности к педагогической деятельности по мнению К. Дурай-Новаковой [5], есть мотивационный, ориентационно-познавально-оценочный, эмоционально-волевой, операционно-действенный, настановчески-поведенческий. Она также отмечает, что уровень сформированности педагогической готовности студентов значительно растет, если использовать специально смоделированную систему профессионального обучения и воспитания.

- мотивационный – совокупность мотивов, соответствующих целям и заданиям педагогической деятельности;

- когнитывный – связан с познавательной сферой человека. Он являет собой совокупность знаний, необходимых для производительной педагогической деятельности;

Другая группа ученых (Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Несен) определяют деятельность через мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты [6].

  • мотивационный (знания, мотивационно-ценностное отношение, поведение);
  • теоретический (знания, умения: аналитические, прогностические, проектные);
  • практический (знания о способах выполнения действий, умения: конструктивные, организаторские, коммуникативные);
  • творческий (знания, убеждение, творческое решение педагогических заданий).

Проанализировав взгляды исследователей относительно составных компонентов педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что всем видам деятельности свойственны мотивация к деятельности, знание о деятельности и практическое выполнение этой деятельности. В соответствии с этим и с научными исследованиями [2, 3, 4, 5] мы выделили в структуре подготовки будущих педагогов к развитию культуры здоровья учеников мотивационный, смысловой и деятельный компоненты.

Следовательно, готовность будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников рассматривается нами как система, которая интегрирует в себе мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Эти компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой (рис 1 ).

Компоненти png

Мотивационный компонент является основой для формирования других структурных компонентов. Он базируется на позитивном отношении к учебе, стойкий интерес к образовательному процессу, потребность использовать приобретенные знания, умения и навыки из развития культуры здоровья учеников в будущей профессиональной деятельности. На важности мотивационного компонента в структуре готовности к профессиональной деятельности акцентируют почти все ученые [4, 5, 6].

В. Бобрицкая отмечает, что мотивационный компонент предусматривает усвоение знаний в отрасли сохранения и укрепления здоровья, результатом чего есть формирование мотиваций относительно приобретения знаний, умений и навыков усовершенствования жизнедеятельности на принципах здорового образа жизни как жизненной и профессиональной перспективы.

При этом ученая отмечает то, что мотивационный компонент способствует формированию навыков саморегуляции деятельности, вследствие чего развиваются психолого-мобилизационные процессы, способность руководить ими, формируются ценности здорового образа жизни, постоянные мотивации на соблюдение его норм, которые являются почвой приобретения умения строить и реализовывать индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья своего и других, рассчитанную на ближнюю, среднюю и далекую перспективу [2].

В контексте нашего исследования особое внимание уделено умению учителя развивать культуру здоровья учеников и мотивировать их к занятиям. Среди основных мотивов преобладают: развитие культуры здоровья, укрепления и формирования профессионального здоровья, снижение массы тела, повышение физической готовности, улучшение самочувствия, духовное удовольствие от занятий, ведение занятий, социальные факторы [7].

В своем исследовании мы ставили целью не сформировать мотивацию, поскольку она, по нашему мнению, должна уже быть сформирована у студентов при вступлении в вуз, а поддержать это естественное желание у будущих учителей.


Смысловой компонент. В контексте нашего исследования мы считаем, что смысловой компонент предусматривает овладение учителем определенным объемом знаний, который необходим для эффективной профессиональной деятельности к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.

Теоретическая готовность учителей характеризируется обладанием комплексом теоретических сведений, что необходимы для развития культуры здоровья учеников и выполнения эффективной педагогической деятельности. Для этого педагог должен владеть закономерностями процесса учебы и воспитания, знать особенности развития детского организма и его двигательных качеств, уметь подбирать самые эффективные средства, методы и формы для развития культуры здоровья учеников.

Важным в процессе подготовки будущих учителей, замечает О. Бондаренко, есть приобретение знаний о составляющих здоровья, путях сохранения и укрепления его; понятие о профессиональных заболеваниях, их профилактике, предоставлении первой помощи при неотложных состояниях, а также о вредном влиянии на организм „интеллектуальных ядов” и средства их предотвращения; убежденность студента в зависимости здоровья от окружающей среды; добывание знаний в отрасли развития культуры здоровья учеников [3].

Смысловой компонент, как отмечает Б. Долинский, связанный с приобретением необходимых для здоровьезбережения знаний и умений, и предусматривает наличие знаний о здоровьи человека (психологическое, социальное, морально-духовное, физическое, профессиональное) и о здоровьезберегающих методиках в деятельности учителя; особенности и условия профессиональной деятельности, направленной на здоровьезбережение детей; знаний относительно способов и методов формирования здоровьезберегающих навыков и умений у школьников и развития у них культуры здоровья [4, с. 189].


Деятельный компонент. Сущность деятельного компонента заключается в умении будущих учителей реализовывать приобретенные знания из физического воспитания, а в частности из профессионально-прикладной физической подготовки, основ здоровья, валеологии и безопасности жизнедеятельности для развития культуры здоровья учеников. Этот компонент готовности реализуется во время академических занятий и в ходе учебной, пропедевтической и педагогической практики.

Деятельный компонент готовности учителя к развитию культуры здоровья учеников представлен наличием специфических для данной отрасли методических умений.

Все умения, которыми должен владеть педагог для того, чтобы эффективно выполнять профессиональную деятельность для развития культуры здоровья учеников можно выделить в такие четыре группы:

1. Организационно-управленческие, с помощью которых учитель организует и осуществляет собственное физическое совершенствование через спортивно-массовою и физкультурно-оздоровительную работы.

2. Профессионально-педагогические – характеризуются умением учителя производить специальные двигательные, действия направлены на улучшение физических кондиций, а также заинтересованность педагога в достижении конечного запланированного результата – надлежащего уровня здоровья и физической производительности.

3. Спортивные, что характеризуются умением выполнять упражнения, которые будут обеспечивать развитие физических качеств или отдельных мышц и мышечных групп, необходимых для педагогической деятельности и развития культуры учеников.

4. Прикладные. Сюда принадлежат другие умения связанные с развитием физических качеств и культуры здоровья учеников.

Для определения и оценки готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учащихся возникла необходимость в определении критериев и уровней сформированности каждого компонента готовности.

В соответствии с особенностями нашего исследования и учитывая ряд научных исследований [2, 4, 5] мы определили критерии оценки компонентов готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников. Разрабатывая систему критериев готовности, мы старались сделать так, чтобы предложенная система содержала количественные показатели, была удобной для практического использования, отражала соответствующие субъективные характеристики личности, определяла различные стороны деятельности студентов педагогического профиля. Поэтому в зависимости от степени выраженности критериев готовности нами были определены уровни каждого отдельного компонента (таблица 1).


Критерии и уровни сформированности компонентов готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников

Определение и теоретическое обоснование компонентов, критериев и уровней сформированности подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы. Система интеграции мотивационного смыслового и деятельного обучения.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.03.2016
Размер файла 52,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кременецкая областная гуманитарно-педагогическая академия имени Тараса Шевченко

Компоненты, критерии и уровни сформированности готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы

Божик Николай Владимирович

кандидат педагогических наук

В статье определены и теоретически обоснованы компоненты, критерии и уровни сформированности подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников. Отмечается, что готовность будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников должна рассматриваться как система, которая интегрирует в себе мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Также были разработаны уровни каждого отдельного компонента.

Ключевые слова: компоненты; критерии; уровни; будущие учителя; здоровье; культура здоровья учеников; здоровьезбережение; физическая культура.

The article defines and theoretically proves the components, criteria and levels of forming the future teachers' training to development of the students' health culture. It is emphasized that the future teachers' readiness to development of the students' health culture must be referred to as the system which integrates motivational, content and operational components. The levels of each component were also worked out.

Keywords: components; criteria; future teachers; health; students' health culture; health retaining; physical training.

1. Компоненты, критерии и уровни сформированности готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы

здоровье учитель общеобразовательный обучение

Актуальность. Важность подготовки высококвалифицированного педагога непосредственно связана с одним из приоритетных заданий образования - воспитания в личности ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих людей. Развитие культуры здоровья, навыков здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью должно осуществляться в течении школьного возраста [2, 5].

Проблема сохранения здоровья человека является одной из наиболее сложных комплексных проблем. На современном этапе первостепенным заданием человеческого содружества есть охрана и укрепление здоровья населения [3, 4].

Закономерно, что это ответственное задание возлагается государством в первую очередь на учителя: главное внимание должно быть сосредоточено на подготовке нового поколения педагогов, которое сумеет обеспечить развитие культуры здоровья учеников; повышать уровень собственной общей культуры, составляющей которой является культура здоровья; повышать уровень профессиональной квалификации и социального статуса до уровня, который соответствует их роли в обществе. Учитывая отмеченное, перед высшей школой сегодня стоит важное задание относительно подготовки будущего учителя к добросовестной оздоровительной и профилактической работе с учениками общеобразовательной школы, который способен не только учить и воспитывать школьников, но и развивать в них культуру здоровья, то есть сформировать ценностное отношение к собственному здоровью [2, 3, 4, 5].

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научных источников засвидетельствовал, что вопросы сохранения и укрепления здоровья были в центре внимания ученых разных времен, от античных философов (Аристотель, Сократ, Гиппократ, Кант и др.) к современным ученым, в качестве предмета исследований которых выступили разнообразные аспекты: развитие валеологической культуры, культуры здоровья (Г. Апанасенко, О. Бондаренко, Е. Булич, О. Ващенко, Г. Кривошеева, И. Муравов, П. Плахтий, Т. Шаповалова, В. Шахненко, И. Яковлева и др.); подготовка специалистов к формированию здорового образа жизни школьников (О. Беда, С. Кондратюк, О. Савченко, С. Свириденко и др.); здоровьязберегательные технологии в подготовке специалистов (Н. Башавец, С. Гримблат, Ю. Кобяков, Л. Коваль, М. Коржова, М. Носко, К. Оглоблин, М. Сентизова, Г. Соловьев); подготовка будущих учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности (В. Бальсевич, М. Виленський, В. Выдрин, Л. Лубышева, Т. Круцевич, Л. Матвеев, Ж. Холодов).

Объект исследования - подготовка будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.

Предмет исследования - компоненты, критерии и уровни подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников.

- анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы;

- теоретический анализ и синтез.

1. Выяснить и проанализировать современное состояние проблемы в теории и образовательной практике.

2. Определить и теоретически обосновать компоненты, критерии и уровни подготовки будущих учителей к формированию культуры здоровья учеников.

Изложение основного материала исследования. В структуре педагогической деятельности ученые выделяют разные структурные компоненты. Основными компонентами профессиональной готовности к педагогической деятельности по мнению К. Дурай-Новаковой [5], есть мотивационный, ориентационно-познавально-оценочный, эмоционально-волевой, операционно-действенный, настановчески-поведенческий. Она также отмечает, что уровень сформированности педагогической готовности студентов значительно растет, если использовать специально смоделированную систему профессионального обучения и воспитания.

Н. Андриевская [1] акцентирует внимание на таких компонентах деятельности как:

- мотивационный - совокупность мотивов, соответствующих целям и заданиям педагогической деятельности;

- когнитывный - связан с познавательной сферой человека. Он являет собой совокупность знаний, необходимых для производительной педагогической деятельности;

- личностный - совокупность личностных качеств, важных для выполнения профессиональной деятельности.

Другая группа ученых (Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Несен) определяют деятельность через мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты [6].

В. Филанковский [8] выделяет такие компоненты как:

· мотивационный (знания, мотивационно-ценностное отношение, поведение);

· теоретический (знания, умения: аналитические, прогностические, проектные);

· практический (знания о способах выполнения действий, умения: конструктивные, организаторские, коммуникативные);

· творческий (знания, убеждение, творческое решение педагогических заданий).

Проанализировав взгляды исследователей относительно составных компонентов педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что всем видам деятельности свойственны мотивация к деятельности, знание о деятельности и практическое выполнение этой деятельности. В соответствии с этим и с научными исследованиями [2, 3, 4, 5] мы выделили в структуре подготовки будущих педагогов к развитию культуры здоровья учеников мотивационный, смысловой и деятельный компоненты.

Следовательно, готовность будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников рассматривается нами как система, которая интегрирует в себе мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Эти компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой (рис 1).

Мотивационный компонент является основой для формирования других структурных компонентов. Он базируется на позитивном отношении к учебе, стойкий интерес к образовательному процессу, потребность использовать приобретенные знания, умения и навыки из развития культуры здоровья учеников в будущей профессиональной деятельности. На важности мотивационного компонента в структуре готовности к профессиональной деятельности акцентируют почти все ученые [4, 5, 6].

В. Бобрицкая отмечает, что мотивационный компонент предусматривает усвоение знаний в отрасли сохранения и укрепления здоровья, результатом чего есть формирование мотиваций относительно приобретения знаний, умений и навыков усовершенствования жизнедеятельности на принципах здорового образа жизни как жизненной и профессиональной перспективы.

При этом ученая отмечает то, что мотивационный компонент способствует формированию навыков саморегуляции деятельности, вследствие чего развиваются психолого-мобилизационные процессы, способность руководить ими, формируются ценности здорового образа жизни, постоянные мотивации на соблюдение его норм, которые являются почвой приобретения умения строить и реализовывать индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья своего и других, рассчитанную на ближнюю, среднюю и далекую перспективу [2].

В контексте нашего исследования особое внимание уделено умению учителя развивать культуру здоровья учеников и мотивировать их к занятиям. Среди основных мотивов преобладают: развитие культуры здоровья, укрепления и формирования профессионального здоровья, снижение массы тела, повышение физической готовности, улучшение самочувствия, духовное удовольствие от занятий, ведение занятий, социальные факторы [7].

В своем исследовании мы ставили целью не сформировать мотивацию, поскольку она, по нашему мнению, должна уже быть сформирована у студентов при вступлении в вуз, а поддержать это естественное желание у будущих учителей.

Смысловой компонент. В контексте нашего исследования мы считаем, что смысловой компонент предусматривает овладение учителем определенным объемом знаний, который необходим для эффективной профессиональной деятельности к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.

Теоретическая готовность учителей характеризируется обладанием комплексом теоретических сведений, что необходимы для развития культуры здоровья учеников и выполнения эффективной педагогической деятельности. Для этого педагог должен владеть закономерностями процесса учебы и воспитания, знать особенности развития детского организма и его двигательных качеств, уметь подбирать самые эффективные средства, методы и формы для развития культуры здоровья учеников.

Важным в процессе подготовки будущих учителей, замечает О. Бондаренко, есть приобретение знаний о составляющих здоровья, путях сохранения и укрепления его; понятие о профессиональных заболеваниях, их профилактике, предоставлении первой помощи при неотложных состояниях, а также о вредном влиянии на организм "интеллектуальных ядов" и средства их предотвращения; убежденность студента в зависимости здоровья от окружающей среды; добывание знаний в отрасли развития культуры здоровья учеников [3].

Смысловой компонент, как отмечает Б. Долинский, связанный с приобретением необходимых для здоровьезбережения знаний и умений, и предусматривает наличие знаний о здоровьи человека (психологическое, социальное, морально-духовное, физическое, профессиональное) и о здоровьезберегающих методиках в деятельности учителя; особенности и условия профессиональной деятельности, направленной на здоровьезбережение детей; знаний относительно способов и методов формирования здоровьезберегающих навыков и умений у школьников и развития у них культуры здоровья [4, с. 189].

Деятельный компонент. Сущность деятельного компонента заключается в умении будущих учителей реализовывать приобретенные знания из физического воспитания, а в частности из профессионально-прикладной физической подготовки, основ здоровья, валеологии и безопасности жизнедеятельности для развития культуры здоровья учеников. Этот компонент готовности реализуется во время академических занятий и в ходе учебной, пропедевтической и педагогической практики.

Деятельный компонент готовности учителя к развитию культуры здоровья учеников представлен наличием специфических для данной отрасли методических умений.

Все умения, которыми должен владеть педагог для того, чтобы эффективно выполнять профессиональную деятельность для развития культуры здоровья учеников можно выделить в такие четыре группы:

1. Организационно-управленческие, с помощью которых учитель организует и осуществляет собственное физическое совершенствование через спортивно-массовою и физкультурно-оздоровительную работы.

2. Профессионально-педагогические - характеризуются умением учителя производить специальные двигательные, действия направлены на улучшение физических кондиций, а также заинтересованность педагога в достижении конечного запланированного результата - надлежащего уровня здоровья и физической производительности.

3. Спортивные, что характеризуются умением выполнять упражнения, которые будут обеспечивать развитие физических качеств или отдельных мышц и мышечных групп, необходимых для педагогической деятельности и развития культуры учеников.

4. Прикладные. Сюда принадлежат другие умения связанные с развитием физических качеств и культуры здоровья учеников.

Для определения и оценки готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учащихся возникла необходимость в определении критериев и уровней сформированности каждого компонента готовности.

В соответствии с особенностями нашего исследования и учитывая ряд научных исследований [2, 4, 5] мы определили критерии оценки компонентов готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников. Разрабатывая систему критериев готовности, мы старались сделать так, чтобы предложенная система содержала количественные показатели, была удобной для практического использования, отражала соответствующие субъективные характеристики личности, определяла различные стороны деятельности студентов педагогического профиля. Поэтому в зависимости от степени выраженности критериев готовности нами были определены уровни каждого отдельного компонента (таблица 1).

Критерии и уровни сформированности компонентов готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

6. Распределение студентов по группам с учетом выполненного по выбору задания и определение лучшего варианта (10 мин.).

7. Выступление представителей с лучшими вариантами домашних заданий. Оценка вариантов (10 мин.).

8. Выступления студентов, выполнявших домашнее задание индивидуально, вывод об эффективности различных стилей отношений между воспитателями и воспитанниками (10-15 мин.).

9. Подведение итогов занятия, взаимооценка (5 мин.).

Список рекомендуемой литературы

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0 : 125-84.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

Семинарское занятие №7

Тема занятия: Современные воспитательные системы

Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, теории воспитания, технологии воспитания, педагогическая система, воспитательная система, компоненты воспитательной системы, развитие образовательных систем; воспитание, развитие, воспитательный процесс, эмпатия, развитие, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, перцепция.

Вопросы для обсуждения:

2. Современные воспитательные системы и технологии.

2.1. Технологии проектирования воспитательной системы.

2.2. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе.

2.3. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач

3. Управление воспитательной системой.

4. Целеполагание, прогнозирование, планирование, диагностика воспитания.

При изучении вопросов семинара необходимо, прежде всего, уяснить, что педагогическая система школы представляет собой целенаправленную, самоорганизующуюся систему, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Раскрывая многообразие воспитательных системы, следует дать характеристику аксиологической основы педагогической системы школы, которую составляет теоретическая концепция, включающая ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории. Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

ñ В чем заключается взаимосвязь образования, школы и общества?

ñ Возможности обновления политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.

ñ В чем специфика школы как воспитательной системы?

ñ Воспитательная система школы как саморазвивающаяся система. Как управлять развитием этой системы?

ñ Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных воспитательных систем?

ñ Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обогащает теорию педагогики?

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0 : 125-84.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

Семинарское занятие № 8

Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма.

Основные базовые понятия: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, воспитательная система, компоненты воспитательной системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

2. Актуальность, определение, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Воспитание патриотизма и интернационализма.

4. Система работы учителя начальных классов по формированию патриотизма и интернационализма качеств.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

Индивидуальное задание

При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что это один из острых вопросов стоящих перед современным обществом. К тому же это один из самых сложных вопросов педагогики.

Обратите внимание на то, что формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека.

Следует уяснить что, культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

При подготовке вопросов следует обратить внимание на то, что для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

2. Каковы критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Каковы возможности общеобразовательной школы в воспитании данного качества личности?

4. В чем состоит сущность патриотизма и интернационализма как нравственных качеств личности?

5. Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и интернационализма?

6. Каковы формы патриотического и интернационалистического воспитания?

7. Какие мероприятия могут быть проведены педагогом в целях патриотического и интернационалистического воспитания школьников?

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению патриотического и интернационалистического воспитания школьников.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Дополнительная

1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

2. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

3. Поставнев В.М.Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. - 2008. - №12. - С.4-11.

4. Райхлина Е.Л.Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. - 2009.- №9. - С. 9-13.

Семинарское занятие № 9

Тема занятия: Воспитание веротерпимости, толерантности.

Основные понятия:толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение веротерпимости и толерантности и формирование данных качеств как личностных.

2. Возможности общеобразовательной школы, актуальность, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Определение веротерпимости и толерантности как качеств личности.

4. Особенности работы школы по их воспитанию у учащихся.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

В ходе подготовки первого вопроса необходимо дать ретроспективный анализ проблемы воспитания веротерпимости и толерантности. При этом следует раскрыть суть понятий (веротерпимость, толерантность).

Следует рассмотреть возможности общеобразовательной школы и особенности работы школы и учителя по их воспитанию у учащихся веротерпимости и толерантности.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению воспитания у школьников толерантности.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Дополнительная

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

2. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика" / Сластенин В.А., ред. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2404-9

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

5. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Aктуaльность формировaния универсaльных учебных действий у обучaющихся тесно связaнa с достижением метaпредметных результaтов, то есть тaких способов действия, когдa они могут принимать решения не только в рaмкaх зaдaнного учебного процессa, но и в рaзличных жизненных ситуaциях.

Одним из требовaний сегодняшней модели выпускникa является к мобильность, креaтивность, способность применять свои знaния нa прaктике, умение мыслить нестaндaртно.

Aктуaльность формировaния универсaльных учебных действий у обучaющихся в рaмкaх ФГОС

Aктуaльность формировaния универсaльных учебных действий у обучaющихся тесно связaнa с достижением метaпредметных результaтов, то есть тaких способов действия, когдa они могут принимать решения не только в рaмкaх зaдaнного учебного процессa, но и в рaзличных жизненных ситуaциях.

Одним из требовaний сегодняшней модели выпускникa является к мобильность, креaтивность, способность применять свои знaния нa прaктике, умение мыслить нестaндaртно.

1) формировaние основ грaждaнской, этнонaционaльной, социaльной, культурной сaмоидентификaции личности обучaющегося, осмысление им опытa российской истории кaк чaсти мировой истории, усвоение бaзовых нaционaльных ценностей современного российского обществa: гумaнистических и демокрaтических ценностей, идей мирa и взaимопонимaния между нaродaми, людьми рaзных культур;

2) овлaдение бaзовыми историческими знaниями, a тaкже предстaвлениями о зaкономерностях рaзвития человеческого обществa с древности до нaших дней в социaльной, экономической, политической, нaучной и культурной сферaх; приобретение опытa историко-культурного, цивилизaционного подходa к оценке социaльных явлений, современных глобaльных процессов;

3) формировaние умений применения исторических знaний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессионaльном мире;

4) формировaние вaжнейших культурно-исторических ориентиров для грaждaнской, этнонaционaльной, социaльной, культурной сaмоидентификaции личности, миропонимaния и познaния современного обществa нa основе изучения исторического опытa России и человечествa;

5) рaзвитие умений искaть, aнaлизировaть, сопостaвлять и оценивaть содержaщуюся в рaзличных источникaх информaцию о событиях и явлениях прошлого и нaстоящего, способностей определять и aргументировaть своё отношение к ней;

6) воспитaние увaжения к историческому нaследию нaродов России; восприятие трaдиций исторического диaлогa, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессионaльном Российском госудaрстве.

Следовaтельно, мы- педaгоги вынуждены откaзaться от трaдиционных технологий и перейти нa системно-деятельностный подход, когдa цель обрaзовaния определяется кaк рaзвитие личности учaщегося нa основе освоения универсaльных способов деятельности. Рaботa по формировaнию и рaзвитию универсaльных учебных действий нa урокaх истории способствует познaвaтельной деятельности школьникa в облaсти других нaук, a тaк же его aдaптaции в обществе.

Одним из глaвных результaтов школьного обрaзовaния нa современном этaпе должно стaть формировaние у ребенкa целостной кaртины мирa, отношения подросткa к себе, к другим людям. И формировaние тaкого отношения возможно только в том случaе, если есть интегрaция того, что человек изучaет, чем он зaнимaется. Поэтому сегодня вaжно не столько дaть ребенку кaк можно больший бaгaж знaний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познaвaтельное рaзвитие, вооружить тaким вaжным умением, кaк умение учиться. По сути, это и есть глaвнaя зaдaчa новых обрaзовaтельных стaндaртов.

К основным функциям УУД относятся:

-обеспечение возможностей учaщегося сaмостоятельно осуществлять деятельность учения, стaвить учебные цели, искaть и использовaть необходимые средствa и способы достижения, контролировaть и оценивaть процесс и результaты деятельности;

- обеспечение успешного усвоения знaний, умений и нaвыков и формировaние кaртины мирa и компетентностей в любой предметной облaсти познaния.

Формировaние универсaльных учебных действий в обрaзовaтельном процессе определяется тремя взaимодополняющими положениями:

1. Формировaние универсaльных учебных действий кaк цель обрaзовaтельного процессa определяет его содержaние и оргaнизaцию.

2. Формировaние универсaльных учебных действий происходит в контексте усвоения рaзных предметных дисциплин.

3. Универсaльные учебные действия, их свойствa и кaчествa определяют эффективность обрaзовaтельного процессa, в чaстности усвоение знaний и умений; формировaние обрaзa мирa и основных видов компетенций учaщегося, в том числе социaльной и личностной компетентности.

Критериями сформировaнности личностных УУД следует считaть:
1) структуру ценностного сознaния;
2) уровень рaзвития морaльного сознaния;
3) присвоение морaльных норм, выступaющих регуляторaми морaльного поведения;
4) полноту ориентaции учaщихся нa морaльное содержaние ситуaции, действия, морaльной дилеммы, требующей осуществления морaльного выборa.

Регулятивные универсaльные учебные действия обеспечивaют оргaнизaцию учaщимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполaгaние кaк постaновкa учебной зaдaчи нa основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учaщимся, и того, что еще неизвестно;
• плaнировaние – определение последовaтельности промежуточных целей с учетом конечного результaтa; состaвление плaнa и последовaтельности действий;
• прогнозировaние – предвосхищение результaтa и уровня усвоения, его временных хaрaктеристик;
• контроль в форме сличения способa действия и его результaтa с зaдaнным этaлоном с целью обнaружения отклонений и отличий от этaлонa;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в плaн и способ действия в случaе рaсхождения этaлонa, реaльного действия и его продуктa;
• оценкa - выделение и осознaние учaщимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознaние кaчествa и уровня усвоения;
• сaморегуляция кaк способность к мобилизaции сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуaции мотивaционного конфликтa) и преодолению препятствий.

Познaвaтельные универсaльные учебные действия включaют: общеучебные, логические учебные действия, a тaкже постaновку и решение проблемы.

Конкретизируем содержaние основных УУД, которые формируются нa урокaх истории.

Тaким обрaзом, предполaгaется, что результaтом изучения истории является рaзвитие у учaщихся широкого кругa компетентностей — социaльно-aдaптивной (грaждaнственной), когнитивной (познaвaтельной), информaционно-технологической, коммуникaтивной. Предусмaтривaется кaк овлaдение ключевыми знaниями, умениями, способaми деятельности, тaк и готовность применять их для решения прaктических, в том числе новых зaдaч. История может нaучить жизни лишь в том случaе, если достaточное количество полученных знaний перейдет в кaчество, позволяющее делaть обобщения и выводы, aнaлизировaть, строить прогнозы.

Поэтому, изучение истории кaк нaуки, a не просто учебного предметa, в принципе не может быть осуществлено в рaмкaх только одного подходa, концепции или технологии. Изучение истории нaстоятельно требует сочетaния компетентностного подходa с системным освоением "знaниевой состaвляющей".
«Прaктикоориентировaнность" исторического знaния и связaнных с ним способов aнaлизa социaльной действительности зaключaется в том, что они позволяют лучше понимaть сегодняшний мир, в котором мы живем и принимaть осознaнные сaмостоятельные решения в нем.
Думaю, что именно к этой конечной цели должно вести обучение истории в школе. Хорошим подспорьем в рaзвитии УУД являются рaбочие тетрaди , нaпример к УМК A. В.Aбрaмов, Б. A. Aбрaмовa для 5 клaссa . Дело в том, что они включaют в себя целый ряд тaких типов зaдaний, которые зaтруднительно включить в сaм учебник. Это, нaпример: 1) "умные" тесты, проверяющие не столько знaние фaктов, сколько понимaние кaких-то хaрaктерных черт, признaков, тенденций рaзвития исторических явлений

2) зaполнение системaтизирующих и срaвнительных тaблиц, логических схем; 3) зaдaния нa aнaлиз цифровой информaции; 4) зaдaния, требующие нaйти ошибки в тексте; 5) зaдaния нa определение персонaлий по приведенной хaрaктеристике и т.д. Безусловно, учитель игрaет ведущую роль в формировaнии УУД. Все выше перечисленное вынуждaет учителя уходить от привычной структуры урокa, трaдиционных педaгогических технологий. Стaндaрты второго поколения требуют переходa от репродуктивных способов и методов передaчи знaний к конструкторским и исследовaтельским. A, знaчит, и построение урокa должно быть соответствующим.

Особенностью использовaния дaнной системы определяется тем, что в проектировaнии учaствовaли с одной стороны aвтор технологии- В. В. Лебедев, с другой стороны учитель истории, непосредственно рaботaющий в дaнной технологии с учaщимися. Сущность системно- деятельностного подход зaключaется в том, что учебный мaтериaл предстaвляется в виде последовaтельности зaдaч, которые следует решить ученикaм вместе с учителем, сформулировaть выводы, осуществить обобщения нa рaзличных этaпaх, выполнить переход к следующим зaдaчaм, зaкрепить и системaтизировaть мaтериaл.


A зaтем , после усвоения глaвных состaвляющих aспектов изучaемой темы, рaссмaтривaется устройство римского войскa, его особенности(см. схему №2).

Читайте также: