Кружок по зож в школе

Обновлено: 05.07.2024

Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни. Именно такую цель я ставила перед собой, создавая программу кружка.

Занятия помогут ребятам сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях.

На занятиях кружка ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Здоровья, спортивных соревнований, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Цель: сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья

Задачи:

  • Расширить знания учащихся по экологии человека;
  • Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, опорно-двигательной системы;
  • Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
  • Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности, анкетирования, социологического опроса.
  • Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики некоторых видов заболеваний;
  • Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций;
  • Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
  • Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой медицинской помощи;
  • Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Учебно-тематический план

Содержание программы

1 год обучения

Работа по этой теме проводится в течение 1 четверти (9 часов)

Теоретические знания: иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.

Работа проводится во 2 четверти (6 часов)

Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия, эйфория, наркогенные вещества. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Влияние вредных веществ на организм подростка.

Работа проводится в 3 четверти (10 часов)

  • Действие нагрузки на работу сердца
  • Рефлекторный приток крови к мышцам
  • Определение правильности осанки, наличия плоскостопия

Работа проводится в 4 четверти (9 часов)

Теоретические знания: питательные вещества, вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты и вредные вещества пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. Культура питания. Диета.

2 год обучения

1 четверть (9 часов)

Теоретические знания: Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв. Компоненты и общие физические свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм.

  • Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;
  • Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;
  • Определение наличия соединений свинца в воде в микрорайоне школы.
  • Определение наличия соединений свинца в почве в микрорайоне школы

2 четверть (6 часов)

Теоретические знания: значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Фотоэпилепсия. Профилактика болезней органа зрения

3 четверть (10 часов)

4 четверть (9 часов)

Теоретические знания: Стресс, поведение человека. Закономерности работы головного мозга, работоспособность, режим дня, учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Конфликты, перенапряжение, нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.

Методические рекомендации

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения
лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Каждая теме рассчитана на одну учебную четверть. Работа учащихся происходит на занятиях и во внеурочное время.

  • Личностно-ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Прогнозируемые результаты.

Должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам
  • Методики проведения исследований по темам
  • Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем
  • Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка
  • Особенности строения, соединения костей, состав, их рост, отделы скелета, строение и виды мышц
  • Особенности воздействия двигательной активности на организм человека
  • Распространенные болезни пищеварительной системы и правила оказания помощи при отравлениях
  • Основы рационального питания.
  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам
  • Правила оказания первой помощи, их физиологическое обоснование
  • Структуру написания и оформления учебно-исследовательской работы
  • Методику проведения исследований загрязнения окружающей среды
  • Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование

Должны уметь:

  • Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания
  • Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет
  • Применять коммуникативные и презентационные навыки
  • Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе
  • Проводить анкетирования, социологические опросы
  • Работать с различными источниками информации
  • Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах
  • Находить выход из стрессовых ситуаций
  • Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания
  • Общения со взрослыми людьми по поводу исследований
  • Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля представлены в Приложении 2.

  • Итоговые выставки творческих работ.
  • Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ.
  • Организация и участие в общешкольных мероприятиях.
  • Папка подборок сценариев классных часов по темам курса.
  • Презентация итогов работы на заседании городского научного общества.

Результаты работы по реализации программы представлены в Приложении 3.

Цели программы:

1. Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности

2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Основные задачи программы:

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира и осознание своего места в нем.

Формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.

Формирование экологического мировоззрения.

Формирование знаний, умений, навыков, позволяющих использовать здоровый образ жизни.

Воспитательные задачи:

1. Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

4. Воспитание личности, умеющей жить в разных условиях и передавать свой опыт другим.

5. Воспитание общечеловеческих качеств – сочувствие, ответственность, доброта, любовь к природе.

Эстетическое воспитание через творческие задания.

Развивающие задачи:

Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.

Развитие личностного мышления на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.

Совершенствовать логику мышления.

Мотивационная задача:

Включение в активную деятельность через участие в школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях.

Социально – педагогические задачи:

Развитие чувства сплоченности в группе;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка в группе.

Оздоровительная:

формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья через применение здоровьесберегающих технологий на занятиях;

создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья;

управлять своим эмоциональным состоянием при помощи различных видов рукоделия;

способствовать воспитанию нравственно здоровой личности;

создание благоприятногомикроклимата на занятии;

снятие перегрузки учащихся путём их двигательной активности и смены деятельности;

способствовать формированию психо-эмоционального состояния детей;

повышение умственной и физической работоспособности детей.

Условия реализации программы

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации образовательного процесса.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные демонстрационные материалы, необходимые для работы.

Для реализации программы сформирована группа учащихся 7 классов. В этой группе обучаются дети 12-14 лет, численностью 16человек. У детей этого возраста хорошо развита память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.

Программа рассчитана на один год обучения, четыре часа в неделю,

всего 144 часов в год. Режим работы: понедельник, пятница 13-00 – 15 - 00

В процессе реализации программы, используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, интернетом, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно - поисковый, экскурсии

Принципы образования, положенные в основу программы

Каждое занятие должно приносить школьнику чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная программа строится на принципах:

принцип научности - содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, а так же обучает элементам научного поиска;

принцип доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников, учетом особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;

принцип связи обучения с практикой - в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения - совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами;

принцип систематичности и последовательности- усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом;

принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании - целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;

принцип сознательности и активности воспитанников- система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога;

принцип коллективности - ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;

принцип патриотизма - идентификация себя с Россией, её культурой.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую
часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения — это объяснение нового материала, информация
познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных панно и изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых работ.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Должны знать и уметь:

Подбирать материал, учитывая актуальность.

Название, назначение, правила использования различного рода материала

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить свою работу.

Правила личной гигиены.

Формы контроля:

4. Проектная деятельность, участие в НОУ

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни школьников.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Цели и задачи кружка

-сохранение здоровья детей;

-развитие умения общаться и сотрудничать;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

- получение знаний об организме человека и его функционировании;

- формирование основных навыков здорового образа жизни.

Формы организации занятий

Для более эффективной внеклассной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:

-проведение занятия в виде урока

- Конкурс плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни;

- Спортивные игры и соревнования;

-День здоровья ( 7 апреля – Всемирный день здоровья, 27 сентября - Всемирный день туризма).

  1. просмотр фильмов, отражающих разнообразные жизненные ситуации
  2. встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки
  3. встречи с людьми спецслужб (пожарными, медиками, сотрудниками милиции)
  4. классные часы на нравственные темы
  5. тематические викторины, устные журналы
  6. выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человек

Учащиеся должны знать:

  1. Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
  2. Правила ухода за кожей.
  3. Органы пищеварения.
  4. Золотые правила питания, полезные продукты.
  5. Правила здорового сна, хорошего настроения.
  6. Правила для поддержания правильной осанки.
  7. Признаки здорового и закаленного человека.
  8. Правила безопасности на воде.
  9. Правила хорошего тона.
  10. Задачи оздоровительных пауз.
  11. Вопросы физического и духовного здоровья.
  12. Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
  2. Следить за кожей, ногтями.
  3. Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
  4. Соблюдать режим дня.
  5. Соблюдать правила поведения в общественных местах.
  6. Выполнять правила для поддержания правильной осанки.

Гигиена и здоровье -7ч

Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей. Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы, стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами. Режим дня, необходимость его соблюдения, активный и пассивный отдых, сон как эффективный отдых.

Поликлиника и больница. Вызов врача на дом, специализация врачебных услуг, служба спасения.

Медикаменты: польза и вред, осторожное обращение с лекарствами.

Вредные привычки в раннем возрасте 5 ч. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни.

Экология и наше здоровье -5 ч.

Что такое экология? Способы охраны природы, экологические связи в природе. Связи между экологическим состоянием природы и нашим здоровьем. Примеры экологических катастроф.

Как сделать сон полезным-2ч

Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

Питание и здоровье -7ч

Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное

Если хочешь быть здоров -5 ч

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Подготовка и проведение праздника "Мы дружим с физкультурой и спортом".

Наши зубы 3ч

Зуб - это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум "чистка зубов"

Дружи с водой - 2ч

Пояснительная записка

Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни школьников.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Цели и задачи кружка

-сохранение здоровья детей;

-развитие умения общаться и сотрудничать;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

- получение знаний об организме человека и его функционировании;

- формирование основных навыков здорового образа жизни.

Формы организации занятий

Для более эффективной внеклассной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:

-проведение занятия в виде урока

- Конкурс плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни;

- Спортивные игры и соревнования;

-День здоровья ( 7 апреля – Всемирный день здоровья, 27 сентября - Всемирный

просмотр фильмов, отражающих разнообразные жизненные ситуации

встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки

встречи с людьми спецслужб (пожарными, медиками, сотрудниками милиции)

классные часы на нравственные темы

тематические викторины, устные журналы

выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человек

Учащиеся должны знать:

Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.

Правила ухода за кожей.

Золотые правила питания, полезные продукты.

Правила здорового сна, хорошего настроения.

Правила для поддержания правильной осанки.

Признаки здорового и закаленного человека.

Правила безопасности на воде.

Правила хорошего тона.

Задачи оздоровительных пауз.

Вопросы физического и духовного здоровья.

Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.

Учащиеся должны уметь:

Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.

Следить за кожей, ногтями.

Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.

Соблюдать режим дня.

Соблюдать правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила для поддержания правильной осанки.

Гигиена и здоровье -7ч

Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей. Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы, стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами. Режим дня, необходимость его соблюдения, активный и пассивный отдых, сон как эффективный отдых.

Поликлиника и больница. Вызов врача на дом, специализация врачебных услуг, служба спасения.

Медикаменты: польза и вред, осторожное обращение с лекарствами.

Вредные привычки в раннем возрасте 5 ч. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни

Экология и наше здоровье -5 ч.

Что такое экология? Способы охраны природы, экологические связи в природе. Связи между экологическим состоянием природы и нашим здоровьем. Примеры экологических катастроф.

Как сделать сон полезным-2ч

Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

Питание и здоровье -7ч

Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное

Если хочешь быть здоров -5 ч

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Подготовка и проведение праздника "Мы дружим с физкультурой и спортом".

Наши зубы 3ч

Зуб - это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум "чистка зубов"

Дружи с водой - 2ч

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрена на заседании методической комиссии классных руководителей 04.09.2019г.

Председатель методической комиссии _______________________Зубко Г.Ф.

Зам.директора по УВР

_____________ Овсиенко С.В.

Рабочая учебная программа кружка

Программа составлена руководителем кружка

Симферополь, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 5

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА 6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 9

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 180 часов. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 2,5 часа.

Актуальность

Проблемы здоровья населения Российской Федерации, здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства общества. Свою долю ответственности за сохранение здоровья обучающихся имеет система образования, в частности техникум.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.

Несмотря на то, что здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части:

- высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма;

- уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями;

- стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

На развитие и состояние здоровья обучающихся оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). По утверждению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% от наследственности, на 20% от внешней среды, на 10% от качества медицинского обслуживания. Таким образом, основным фактом, формирующим здоровье обучающихся, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Нарушение здоровья обучающихся приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед техникумом стоят сразу две задачи:

Сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым обучающиеся пришли в образовательное учреждение.

Воспитывать у обучающихся ценностное отношение к собственному здоровью.

Область применения рабочей программы

Цель и задачи кружка:

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение их к здоровому образу жизни.

- формирование у обучающихся культуры здоровья;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни;

- расширение гигиенических знаний и навыков;

- овладение приёмами оказания первой медицинской помощи;

- профилактика вредных привычек, различных заболеваний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

применять на практике полученные знания, способствующие сохранению здоровья и максимальному использованию резервов жизнедеятельности человека;

бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни;

соблюдать режим дня, основы гигиены;

организовывать свой досуг с учетом полезных для организма физических нагрузок, занятий спортом;

осознавать риски для организма, которые наносят вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики и др.);

оказывать первую медицинскую помощь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

составляющие здорового образа жизни;

закономерности поддержания здоровья и здорового образа жизни;

режим дня, основы гигиены;

принципы рационального питания, питьевого режима;

пагубность влияния на здоровье вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и др.);

особенности профилактики разных видов заболеваний;

основы оказания первой медицинской помощи.

Тематическое планирование работы кружка

РАЗДЕЛ 1: Ключевые аспекты здорового образа жизни

Государственная политика РФ в области охраны здоровья

Валеология – наука о здоровье. Значение здорового образа жизни для человека. Главные составляющие здорового образа жизни

Стратегия понимания здорового образа жизни в подростковой среде. Пропаганда ЗОЖ

Режим дня обучающегося.

Влияние соблюдения режима дня обучающихся на состояние здоровья и успешность в обучении

Основы гигиены обучающихся.

Понятие гигиены. Функции гигиены в жизни человека.

Физическая культура в режиме ЗОЖ. Спорт и физические нагрузки

Движение – жизнь. Роль физических упражнений в формировании осанки обучающихся

Методика закаливания и тренировки

Отдых – дело общественное. Умение правильно отдыхать

Гигиена умственного труда

Суточный биоритм, утомление. Здоровый сон как один из критериев ЗОЖ

Питание обучающихся как фактор здоровья. Принципы рационального питания

Современные диеты с точки зрения диетологии.

Голодание как способ сохранения здоровья. Вегетарианство.

Ожирение и анорексия

Витамины в рационе человека. Пищевые добавки, ГМО

Питьевой режим: вода, чай, кофе, газированные напитки

Таблетки и лекарства в жизни человека. Народная медицина

БЖД в жизни человека. Техника безопасности как один из компонентов ЗОЖ

Безопасные для здоровья правила пользования общественным транспортом

Безопасное поведение в местах большого скопления людей

Психоэмоциональная культура как компонент ЗОЖ. Депрессивные состояния в подростковом возрасте

Стресс. Способы борьбы со стрессом.

Конфликты. Влияние конфликтной ситуации на здоровье человека

Охрана окружающей среды – охрана здоровья. Влияние климатических факторов на здоровье

История развития взаимоотношений человека с природой. Как противостоять экологическому загрязнению.

Влияние наследственности на здоровье человека

Понятие о паспортном и биологическом возрасте

Старение и старость. Продолжительность жизни

Естественное и преждевременное (ускоренное) старение. Проблемы долголетия

РАЗДЕЛ 2: Профилактика негативных проявлений в молодежной среде в условиях вызовов современного мира

Вредные привычки и их профилактика. Виды вредных привычек.

Курение – дань моде, привычка или болезнь? Влияние табакокурения на организм парня, девушки.

Электронные сигареты, сигары, кальяны: существует ли разница в рисках для организма.

Насвай как вид некурительного табачного изделия. Последствия употребления

О вреде алкоголя. Профилактика алкоголизма

Алкоголь и его суррогаты. Вредно ли пиво.

Энергетические напитки: вред или очень большой вред.

Наркотики как один из факторов подростковой преступности

Влияние употребления наркотиков на телесное, душевное и духовное здоровье молодежи

Соли, спайсы, курительные смеси – бич современной молодежи

Токсикомания и ее влияние на здоровье

Влияние компьютера на здоровье человека. Игромания как игровая зависимость человека от компьютерных игр

Интернет: польза и вред

Пропаганда экстремизма, терроризма, расовой и религиозной ненависти в Интернете как фактор развития агрессии у подростков

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Неформальные молодежные формирования (футбольные фанаты, скинхеды, анархисты, колумбайнеры и др.)

Социально-опасные субкультуры (сатанисты, панки, готы, эмо и др.)

Опасности для здоровья подростка, занимающегося экстремальными видами спорта (скейтбординг, BMX, виндсерфинг и др.)

Татуировки, пирсинг: красивая или опасная модификация тела.

Профилактика пиротехнического (педарды, взрывпакеты и др.) травматизма

РАЗДЕЛ 3: Репродуктивное здоровье

Вопросы охраны репродуктивного здоровья. Здоровые интимные отношения и способы их построения

Половые инфекционные заболевания. Профилактика инфекций, передающихся половым путем

Причины заболевания и профилактика

Современные контрацептивные средства

Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни

Вредные привычки как один из факторов влияния на репродуктивную функцию человека, на потомство

Ранние браки. Отцовство и материнство

Здоровый я в юношестве – здоровая моя семья в будущем! Семейная жизнь и здоровье

РАЗДЕЛ 4: Профилактика разных видов заболеваний и оказание первой медицинской помощи

Простудные заболевания (ГРИПП, ОРВИ и др.) и их профилактика

Многообразие насекомых - переносчиков инфекций: мухи, тараканы, клещи, комар малярийный. Их опасность. Меры профилактики заболеваний

Туберкулез. Профилактика борьбы с туберкулезом

Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний

Неврозы и их предупреждения

Профилактика предраковых и раковых заболеваний

Профилактика клещевого энцефалита

Организация труда и профилактика травматизма

Первая помощь при кровотечениях и переломах

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

Первая помощь при ожогах

Рабочая программа кружка

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Многие подростки употребляют алкогольные напитки. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в СРЦН вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками показала, что:

-имеют тягу к алкоголю20% детей;

-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, , учреждений дополнительного образования.

Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях СРЦН. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи воспитанников, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

Программа включает в себя четыре блока:

Занятия проводятся 4 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 48 занятий

Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

- викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал ( учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

- элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

Читайте также: