Итоговый диктант по русскому языку 4 класс за 1 полугодие школа россии

Обновлено: 04.07.2024

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

1. Синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

2. Морфологический разбор глагола.
1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.

3. Выполни разбор слов по составу.
1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный диктант по русскому языку в 4-ом классе. Подходит для всех УМК. Позволяеет проверить качество знаний и уровень усвоения всех орфограмм, пройденных ранее, включая знания пунктуации. Содержит грамматическое задание для проверки знаний по темам, изучаемых в 4-ом классе.

Контрольный диктант по русскому языку

за 1-ое полугодие 2016-2017 учебного года.

Чудесное морозное утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий, пушистый снег покрыл землю и деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. По стволам и сучьям постукивает мороз. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Смолистые шишки на вершинах елей посеребрил иней. Вдруг с макушки высокой сосны упала тяжёлая белая шапка, и в воздухе закружились лёгкие снежинки. Радостно встречает лес новый счастливый день.

Среди еловых ветвей мелькает рыжий хвост белочки, а на снегу видны следы оленя. Медленно крадётся волчище. Идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Грамматическое задание

Разобрать слова по составу:

1 вар. – смолистые, волчище,

2 вар. – пушистый , вершины,

Выполнить полный синтаксический разбор предложения, указать все знакомые части речи, указать падеж имен существительных:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ В 4 КЛАССАХ МБОУ СОШ №9

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание:

1.Разобрать третье предложение (подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж)

2. Вставь падежные окончания существительных, укажи падеж, склонение.

Разобрать слова по составу:

1 вариант – молоденький, рассветом

2 вариант – серебристой, оленёнок.

Грамматическое задание:

1.Разобрать третье предложение (подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж)

2. Вставь падежные окончания существительных, укажи падеж, склонение.

Разобрать слова по составу:

1 вариант – молоденький, рассветом

2 вариант – серебристой, оленёнок.

Грамматическое задание:

1.Разобрать третье предложение (подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж)

2. Вставь падежные окончания существительных, укажи падеж, склонение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чудесное морозное утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий и пушистый снег покрыл землю, деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Иней посеребрил шишки. Они не боятся холода. Растопырили свои пальцы и ловят ими разноцветные снежинки.

Вдруг с макушки высокой сосны упала тяжелая белая шапка. С соседнего дерева тоже полетел на землю сугроб. Что это? Это сосны-великаны снимали свои головные уборы и радостно приветствовали новый счастливый день. Хорошо!

Нормы оценок за диктант:

Нормы оценок за грамматическое задание:

За выполнение задания максимального уровня ставится дополнительная отметка

Грамматическое задание

Вариант 1

Базовый уровень

1.Найди в тексте 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне, выпиши и запиши проверочные слова.

2. Выполни фонетический разбор слова:

3. Выполни полный синтаксический разбор предложения:

4. Выполни разбор по составу:

(с) соседнего (дерева)

5.Вставь пропущенные окончания, укажите склонение и падеж имен существительных.

Приехал из Сибир…, жил на Украин…, подъехал к Казан…, спрыгнул с лошад….

Повышенный уровень:

5.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей

6. Замените глаголом следующие выражения:

Зарубить на носу –…

Максимальный уровень:

7. Вставьте пропущенные буквы и запятые, подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите словосочетания с именами существительными и укажите над именами существительными склонение и падеж.

Генерал подошел к девочк… взял у нее грач… подержал его на ладон… и возвратил девочк… (М. Пришвин)

Вариант 2

Базовый уровень

1.Найди в тексте 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне, выпиши и запиши проверочные слова.

2. Выполни фонетический разбор слова:

3. Выполни полный синтаксический разбор предложения:

4. Выполни разбор по составу:

5.Вставь пропущенные окончания, укажите склонение и падеж имен существительных.

Приехал к бабушк…, на краю деревн…, в тетрад… по математик…

Повышенный уровень:

5.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей

6. Замените глаголом следующие выражения:

Зарубить на носу –

Попасть в просак –

Максимальный уровень:

7. Вставьте пропущенные буквы и запятые, подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите словосочетания с именами существительными и укажите над именами существительными склонение и падеж.

Мама подошла к дочк… взяла у нее котенка подержала на ладон… и отдала дочер… .

Административная контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие

Чудесное морозное утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий и пушистый снег покрыл землю, деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Иней посеребрил шишки. Они не боятся холода. Растопырили свои пальцы и ловят ими разноцветные снежинки.

Вдруг с макушки высокой сосны упала тяжелая белая шапка. С соседнего дерева тоже полетел на землю сугроб. Что это? Это сосны-великаны снимали свои головные уборы и радостно приветствовали новый счастливый день. Хорошо!

Нормы оценок за диктант:

Нормы оценок за грамматическое задание:

За выполнение задания максимального уровня ставится дополнительная отметка

Грамматическое задание

Базовый уровень

1.Найди в тексте 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне, выпиши и запиши проверочные слова.

2. Выполни фонетический разбор слова:

3. Выполни полный синтаксический разбор предложения:

4. Выполни разбор по составу:

(с) соседнего (дерева)

5.Вставь пропущенные окончания, укажите склонение и падеж имен существительных.

Приехал из Сибир…, жил на Украин…, подъехал к Казан…, спрыгнул с лошад….

Повышенный уровень:

5.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей

6. Замените глаголом следующие выражения:

Зарубить на носу –…

Максимальный уровень:

7. Вставьте пропущенные буквы и запятые, подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите словосочетания с именами существительными и укажите над именами существительными склонение и падеж.

Генерал подошел к девочк… взял у нее грач… подержал его на ладон… и возвратил девочк… (М. Пришвин)

Базовый уровень

1.Найди в тексте 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне, выпиши и запиши проверочные слова.

2. Выполни фонетический разбор слова:

3. Выполни полный синтаксический разбор предложения:

4. Выполни разбор по составу:

5.Вставь пропущенные окончания, укажите склонение и падеж имен существительных.

Приехал к бабушк…, на краю деревн…, в тетрад… по математик…

Повышенный уровень:

5.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей

6. Замените глаголом следующие выражения:

Зарубить на носу –

Попасть в просак –

Максимальный уровень:

7. Вставьте пропущенные буквы и запятые, подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите словосочетания с именами существительными и укажите над именами существительными склонение и падеж.

Мама подошла к дочк… взяла у нее котенка подержала на ладон… и отдала дочер… .


Чудесное морозное утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий и пушистый снег покрыл землю, деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Иней посеребрил шишки. Они не боятся холода, растопырили свои пальцы и ловят ими разноцветные снежинки.

Вдруг с макушки высокой сосны упала тяжёлая белая шапка. С соседнего дерева тоже полетел на землю сугроб. Это сосны-великаны снимали свои головные уборы и радостно приветствовали новый счастливый день.

Слова для справок: не согревает, не боятся, растопырили, сосны-великаны, приветствовали, счастливый.

Грамматические задания:

Пятое предложение разберите по членам предложения, подпишите части речи, выпишите словосочетания.

Укажите склонение и падеж имён существительных в словосочетаниях:

  • Покрыл землю
  • Упала с макушки
  • Тихо в лесу
  • Полетел с дерева

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

2014/2015 учебный год (первое полугодие)

Чудесное морозное утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий и пушистый снег покрыл землю, деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Иней посеребрил шишки. Они не боятся холода, растопырили свои пальцы и ловят ими разноцветные снежинки.

Вдруг с макушки высокой сосны упала тяжёлая белая шапка. С соседнего дерева тоже полетел на землю сугроб. Это сосны-великаны снимали свои головные уборы и радостно приветствовали новый счастливый день.

Слова для справок: не согревает, не боятся, растопырили, сосны-великаны, приветствовали, счастливый.

Пятое предложение разберите по членам предложения, подпишите части речи, выпишите словосочетания.

Читайте также: