Участниками междисциплинарного консилиума в инклюзивной школе являются

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ( ПМПк ) В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.М. Семаго, к. псих. н., доцент," — Транскрипт:

1 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ( ПМПк ) В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.М. Семаго, к. псих. н., доцент, ведущий научный сотрудник ИПИО МГППУ

2 Инклюзивное образование Инклюзивное образование Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья Адаптированная образовательная программа Адаптированная образовательная программа Индивидуальный учебный план Индивидуальный учебный план Сетевая форма реализации образовательных программ Сетевая форма реализации образовательных программ

3 Новые условия деятельности консилиума образовательной организации 1. Деятельность консилиума полностью определяется решением и рекомендациями комиссии (ПМПК) по определению специальных образовательных условий (СОУ). 2. Деятельность консилиума направлена не только на реализацию коррекционной программы (в рамках ИКЗ специалистов), но и на разработку индивидуального учебного плана, адаптацию основной образовательной программы, определение режима, форм, методов и приемов ее реализации 3. В состав консилиума кооптируются ВСЕ специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ 4. Родители ребенка с ОВЗ становятся полноправными участниками образования 5. Возникает полисубъектность сопровождения 6. Повышение квалификации и переподготовка членов консилиума приобретает целевой характер, определяемый особенностями ребенка с ОВЗ (вариантом отклоняющегося развития), включаемого в данный момент в образовательный процесс

4 Новые условия деятельности консилиума образовательной организации Деятельность консилиума полностью определяется решением и рекомендациями комиссии (ПМПК) по определению специальных образовательных условий (СОУ) Деятельность консилиума направлена не только на реализацию коррекционной программы (в рамках ИКЗ специалистов), но и на разработку индивидуального учебного плана, адаптацию основной образовательной программы, определение режима, форм, методов и приемов ее реализации 3. В состав консилиума кооптируются ВСЕ специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ 4. Родители ребенка с ОВЗ становятся полноправными участниками образования 5. Возникает полисубъектность сопровождения 6. Повышение квалификации и переподготовка членов консилиума приобретает целевой характер, определяемый особенностями ребенка с ОВЗ (вариантом отклоняющегося развития), включаемого в данный момент в образовательный процесс

5 Новые условия деятельности консилиума образовательной организации 1. Деятельность консилиума полностью определяется решением и рекомендациями комиссии (ПМПК) по определению специальных образовательных условий (СОУ). 2. Деятельность консилиума направлена не только на реализацию коррекционной программы (в рамках ИКЗ специалистов), но и на разработку индивидуального учебного плана, адаптацию основной образовательной программы, определение режима, форм, методов и приемов ее реализации В состав консилиума кооптируются ВСЕ специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ 4. Родители ребенка с ОВЗ становятся полноправными участниками образования 5. Возникает полисубъектность сопровождения 6. Повышение квалификации и переподготовка членов консилиума приобретает целевой характер, определяемый особенностями ребенка с ОВЗ (вариантом отклоняющегося развития), включаемого в данный момент в образовательный процесс

6 Мультидисциплинарный подход к командной работе специалистов ДЕФЕКТОЛОГ ПСИХОЛОГ МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК ЛОГОПЕД ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

7 Междисциплинарный подход к командной работе специалистов (по А.Я. Юдилевичу) ДЕФЕКТОЛОГ ПСИХОЛОГ МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК ЛОГОПЕД ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ОБЩИЕПОДХОДЫОБЩИЕПОДХОДЫ КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СОГЛАСОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

9 Новые условия деятельности консилиума образовательной организации 1. Деятельность консилиума полностью определяется решением и рекомендациями комиссии (ПМПК) по определению специальных образовательных условий (СОУ). 2. Деятельность консилиума направлена не только на реализацию коррекционной программы (в рамках ИКЗ специалистов), но и на разработку индивидуального учебного плана, адаптацию основной образовательной программы, определение режима, форм, методов и приемов ее реализации 3. В состав консилиума кооптируются ВСЕ специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ Родители ребенка с ОВЗ становятся полноправными участниками образования 5. Возникает полисубъектность сопровождения 6. Повышение квалификации и переподготовка членов консилиума приобретает целевой характер, определяемый особенностями ребенка с ОВЗ (вариантом отклоняющегося развития), включаемого в данный момент в образовательный процесс

10 Новые условия деятельности консилиума образовательной организации 1. Деятельность консилиума полностью определяется решением и рекомендациями комиссии (ПМПК) по определению специальных образовательных условий (СОУ). 2. Деятельность консилиума направлена не только на реализацию коррекционной программы (в рамках ИКЗ специалистов), но и на разработку индивидуального учебного плана, адаптацию основной образовательной программы, определение режима, форм, методов и приемов ее реализации 3. В состав консилиума кооптируются ВСЕ специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ 4. Родители ребенка с ОВЗ становятся полноправными участниками образования Возникает полисубъектность сопровождения 6. Повышение квалификации и переподготовка членов консилиума приобретает целевой характер, определяемый особенностями ребенка с ОВЗ (вариантом отклоняющегося развития), включаемого в данный момент в образовательный процесс

12 Новые условия деятельности консилиума образовательной организации 1. Деятельность консилиума полностью определяется решением и рекомендациями комиссии (ПМПК) по определению специальных образовательных условий (СОУ). 2. Деятельность консилиума направлена не только на реализацию коррекционной программы (в рамках ИКЗ специалистов), но и на разработку индивидуального учебного плана, адаптацию основной образовательной программы, определение режима, форм, методов и приемов ее реализации 3. В состав консилиума кооптируются ВСЕ специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ 4. Родители ребенка с ОВЗ становятся полноправными участниками образования 5. Возникает полисубъектность сопровождения Повышение квалификации и переподготовка членов консилиума приобретает целевой характер, определяемый особенностями ребенка с ОВЗ (вариантом отклоняющегося развития), включаемого (или планируемого к включению) в образовательный процесс

14 Необходимые разработки 1. Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации в ОО специальных образовательных условий для детей с ОВЗ 2. Основные направления и задачи деятельности специалистов консилиума по сопровождению детей с ОВЗ в рамках создания и реализации спец. образ. условий 3. Оптимальная, необходимая и достаточная документацию консилиума, эффективно отражающая всю совокупность деятельности консилиума в инклюзивном образовании

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УДК 37.04-053 Н. Д. Карсакова

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

КУ «Нижневартовская общеобразовательная

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это обуславливает поиск путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья регламентирует необходимость в изменении подходов к обучению и воспитанию детей данной категории, которые направлены на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Необходимым условием для выполнения данной задачи является организация психолого-педагогического сопровождения.

В Нижневартовской общеобразовательной санаторной школе совместно с детьми, имеющих тн нормальное развитие обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи, слепые, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, со сложным дефектом).

Перед коллективом нашей образовательной организации была определена задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, развивающую эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Это послужило основанием для разработки иных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной группы (родителей, детей с нормальным и нарушенным развитием и педагогов). Когда речь идет об инклюзивном образовании, т.е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одном классе (группе) детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни класса (группы). Поэтому деятельность специалистов сопровождения должна быть направлена, в том числе, и на подготовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим людям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии.

Психолого-медико-педагогический консилиум создан в нашей образовательной организации как форма взаимодействия специалистов организации, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих отклонения в развитии. Целью такого сопровождения в условиях инклюзивного образования становится непрерывная поддержка силами всех специалистов обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории для таких детей (М.М. Семаго). Для администрации школы, педагогов психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексной системой, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Целостное видение проблемы всеми участниками консилиума позволяет разрабатывать общую педагогическую стратегию работы с ребенком или группой детей, индивидуальную адаптированную программу развития то есть собственно стратегию сопровождения.

Содержание деятельности ПМПк включает: обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка, обсуждение сложившейся образовательной ситуации, разработку и реализацию общей стратегии заданной психолого-медико-педагогической комиссии и конкретных тактик включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную среду, разработку индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и/или индивидуальных образовательных траекторий.

Здесь следует пояснить: под индивидуальной образовательным маршрутом (индивидуальной образовательной траекторией) ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, а индивидуальная программа развития – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период, утвержденный директором образовательной организации и подписанный родителями ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается нами в качестве процесса, поэтому имеет цикличную структуру и включает четыре этапа: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный и аналитический (С.В. Алехина, М.М. Семаго). Свою работу в этом направлении выстраиваем следующим образом. На диагностическом этапе (в период, когда дети только поступили в образовательную организацию происходит изучение особенностей развития, углубленная оценка психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, учитель) исследует специфику поведения ребенка в разных видах деятельности. Результатом на данном этапе становятся определение каждым специалистом круга проблем, составление заключения и разработка рекомендаций.

На поисково-вариативном этапе осуществляется выделение целевых ориентиров комплексного сопровождения, разработка тактики сопровождения всеми специалистами, детальное определение всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК. Происходит совместное обсуждение проблемы между всеми педагогами относительно особенностей индивидуального развития ребенка, определения общего маршрута сопровождения.

Мы убедились в том, что системный междисциплинарный подход, учитывающий общность аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов консилиума выражается в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т.п.

На третьем, практико-действенном, этапе осуществляется коррекционная работа согласно разработанному маршруту (индивидуальная карта сопровождения обучающегося). При необходимости специалисты разрабатывают (корректируют) рекомендации. Ответственный педагог (специалист), который определяется во время проведения консилиума, отслеживает динамику, происходящую у ребенка, и фиксирует в дневнике наблюдений. Кроме этого, ответственный педагог (специалист) следит за соблюдением необходимых ребенку специальных образовательных условий.

На последнем в цикле – аналитическом этапе – психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах. Эффективность сопровождения определяется посредством сформированности основных ценностных характеристик, традиционных показателей социализированности включенного ребенка. На заседании консилиума каждый специалист предъявляет результаты проведенного обследования, демонстрирует факторы, оказавшие как негативный, так и позитивный эффект. Далее работа продолжается, либо встает вопрос о кардинальном изменении маршрута; это зависит от полученных результатов.

Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательной организации, адаптации образовательной организации к новым условиям функционирования.

Важно отметить, особенность взаимодействия школы и родителей в условиях инклюзивного обучения в том, что последним отводится центральная роль в принятии решений о том, какая коррекционно-педагогическая помощь необходима ребенку. На консультациях и заседаниях ПМПк родители узнают об особой значимости создания для ребенка ситуации успеха в учебе, трудовой деятельности, общении со сверстниками. Родители детей с психофизическими нарушениями усваивают, что главным в обучении их детей является формирование социально-бытовой компетенции, представлений об окружающем мире, о правилах взаимодействия с окружающими людьми. Они получают конкретные рекомендации по развитию ребенка, привлекаются к участию в составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ для обучающихся и к оценки их результативности. Аргументируется избранная стратегия и тактика, которая может не совпадать с желаемой. Случаются ситуации, когда родители не согласны с предлагаемыми мероприятиями коррекционно-педагогической поддержки, тогда специалисты консилиума разъясняют им необходимость выбора того или иного воздействия, изменения формы или содержания психолого-педагогического сопровождения. Тем самым, совместное обсуждение проблем содействует взаимопониманию, осознанию трудностей и перспектив коррекционно-образовательной работы.

Такое построение психолого-педагогического сопровождения позволяет целенаправленно и эффективно организовать инклюзивную практику в образовательной организации.

Представленное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ позволило добиться небольших, но важных, по нашему мнению, результатов в работе. Во-первых, все дети (с нормальным и нарушенным развитием) взаимодействуют друг с другом; во-вторых, разрабатывается адаптированная индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая способствует развитию ребенка вне зависимости от способностей и возможностей; в третьих, родители (законные представители) постепенно включаются в образовательный процесс.

Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н .Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1.

Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пос. / Под общ. ред. С .В. Алехиной, М. М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Следует добавить, что в современных условиях развития инклюзивного образования участниками ПМПк, совместно с педагогами, обсуждающими и реализующими стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, становятся его родители. Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк). Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

Таким образом, роль школьного ПМПк в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Аннотация. В статье рассматриваются технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике, актуальные проблемы, основные цели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиума.

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Великобританию, США, Швецию, Испанию, ЮАР, Данию, Канаду, Кипр и Бельгию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет [2].

Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, должно обеспечивать адаптацию системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой и профессиональной, деятельности, семейной жизни.

Таким образом, налицо факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не умолкают. В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, не присутствует.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии психолого-педагогической работы.

Под технологией (от греч. тechno - искусство, мастерство, loqos -наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Предметом технологии психолого-педагогического сопровождения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Психолого-педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Применяемые в инклюзивной практике на уровне начального общего образования педагогические технологии отличаются доступностью и проверяемостью в методах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения [3].

Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Субъектами сопровождения в инклюзивном пространстве являются:

-ребенок, нуждающийся в создании и реализации специальных образовательных условиях;

- другие дети класса, группы, школы, ДОО;

-родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители других нормальных детей;

- педагогический коллектив и администрация.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:

- знание этапов и закономернов нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возрастного периода, а не навязанных обществом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными отклонениями в развитии, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • · Концептуальность — опора на определенную научную концепцию.
  • · Системность — технология должна обладать всеми признаками системы.
  • · Управляемость — диагностическое целеполагание, планирование и проектирование процесса сопровождения.
  • · Эффективность — эффективность результатов, конкурентоспособность и оптимальность ресурсных затрат.
  • · Воспроизводимость — возможность применения технологии в других образовательных организациях.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

- технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

- технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

- технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями [1].

Эффективно и качественно вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного психолого-медико-педагогической консультации образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч по УВР или, иной администратор.

К основным задачам консилиума образовательного учреждения следует отнести:

- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

- реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в детское сообщество в целом;

- экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей. Если подобные решения являются прерогативой ПМПК (например, при необходимости перехода в другое образовательное учреждение или на иную форму получения образования), то ПМПк просит родителей или законных представителей ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения;

- задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).

Второй этап. К этому этапу можно отнести разработку индивидуальной образовательной программы, ее основных компонентов, в первую очередь, особенностей психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в создании для него специальных образовательных условий.

Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной, коррекционной помощи в процесс обучения и воспитания ребенка, то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование или итоговое обследование [4, 5].

1. Королева Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате /Ю.А. Королева// Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: монография/ под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84 -98.

3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]:учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В статье рассматриваются технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике, актуальные проблемы, основные цели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиума.

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Великобританию, США, Швецию, Испанию, ЮАР, Данию, Канаду, Кипр и Бельгию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет [2].

Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, должно обеспечивать адаптацию системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой и профессиональной, деятельности, семейной жизни.

Таким образом, налицо факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не умолкают. В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, не присутствует.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии психолого-педагогической работы.

Под технологией (от греч. тechno - искусство, мастерство, loqos -наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Предметом технологии психолого-педагогического сопровождения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Психолого-педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Применяемые в инклюзивной практике на уровне начального общего образования педагогические технологии отличаются доступностью и проверяемостью в методах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения [3].

Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Субъектами сопровождения в инклюзивном пространстве являются:

-ребенок, нуждающийся в создании и реализации специальных образовательных условиях;

- другие дети класса, группы, школы, ДОО;

-родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители других нормальных детей;

- педагогический коллектив и администрация.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:

- знание этапов и закономернов нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возрастного периода, а не навязанных обществом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными отклонениями в развитии, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • · Концептуальность — опора на определенную научную концепцию.
  • · Системность — технология должна обладать всеми признаками системы.
  • · Управляемость — диагностическое целеполагание, планирование и проектирование процесса сопровождения.
  • · Эффективность — эффективность результатов, конкурентоспособность и оптимальность ресурсных затрат.
  • · Воспроизводимость — возможность применения технологии в других образовательных организациях.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

- технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

- технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

- технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями [1].

Эффективно и качественно вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного психолого-медико-педагогической консультации образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч по УВР или, иной администратор.

К основным задачам консилиума образовательного учреждения следует отнести:

- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

- реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в детское сообщество в целом;

- экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей. Если подобные решения являются прерогативой ПМПК (например, при необходимости перехода в другое образовательное учреждение или на иную форму получения образования), то ПМПк просит родителей или законных представителей ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения;

- задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).

Второй этап. К этому этапу можно отнести разработку индивидуальной образовательной программы, ее основных компонентов, в первую очередь, особенностей психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в создании для него специальных образовательных условий.

Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной, коррекционной помощи в процесс обучения и воспитания ребенка, то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование или итоговое обследование [4, 5].

1. Королева Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате /Ю.А. Королева// Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: монография/ под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84 -98.

3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]:учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.

Читайте также: