Необычные школы в норвегии

Обновлено: 05.07.2024

Вот и доросла наша девочка до школы! Садик позади, а впереди 12 лет учебы.

Знатоком местных школьных традиций меня назвать пока сложно, но процесс инициации мы уже прошли. За сим, хочу поделиться с вами своими познаниями и наблюдениями.

В начальных и средних школах Норвегии преподаются следующие предметы:
* Изучение христианства и религиозное и нравственное образование
* Норвежский язык
* Математика
* Обществоведение
* Искусство и ремесла
* Естествознание
* Английский язык
* Иностранный язык/закрепление языковых навыков (в средней школе)
* Музыка
* Питание и здоровье
* Физическое воспитание
* факультативный предмет (в средней школе)

Обращаю внимание, что Английский язык и Иностранный язык, это разные предметы. В нашей школе английский язык будет у детей с первого класса. С 8 класса будет еще один язык по выбору – французский, немецкий, испанский. Как дочери двух русскоговорящих родителей Катюше школа бесплатно предоставит учителя родного языка, то есть русского. Итого, к окончанию средней школы ребенок будет знать 4 языка (норвежский, английский, русский + по выбору) – что не плохо для обычной образовательной школы.

Важным событием школьной жизни для первоклашек является пробный день в школе. У нас он был 4 июня. В 10.30 утра всех первоклашек и их родителей собрали на торжественную линейку перед начальной школой. Ректор представился сам, представил завуча, учителей первых классов (их 3 в этом году), логопеда и лидера продленки.


С ректором школы нам повезло. После того, как он заступил в должность 3 года назад, наша школа заняла хорошую позицию среди других городских школ по успеваемости, и по всем показателям идет вверх. Видно, что человек добрый, неравнодушный, и хорошо знает свое дело.




После исполнения нескольких песен детьми родителей попросили выйти, и начался первый урок. По пути из класса я сфотографировала гардероб – он очень похож на садичный. Полочка, коробка для вещей и 6 крючков для одежды у каждого ребенка.


Через 45 минут был перерыв на еду, и получасовая перемена во дворе на воздухе. Чем
дети с радостью и воспользовались.



Дальше был второй урок. На нем можно было присутствовать родителям. На уроке каждая группа занимается своим делом. Кто-то лепит, кто-то раскрашивает, кто-то рисует, кто-то играет в лего.



И уже выполняют то задание, которое делала предыдущая группа за этим столом.

Про родительское собрание.

Вечером того же дня собрали всех родителей первоклашек в школе, чтобы рассказать, что мы можем ожидать от первого года в школе, какие цели преследуются, и как сделать процесс обучения приятным.

Основной целью первого года обучения является ознакомление детей с процессом обучения. Легкий старт. Многим детишкам еще нет и 6 лет, когда они начинают школу. В августе с первый класс идут все дети, кто родился с 1 января до 31 декабря 2007 года. Именно в этот год у детей закладывается отношение к школе и обучению. Основной задачей родителей и школы является правильная мотивация ребенка к учебе. Не ор, крики и сидение над душой с попытками заставить что-то сделать, а чтобы ребенок сам захотел учиться.

Обучение в группах также ведется и в математике. Дети учатся считать, но математика это не только счет, это еще и разные формы – также они изучают объем, чем отличается шар от круга, пирамида от треугольника. Цвета, смешивание их, спектр. Учатся применять знания в практической жизни. Считают сдачу в магазине, сколько слов на букву А они могут найти в классе итд.

Уделяется много внимания и социальному общению в коллективе. С одной стороны поддерживается некий дух соперничества, с другой – позитивный настрой на общение с одноклассниками и помощь им в трудных для них заданиях.
Так же во главу угла ставят физическую активность. Помимо физкультуры в школе раз в неделю есть tur-dag, день, когда дети проводят день в походах, поездках на фермы или музеи. Школа сотрудничает с художниками и музыкантами, которые проводят уроки.

Школьный день выглядит так:
8.30 – завтрак
8.45-9.30 – первый урок
9.45-10.30 – второй урок
10.30 – ланч
10.45 – 11.30 большая перемена
11.30 – 13.00 еще 2 урока
Дальше начинается продленка. Продленка начинается с еды. Это уже 3яя! То есть с собой в школу ребенка надо дать еды на 3-4 раза. Как раз полный рюкзак :) Еще на продленке им дают фрукты. Закрывается продленка в 16.30 – детей надо забрать до этого времени.


10/02/2022 Мастерство парковки от профессионального водителя фуры


16/02/2022 Парень о целесообразности покупки дорогой машины


10/02/2022 Как правильно красить очень большие губы


11/02/2022 Танцор не сразу заметил, что потерял свою партнершу


17/02/2022 Острая шашка против бутылки с водой


15/02/2022 Кот Мурзик, который любит париться в бане


21/02/2022 Пять поколений мужчин в одной семье


17/02/2022 Эффектное выступление индийских металлистов Bloodywood


17/02/2022 Специальная техника для строительства мостов в Китае


18/02/2022 Забавный фэйл кота во время интервью


22/02/2022 На что способен внедорожник при грамотном управлении


16/02/2022 Эпичная попытка выиграть игрушку в автомате

Здание начальной школы в Ус( OS). Здесь учатся с 1 по 4 класс. Расположено вдалеке от дороги, в тихом месте среди скал и сосен.

Здание начальной школы в Ус( OS). Здесь учатся с 1 по 4 класс. Расположено вдалеке от дороги, в тихом месте среди скал и сосен.

Дошкольное обучение.

Дети в норвежский детский сад принимаются с одного года. Детские сады платные. родители могут выбрать по своему усмотрению государственное или частное заведение. Дети здесь занимаются кроме всего прочего спортом, плаванием. Задача воспитателей - развитие мышления и речи ребенка. Происходит в ненавязчивой форме и обучение детей норвежскому языку.

Полное и неполное государственное образование

Государственное школьное образование в Норвегии бесплатное.

Неполное образование - из трех этапов. К первому этапу относится младшая начальная школа: с первого по четвертый классы.

Обучение начинается с шести лет. В начальной школе продолжительность обучения - семь лет. Детей с помощью игр учат писать, считать и читать. Преподаватели знакомят детей с растениями и животными Норвегии, занятия проходят не только на норвежском, но и на английском языках. Кроме основных уроков, изучают религию и экономику. Каждый учашийся может выбрать по своему усмотрению какой-то из дополнительных предметов для обучения. В случае неуспеваемости кого-то из учеников специальная комиссия, наблюдающая за ним, определяет проблемы, с которыми он столкнулся, и помогает их преодолеть.

Затем идет средняя начальная: с пятого по седьмой . С момента поступления ученика в пятый класс для него начинается этап средней школы. Изучаются кроме общетехнических и гуманитарных еще и такие предметы, как экология, бухучёт и экономика. Есть возможностью дополнительного изучения иностранного языка. В норвежских школах существует специальный предмет - домашняя экономика. На нём учат вести домашнее хозяйство: готовить еду, заниматься различными домашними делами и в том числе обучают разумному планированию бюджета. Ученик должен приобрести навыки покупать продукты разумно, вести домашнее хозяйство. Такие занятия готовят детей к будущей взрослой жизни и приучают к рациональной трате денег. На этом этапе школьник в Норвегии экзамены ещё не сдаёт. Но итоги окончания средней школы очень важны. От них зависит возможность дальнейшего успешного обучения в старшей школе.

Старшая: с восьмого по десятый. В старшей школе добавляются предметы, помогающие в выборе профессии. При желании можно выбирать более углубленное их изучение, если ученик желает поступить после школы в высшее учебное заведение страны. Есть возможность получения профессии. Для этой цели в старших классах существуют отделения профессионального мастерства. В течение двух лет учащиеся согласно своему предпочтению изучают рабочие профессии: столяра, плотника, строителя и другие. Затем они проходят практику на предприятиях. А после прохождения 2-х летней практики учащийся получает диплом о получении профессии.

Экзамены сдают не все школьники, а лишь некоторые из них. Это решает специальный совет. Сдают обычно математику, экономику, информатику и английский язык. Ученикам предоставляется возможность выбрать из этого списка всего лишь один или два предмета. По окончании учёбы сдаётся ещё экзамен по норвежскому языку и один из предметов по выбору.

Полное образование - это старшие классы. В них обучаются с 16 до 19 лет.

В конце каждого учебного дня в специальную тетрадь заносится информация о достижениях каждого ученика. При наличии каких-то существенных замечаний пишется записка родителям. При необходимости родители вызываются в школу. Максимально тактично говорится о проблемах ребенка,при этом всегда акцент делается и на его успехах. Вопрос ставится таким образом, что проблемы ребёнка невелики и легко исправимы и надо лишь слегка все подкорректировать. Классные собрания обычно проводятся раз в году в его начале.

Всё необходимое для учебы предоставляется бесплатно, включая компьютер. Родители покупают только рюкзак.

Система выставления оценок существенно отличается от принятой в России. Гласности оценки не придаются. Их принято обсуждать лишь с родителями ученика. Для остальных эта информация закрыта. Оценки успеваемости ученика в школе Норвегии начинаются только с восьмого класса.




Я работала в норвежской нефтяной сервисной компании в Атырау. Когда в 2009 году офис в Казахстане закрыли, мне предложили работать в Норвегии.

У меня два сына: старшему десять лет — он пошел в пятый класс, младшему годик.

О системе образования

В норвежских школах учатся 13 лет. С первого по седьмой класс — начальная школа, с восьмого по десятый класс — средняя, 11, 12, 13 класс — это что-то среднее между школой и колледжем, где обучение профильное.

Дети идут в школу в тот год, когда им исполняется шесть лет. Учебный год начинается в середине августа, заканчивается 20 июня. Летних каникул только восемь недель. В течение года есть осенние, рождественские, зимние и каникулы на Пасху.

Оценок с первого по седьмой класс нет. Общих родительских собраний с обсуждением успеваемости тоже. Учителя не сравнивают детей в классе.



В четвертом классе у детей было пять предметов, которые они изучали в течение года. Учеба длилась с 08:30 до 13:45. Так как родители работают, детям с первого по четвертый класс предоставляется продленка до 17:00. Она стоит порядка 300 $ месяц. Примерно столько же мы платим за детский сад.

В школе свободная форма одежды. Столовых и буфетов нет, поэтому нужно брать с собой ланчбокс.

Учебники и другие канцелярские принадлежности предоставляются в школах. Детям необходимо иметь только простой карандаш, дети не пишут ручками. С учениками не работают над каллиграфией, только в четвертом классе начали обращать внимание на то, чтобы писать первое слово в предложении с заглавной буквы.

В четвертом классе до сих пор проходят таблицу умножения. Но учат так, чтобы ее запомнили все дети в классе и на всю жизнь.

Во втором классе дети получили от школы iPad. Все задания они делают на нем. Когда дают домашнее задание, то предлагают на выбор два текста: посложнее и попроще.

О преимуществах

Первый класс можно назвать детским садом. Все задания в игровой форме.

Уже в четвертом-пятом классе детей учат правильно питаться, объясняют, что такое зеленое общество

В восьмом классе ребенок выбирает предметы. Из языков в нашей школе можно выбрать: испанский, немецкий, французский.

Уже в четвертом-пятом классе детей учат правильно питаться, объясняют, что такое зеленое общество.

О недостатках

Мне кажется, детям дают мало заданий. Своего ребенка я нагружаю больше. Задача местных учителей — как можно большее количество учеников привести к среднему уровню.



С первого по десятый класс дети учатся расслабленно. А в 11, 12 и 13 классе происходит резкий скачок, нагрузка повышается, дети становятся взрослыми и начинают много учиться.

Норвежское общество толерантное, иногда даже чересчур.

Дети здесь не такие робкие, как в нашей стране. Они свободнее, вырастая, становятся взрослыми, которые добиваются больших высот в творчестве и технологиях.

Юлия Алифанова, 31 год, родной город — Калининград, студент, @julia.alifanova




Супруг переехал в Норвегию ребенком, а я приехала сюда к родственникам. Мы познакомились и поженились в 2009 году. У нас двое детей: старшему сыну семь лет, младшему два с половиной года. Младший ходит в частный детский сад, а старший в этом году идет во второй класс.

О системе образования

Требования норвежских школ отличаются от российских. Когда мы ходили на родительское собрание перед поступлением, нам сказали, что ребенок должен уметь кушать, одеваться и ходить в туалет. Остальному научит школа.

В школах есть продленка: можно привести ребенка в семь утра и забрать в пять вечера. Стоит около 350 евро в месяц.

Норвежцы любят гулять, ходить пешком. В нашей школе дети один раз в неделю ходят в поход в любую погоду. Местные считают, что нет плохой погоды, есть плохая одежда. У детей с рождения есть резиновые сапоги, дождевая одежда, одежда полегче и для суровых морозов. Школы открываются в 08:30, и те, кто приходит раньше, стоят на улице, дышат воздухом.

Все больше школ в Норвегии переходит на систему обучения на iPad. Детей в игровой форме учат цифрам, буквам, чтению и письму. Домашнюю работу также записывают на iPad.

Здесь нет хороших и плохих учеников

Здесь нет хороших и плохих учеников. Все учатся по мере возможности. В отличие от России, детей не ругают за то, что они неусидчивы.

Норвежцы много поют, учат буквы, цифры в песнях. Детей учат думать, размышлять. Норвежские дети не боятся выражать мнение. В детстве мы ходили в школу и зазубривали ответы по учебнику, чтобы получить хорошую оценку. Здесь же важно мнение каждого ребенка.



О преимуществах

Хорошо, что нет разделения на двоечников и отличников. Но, с другой стороны, у детей пропадает мотивация стремиться к большему.

Когда дети заканчивают школу, каждый по-своему развит, имеет сильные стороны и находит место в жизни. Кем бы ты ни стал в будущем, сантехником или медсестрой, ты будешь хорошо зарабатывать, жить в доме и ездить в отпуск. Поэтому все учатся по мере возможности.



Мне нравится, как учится мой ребенок, у него есть детство, свободное время, он не устает так сильно. Домашние задания занимают от 20 минут до часа, занятия разнообразные, ребенку нравится ходить в школу.

О недостатках

Меня все устраивает. Но школы в разных городах могут отличаться. Многие недовольны отсутствием питания и столовых.

Асем Кушербаева, родной город — Алматы, в декрете



Я вышла замуж за иностранца и переехала в Норвегию десять лет назад.

Дочь пошла в третий класс, средний ребенок в первый, младшему сыну годик. Дети ходят в обычную государственную школу. В Норвегии социальное равенство, все живут примерно одинаково. Поэтому даже дети богатых родителей ходят в государственные школы. Частные школы могут быть только с альтернативной методикой преподавания, например, международные: для экспатов, либо школы по системе Монтессори или Вальдорфской методике.

О системе образования

Система во всех школах одинаковая, но качество образования отличается. По результатам тестирования, которое проводится в пятом классе, публикуется рейтинг школ. В основном высокие результаты показывают школы, расположенные в хороших районах.

Дети ходят в школу, к которой относятся по месту жительства. Норвежцы, которым важно образование детей, выбирают хороший район, в котором будут проживать, отсюда уже следует, что ребенок будет ходить в хорошую школу.



В Норвегии работают все. Страна в пятерке стран по количеству работающих женщин. Большинство родителей работают с 08:00 до 16:00 либо с 09:00 до 17:00. Поэтому есть продленки, которые открываются с 07:30 — ты можешь привести ребенка до начала или после уроков.

В бедных районах продленка платная только частично. Государство делает это для лучшей интеграции, иначе дети будут сидеть дома, говорить только на своем языке.

В нашей школе ввели бесплатную продленку до 12 часов в неделю для первоклассников. Это хорошая экономия денег — примерно 80 000 тенге в месяц. Но со следующего года мы будем платить. На мой взгляд, это недостаток. В других западных странах школьный день более длинный и нет необходимости в платной продленке.

Тем, кто не знает язык, предоставляют дополнительные занятия норвежского, иногда дают переводчика.



Учитель для ученика как друг. Есть молодые, прогрессивные преподаватели, а есть и учителя старой закалки.

Предметы стандартные: математика, норвежский, английский с первого класса, природоведение, физкультура. Есть предметы, которых нет в Казахстане — христианство, религия, философия и этика.

Нет сбора денег на нужды школы, ремонт класса. Есть школьная касса, и деньги собирают только на подарок учителю на Рождество.

О преимуществах

Здесь нет завышенных требований к началу школы, детям дают право оставаться детьми. Они могут бегать, играть, отсутствие школьной формы позволяет лазить по деревьям, играть в песочнице.

К детям относятся с уважением и учат уважать других. Разъясняют права, объясняют, что хорошо и что плохо. Учат приглядывать друг за другом.

К детям относятся с уважением и учат уважать других

С четвертого класса вводятся уроки плавания. Детей обучают правилам дорожного движения, важным навыкам выживания.

О недостатках

Для всех выходцев из СНГ самая больная тема — отсутствие горячего питания. Нужно собирать ланчбоксы. Я в день собираю по четыре ланчбокса — это неудобно. Когда пойдет в школу младший сын, то ланчбоксов будет уже шесть.

Также минус — чересчур большое вовлечение родителей в жизнь школы.

Читайте также: