Типы взаимодействия в доу
Обновлено: 04.07.2024
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.
Содержимое публикации
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия .
Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании .
Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка . Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.
Основные направления совершенствования работы детского сада :
1. Гуманизация педагогического процесса ;
2. Раскрепощение условий жизни детей;
3. Создание обстановки благополучия.
Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.
Воспитание и обучение – процесс двусторонний , построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка . Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса . Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия , общения.
Результат- преобразование в познавательной , эмоционально - волевой и личностной сферах.
Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей . Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций , решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.
Педагоги и психологи , которые занимались проблемой педагогического общения :
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны : функционально – ролевую и личностною.
Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнком обусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.
Личностная – сторона педагогического взаимодействия , связана тем что воспитатель , взаимодействует с детьми , передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.
Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия : тип или стиль отношений, руководства.
Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия :
Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.
Активно – положительный : педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.
Ситуативный : педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.
Пассивно – положительный : педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку , но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.
Активно – отрицательный : педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам , проявляет резкость и раздражительность.
Пассивно – отрицательный : педагог мало проявляет интерес к воспитанникам , чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.
Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся) .
Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте : деструктивном и продуктивном.
Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия , порождая стрессы.
Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.
Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.
В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия .
1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;
3)Организация совместной деятельности;
4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;
5)Организация коллективных игр;
Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.
При этом меняется позиция воспитанника : из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком .
Автор: Чеплакова Ксения Юрьевна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ 56
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ
Одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения
становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного
В настоящее время идея диалога становятся ведущими идеями принятия коллективных
решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.
Развитие ребенка можно назвать гармоничный при условии наличия двух составляющих его
окружения– полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку
личностные взаимоотношения, формирование чувства доверия и открытости миру. Вместе с
тем, семья сама нуждается в поддержке, которую способен оказать детский сад.
Сопровождение и консультирование семьи должна осуществляться через взаимодействие
участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом
Целью такого взаимодействия является повышение качества образования и создание
необходимых благоприятных условий для сохранения физического, психического и
психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к
Психолого- педагогическое взаимодействие
– в первую очередь это взаимодействие с
кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.
Взаимное влияние а также, при человеческом взаимодействии-совместные действия.
группа детей разобралась в правилах игры и начали играть соответственно правилам).
Осуществляются два вида взаимодействия: физическое (предметное или телесное) и
социальное (информационное, ролевое, психологическое).
(Пример1: Ребёнка заинтересовала пирамидка, он в неё играет, она организует его игру - у
ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а
если он играет например, в куклы и организует например чаепитие, у него социальное
предметное взаимодействие. Он уже -руководящие процессом.
Пример 2: Дети играют в поезд взявшись друг за друга сзади- это вариант скорее
физического (телесного) взаимодействия, если ребенок увлечён подвижной игрой и начинает
шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).
Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.
Личное взаимодействие - всегда социальное.
Педагогической взаимодействие
– это контакт (личностный) воспитателя с воспитанниками
(родителями воспитанников), направленный на взаимные коррекционные изменения в их
поведении, деятельности, отношениях, установках
Задачей взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их
взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Характеристиками взаимодействия считают:
взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Каждая из них имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в
воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
К характеристикам интегральным любого взаимодействия, в том числе и педагогического,
срабатываемость и совместимость.
- это согласованность в действиях, обеспечивающая их успешность с
позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий
контактирующих сторон на основе взаимного содействия.
характеризуется в максимально возможной удовлетворенности партнеров
друг другом, эмоциональной поддержке.
В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим
количеством его участников выделяют множество типов различного взаимодействия, что
отражается в различных подходах к их классификация.
можно выделить по тому или иной ведущему признак:
. По субъекту и объект-субъекту
ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог,
педагог – родитель и т.д.;
коллектив младших – коллектив старших,
группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).
2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.
3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной,
трудовой, спортивной и другой деятельности.
4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.
По характеру взаимодействия:
сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление,
(безразличие, равнодушие, безучастность)
Также выделяют и такое взаимодействие, как
случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное,
или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.
Каждый из этих типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на
психологическое состояние взаимодействующих сторон.
Продуктивное взаимодействие -- приносит удовлетворенность, приводит к откровенности,
Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания,
паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.
Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении
условий переходят друг в друга.
В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего,
оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику
характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия
В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в
скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их
стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы
Эффективное взаимодействия
– это совместно построенные действия участников
образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста,
развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения
обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и
преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта,
развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции,
развитие потребности в самоактуализации.
Сотрудничество
как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной
развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом
познавательных интересов детей.
пространственным и временным соприсутствием,
организацией и управлением деятельностью,
разделением функций, действий, операций,
наличием позитивных межличностных отношений.
Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность
участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при
решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее
средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность
определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения
результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее
средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность
определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.
Содержимое публикации
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия .
Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании .
Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка . Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.
Основные направления совершенствования работы детского сада :
1. Гуманизация педагогического процесса ;
2. Раскрепощение условий жизни детей;
3. Создание обстановки благополучия.
Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.
Воспитание и обучение – процесс двусторонний , построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка . Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса . Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия , общения.
Результат- преобразование в познавательной , эмоционально - волевой и личностной сферах.
Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей . Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций , решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.
Педагоги и психологи , которые занимались проблемой педагогического общения :
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны : функционально – ролевую и личностною.
Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнком обусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.
Личностная – сторона педагогического взаимодействия , связана тем что воспитатель , взаимодействует с детьми , передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.
Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия : тип или стиль отношений, руководства.
Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия :
Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.
Активно – положительный : педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.
Ситуативный : педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.
Пассивно – положительный : педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку , но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.
Активно – отрицательный : педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам , проявляет резкость и раздражительность.
Пассивно – отрицательный : педагог мало проявляет интерес к воспитанникам , чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.
Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся) .
Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте : деструктивном и продуктивном.
Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия , порождая стрессы.
Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.
Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.
В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия .
1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;
3)Организация совместной деятельности;
4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;
5)Организация коллективных игр;
Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.
При этом меняется позиция воспитанника : из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком .
Таблица 1.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников (Приложение 1. Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей (Приложение 2. Сценарий родительской конференции). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму (Приложение 4. План-конспект консилиума «Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (Приложение 9. Клуб заботливых родителей)
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. (Приложение 14. Общепринятое положение о попечительском совете при ДОУ).
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
VII. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Читайте также: