Трудности при изучении пунктуации в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Обучение школьников основам пунктуации начинается в первых классах. Дети получают знания о правилах расстановки знаков препинания.

В начальной школе дети получают знания о таких знаках, как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки. При этом запятую используют только в простых предложениях, состоящих из однородных членов.

Несмотря на то, что существует достаточно много правил пунктуации, педагог должен проводить занятия систематически. Многие знаки препинания служат для того, чтобы обслужить конец предложения. Дети должны разобраться в первую очередь в том, каковы функции речи и ее основы, что позволит им лучше усвоить принципы расстановки знаков препинания.

Главное назначение пунктуации – это указать на смысл разделения членов предложения.

Более того, пунктуационные знаки позволяют передавать оттенки смыслов, которые свойственны отдельной части речевого высказывания. Знаки также демонстрируют связь, существующие между отдельными частями внутри предложения.

Более того, пунктуационные знаки, помимо других языковых средств, дают возможность передать смысловой оттенок, который характерен для отдельной части высказывания.

Пунктуационные умения — какие упражнения использовать?
Пунктуационные задания — упражнения, диктанты. Типы пунктуационных диктантов, другие задания. Какие задания использовать при развитии пунктуационных…

В результате мысли передаются точно и воспринимаются другими людьми правильно. К примеру, точка в конце предложения указывает на то, что предложение закончилось, а также на то, что оно носило повествовательный характер.

Восклицательный знак нужен для обозначения завершенности предложения, а также на эмоциональном отношении произносящему высказывание к его содержанию.

Когда младшие школьники знакомятся с пунктуационными знаками, педагог старается показать их роль и назначение. При этом нужно обратить внимание детей на то, как важно правильно расставить знаки препинания внутри предложения, когда пишешь. Также важно и правильно их выделять интонацией и другими средствами выразительности, когда зачитываешь текст вслух.

Правила русской пунктуации очень важны. Детям это нужно усвоить, чтобы они могли в будущем грамотно писать.

Необходимо добиться следующего:

  • дети должны хорошо знать все буквы в их письменном и устном вариантах;
  • нужно с помощью букв и сочетаний обозначать все звуки речи;
  • нужно усвоить правила орфографии и пунктуации, а также особенности их применения.

Большое значение для младших школьников играет то, какой курс пунктуации выбрал учитель. Ведь эта программа заложит основу для формирования пунктуационных навыков в будущем.

Ученики должны как можно раньше ознакомиться с правилами пунктуации, ведь это создаст прочную основу для развития у детей способности замечать за знаком смысл высказывания. Также нужно правильно воспроизводить его с помощью интонации, учить детей использовать знаки препинания, когда они создают письменные работы, чтобы точно выражать свои чувства и мысли.

В начальной школе дети знакомятся с точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками. Они изучают их смысл, интонационный способ их передачи, структуру предложений с этими знаками. Но на практике дети нуждаются в использовании и других пунктуационных знаков для правильного оформления собственной речи. Например, им нужно владеть многоточием, кавычками, скобками и тире.

Все чаще они замечают эти знаки в книгах. Поэтому они осознают, что есть потребность в их использовании. Дети замечают и другие способы выделения смысла в предложении: это выделение ключевых слов с помощью шрифта, подчеркивания и с помощью разнообразного расположения текста на странице.

Лишь некоторые ученики самостоятельно приобретают так называемое пунктуационное чутье, подобно тому, как у многих ес

Недоразвитие письма — как формировать?
Причины недоразвития письменной речи и методы коррекции. Письмо детей с ОНР. Технологии формирования письменной речи как средства…

ть орфографическое чутье. Но большинство людей нуждаются в том, чтобы изучать правила пунктуации. Самый простой для восприятия детьми способ изучения пунктуационных правил – это интонационный.

Опыт показывает, что нужно много времени посвятить драматизации, декламации и постановкам сценок. Интонацию проще всего усвоить во время чтения вслух со страниц книги. К сожалению, школьная практика очень редко использует моделирование, чтобы обучать детей пунктуации.

Редко используются и другие приемы. Например, не принято организовывать дидактически игры, редко применяются графические диктанты, не проводится анализ ошибок пунктуации, которые ребята допускают, когда выполняют те или иные виды заданий на письме.

Поэтому лучше был бы организовать изучение пунктуации в начальных классах, чтобы более эффективно организовать процесс формирования пунктуационной грамотности у детей в последующем.

Развитие пунктуационного навыка – это очень долгий процесс, который начинается во время обучения грамоте. У него есть свои особенности, которые зависят от того, какая используется образовательная программа.

Развитие пунктуационного навыка у детей, которые учатся в начальных классах, имеет свои особенности.

Школьники знакомятся с тем, как и где правильно ставят запятые и точки. Изучаются ими также и многоточия и вопросительный и восклицательный знаки. Дети уже в начальной школе получают навыки работы с двоеточием, тире, кавычками и т.п.

Большое внимание уделяется тому, чтобы научить школьников выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию и делая паузы в нужных местах согласно расставленным пунктуационным знакам.

Младшие школьники получают знания о восклицательных, вопросительных и повествовательных высказываниях. Они учатся ставить точку в конце предложения, а начинать его с большой буквы. Также они учатся читать текст, правильно подбирая интонацию в зависимости от расставленных знаков препинания.

Каллиграфия в начальной школе
Роль каллиграфии в письменной речи младших школьников велика. Обучение красивому письму на уроках русского языка в начальной школе залог…

Большое внимание уделяется обучению восклицательных и побудительных предложений, их правильному использованию в разных ситуациях общения. Приобретаются знания о том, что такое однородные члены предложений, обучение предполагает использование интонации при перечислениях. Также младшие школьники изучают, как главные и второстепенные члены предложения объединяются в однородные, учатся работать с союзами.

Уже появляются первые навыки расстановки запятых в предложениях, имеющих в своем составе однородные члены. Дети знакомятся со смысловой ролью пунктуационных знаков. Они учатся правильно понимать то, что написано, более грамотно пишут сами.

Все эти знания дают возможность детям продолжить изучение сложных предложений, имеющих пока бессоюзную конструкцию, состоящую из двух частей. Также начинает развиваться способность правильно ставить запятую между разными частями внутри сложного предложения.

Дети знакомятся также с многоточием. И это правильно, ведь в текстах, предназначенных для чтения в этом возрасте, многоточие время от времени тоже встречается.

Младшие школьники получают базовые знания о знаках препинания. Так как система обучения предполагает более высокий теоретический уровень, дети не просто знакомятся с классификацией разных видов предложений, но и усваивают, как они обозначаются с помощью пунктуации.

Нетрадиционные программы содержат в своей структуре еще больше пункторамм. Дети дополнительно осваивают работу с запятыми, входящими в состав сложных предложений, учатся оформлять прямую речь.

Обучение детей грамоте — методы и приемы
Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические игры. Средства обучения детей грамоте. Развитие речи на…

Ни для кого не секрет, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах и преодоления затруднений при усвоении основ правописания? На основании чего можно успешно применять большую практическую базу упражнений по формированию орфографического навыка? Значимость этих вопросов и определила выбор темы для исследования проблемы формирования орфографического навыка у учащихся и организации правильного преподавания орфографии учителями: “Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и пути их профилактики и преодоления”.

Объект исследования – процесс овладения младшими школьниками правописанием на родном языке.

Предмет исследования: - выявление типичных затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и определение оптимальных путей их профилактики и преодоления.

Цель исследования - выявить типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и определить пути оптимизации данной проблемы.

Исследование данной темы показало особую сложность формирования у учащихся орфографического навыка именно из-за того, что педагоги зачастую не понимают, почему ученики допускают орфографические ошибки, в то время, когда учитель в своей работе использует разнообразные методы и приемы.

В ходе исследования были изучены и оценены разработанность данной проблемы в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе, отношение младших школьников к овладению основами правописания. В результате были выявлены типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и причины их порождающие, и пути их преодоления.

1. Нередко в школе мало проявляется забота о мотивации в правописании. Орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, усваивается она нелегко. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет “Русский язык”. Таким образом, отсутствие учета мотивации орфографической работы является одним из затруднений, с которым сталкиваются школьники при усвоении основ правописания.

  • развитие познавательных интересов;
  • использование занимательных материалов, увлекательных и современных форм и методов работы;
  • повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  • положительную самооценку (убеждать детей в успехе);
  • гибкую и тактичную систему контроля и оценки знаний, умений и навыков.

2. В лингвистике различают следующие принципы русской орфографии: фонематический, морфологический, традиционный, принцип дифференциации значений, фонетический.

Морфологический принцип предполагает единообразное написание морфем независимо от фонетических изменений (безударные гласные в корне слова, в окончаниях словоформ, парные звонкие и глухие согласные в приставках, суффиксах, на стыке морфем, перенос слов с одной строки на другую и т. д.)

Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, что и морфологический, но с другой точки зрения. Он более определенно обосновывает, почему при написании, скажем, безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы.

Традиционный принцип. Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в соответствии с традицией русского языка, либо сохраняют написание по языку-источнику. Такие слова усваиваются запоминанием, а проверяются при помощи словаря.

Принцип дифференциации значений. Этот принцип применяется тогда, когда пишущий хочет с помощью правописания передать свою мысль, разграничить понятия. Дифференцирующая роль принадлежит Ь после шипящих в именах существительных типа “рожь”, “дочь”. К числу дифференцирующих написаний принадлежит определенная часть слитных и раздельных написаний “полетел вверх”, “попал в верх доски”, а так же употребление имен собственных “надежда – Надежда”. Дифференцирующие принципы демонстрируют учащимся значение орфографии во взаимопонимании читающего и написавшего.

Фонетический принцип. Его суть – в максимальном соответствии звуковому составу письма звуковому составу слова. Приставки на – з, приставка -роз- и ее варианты.

Система русской орфографии трудна, малопонятна для младших школьников. Зачастую они не могут воспринять каждое отдельное правило орфографии как звено общей системы, не видят каждую орфограмму во взаимосвязях всех сторон языка. Можно сделать вывод, что возникновение ошибок порождается многообразием принципов, регулирующих написание в русской орфографии.

Это приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению орфограмм. Очевидно, что морфологический принцип предполагает создания прочной грамматической, словообразовательной основы в работе по правописанию; фонематический принцип – свободного оперирования фонемами, их сильными и слабыми позициями; традиционный – осмысленного запоминания.

3. В ходе исследования детям задавался вопрос: “Что такое орфограмма?”. В большинстве случаев был дан ответ: “Буква, которая пишется не так, как слышится”. Сразу же напрашивается вывод: ошибки допускаются потому, что дети не знают состава русских орфограмм.

Сущность орфографии не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью вначале найти сильную позицию, или опереться на специальное правило, а потом уже писать.

Усвоение опознавательных признаков орфограмм наилучшим образом происходит в процессе моделирования орфографических понятий или действий.

  • составление моделей под руководством учителя или самостоятельно;
  • воспроизведение орфографического правила или способа орфографического действия по готовой модели;
  • дополнение модели недостающими элементами;
  • конкретизация модели примерами из текста.

В процессе моделирования учащиеся овладевают умениями обобщать орфографические факты, фиксировать опознавательные признаки и каждый этап действия, соотносить обобщенное представление об орфограмме с ее конкретной реализацией в слове.

4. Следующее типичное затруднение, которое испытывают ребята при усвоении основ правописания – это неумение ставить пред собой орфографическую задачу.

Лингвисты, психологи, методисты постоянно подчеркивают зависимость результатов обучения правописанию от того, насколько развита способность ставить орфографические задачи.

5. Неумение поставить орфографическую задачу, т.е. увидеть орфограмму, определить ее тип, порождает следующее затруднение: неумение решать орфографическую задачу или ее неправильное решение. Умение сознательно, путем рассуждений решать орфографические задачи – одна из необходимых предпосылок грамотности.

  • найти орфограмму;
  • определить ее тип;
  • наметить способ решения;
  • определить последовательность шагов решения задачи;
  • выполнить намеченную последовательность действий;
  • написать слово в соответствии с решением орфографической задачи;
  • осуществить самоконтроль.

Каким образом можно научить ребенка успешно проходить все шаги орфографического действия? Ответ очевиден: использовать упражнения, способствующие формированию умения решать орфографические задачи.

  • по форме выполнения (списывание, диктант, творческая работа);
  • по характеру решаемой задачи (орфографическое упражнение или комплексного типа).

Большая часть орфографических упражнений носит комплексный характер, т.е. направлена на отработку умения ставить и решать орфографические задачи.

Обучающие диктанты. Писать под диктовку дети начинают еще в период обучения грамоте. Сначала учитель ограждает детей от ошибок, подбирая слова, написание которых не расходится с произношением. Кроме того, мы применяем целую систему подсказок. Такой способ не помогает школьникам осознать специфику этого вида письма. Научить писать под диктовку – это значит научить переводить орфоэпическую форму предложения в орфографическую. Интересен диктант “Проверяю себя”/ Детям предоставляется право пропускать сомнительные для них орфограммы, что способствует развитию самоконтроля. Для эффективности этого вида работы важно на предыдущих этапах обучения использовать письмо с пропуском орфограмм по объективным признакам (только проверяемые безударные гласные, парные согласные и т.д.) Данный диктант может использоваться и как обучающий, и как проверочный. В последнем случае он позволяет контролировать фактическую грамотность класса и анализировать степень сформированности орфографических умений.

Комментируемое письмо. Объяснение текста с орфографической точки зрения производится в процессе самого письма. Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, отдельными словами-комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила. Комментируемое письмо выступает одним из приемов работы по профилактике ошибок, приучает школьника к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментируемое письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция.

  1. Внимательно прочитай предложение.
  2. Повтори его, не заглядывая в текст.
  3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
  7. Сверь написанное с текстом. Особое внимание обрати на орфограммы.
  1. Ознакомление с сущностью правила, его содержанием и структурой.
  2. Применение правила по образцу.
  3. Творческое применение правила в новых, усложненных условиях.

Усложнение условий происходит из-за того, что учащиеся наряду с орфографической задачей решают еще и специальные речевые задачи: восстановление деформированных текстов и предложений, ответы на вопросы к тексту, написание изложений и сочинений, вычленение предложений из потока речи, редактирование, конструирование. Все эти упражнения преследуют грамматические, орфографические, пунктуационные задачи и способствуют развитию навыка по выполнению орфографического действия.

7. Следующее типичное затруднение, с которым сталкивается ученик при овладении основами правописания – это сложный состав правил-регуляторов. Выделяют три группы правил: одновариантные, альтернативные, правила-рекомендации. Правила 2 и 3 групп более сложны, т.к. их применение связано с умением ставить и решать орфографическую задачу.

8. Если школьника научили правильно, а он делает ошибки, то следует предположить о несформированности познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления. В начальной школе произвольное внимание у детей 1-го класса составляет минимум 3 минуты, 2 –го класса – 10 минут, 3-4 классов – 15-20 минут. Учитель призывает школьников сосредоточиться, но этого не происходит, т.к. ребенок не может удержать внимание на том, что ему непонятно. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимо трудное, непонятное делать приятным и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

9. В свою очередь сформированное произвольное внимание требует, чтобы у учащихся был развит навык самоконтроля. Отсутствие навыков самоконтроля приводит к тому, что школьник, разобравшись, какую букву надо писать, самостоятельно не может использовать свои знания при написании проверочных работ.

Существует множество методических приемов, развивающих орфографическую зоркость и самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикуляционных факторов

Зрительный фактор срабатывает при запоминании неправильных написаний. Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно. Поэтому основное правило ученика: никогда не пиши слово, если точно не знаешь. Можно использовать следующие приемы: письмо с пропуском орфограмм, опорные схемы, исправление ошибок, диктант с обоснованием (сначала записывают проверочное слово, затем то, которое диктует учитель), работа с трудными словами из будущих проверочных работ, работа с сигнальными карточками.

Слуховой фактор. Пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. В связи с этим учителю необходимо развивать фонематический слух детей. Этому способствуют такие игры, как “Найди опасное место” - учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, который при письме надо проверить; “Светофор” - дети показывают красный сигнал, если нашли опасное место; “Зажги фонарик” - звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”; “Диктант с подчеркиванием” - во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, при ритмичном движении руки. Поэтому на уроке надо как можно больше писать, соблюдая, конечно нормы. Рука создает графический образ того или иного слова, “запоминает”, а затем пишет его уже автоматически.

Артикуляционный фактор или орфографическое проговаривание. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически. Работа речевого аппарата создает своеобразный памятный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя приводит к более прочному его запоминанию.

Из всего вышесказанного можно сделать определенный вывод: если мы, при проектировании учебного процесса, будем учитывать типичные затруднения, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении основ правописания и, будем осуществлять меры по их профилактике или своевременному выявлению на основе диагностирования и оперативному устранению, то это позволит оптимизировать результаты обученности и добиться качественных изменений в орфографической грамотности учащихся.

Итак, определив затруднения, которые испытывают ученики начальных классов при усвоении основ правописания, можно наметить и воплощать в действительности пути оптимизации проблемы. Во время занятий в классе следует опираться не только на чисто учебное содержание, но и на личностно-эмоциональную деятельность, учитывать психологию усвоения материала младшими школьниками, соблюдать и четко выдерживать понятия: орфограмма, орфографическое действие, орфографическая зоркость. Познакомить учащихся с составом русских орфограмм, с местом их проявления и основными признаками. Использовать технологию разноуровнего обучения, которая реализуется через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи, через тренировочные упражнения. Важно только правильно определить соотношение устной и письменной работы на уроке, виды деятельности, необходимые для достижения поставленных целей.

Взяв в основу выявленные типичные затруднения школьников при усвоении основ правописания и намеченные пути оптимизации данной проблемы, можно успешно разработать технологическую сторону процесса формирования орфографического навыка. Т.е использовать в учебном процессе такие приемы и средства (технологии), которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность, руководимую учителем. Гарантированно успешными как с точки зрения всего процесса обучения, так и для работы над данной проблемой являются игровые технологии, использование элементов модульного обучения, коллективные способы обучения, применение исследовательского метода, метода проблемного изучения материала. Перечисленные технологии комплексно развивают положительную мотивацию, учат самостоятельно и успешно решать сложные проблемы, развивают психологические процессы личности ребенка.

Подводя итог, хочется отметить, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно учитель строит учебный процесс, знает теоретические основы методической науки, осознанно анализирует педагогический опыт, понимает сущность предлагаемых современных технологий и рекомендаций, самостоятельно ищет новые собственные решения.

Знание правил пунктуации имеет важное значение как для правильного понимания смысла предложения и осознания его синтаксической структуры, так и для осмысления его интонационных особенностей, т.е. пунктуационная граммотность является показателем уровня общей речевой культуры пишущего. Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Ткачева Елена Сергеевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 91.44 Kb

Трудности , связанные с изучением пунктуации в начальных классах.

1. Теоретические основы исследования современной пунктуации как исторически сложившейся системы……………………..………………..c.5 -12

2. Методические основы изучения пунктуации в начальной школе……………………………………………………………………….с.13-17

Список используемой литературы………………………. ………. с.34-36

Актуальность исследования. Одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентирует на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана, в частности, с обучением пунктуации, поскольку это обучение коммуникативной деятельности, в процессе которой ученик овладевает пунктуацией как средством общения.

В настоящем исследовании решается проблема формирования и совершенствования пунктуационных умений младших школьников. Важность этой проблемы обусловлена тем, что пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. И чем лучше будет организовано усвоение пунктуации в младшем звене, тем более эффективным становится процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников на последующих этапах обучения.

Научно-методические основы методики пунктуации были заложены еще в XIX веке в трудах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота, Й.Х.Востокова и др. Эти ученые вели поиски практических путей обучения пунктуации: развивали в детях видение всех элементов письменной речи, пунктуационную зоркость.

Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли А.Н.Пешковский, Л.В.Церба, С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро и др. Излагая свои взгляды на теоретические основы пунктуации, одни ученые придавали большое значение смысловой или формально-грамматической сторонам высказывания и не учитывали роли интонации. Другие акцентировали внимание в основном на ритмомелодической стороне речи [11].

Объектом исследования является процесс усвоения младшими школьниками пунктуации.

Предмет научного поиска – методика обучения младших школьников пунктуации.

Цель настоящего исследования состоит в построении теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики обучения пунктуации в начальных классах.

Реализация поставленной цели предполагают постановку и решение следующих задач:

- изучить и определить лингвистические основы обучения младших школьников пунктуации;

- изучить историю разработки методики обучения пунктуации и выявить тенденции использования принципов русской пунктуации в методике ее преподавания;

- проанализировать современное состояние обучения пунктуации в начальных классах;

- исследовать уровень пунктуационной грамотности учащихся начальных классов, выявить и классифицировать характерные для младших школьников пунктуационные ошибки;

- установить, в какой мере материал по пунктуации представлен в учебно-методических пособиях для начальной школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

- наблюдение за учебным процессом в школе;

- анкетирование (учителей и учащихся начальной школы);

- анализ письменных работ и устных высказываний младших школьников;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

1. Теоретические основы исследования современной пунктуации как исторически сложившейся системы

Термин пунктуация означает совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, а также собрание правил их расстановки. Знаки препинания наряду с буквами являются частью графической системы каждого языка [1]. Употребление знаков пунктуации определяется синтаксическим строем языка, смысловым членением высказывания и ритмико-интонационной системой речи. При анализе и описании системы пунктуации языка можно отдавать предпочтение разным аспектам, так как в различных языках, в зависимости от их строя, превалирует использование знаков препинания в той или иной функции. Также трудно провести чёткую грань между самими функциями знаков препинания, поскольку ритм и интонация бесспорно являются вспомогательными семантико-синтаксическими средствами членения текста. Роль пунктуации как системы является архиважной, так как, будучи составной частью письма, пунктуация призвана служить целям общения между пишущим и читающим, обеспечивая двухсторонний процесс коммуникации [12].

Пунктуация – это средство, через которое пишущий выражает определённые значения и оттенки, а читающий на их основании воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Зачастую знаки препинания обозначают такие оттенки значения, которые нельзя выразить лексически или грамматически, в других случаях они являются дополнительным средством выражения различных семантико-грамматических значений [3].

Изучающим иностранный язык необходимо знать основные правила употребления знаков препинания, изучать их также в сравнении с соответствующими правилами употребления в родном языке [5]. Особый акцент должен быть сделан на те случаи использования знаков препинания, которые отсутствуют в родном языке учащихся. В противном случае нарушается основная функция знаков препинания – служить средством общения между пишущим и читающим, и знаки препинания могут также стать препятствием для правильного членения и понимания высказывания. При изучении и описании системы пунктуации в иностранном языке в методических целях необходимо, как и в отношении прочих аспектов и уровней языка, учитывать интерференцию языков [4].

В истории русской пунктуации, по вопросу о её основах и назначении выделились три направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев. По его мнению знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют – запятая, точка с запятой, двоеточие и точка, второму – знаки восклицательный и вопросительный, многоточие и тире. К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой. (Ф.И. Буслаев) [7].

В современной лингвистике смысловое понимание основ пунктуации нашло выражение в работах С.И. Абакумова и А.Б. Шапиро. Первый из них считал основной функцией пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическим и синтаксическими средствами. (С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро) [17,19].

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны, в первую очередь, делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Виднейший представитель данного направления Я.К.Грот считал, что посредством основных знаков препинания даётся указание большей и меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений, которое служит для облегчения читателю понимания письменной речи [10].

Представители интонационной теории пунктуации полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (Л.В. Щерба), что они в огромном большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А.М. Пешковский) и нужны для передачи мелодии речи, темпа её и пауз (Л.А. Булаховский) [7].

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи; знаки препинания указывают на смысловое членение речи [12].

Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксической основе. В ряде случаев русская пунктуация связана также с интонацией. Всё это придаёт русской пунктуационной системе большую гибкость, наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями [17].

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Слово пунктуация – многозначное : 1. Система знаков препинания. 2. Система норм употребления или неупотребления знаков. 3. Система пунктуационных правил (Абакумов).

Особое место в общей системе обучения младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Он является основой для последующего развития пунктуационных знаний и умений.

Важность раннего ознакомления учащихся с пунктуацией обусловлено тем, что целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания поможет решить следующие задачи:

· Создать прочную основу для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений;

· Сформировать умение видеть за знаком и правильно воспринимать и осознавать смысл высказывания, а затем верно интонационно его воспроизводить;

· Научить учащихся использовать знаки препинания при создании письменных работ для точного выражения своих мыслей и чувств.

В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой. Но в своей практике школьники нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире, нередко они пользуются многоточием, реже – скобками. Со всеми этими знаками они встречаются в процессе чтения книг, и, естественно, осознают ситуации их употребления. К числу пунктуационных знаков, кроме того, относят деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Близки по функции к пунктуации различные шрифтовые выделения, подчеркивания, приемы расположения текста на странице.

Лишь у части школьников постепенно формируется пунктуационное чутье, подобно чутью орфографическому.

Пунктуация имеет свои принципы, важные для построения методики обучения:

Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка – это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главного. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и другие знаки.

Смысловой принцип предполагает оформление знаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков. Незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; тире обозначает противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяют речь действующих лиц в рассказе.

Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса, основа такого обучения – выразительная речь. Точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, интонация незаконченности или, наоборот, законченности мысли. Чтобы понять интонационную основу пунктуации, следует больше уделять внимания декламации, драматизации, сценическим выступлениям детей. Интонация хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим.

Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учитель тщательно следит за постановкой точки. Учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению. Такое внимание к постановке точки способствует формированию данного навыка.

Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в практику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложения, которые по цели своего высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать). Учащиеся учатся правильно произносить такие предложения, повышая в конце предложения голос. Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака, например: Нитки тонки. А канат? Он толст.

Постановку восклицательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удивления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предложений.

При изучении в III классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

Программой не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако это не означает, что учитель должен обходить молчанием сложные предложения, употребленные учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически, он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник на силос. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа письменных работ, выполненных учащимися (изложений, сочинений, а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ сообщается о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуация это важный раздел языкознания, главное назначение которого — указать на смысловое значение членения речи.

Список используемой литературы:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Читайте также: