Проверка логопеда в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Я работаю логопедом в своём частном логопедическом кабинете более 10 лет.

Как обычно проходит первая встреча с ребёнком.

Ребёнок со взрослым заходит в кабинет, мы здороваемся. Ребёнка приглашаю сесть рядом со мной, а родитель на кресло садится в стороне от нас. Родитель (или бабушка, дедушка) на первой встрече всегда присутствуют. По мере обследования ребёнка могу уточнить какие- то моменты, объясняю родителям наши действия, на что обратить внимание в дальнейшем.

Знакомимся, представляюсь: "Меня зовут Валентина Владимировна (для детей 3 лет могу сказать "тётя Валя"). Я логопед, учу детей правильно говрить А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Чем ты нравится заниматься дома, какая любимая игрушка?"

На что обращаю внимание:

гиперсалливация (повышенное слюноотделение, скапливание слюней во рту, в уголках губ во время разговора).

Предлагаю поиграть

На стол кладу несколько картинок или маленьких игрушек. Обычно 5 - 6. Прошу назвать. Могу спросить: "Кто из них самых большой?" или "Что здесь съедобное?" или "Назови только насекомых / транспорт / всех живых"

Далее оставляю столько картинок/ игрушек, сколько лет ребёнку. Это возрастная норма. Если 3 года - 3 картинки, 5 лет - 5 картинок. И прошу посчитать их. Сказать, сколько их всего. Некоторые дети не умеют обобщать. То есть считают верно "один, два, три, четыре, пять", а сколько всего не говорят. Начинают считать заново, или смотрят вопросительно, типа, что вы хотите от меня?, или называют любое другое число, но не 5.

Потом предлагаю запомнить все предметы. Когда ребёнок закроет глаза, убираю 1 предмет. Ребёнок вспоминает, какой картинки или игрушки не хватает. Прошу по образцу ответить: "Вы взяли. Или не хватает . "

На что обращаю внимание:

  • объём зрительной памяти
  • устойчивое или неустойчивое внимание
  • бегут ли ноги под столом (наличие или отсутствие гиперактивности). Обычно к этому моменту у гиперактивных детей начинают мотаться ноги, ребёнок смотрит по сторонам, отвлекается.
  • состояние звукопроизношения
  • полная или деформированная слоговая структура слова
  • правильное употребление окончаний (Вы взяли куклУ.)

Далее предлагаю составить небольшой рассказ по серии картинок . Несколько картинок, из которых получится одна сказка. Предварительно надо их расставить в правильной последовательности.

Помогаю, рассказываю, о чём должна получится история и с чего всё начиналось.

Здесь слушаю, насколько ребёнку удается составить небольшой рассказ, какие он использует предложения, слова, насколько верно согласует все слова в предложении.

К этому моменту мне уже видны и слышны основные проблемы в речи, при их наличии. Ведь к логопеду в кабинет обращаются именно с проблемами в развитии речи. Просто для оценки уровня развития речи ребёнка обращаются единицы. За 10 лет может 3 - 4 таких запроса было.

Конечно, изучаю артикуляционную моторику, насколько подвижен язык, есть ли нарушенный тонус мышц губ, языка. Тонус может быть нормальным, пониженным, повышенным, неравномерным. Закрыты ли губы при выполнении действий руками или всегда полуоткрыты.

Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.

Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.

Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.

1. Обследование звукопроизношения.

Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова: сова, сено, зонт, зебра, цапля, шапка, жук,щука, чай, лук, лев, рак, река, юла, яблоко, попугай. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.

Далее оцените результаты:

Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.

2. Обследование фонематического слуха.

Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.

3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.

— Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?

— Покажи, где коза? А где коса?

— Покажи, где усы? Где уши?

Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.

Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:

Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

Далее оцените результат:

Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.

3. Обследование слоговой структуры слов.

Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).

Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве высотного дома.

Далее оцените результат:

Нарушение слоговой структуры слов может быть незначительным, когда ребенок допускает очень мало ошибок.

4. Обследование словарного запаса.

Если ребенок мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи (когда нарушено не только звукопроизношение, но и грамматический строй речи и связная речь). Детки с таким нарушением имеют словарный запас слов в пределах 2 тысяч слов, когда в норме к 5 годам словарь ребенка должен содержать не менее 5 тысяч слов. Родители, которым интересно узнать, правильно ли развивается их ребенок, мы предлагаем провести обследование его словарного запаса.

1) Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок (книга, стол, часы, пальто, кастрюля, нож, лопата, свеча, крокодил, прищепка, перо, колесо, сито, карандаш).

2) Взрослый показывает на какую либо часть тела и просит ребенка сказать, как это называется:
для детей 4-5 лет: голова, рука, пальцы, уши, шея, нос;
для детей 5-6 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
для детей 6-7 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо.

3) Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):
для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль; самолет – крылья, окна, двери;
для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;
для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

4) Предлагается назвать по картинкам детенышей животных.
Для детей 4-5 лет: котята, зайчата, козлята, щенки.
Для детей 5-6 лет: котята, зайчата, козлята, щенки, лисята, волчата, медвежата.
Для детей 6-7 лет: те же и жеребята, поросята, ягнята.

5) Предлагается ответить на вопрос по картинкам: — Что делает? (моет, причесывается, с 5 лет — шьет, стирает, подметает, трет, вешает белье, вяжет).

6) Подбор прилагательных (определений) к слову.

Предложите ребенку сказать: небо – какое?, снег – какой?, солнце – какое?, конфета – какая?

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

8) Побеседуйте с ребенком по вопросам (знание таких времен года, как осень и весна проверяем с 5 лет):

— Какое сейчас время года? А как ты догадалась(ся)? А что бывает в это время года? А какие времена года ты знаешь? Что идет после осени (зимы)?

— Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом:

Платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки — …одежда;
Земляника, малина, крыжовник, смородина, вишня — …ягоды;
Помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа — … овощи;
Яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин — …фрукты;
Тарелка, чашка, чайник, кастрюля, вилка, ложка — …посуда;
Кошка, корова, собака, коза, лошадь, свинья — …домашние животные;
Лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось – дикие животные;
Тапочки, сапоги, туфли, ботинки, валенки, галоши — …обувь;
Стул, стол, кровать, диван, кресло, шкаф — …мебель;
Грузовик, трамвай, поезд, самолет, автобус, корабль — …транспорт.

5. Обследование грамматического строя речи.

Родители, попробуйте сами определить, нет ли у вашего ребенка лексико-грамматического недоразвития речи или общего недоразвития речи.

1) Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

Для детей 4-5 лет допускается неумение использовать предлог из-за, все остальные предлоги ребенок с нормальным речевым развитием должен использовать верно.

3) Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).

Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный шар, красные шары, красная машина и т.д.)

Картинки: шар, шары, машина, флажок, платье, звезда, пальто, брюки.

При обследовании детей до 5 лет берем только числительные 1, 2.

Далее оцените результат:

6. Обследование связной речи.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

Детям 4-5 лет необходимо составить 2-3 простых предложения, детям 5-6 лет – 3-5 предложений (из них 1 сложное), детям 6-7 лет – 5-6 предложений (из них не менее 2-х сложных).

Рассмотрите серию сюжетных картинок (с 5 лет 2-3 картинки, с 6 лет 3-4 картинки), разложенных в правильной последовательности. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребенку разложить картинки правильно и рассказать, что было сначала, а что потом.

Далее оцените результат:

Если ребенок не может связно, логически последовательно описать увиденное на картинке, не может правильно разложить серию картинок, с ним очень важно проводить специальные занятия по развитию связной речи. На логопедических занятиях с такими детьми уточняется и расширяется словарный запас, формируются практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые и сложные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. В результате такой работы дети учатся передавать впечатления об увиденном, о каких-либо событиях, последовательно излагать содержание картин или серий картинок, составлять красивые рассказы – описания.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Я работаю в детском саду на логопедическом пункте.

При обследовании дошкольника сталкиваешься с тем, что детям скучен процесс. Именно поэтому, я разработала речевую карту обследования дошкольника в условиях логопедического пункта презентации для обследования дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию речевую карту.

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста в условии логопедического пункта.

Составитель учитель-логопед : Целыковская Ольга Борисовна.

Фамилия, имя, отчество ребенка ___

Дата рождения ___

Протокол № ___ от ___

Поступил с ___ из ___

Логопедическое обследование.

1. Состояние речевого аппарата.

Губы (тонкие, толстые) ___

Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон)___

Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, прогения, прогнотия)___

Нёбо (высокое, уплощённое, готическое)___

Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый)___

2. Мимическая артикуляционная мускулатура.

Движение Есть ли движение, замена, объем, точность, активность, заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение.

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

• При обследовании мимической артикуляционной мускулатуры используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

3. Состояние звукопроизношения.

Звук Вначале слова В середине слова В конце слова

С санки оса ананас

Сь сирень осел гусь

Зь зебра корзина

Ц цыпленок мельница огурец

Ш шар машина душ

Щ щенок ящик плащ

Ч чайник ключи мяч

Л лодка белка стул

Ль лев коляска медаль

Р рак карандаш топор

Рь рябина черепаха якорь

Условие произнесения звука

В середине слова

• При обследовании звукопроизношения используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

4. Дифференциация звуков.

Лак Вечер Ветер

Малина Мишка Миска

Зевать Мажет Машет

Дом Каска Кашка

Удочка Бочка Почка

Башня Мишка Мышка

Год Зайка Сайка

Кора Гора Рожки Ложки

• При обследовании дифференциации звуков используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

5. Языковой анализ и синтез.

Есть ли звук Р в словах: ДОМ, ТОРТ, СУМКА, ГРУША.

Какой первый звук в слове: АИСТ, ОЗЕРО, ОБЛАКО, УТКА, УХО.

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: КОТ, СОК, КИТ.

Сколько звуков в слове: дом ___ лиса___ сумка ___

Составь слово из слогов : зи – ма, ко – ле – со, кук – ла. Составь слово из звуков: К-О-Т, Л-У-К, Л-У-Н-А, С-Т-О-Л, К-О-Т-И-К.

Дата ___ подпись ___

• При обследовании языкового анализа и синтеза используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

6. Заключение ТПМПК.

Решением ТПМПК от ___ протокол ___ оставлен (а) на повторный курс

Заключение ТПМПК ___

Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

Решением ТПМПК от ___ протокол ___

выпущен (а) в (сад, школу) с ___

Особые рекомендации ТПМПК ___

Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

___ подпись ___

Одну из этих презентаций я предлагаю вашему вниманию.

Пояснение к презентации.

Логопед называет пару слов ребенку, закрывая рот, чтобы ребенок не видел мимику логопеда. Ребенок должен повторить за логопедом. Через некоторое время на экране появляется правильный ответ.

Я использую эту презентацию не только при обследовании, но и в работе по развитию фонематического слуха. Надеюсь, вам пригодиться моя презентация в работ

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Диагностическое обследование ребенка Проверьте знания ребенка! (для детей старшего возраста). Последовательно задаем вопросы, если знает ставим +, нет -. Можно предложить родителям.

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Цели: - расширение и активизация словаря.

Презентация психолого-логопедического пункта Презентация психолого-логопедического пункта при Мдобу №200 1. ВСТУПЛЕНИЕЖил – был мальчик маленький Сильный и удаленький. Часто он любил.

Приложение к схеме обследования ребенка с нарушением речи в условия логопедического пункта МДОУ Методические рекомендации к проведению логопедического обследования. При сборе сведений о ребенке уточнить особенности раннего развития.

Проект: Взаимодействие с семьей дошкольника в условиях ДОУ Актуальность Структура личности ребенка закладывается в первые годы его жизни. На семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность.

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Читайте также: