Светский случай краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои

  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий
  • Анна Андреевна - жена городничего
  • Марья Антоновна - дочь городничего
  • Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ
  • Жена смотрителя
  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья
  • Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений
  • Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер
  • Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский - городские помещики
  • Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга
  • Осип - слуга Хлестакова
  • Христиан Иванович Гибнер - уездный лекарь
  • Федор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почетные лица в городе
  • Степан Ильич Уховертов - частный пристав
  • Свистунов, Пуговицын, Держиморда - полицейские
  • Абдулин - купец
  • Февронья Петровна Пошлепкина - слесарша
  • Жена унтер-офицера
  • Мишка - слуга городничего
  • Трактирный слуга
  • Гости и гостьи, купцы, мещане, просители

Краткое содержание

Действие первое

Комната в доме городничего

Явление I

Городничий объявляет о скором посещении уездного городка ревизором. Он признается, что во сне видел двух огромных черных крыс, и расценивает это как дурное предзнаменование. Зачитывает письмо кума о том, что скоро в городок с ревизией приедет чиновник из Петербурга, но приедет инкогнито, и потому городничему, за которым водятся грешки , поскольку он человек умный и не любит пропускать того, что в плывет в руки , стоит тщательно подготовиться. Присутствующие встревожены. Относительно спокоен лишь судья: он брал взятки только борзыми щенками . Городничий раздает указания попечителю богоугодных заведений, смотрителю училищ, лекарю: им придется привести в порядок, что возможно к прибытию чиновника.

Явление II

Появляется почтмейстер. Теперь и он знает о ревизоре. Городничий поручает ему просматривать всю корреспонденцию, чтобы разоблачить персону инкогнито. Почтмейстер признается, что и так читает все письма ради собственного интереса, а самые увлекательные и вовсе у себя оставляет.

Явление III

Появляются неразлучные помещики Бобчинский и Добчинский и сбивчиво рассказывают, что в гостинице живет подозрительное лицо: молодой человек недурной наружности в партикулярном платье по имени Иван Александрович Хлестаков. Он поселился в городе пару недель назад, но за жилье не платит, утверждает, что направляется в Саратовскую губернию. Все сходятся во мнении, что именно Хлестаков и есть инкогнито-ревизор. Городничий посылает квартального Свистунова за частным приставом и отправляет чиновников поправлять дела

Явление IV

Явление V

Приходит частный пристав Уховертов. Городничий поручает ему расставить квартальных в нужных местах и сломать соломенный забор: чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя . Отправляется с визитом к ревизору.

Явление VI

Жена и дочь городничего не успевают присоединиться к кортежу из-за нерасторопности и кокетства Марьи Антоновны. Бранятся и препираются.

Действие второе

Гостиница, маленькая комната Хлестакова

Явление I

Из монолога Осипа, слуги Хлестакова, зрители узнают, что Иван Александрович – не ревизор, а проезжий чиновник, который проигрывает деньги отца. Хлестаков привык жить на широкую ногу, но средств на это не имеет, вот и теперь живет в гостинице в долг, поскольку все спустил в карты.

Явление II

Приходит Хлестаков и бранится с Осипом: отправляет его к трактирщику, просит обед добыть. Осип отказывается: хозяин гостиницы грозится неплательщикам городничим и отказывает кормить в долг. После препирательств Осип все-таки идет за хозяином трактира.

Явление III

Хлестаков остается один и сетует на голод и на проигрыш в карты. Признает, что хотел бы еще раз сразиться с обыгравшим его капитаном.

Явление IV

Приходит трактирный слуга. Осип и Хлестаков выпрашивают у него еды. Хлестаков утверждает, что хозяин трактира напрасно судит по себе: думает, что, как ему мужику, ничего если не поесть день, так и другим тоже .

Явление V

Оставаясь наедине с собой, он фантазирует о красивой жизни, мечтая явиться к отцу-помещику в карете, возвышает себя над простым деревенским людом.

Явление VI

Приносят обед, Хлестаков в негодовании: только два блюда! Недоумевает, почему еда дурного качества. Однако голод берет верх над гордостью и Хлестаков с Осипом соглашаются на поданный обед.

Явление VII

Явление VIII

Явление IX

Хлестаков зовет трактирного слугу, готовый оплатить счет за проживание. Городничий выгоняет слугу, обещая прислать денег на оплату. Хлестаков пользуется случаем и прячет деньги. В дверь выглядывает Бобчинский.

Явление Х

Действие третье

Комната первого действия

Явление I

Жена и дочь городничего бранятся и ждут важного гостя. Завидев Добчинского издалека, раздраженно спорят, он ли это.

Явление II

Анна Андреевна и Марья Антоновна допытываются у Добчинского подробностей о чиновнике-инкогнито. Добчинский утверждает, что Хлестаков – образован и важен, настоящий вельможа, а по чину не уступит генералу . Анна Андреевна читает письмо городничего и дает распоряжения Мишке.

Явление III

Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят о том, какое платье надеть, затем спорят о цвете глаз Анны Андреевны. К общему мнению не приходят.

Явление IV

Осип беседует с Мишкой, слугой городничего, и ради собственного благополучия подкрепляет мнение о значимости своего хозяина.

Явление V

Явление VI

Хлестаков располагает к себе дочь и жену городничего, рисуется перед ними. В пылу самолюбования он плетет о себе невероятные истории: будто бы он писатель и

Присваивает авторство известных произведений, врет, что дом у него – самый богатый в городе, его боится государственный совет, и во дворец он каждый день ездит, а в данный момент ожидает произведения в фельдмаршалы.

Явление VII

Бобчинский, Добчинский, смотритель училищ Хлопов и судья Ляпкин-Тяпкин обсуждают ревизора. Приходят к выводу, что он, скорее всего, генерал. Судья признается, что ему очень страшно, хотя и сам не знает, чего именно боится.

Явление VIII

Дочь и жена городничего мгновенно очаровываются Хлестаковым, расценивая друг друга как соперниц. Спорят о том, на кого он чаще смотрел.

Явление IX

Явление X

Явление XI

Городничий наказывает полицейским охранять дом и никого в него не впускать: особенно он боится купеческих доносов.

Действие четвертое

Та же комната в доме городничего

Явление I

Пока Хлестаков спит, судья, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений и Бобчинский с Добчинским обсуждают, как бы еще произвести впечатление на важного гостя. Все трепещут от страха. Ни один не решается напрямую заговорить с Хлестаковым.

Явление II

Хлестаков просыпается. Наедине с собой выказывает удовольствие от внезапного гостеприимства горожан. Признает, что и дочка городничего, и жена его весьма недурны.

Явление III

Явление IV

Появляется почтмейстер. Говорят о прелестях провинциального городка. Хлестаков, уже не робея, просит у него взаймы 300 рублей. Почтмейстер дает: он убежден, что задобрил ревизора.

Явление V

Явление VI

Явление VII

Хлестаков настолько наглеет, что, не успев познакомиться, требует у Бобчинского и Добчинского взаймы 1000 рублей, однако у них не находится столько, и они отдают ему все, что было – 65 рублей.

Явление VIII

Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека , и решает написать приятелю в Петербург: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько .

Явление IX

Явление Х

Приносят взятку купцы: дают 500 рублей (опять взаймы ), голову сахара и серебряный подносик. Жалуются на жадность городничего, который их обирает.

Явление XI

Слесарша и унтер-офицерша также доносят на городничего. У одной мужа-слесаря забрили в солдаты (противозаконно) вместо сына портного, который откупился. Унтер-офицершу же по ошибке высекли.

Явление XII

Марья Антоновна приходит к Хлестакову и тот, пользуется случаем, целует ее в плечо. Разгневанная девушка хочет уйти, но Хлестаков на коленях умоляет ее о прощении и клянется в любви.

Явление XIII

Вошедшая Анна Андреевна застает Хлестакова на коленях, выгоняет дочку, и теперь клятвы в любви достаются ей: Хлестакову безразлично кому врать, он просит жену городничего выйти за него замуж, несмотря на незначительные препятствия в виде уже существующего мужа.

Явление XIV

Вбегает Марья Антоновна дочь, и Хлестаков мгновенно переигрывает ситуацию: не вставая с колен, просит Анну Андреевну благословить его на брак с дочерью.

Явление XV

Появляется перепуганный городничий, узнавший о доносах на него, пытается оправдаться, обвиняет купцов и унтер-офицершу во лжи, Анна Андреевна сообщает ему о помолвке с Марьей Антоновной.

Явление XVI

Осип говорит, что лошади готовы. Хлестаков объясняет, что отправляется на один день к дяде, ему верят и снова дают 400 рублей и персидский ковер, чтобы удобнее сидеть было в бричке. Уезжает.

Действие пятое

Явление I

Семейство городничего мечтает о красивой жизни в Петербурге. Городничего манит чин, который ему выторгует зять, Анна Андреевна грезит о светской утонченности быта.

Явление II

Городничий бранится с купцами, разоблачая их доносы и требует с них откуп, они каются и соглашаются.

Явление III

Судья, попечитель богоугодных заведений и Растаковский поздравляют городничего с помолвкой дочери.

Явление IV

Появляются мещанин Коробкин с женой и Люлюков, поздравляют.

Явление V

Бобчинский и Добчинский наперебой поздравляют. Желают сынка Марье Антоновне.

Явление VI

Смотритель училищ с женой поздравляют семейство. Жена Хлопова выражает невероятную радость и признает, что плакала от счастья, узнав о помолвке Марьи Антоновны.

Явление VII

Частный пристав и квартальные также являются засвидетельствовать почтение и поздравить семейство. Гости просят рассказать им, как все началось. Мать и дочь сбивчиво пытаются восстановить сцену признания Хлестакова, из чего следует, что он действительно говорил о любви обеим, но никто этого не замечает. Коробкин просит городничего оказать протекцию его сыну в Петербурге, тот обещает помочь, но Анна Андреевна, уже уверовавшая в свое новое высокое положение считает, что не стоит всякой мелюзге оказывать покровительство . Жена Коробкина отпускает презрительную реплику зрителям.

Явление VIII

Идиллию разрушает появление почтмейстера: он прочел письмо Хлестакова и знает правду. Письмо персонажи зачитывают вслух: Хлестаков не скупился на скабрезные характеристики каждому из чиновников. Городничий в ужасе, его одурачил молодой наглец!

Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…

Хлестаков не только ограбил горожан, но и опозорил городничего: страшнее денежных потерь для него становится угроза появления в печати статьи-водевиля о произошедшем. Одураченные чиновники обвиняют в случившемся Бобчинского и Добчинского.

Явление последнее

Появляется жандарм (которого Гоголь не включает в список персонажей!) и объявляет:
Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице .

Немая сцена

Немая сцена подробно описана автором: по его замыслу персонажи замирают в комичных изумленных позах примерно на минуту. ( Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект )

Бивуак – это оборудованное в поле место, где люди отдыхают, разводят костер, готовят еду. В данном рассказе речь идет о бивуаке, который организован в полевых условиях во время войны – там офицеры и солдаты могут передохнут. Действие разворачивается в 1812 году, когда Россия воевала с наполеоновской Францией.

Далее можно прочитать краткое содержание Вечер на бивуаке.

Персонажи рассказа

Князь Ольский – один из сидящих на бивуаке, большой весельчак;

офицер Лидин – один из участников беседы, который не рассказывает истории;

Виктор Мечин – подполковник, он делится своей печальной историей любви;

Софья S – умершая возлюбленная Мечина;

неназванный наглец – соперник Мечина, который тоже хотел завоевать сердце Софьи.

Также в рассказе несколько раз упоминается неприятель – французские воины.

У офицеров выдался тихий вечер, когда они выпить чаю (и чего покрепче) и поделиться историями, а над их головой не свистели снаряды. От каждого требовалось рассказать что-нибудь интересное, что поднимет настроение всем, кто расположился на бивуаке.

Князь Ольский рассказал о том, что недавно его полк остался совсем без еды. И Ольский настолько хотел вкусно поесть, что совсем обнаглел – он отправился прямо к французам и сказал, что пришел не воевать и не устраивать переговоры. Тех очень позабавила ситуация, они накормили неожиданного гостя и дали ему запасов с собой.

Офицеры не поверили рассказу Ольского, но тот не сильно огорчился. Настала очередь рассказывать Лидина, но тот отшутился – он витал в облаках и мечтал о том, как вернется к возлюбленной. А вот подполковник Мечин рассказал свою историю, но она оказалась очень печальной.

Основная идея автора

Это произведение рассказывает о трагичной, но очень сильной любви. История Мечина затрагивает главную ценность в жизнь человека – любовь, и это особенно актуально для офицеров, которые каждый день подставляются под пули и имеют лишь краткие мгновения отдыха.


Место и время действия

События повести происходят в XVIII веке в отдалённой деревне на территории современной Украины.

Главные герои

  • Афанасий Иванович Товстогуб – хозяин небольшого богатого поместья, гостеприимный хозяин.
  • Пульхерия Ивановна Товстогуб – его супруга, женщина очень добрая, мягкая, хозяйственная.

Краткое содержание

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты заманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Афанасий Иванович поражен: он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Заключение

Несмотря на всю примитивность бездуховного и пустого существования старосветских помещиков, Гоголь с большой любовью относится к ним. В них он видит ту чистоту, любовь и доброту, без которых человек не может чувствовать себя по-настоящему счастливым.


С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.

Характеристика персонажей

Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.

При косвенном участии Казарина свет узнает ложную новость о связи Нины и Звездича. Неизвестный — мстительный и жестокий человек, ранее ставший жертвой Арбенина. Он вершит возмездие.

Во всем произведении прослеживается главная мысль автора, которая говорит, что невозможно быть достойным, честным гражданином, жить в гармонии с собой, греша и поддаваясь страстям — за все приходится платить.

Похожие сочинения

Сюжетная линия

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смысл названия

Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.

В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.

Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.

Главная идея и анализ

Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.

Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.

Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.

Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.

Тема судьбы и случая

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

Читайте также: