Убить герострата спектакль краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024














































Все места проданы

Премьера - 19 декабря 2020 года

2 часа 40 минут с антрактом

Участвует в программе "Пушкинская карта"

В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Храм простоял сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.

ТЕКСТ ПЬЕСЫ

Пресса

Актёры




Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя.


Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя.


Клементина, жена Тиссаферна


Клементина, жена Тиссаферна


Клеон, архонт-басилей Эфеса






Эрита, жрица храма Артемиды











Авторы и создатели






Дмитрий Зименко (Митрич)

Художник по свету


Художник по костюмам



Отзывы

Наталья

Постановка отличная - смелая, актуальная, злободневная, талантливая. Сергей Пускепалис сумел преподнести эту трагикомедию так, что весь спектакль (как часто бывает и в жизни) ты внешне смеёшься, в внутри все разрывает от ужаса.

Я понимаю, что за эти две тысячи лет было множество трагичных кейсов, основанных на аналогичной мотивации, но почему-то кажется, что сейчас с распространением соц.медиа их больше и эти больные губительные мысли посещают головы людей все чаще. Все эти школьники с автоматами, мечтающие, чтобы их показали в новостях, аварии на дорогих тачках, смерти во время стримов и прочая дичь как результат страстного желания стать известным самым простым, не требующим большого ума, таланта или стараний путём.

Я мечтаю, чтобы в нашем обществе люди знали и помнили имена созидателей - режиссёров, писателей, музыкантов, предпринимателей, ученых, архитекторов, художников и изобретателей.

Я надеюсь, что этот спектакль побудит зрителя создавать это общество каждый на своём уровне.

Сейчас популярен внутренний туризм - соберётесь в славный тысячелетний Ярославль, при выборе дат возьмите в расчёт театральную афишу ;)

Людмила

Спектакль очень понравился: в сценарии ни одного лишнего слова, режиссёрское видение безупречно, смело и нескучно! Собственно, у меня лишь одно замечание: к костюмам. Всех хорошо одели, подумали о женщинах (Клементина), даже о злодеях (тесть Герострата), а о главном герое как будто забыли. Вернее, забыли, видимо, о том, что женщины, от части, тоже любят глазами. Актёр имеет право быть обычным человеком, но на сцене хочется видеть Героя, пусть и отрицательного. короче говоря, "костюм" Герострата в виде набедренной повязки, кажущейся из зала не очень свежей , на фоне остальных , сияющих белизной и стразами, несколько выпадает из контекста. Тем более, мне лично показалось, что при всей внутренней раскрепощённости, актёру и самому было не очень удобно два с лишним часа быть голым на виду у всех. Возможно, уместней выглядел бы костюм на подобие Клементины: имитация голого тела, но слегка загорелого и подретушированного под мускулы. Повязка тоже должна контрастировать, быть белой, и не важно, по статусу она бедняку, или нет. Это зрелище, оно должно быть красивым. Но всем вам,так или иначе, огромное СПАСИБО. Доставили удовольствие ОДНОЗНАЧНО. Поэтому и пишу. Но прошу: Оденьте Герострата. )))

Алименкова Людмила

Смотрели с дочерью 05.12.2021 спектакль ". Забыть Герострата!" Очень понравилось. Задумки режиссера замечательны. Трагикомедия удалась. Очень интересно обыграна связь времен. Прекрасный реквизит и световое оформление. Спасибо за мастерство артистам. Браво Валериям Кириллову и Соколову.
Спасибо авторам и создателям .
Получили огромное удовольствие.

Ольга

Спасибо за подаренный праздник. Посмотрела спектакль "Забыть Герострата!" на гастролях театра в Москве. Пьеса, постановка, игра каждого актера, декорации, музыка, костюмы - восторг. В Москве уже давно нет таких спектаклей, после которых поднимается настроение. Иногда приезжаю к вам в Ярославль, а тут вдруг вы сами приехали и подарили радость! СПАСИБО БОЛЬШОЕ. Всем творческих успехов и здоровья!

МАрина

Москва покорена! Не самая легкая пьеса Григория Горина "легла" на сердца столичного зрителя. Труппа Первого русского в очередной раз доказала, и чужие стены помогают рассказать о самых страшных человеческих пороках, о преступлении и неминуемом наказании. Даже если наказание - цена собственной карьеры, и, возможно, цена собственной жизни. Честь превыше всего. Как это хорошо забыто в наше время. Спасибо всем причастным к созданию спектакля!


В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Храм простоял сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.

Актёры

Александра Чилин-Гири Человек театра

Илья Коврижных Герострат

Валерий Соколов Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя.

Сергей Стёпин Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя.

Юлия Знакомцева Клементина, жена Тиссаферна

Татьяна Коровина Клементина, жена Тиссаферна

Алексей Кузьмин Клеон, архонт-басилей Эфеса

Валерий Кириллов Крисипп, ростовщик

Константин Силаков Первый горожанин

Олег Павлов Второй горожанин

Андрей Симонькин Третий горожанин

Людмила Пошехонова Эрита, жрица храма Артемиды

Руслан Халюзов Тюремщик

Елена Шевчук Богиня

Ольга Старк Богиня

Ирина Наумкина Богиня

Яна Иващенко Богиня

Алёна Тертова Богиня

Елена-Ярослава Мазо Богиня

Наталья Мацюк Богиня

Анна Ткачёва Богиня

Мария Маврина Богиня

Авторы и создатели

Сергей Пускепалис Режиссер-постановщик

Сергей Карпов Режиссер

Алексей Вотяков Художник постановщик

Игорь Есипович Музыкальное оформление

Дмитрий Зименко (Митрич) Художник по свету

Фагиля Сельская Художник по костюмам

Елена Соболева-Пугачёва Хореограф

Анна Искратова Ассистент

Премьера - 19 декабря 2020 года

Продолжительность спектакля - 2 часа 40 минут с антрактом

Трагикомедия
Продолжительность спектакля - 2 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом


В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Храм простоял сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.

Убить Герострата, или Лазарева суббота

Убить Герострата, или Лазарева суббота

Фото Е. Петуховой

Народный театр Усть-Катава показал пьесу о событиях, свершившихся в 356 году до Рождества Христова, но не потерявших актуальность и сегодня.

Спектакль по пьесе Григория Горина назывался "Забыть Герострата!", но я не оговорился, а сознательно вынес в заголовок слово "убить". Потому что после просмотра премьеры был так настроен, что сразу вспомнилось высказывание Чехова, как он по капле выдавливал из себя раба. Так и мы должны каждый день убивать в себе Герострата. Этот грек сжёг одно из семи чудес света, прекраснейшее творение зодчих, храм Артемиды Эфесской, потому что хотел прославиться в веках, потому что ему было плевать на окружающих, он тешил своё эго. А мы разве не так живём? Разве каждый не пестует в себе своё Я? И как это тяжело исполнять главную заповедь Христа - возлюби ближнего своего, как самого себя.

Да, рискнула режиссёр Валентина Егоровна Михеева, показав эту работу в Страстную субботу, за 7 часов до начала Воскресения! Она рисковала, зрителей было не "яблоку негде упасть", но какой это был дорогой "пирог к обеду"!

Когда после спектакля поднимался домой в гору, в висках так и стучало: "убить Герострата, убить Герострата". Нет, его забыть невозможно, он вечен. Недавно попался под руку томик "Войны и мира", открыл наугад, а там размышления Андрея Болконского ночью перед сражением. Он предчувствует, что будет убит, но мечтает - лишь бы его заметил император. И что для него в этот миг отец, жена, любимая сестра. Герострата невозможно забыть, он будет существовать, пока живо человечество, его можно лишь выдавливать из себя по капле. И сейчас, в Пасху, самое время подумать об этом.

Не ошибся и во втором названии. Конечно, Лазарева суббота была накануне Вербного воскресенья, а премьера состоялась в Страстную субботу, когда по преданию Христос спускался в ад, но именно в эту субботу на сцене Дворца культуры главными действующими лицами были Лазаревы Владислав и Сергей. Первый был в образе главного героя - Герострата - можно сказать, воплощал главное зло, и на мой сугубо непрофессиональный взгляд, справился с этой задачей блестяще. Впервые я увидел его игру в "Ревизоре", там он был в тени, мне даже показалось - слишком простоватым, но в этом спектакле всё было в меру. Всё как по Станиславскому - я стопудово поверил.

Его главным противником в постановке был другой Лазарев - Сергей. У него была труднейшая задача, он был архонтом Эфеса, главным законником. Но если законы не работают, как остаться до конца верным долгу? И хотя актёры ходили в хитонах и сандалиях, спектакль был настолько современным, настолько он копировал картинки, которые мы каждый день видим по телевизору, что я невольно переживал за мучения архонта, за Сергея Лазарева.

Григорий Горин написал пьесу ещё в 1972 году, и в её финале, оказавшись бессильным перед сильными мира сего, блюститель закона совершает беззаконный поступок - закалывает ножом Герострата. Сколько времени прошло, но иногда и у меня такие мысли закрадываются, даже горцев начинаю уважать. У них как - если бессилен закон и затронута честь семьи, берут в руки оружие. Нас же иной раз как телят на заклание ведут, а мы всё терпим, на кого-то надеемся.

И всё же, всё же, не зря спектакль был показан перед Светлым воскресением, мы не язычники, мы - цивилизованные люди, и надо стараться дотянуться до заповедей Нового завета - не укради, не убей, возлюби ближнего своего.

То, что "Забыть Герострата" - на злобу дня, доказывает и игра других актёров. Правитель Эфеса (Александр Жилов) - возьми любой город любой эпохи, это портрет если не каждого второго, то каждого пятого градоначальника. А возьмите его молодую жену в исполнении Ольги Цируль, так и хочется сказать - два тысячелетия прошло, а нравы - один в один. И, наконец, одна эпизодическая роль - цирюльник (Владимир Варганов) - избивает ногами Герострата, а через двадцать дней уже делает его своим кумиром. Это же современные пиартехнологии!

Один из моих любимых художественных фильмов - "Тот самый Мюнхгаузен" по сценарию Григория Горина, и там, конечно, бесподобен Олег Янковский в главной роли. Но теперь я знаю, есть ещё и "Забыть Герострата!", спектакль по сценарию Григория Горина, где в главной роли Владислав Лазарев и ещё не менее бесподобные артисты Народного театра Усть-Катава.

Участники

Место проведения

Молодежный театр на Фонтанке


Не холодно. но и не жарко. Такие ощущения у меня возникли еще за долго до "занавеса". Нельзя сказать, чтобы я был в восторге от спектакля в целом, как это бывает иногда, когда выходишь из зала "очарованным", но и сказать, что зря потратил время и деньги, тоже незаслуженно. Попробую оценить только отдельные составляющие - так будет честнее.

Сюжет, достаточно интересен, хотя и немного примитивен. Здесь (на афише) уже есть краткие содержания, так что не буду вдаваться в подробности. Скажу только, что "задуматься" особо не получилось - все просто (может быть от этого и легкое разочарование).

Режиссура на уровне. Здесь нельзя сказать ничего плохого. Спектакль выдержан, не затянут, интересно обставлен. Актеры всегда на своих местах. С театральными эффектами не перестарались. Очень приятное и к месту музыкальное сопровождение.

Игра актеров. Мне больше всего понравилась Наталья Суркова, которая играла Клементину, жену правителя Эфеса, замешанную в этой маленькой интимной истории с поджигателем храмов. Ее мастерство позволило создать очень яркий и насыщенный образ умной, красивой и очень тщеславной женщины, тщеславие которой, как справедливо замечает Герострат, превосходит его собственное. На Клементину было приятно смотреть. Клементина сама играла на протяжении всей пьесы, и актрисе удалось смой передать эту игру без намека на фальшь. Получилась очень живая женщина. Странно, что по окончании спектакля Наталье никто не подарил цветов. По моему, она играла лучше всех.
К игре остальных актеров придраться тоже нельзя - играли на профессиональном уровне. за исключением, пожалуй, Владимира Маслакова - главного героя.
Играл слишком грубо, по моему. Его реплики произносились постоянно на повышенных тонах, много лишних жестов, "кривляний". Мне не нравится, когда излишней эмоциональностью пытаются заменить тонкую актерскую игру, потому как Герострат, конечно, "лавочник", но и его можно было преподать интереснее. Хотя, стоит заметить, в тот показ, на котором я присутствовал, Владимиру единственному и дарили цветы.

Резюме: если вам вечером захотелось пойти в театр, и вы не знаете куда бы податься, то сходите на этот спектакль - потраченного времени не пожалеете и обезопасите себя от совсем уж ширпотреба. Второй раз смотреть не хочется.


Бывают спектакли, вызывающие эмоциональный отклик ("Касатка", например), а бывают толкающие на размышления. Данный спектакль, на мой взгляд, из последних. Он чётко выверенный, логичный и консистентный. Развязка предчувствуется, её ждёшь и боишься. И когда конфликт героев, наконец, разрешается, возникает чувство облегчения, но и грусти тоже.

Насмешка прошлого в современной пьесе Григория Горина обросла новыми подробностями и заманчивыми предположениями. Многие из них на грани неуемной фантазии автора и его психологических ныряний в глубины человеческого подсознания, его темных и светлых сторон. Но структура личности Герострата настолько смешанна на ядах и противоядиях, что трудно только сочувствовать, или ненавидеть его. Помесь антигероя-самоучки, сумевшего добиться всего: славы, денег, восхищения и даже любви. На протяжении всей пьесы Герострат доказывает себе и людям, что не только за деньги можно купить все, хотя и золотые монетки сыграют немаловажную роль в судьбе героя-уничтожителя. Чуть позже в ход пойдет человеческое любопытство, глупость, жадность, похотливость и жажда бессмертия. Герострат с легкостью докажет, что и любовь может быть тщеславной и часто продается ради славы. Но кого этим удивить сейчас.

Читайте также: