Функциональная грамотность в вопросах здоровья в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

В начале нового учебного года главный вопрос — могут ли школы и вузы снизить риски распространения эпидемий среди учащихся — как второй волны COVID-19, так и более привычного ежегодного гриппа. Среди возможных мер — повышение базовой грамотности учащихся по вопросам здоровья (health literacy). Во многих странах это отдельный курс в школьной программе: дети учатся заботиться о своём физическом состоянии, предупреждать болезни и ориентироваться в медицинской информации. Из чего он состоит, как преподаётся и каким образом его можно ввести в российских школах — IQ рассказывает с опорой на исследование учёных НИУ ВШЭ.

Что такое базовая грамотность по вопросам здоровья (health literacy)?

Это умение поддерживать собственное физическое и психологическое здоровье. Во многих зарубежных странах считается, что это столь же важная составляющая школьного образования, как и умение читать, писать и считать. Поэтому элементы health literacy не являются чем-то факультативным, а входят в ядро школьной программы.

Детей с начальных классов учат ответственно относиться к своему здоровью и вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Всё это предполагает физическую активность, навыки правильного питания, гигиены, профилактики заболеваний (в том числе с помощью вакцинации). Школьники должны быть способны оценивать своё состояние при недомоганиях, понимать риски и выбирать правильную помощь, а также уметь общаться с врачами и знать, где искать обоснованную медицинскую информацию.

А как понимает health literacy Всемирная организации здравоохранения?
И каким образом её преподают? Это отдельные лекции после занятий?
То есть чисто теоретические знания?

Наоборот, все курсы или разделы практико-ориентированы, тесно связаны с повседневной жизнью подростков (взрослением, режимом питания и сна и пр.). На занятиях школьники решают реальные проблемы, с которыми могут столкнуться в жизни. И, конечно, предполагается интерактив: обсуждение информации, проекты и пр.

Ну а польза от этого какая? Есть доказательства эффективности подобного обучения?

Безусловно. Проведены десятки исследований о связи уровня грамотности по вопросам здоровья и фактического состояния здоровья человека. Выяснилось, что непросвещённость чаще приводит к госпитализациям и вызовам неотложки. Люди, мало знающие о своём здоровье, чаще подхватывают инфекции, неправильно применяют лекарства, плохо понимают инструкции врачей, занимаются самолечением и пр. И наоборот, те, кто хорошо осведомлён, реже болеют и находятся в лучшей физической форме.

А в плане общественного здоровья?
В наших школах учебный план и так перегружен. Куда втискивать курс базовой грамотности по вопросам здоровья?
Ясно — биология, химия… Но ведь в российских реалиях подобные темы охватывает курс ОБЖ?

На уроках ОБЖ учат, как снижать риски для своего здоровья при эпидемиях. Например, как респираторы и маски защищают нас от возбудителей заболеваний — бактерий, вирусов (включая тот же коронавирус), а также пыли, переносчика инфекций. В принципе в школьных учебниках по основам безопасности жизнедеятельности есть инструкции по мерам в условиях эпидемий. Но материал изложен декларативно, без объяснения причин тех или иных действий. При этом тема стресса и паники, которые снижают устойчивость организма ко всем заболеваниям, почти обойдена стороной.

То есть в школьной программе почти нет эпидемиологии?

Её мало, что с учётом ситуации с коронавирусом или сезонных эпидемий гриппа и ОРВИ неправильно. В некоторых российских учебниках рассказывают о карантине и обсервации (медицинском наблюдении за здоровыми людьми, имевшими контакт с больными), об эпидемиологической триаде (возбудитель заболевания, восприимчивость к нему организма человека и факторы окружающей среды, влияющие на распространение инфекции). Но в целом информация по эпидемиологии скудна. Хотя в условиях глобализации особенно важно понимать, как могут распространяться вирусы, какова может быть восприимчивость разных групп людей к ним, в чём различия носительства и болезни и пр.

А о вирусах в школьном курсе много информации?

Во многих учебниках обойдены довольно распространенные возбудители заболеваний: ротавирусы, вирусы гепатита, филовирусы, например, Эбола, вирусы, вызывающие атипичные пневмонии и пр. Даже о самых ходовых вирусах, провоцирующих ОРВИ, сведений крайне мало. Правда, некоторые учебники всё же рассказывают о вирусе гриппа как наиболее распространенном, а также о ВИЧ.

Про вирусные пневмонии тоже не рассказывают?

Очень мало. Да и вообще с пневмониями неразбериха. В учебниках упоминается, что воспаление легких успешно лечат, что не совсем точно. Вирусные и грибковые пневмонии, которых всё больше, тяжело поддаются лечению. А эффективная специфическая терапия, которую можно было бы применять наряду с общей, отсутствует. Таким образом, тут скорее вводят в заблуждение и препятствуют формированию адекватных современных представлений, необходимых для сохранения здоровья.

Ну хоть об иммунитете информация адекватная?

Увы. В большинстве учебников не отражено значение микрофлоры для иммунитета человека. Ряд пособий по биологии и ОБЖ опускает сведения, что есть полезные и нейтральные для человеческого организма микробы, мутуализм (взаимовыгодное сосуществование организмов) и пр. С иммуномодуляторами в учебниках тоже не всё ладно. Их упоминание как способа повышения устойчивости к инфекциям может привести к злоупотреблению этими препаратами.

Про гигиену пособия что-нибудь сообщают?
Для диагностики вирусной пневмонии используют компьютерную томографию (КТ). Понимают ли школьники, как работает этот метод?

Здесь необходимы объяснения как из курса физики, так и физиологии человека. В учебниках нет ни того, ни другого. Говоря о заболеваниях легких, авторы рекомендуют прежде всего флюорографию. Зато другие способы диагностики, включая классические, типа анализа крови, и более современные (например, магнитно-резонансная или компьютерная томография), обойдены вовсе. Хотя КТ более информативна, чем флюорография.

Так что над сквозным курсом базовой грамотности по вопросам здоровья нашим методистам ещё работать и работать. На сегодня учебные материалы недостаточно помогают школьникам подготовиться к реальным жизненным ситуациям и защитить свое здоровье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.



Тема: Развитие функциональной грамотности по проблеме здоровья, здорового образа жизни посредством решения практико-ориентированных задач

Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории

Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры.

Практико-ориентированный подход в обучении.

Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Одной из приоритетных задач реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Анализ сложившейся в мире ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. Очевидно, что само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у школьника стойкой мотивации на здоровье, стоит вести речь о культуре здоровья.

Формирование культуры отношения подростков к собственному здоровью и здоровью других людей - важнейшая сфера ответственности школы. Этому необходимо не столько научить, обеспечить информацией, сколько решить воспитательную задачу сформировать отношение к здоровью как к ценности, мотивацию на заботу о нем, потребность в здоровом образе жизни. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

О наличии функциональной грамотности мы узнаем, только лишь встретившись с её отсутствием. По этой причине нужно указать не столь о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что считается одной из характеризующих условий, тормозящих формирование социальных взаимоотношений.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями: изучать, находить, мыслить, содействовать, приниматься за дело.

Процесс развития и формирования функциональной грамотности средствами учебных объектов, отталкиваясь из настоящих познаний, умений и способностей, исполняется на базе развития навыков мышления.

На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение. Развитию функциональной грамотности на уроках могут помочь задачи, соответствующие уровню логических приемов.

Обеспечение качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций заключается в создании в рамках существующего образовательного процесса и ресурсных возможностей организации условий, гарантированно способствующих эффективному осуществлению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Принципиальными процессами здоровьесберегающей деятельности, характеризующую ее как систему, выделяют:

– медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение;

– формирование педагогическими средствами здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся;

– мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья обучающихся.

Все способы, применяемые преподавателем, обязаны быть ориентированы на формирование познавательной, мыслительной деятельности, что в свою очередь ориентирует на отработку, взаимообогащение познаний любого ученика, формирование его функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

воспитание моральных и волевых качеств;

развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, знания о здоровом образе жизни и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не только от полученных ЗУН, но и от неких дополнительных качеств.

3. Практико-ориентированный подход в обучении.

В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении учащихся, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

мотивационное обеспечение учебного процесса;

связь обучения с практикой;

сознательность и активность обучающихся в обучении.

В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт:

сопоставления, оценки явлений, процессов;

выявления причинно-следственных связей;

потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.

Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Прикладная направленность обучения предполагает ориентацию на:

тесную связь с жизнью;

на подготовку школьников к использованию знаний в области физической культуры и основ здорового образа жизни;

Практическая направленность ориентирована:

на сохранение и укрепление здоровья;

на формирование у школьников прочих навыков самостоятельной деятельности.

Прикладная и практическая направленность неразрывно переплетаются в учебно-воспитательном процессе.

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов здоровья и здорового образа жизни, элементов производственных процессов.

Цель этих задач – научить, средствами предмета, отвечать на вопросы, которые предлагает сама жизнь.

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

повышение интереса к предмету, используя различные технологии и методы;

развитие познавательных способностей учащихся;

сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей учеников

Обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление обеспечивают развитие личности ученика:

наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;

умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся;

формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении поставленных задач.

Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.

Функциональная грамотность должна стать системной частью базового образования каждой личности, позволяющего принимать все вызовы, способствовать успешному взаимодействию с окружающими людьми и миром, решать задачи различной сложности в жизни и обучении, находиться в постоянном непрерывном образовании, владеть умениями и навыками рефлексии, оценивать свои действия. Будучи частью непрерывного образования, функциональная грамотность включает в себя множество форм:

грамотность, связанная с ИКТ, т. е. информационно-коммуникативными технологиями;

грамотность в быту;

поведенческая грамотность в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

проблем здоровья и здорового образа жизни.

Прежде чем обратиться непосредственно к особенностям формирования и развития соответствующих компонентов функциональной грамотности, педагогу необходимо решить, что она представляет из себя, для чего и как обучать детей, в том числе и учащихся с ОВЗ, определив суть, содержание и особенности функциональной грамотности в системе образования. Исходя из основной идеи образования, функциональная грамотность представляет собой достижение уровня знаний, умений и навыков, необходимого для формирования и осуществления осмысленной деятельности учащихся, позволяющей адекватно совершать действия.

Из-за меняющихся условий в образовании и изменений требований к уровню образования современной личности гетерогенность окружающей образовательной среды коснулась и учащихся с ОВЗ. При работе по формированию функциональной грамотности у детей с ОВЗ необходимо учитывать, что у них имеются недостатки эмоционального и речевого общения с участниками беседы. Поэтому требуется специальная организация преодоления данных недостатков. В то же время следует подчеркнуть, что в процессе обучения детей с ОВЗ важно опираться не только на результаты диагностики, но и на личностный потенциал, познавательные возможности и способности каждого ученика.

Обучить функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии. Здесь находит свое отражение основной принцип эффективной инклюзивной среды, предполагающий не только создание обществом условий для успешного включения детей с ОВЗ в социум, но и подготовку ребенка с ОВЗ к этому процессу. Также важно стимулировать таких обучающихся к самосовершенствованию для жизни в неоднородной общественной среде.

Отметим, что среда дополнительного образования является весьма эффективной для развития функциональной грамотности у детей с ОВЗ. В рамках дополнительного образования и общеразвивающих программ созданы необходимые условия доступности подобных программ для ребенка с ОВЗ. Вариативность и гибкость системы дополнительного образования позволяет обучающемуся эффективно практиковать навыки функциональной грамотности в различных видах деятельности и использовать их для расширения своих возможностей с учетом особенностей развития.

Список литературы:

Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Санкт-Петербург, КАРО, 2019.

Дидук И. А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности: Смоленск, 2007.

Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста:– Смоленск, 2009.

Зайцев Г. К. Как надо заботиться о здоровье детей в школе : суждения учащихся и учителей / Г. К. Зайцев Г. К., А. Г. Зайцева // Валеология. – 2001.

Мелюхин Г. М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: Чебоксары, 2008.

Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: Кемерово, 2007.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и естественнонаучной грамотности младших школьников.

ВложениеРазмер
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе. 33.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия город Узловая Тульской области

"Методы формирования функциональной грамотности
в начальной школе"

(выступление на педсовете)

учитель начальных классов

Узловая 2021/2022 уч.год

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные и коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Ролевые и деловые игры

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Я расскажу о формировании читательской, математической и естественнонаучной грамотности у младших школьников.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности . Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
СЛАЙД

-Сам задай вопрос;

-Личный пример учителя;

-Приём устного словесного рисования;

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

1. Назовите главных героев произведения.

2. Где происходят события?

3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней? и т.д.

Следующие методы и приемы:

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. СЛАЙД

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему.

Почему Вы считаете (думаете) …?

Предположите, что будет, если…?

2) Тонкие вопросы

Верно ли …? Было ли …?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,

заинтересованному и мыслящему гражданину

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

*использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

*различные формы работы над задачей:

  1. ( Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
  2. Решение обратных задач.
  3. Решение задач различными способами.
  4. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
  5. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
  6. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

*решение логических задач.

1)Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

2) 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.

Сколько всего лапок оказались свободными?

* решение примеров с зашифрованными числами ( в данном случае в виде фруктов)

Естественнонаучная грамотность -это
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей

естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть

возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.

И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

Функциональная грамотность - это способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, разговорной речи и слушанию.

Содержимое публикации

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Автор: Кондюх Ю.С.

Учитель начальных классов

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Содержание функциональной грамотности:

- грамотность в чтении и письме,

- грамотность в естественных науках,

- грамотность в вопросах семейной жизни,

- грамотность в вопросах здоровья,

Рассмотрим практические задачи на развитие математической функциональной грамотности.

Задание 1. У мальчика был аквариум. В нем жили три желтых рыбки. Полосатых рыб было в два раза больше, чем желтых, а голубых рыбок было столько, сколько желтых и полосатых вместе. В воскресенье к мальчику пришла в гости двоюродная сестра и сказала, что ей вчера тоже купили аквариум. Он очень красивый, но пока без рыбок. Мальчик отдал сестре половину рыбок из своего аквариума.

Нарисуй, какие рыбки остались у мальчика в аквариуме?

Задание 2. Брусок длиной 6 м кот разрезал на равные части. При этом сделал 5 разрезов. Какой длины получилась каждая часть? Ответ: 1м.

Задание 3. Максим шёл по дороге и нашёл монету в 5 рублей. Сколько бы рублей нашли 2 его друга, если бы шли по той же дороге? Ответ 5 руб.

Задание 4. Ребусы.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Рассмотрим практические задачи по развитию грамотности в русском языке и чтении.

Задание 1. Деформированный текст.

Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки. Пер…я на их гру…ках окрасились в цвет зари. Забл…стели на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые пчёлки. Они жадно п…ют сла…кий сок. Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.

Задание 2. Работа со словарём.

Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.

Задание 3. Ребусы.

Задание 4. Составь слово.

Лик+рок = кролик, поле+дар = леопард

Задание 5. Логический тест на выделение существенного (найди лишнее) .

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.

Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Читайте также: