Традиционные виды контроля в высшей школе

Обновлено: 07.07.2024


Ключевые слова: контроль успеваемости, текущий контроль, итоговый контроль, формы контроля, индивидуальный опрос, студенты, вуз, преподаватель, концепции обучения, контроль практических навыков

Abstract: The subject of this research is the transformation of the performance monitoring system of university students due to implementation of the teaching concept “self-study – solution – verification – correction”. The article analyzes the forms of control of knowledge, competences and skills of the students in the aforementioned conditions, and marks the possible ways for improving such forms of control. Special attention is turned to the increase of educational function of control along with the role of current practical monitoring, including individual ongoing monitoring. Methodological foundation contains the analysis of scientific publications, expert evaluation, and generalized practical experience in determining the key trends and issues, emerging in realization of performance monitoring. The article defines the peculiarities of individual interview in the course of practical training. Effectiveness of the method of successive approximations in educational function of the ongoing monitoring is revealed. The corresponding changes of final control are demonstrated. It is concluded that transformation of the learning concept leads to the need for adjusting the approaches towards performance monitoring of the students, and primarily, the ongoing monitoring.

teacher, university, students, individual survey, forms of control, final control, current control, performance monitoring, learning concepts, practical skills control

Введение. Совершенствование процесса обучения в вузе предполагает также и совершенствование проверки знаний, умений и навыков студентов, являющейся важным элементом этого процесса. Результаты обучения во многом определяются качеством контроля. Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции. При этом наиболее важной и специфической является проверочная функция [1] .

Достаточно полно и качественно оценивать знания и умения студентов позволяет использование разнообразных видов и форм контроля. В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периоди­ческий и итоговый контроль [1,2] .

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы на семинарах, практических и лабо­раторных занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как играет также и обучающую роль, стимулирует студентов к системати­ческой работе, регулярному выполнению заданий.

Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения за работой студен­ческой группы в целом и каждого студента в отдельности, про­верки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.

Наряду с наблюдением широко применяются устные, письмен­ные и практические формы контроля. К формам устного конт­роля относятся: опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов. Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

Большим достоинством письменного контроля является то, что он позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний студентов всей группы или курса.

Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: решение экспериментальных задач по различным дисциплинам, проведение опытов и наблюдений, практическая работа, а также защита выполненных лабораторных работ и практических заданий. Практический контроль может сочетаться с устным опросом и письменным контролем.

Периодический контроль (аттестация) прово­дится после изуче­ния логически законченной части, раздела дисциплины. Он состоит в проверке учебной дея­тельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семе­стра с учетом результатов текущего и периодичес­кого контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.

Каждый метод контроля имеет свои достоинства, недостатки и область применения. Ни один из рассмотренных видов контроля не может быть единственным, способным оценивать все аспекты процесса обучения. Поэтому только комплексное применение всех видов контроля позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов, способствовать повышению качества учебного процесса [3] .

Целью работы является исследование особенностей форм контроля знаний и навыков студентов в современных условиях и определение возможных путей совершенствования этих форм.

В качестве методологической основы исследования использованы анализ научных публикаций, экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при организации контроля успеваемости.

Корректировка функций контроля. Контроль успеваемости занимает важное место в процессе обучения, как текущий, так и итоговый. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. В условиях изменения концепции обучения, компетентностного подхода и ограниченности количества аудиторных учебных часов, на наш взгляд, функции контроля успеваемости должны быть существенно расширены: акценты должны быть смещены с оценочной функции на обучающую.

При этом в ходе выполнения контрольных заданий в большей мере делается упор на повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения, переосмысливание и обобщение студентами пройденного материала, использование знаний в практической деятельности. Кроме того, контроль должен способствать формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Так, текущий контроль, помимо контрольных функций должен указывать студенту на слабые места в его подготовке, способствовать развитию самостоятельности, умения искать информацию, анализировать ее, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

Изменение концепции и внедряемый в настоящее время компетентностный подход к обучению, приводит к смещению центра тяжести в обучении с лекционных занятий на практические, которые становятся ведущими. Соответственно, возрастает роль текущего контроля на практических занятиях.

Текущий контроль практических навыков. Особенности контроля практических навыков должны исходить из общей цели практических занятий. Практические занятия несут двоякую нагрузку. Здесь лекционный материал прорабатывается для улучшения его понимания, а также формирования умения применять его на практике. По смыслу практическая составляющая обучения должна быть направлена не на заучивание последовательности определенных действий, а на формирование базы знаний и навыков для последующего самостоятельного изучения необходимых прикладных методов, а также на выработку умения поиска необходимой информации (учебные пособия, интернет) и способности достижения цели в условиях неполноты информации [6] .

Наиболее совершенной формой практических занятий является лабораторная работа. Лабораторная работа – достаточно сложная форма контроля, она требует от студентов не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, логического мышления. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, т.к. от работы с ручкой и тетрадью студенты переходят к работе с соответствующим оборудованием (например, виртуальными компьютерными приборами [7] ). Используется лабораторная работа для развития и закрепления соответствующих практических навыков. Так как собственно лабораторная работа может проверить ограниченный круг знаний и навыков, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как письменный отчет и/или устный опрос.

В ходе практических и лабораторных занятий студент должен выполнить весь набор заданий с учетом индивидуальной скорости усвоения учебного материала. Причем задания могут сочетать подробно разобранные примеры с упражнениями для закрепления навыков, которые делаются по аналогии с примерами, но самостоятельно. Примеры должны быть достаточно простыми, но позволяющими понять принципы подходов, решений целого класса типовых задач.

На практических занятиях в большей мере проявляются различия студентов в скорости выполнения заданий, освоения практических навыков. Поэтому для повышения эффективности занятия требуется индивидуализация обучения [8] . В результате такого подхода на практическом занятии каждый студент работает над своим заданием. Соответственно, возникает необходимость в хорошо организованном индивидуальном опросе, поскольку письменный контроль в этих условиях становится менее эффективным и трудновыполнимым.

При проведении контроля имеет важное значение создание обстановки раскрепощенности мышления, стимулирования активности студентов и их самостоятельности. Студент не должен бояться ошибиться, а сами ошибки должны быть исправимы без каких-либо последствий для студента. Такие возможности дает многократность попыток (итерационность) сдачи материала (заданий). В этом случае, помимо многократности повторения, у студента возникает необходимость задуматься над вопросом, понять, почему он дает неправильный ответ. При этом, если проводить разбиение сложного вопроса на несколько более мелких и простых, находящихся в логической связке, то тогда методом последовательных приближений студент будет подводиться к правильному пониманию, как бы самостоятельно находя ответ. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать студенту, не показывая ему правильного ответа. Если не обойтись без подсказки, то подсказки преподавателя должны быть развивающими логическое и многовариантное мышление, т.е. не прямые, а косвенные, дающие ответ, по крайней мере, через один логический шаг. Поэтому с каждым студентом на практическом занятии необходимо неоднократно побеседовать, указывая его ошибки. Следует стремиться к тому, чтобы студент понимал, что и для чего он делал.

При этом текущий контроль предполагает доступность интернета, и задаваемые вопросы, в случаях затруднений, должны побуждать студента искать ответ, в том числе, и в интернете. У студента должно вырабатываться умение поиска необходимой информации (учебные пособия, интернет) и способность достижения цели в условиях неполноты информации [6] .

Рейтингование студентов. На основании результатов проводимого текущего контроля, по мере выполнения заданий, полезно регулярное рейтингование студентов, например, с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний [9] . Такое рейтингование повышает мотивацию студентов. Здесь дополнительно подключается соревновательный мотив.

Итоговый контроль также должен рассматриваться как элемент процесса обучения. В ходе экзамена (зачета) студент должен иметь возможность восполнить недостающие знания. Поэтому при контроле знаний имеет смысл разрешать студентам пользоваться справочной, учебной литературой, интернетом, а не тестировать качество заучивания. При этом студент дополнительно прорабатывает неясные вопросы учебной дисциплины в условиях повышенной мотивации.

При таком подходе к контролю успеваемости тесты могут иметь лишь вспомогательное значение, так как контролируют в основном знания и выполняют исключительно контрольную функцию.

Розов, Н. Х., Попков В. А., Коржуев А. В. Педагогика высшей школы : учебное пособие для вузов 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 160 с.

Филиппов В.М. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Положение Министерства образования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15.

Гельман В.Я., Сердюков Ю.П. Комбинированный подход в методологии учить учиться // Alma mater. 2018. № 9. С. 49-52. DOI: 10.20339/AM.09-18.049

Сердюков Ю.П., Гельман В.Я., Шматко А.Д., Ланько С.В. Разработка лабораторных практикумов на основе виртуальных приборов // Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 63-75.

Гельман В.Я. Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении // Современное образование. 2017. № 2. С.36-43. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.22865.

Баженова Е. А. Балльно-рейтинговая система оценки // Вестник Пермского университета. Серия: Университетское образование. 2012. № 7. С. 33-38.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Педагогический контроль представляет собой систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Попытки исключить его полностью или частично из учебно-воспитательного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения и т. п. Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета.

Эффективное функционирование системы педагогического контроля требует соблюдения определенных условий:

объективность контроля – согласованность критериев оценивания, обоснование которых всем известно заранее;

несомненность полученных оценок, которые с необходимостью признаются и теми, кого контролируют, и теми, кто осуществляет контроль;

гласность, благодаря которой делаются обоснованные выводы, стимулирующие активную позитивную работу.

К контролю знаний предъявляются следующие требования:

объективность – создание условий для максимально точного выявления знаний студентов, выдвижение к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

обоснованность оценок – их аргументация;

систематичность – важнейший психологический фактор, способствующий формированию организованности, дисциплинированности, упорства и направленности на достижение цели;

индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний – учет особенностей нервной системы студентов, их характера, потенциальных возможностей; создание дидактических условий, снижающих напряженность учебного процесса;

всесторонность и оптимальность – адекватность контроля целям обучения; валидность контроля, т. е. охват всего объема знаний, подлежащих контролю; надежность, то есть подтверждаемость результатов в ходе повторных проверок и сравнения с данными других преподавателей;

профессиональная направленность контроля, что обусловлено целевой подготовкой специалиста и способствует повышению мотивации познавательной деятельности будущих специалистов.

Функции контроля:

обучающая, ведь проведение контроля полезно для всей группы: каждый сопоставляет свои знания со знаниями отвечающего, анализирует ответ, дополняет, отвечает на вопросы и т. д.;

воспитательная, поскольку студенты приучаются к систематичности учебной работы, настойчивости и трудолюбию;

развивающая, так как развиваются память, внимание, логическое мышление, профессиональные способности, мотивы познавательной деятельности;

методическую функцию осуществляет сам преподаватель с целью дальнейшего усовершенствования курса, корректировки всего учебного процесса.

В качестве форм педагогического контроля выступают экзамены, зачеты, коллоквиумы, устный опрос, письменные контрольные работы, защита курсовых и дипломных работ, отчет о результатах практики.

В зависимости от времени проведения и поставленных задач учебный контроль бывает таких видов:

текущий, который осуществляется в ходе занятий и позволяет выявить степень понимания учебного материала, умения применять знания на практике;

итоговый, который осуществляется с целью оценки результатов обучения на определенных этапах или уровнях образования; это семестровый контроль, семестровый экзамен, семестровый дифференцированный зачет (на основе выполнения индивидуальных заданий), коллоквиум (обязательный опрос на семинаре, который представляет собой контрольное повторение темы или раздела); государственная аттестация;

государственная аттестация, которую осуществляет государственная экзаменационная (квалификационная) комиссия после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной подготовки требованиям квалификационной характеристики;

устный опрос, помогающий контролировать не только знания, но и вербальные способности, способствует активному использованию научных понятий, исправлению речевых ошибок;

письменные работы, помогающие определить уровень усвоения материала, но при условии исключения списывания;

защита курсовых и дипломных работ, способствующая росту самостоятельности студентов, формированию их профессиональных компетенций.

Практическое использование какой-либо формы контроля обязательно завершается оценками и отметками.

К недостаткам такой системы относятся:

– во-первых, субъективизм в оценке;

– во-вторых, слабая дифференцированность шкалы.

В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, но независимо от специфики предмета есть и общие требования к оценке знаний студентов:

‒ понимание и степень усвоения вопроса, полнота, которая измеряется объемом программных знаний об изучаемом объекте;

‒ глубина, характеризующая совокупность связей между знаниями, которые осмысливаются студентом;

‒ методологическое обоснование знаний;

‒ ознакомление с основной литературой по предмету, а также с современной периодической и отечественной литературой по специальности;

‒ умение использовать теорию на практике, решать задачи, осуществлять расчеты, отрабатывать проекты; оперативность, то есть количество ситуаций, в которых студент может использовать свои знания;

‒ ознакомление с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития;

‒ логика, структура, стиль ответа и умения студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осмысленность, обобщенность, конкретность;

‒ гибкость, то есть умения студента самостоятельно находить ситуации использования этих знаний;

При осуществлении контроля необходимо учитывать следующие моменты:

√ нецелесообразно контролировать то, что усвоено на уровне ознакомления, первичных представлений;

√ не следует контролировать в ситуациях, когда преподаватель уверен, что все студенты справятся с заданием; нужно, чтобы меньшая часть студентов испытывала затруднения с выполнением задачи, тогда стимулируется вера студентов в свои силы;

√ хорошо организованный поэтапный, модульный контроль снижает необходимость итогового контроля;

√ необходимо варьировать средства, способы контроля;

√ доброжелательная атмосфера во время осуществления контроля позитивно влияет на результаты контроля.


В статье рассмотрены разнообразные виды и формы контроля теоретических знаний студентов педагогических вузов: устный опрос, письменная проверка, тестирование.

In article are considered varied types and forms of the checking the theoretical knowledges student pedagogical high school: spoken questioning, written check, testing.

Ключевые слова: традиционные методы контроля, качество знаний, тестирование, устный опрос, письменная проверка

Keywords: traditional methods of the checking, quality of the knowledge, testing, spoken questioning, written check

В реализации одной из важнейших задач модернизации образования Республики Узбекистан – повышении качества профессиональных знаний – свою положительную роль может сыграть усиление методов учета и контроля знаний студентов, так как грамотный и объективный контроль знаний – залог качественного образования.

Если цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных им знаний. Исходя из этой предпосылки, становится очевидна важность и актуальность исследования методов учета и контроля знаний студентов в процессе обучения в высшей школе.

Проверка знаний, умений и навыков студентов является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.Контроль знаний студентов открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания студентов позволяет лучше изучить студентов, их индивидуальные особенности.Наиболее точно и качественно оценивать знания студентов позволяет разнообразие видов и форм контроля.

В учебной деятельности студентов необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.

Все чаще на занятиях используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания студентов, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. В педагогической литературе существуют две формы контроля: традиционный и нетрадиционные. В контексте данной статьи рассмотрим традиционные формы контроля:

1. Устный опрос как контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: выяснения готовности группы к изучению нового материала; определения сформированности понятий; проверки домашних заданий;поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии;- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи студентов. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии, хотя оценивать знания студентов не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания студентов на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всей группе; конструирование ответа; рецензирование ответа; оценка ответа и ее обоснование; постановка вопросов студентов самими студентами; взаимопроверка; самопроверка.

2. Письменный контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний студентов в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

3. Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи студентов.

4. Контрольная работа. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений студентами по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении студенты не ограничены временем. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

6. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от студентов не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, т.к. от работы с ручкой и тетрадью студентов переходят к работе с компьютерами. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании студентов может получать консультации преподавателя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

6. Тест. Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что студента все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам. Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Различают следующие виды тестов. Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Избирательные тесты могут быть различными:

2) Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3) Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой – содержит ошибку).

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки студентов, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания студентов.

3. Предоставляет студенту возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на занятии.

5.Активизирует мышление студентов.

6. Дает возможность преподавателю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. Таким образом, описанные выше виды контроля качества знаний студентов, удобно использовать и при организации самостоятельной работы студентов в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

Немов Р.С. Психология: В трех томах. – М., 1999.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирнова С.А. – М., 1998.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): устный опрос, знание, контроль знаний студентов, лабораторная работа, студент, тест, форма контроля, короткое время, письменная проверка, самостоятельная работа.

Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля. Виды учебного контроля и их характеристика: текущий, промежуточный и итоговый. Преимущества и недостатки деловых игр. Оценка знаний обучаемых и требования к ней. Принципы справедливости оценки.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.10.2020
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кравченко Алина Андреевна

1 курс магистратура, заочная форма обучения, группа Б

к.п.н. старший преподаватель кафедры педагогики

1. Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля

2. Виды и методы учебного контроля

3. Оценка знаний обучаемых и требования к ней

Список использованных источников и литературы

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль -- это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.

В моем реферате мы выясним каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся, какие существуют формы и методы контроля, а также осуществляется контроль.?

1. Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля

Педагогический контроль -- это единая дидактическая и методологическая система проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, направлена на оценку результатов учебной деятельности. Попытки исключить его полностью или частично из учебного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения.

Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета.

В области педагогического контроля можно выделить 3 основные взаимосвязанные функции: обучающую, воспитательную и контролирующую.

1. Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

2. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

3. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

В учебно-воспитательном процессе все четыре функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется контролирующая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции. Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Помимо основных функций выделяют еще диагностическую, прогностическую, развивающую и ориентирующую.

В высшей школе выделяют четыре основных принципа педагогического контроля:

1. Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.

2. Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

3. Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.

4. Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Среди влияющих факторов выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля.

2. Виды и методы учебного контроля

В отношении видов учебного контроля есть две точки зрения. В положении о высшем учебном заведении указано два вида - текущий и семестровый контроль. В большинстве пособий по методике преподавания указывается три вида: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в форме семинара (практического занятия), контрольной работы.

Промежуточный контроль использует индивидуальное собеседование, зачет, экзамен (если по дисциплине он не один).

Итоговый контроль представляет собой итоговый зачет или экзамен по данной дисциплине, государственный экзамен, защита выпускной, дипломной работы.

По методике проведения контроль бывает:

1. Устный - проверка знаний устным опросом (традиционная методика по вопросам и билетам). Ее несомненное достоинство - прямое общение преподавателя со студентом, возможность продолжить обучение и воспитание в ходе контроля.

2. Письменный контроль - выполнение письменных контрольных работ. Преимущества - одновременный контроль всей группы, документальная отчетность по каждой оценке (письменные работы должны сохраняться не меньше трех месяцев). Самый основной недостаток - отсутствие личного общения преподавателя со студентом, потеря навыков и умений устного изложения своих мыслей.

3. Защита рефератов - в присутствии группы и комиссии преподавателей (как правило) студент защищает самостоятельно выполненную работу. Эта форма активно способствует росту инициативы, творчества и самостоятельности студентов, но вызывает опасение, что дальше проблемы реферата знания студента по дисциплине не распространяются.

4. Деловые игры - это самый молодой метод контроля. Его достоинство - максимальное приближение к реальным ситуациям и будущей профессиональной деятельности современных студентов. Самой серьезной проблемой этой формы является необходимость очень длительной и многоплановой подготовительной работы, как преподавателей, так и студентов. Надо сказать, что без солидного опыта и коллективных усилий как минимум всей предметной комиссии или кафедры такая форма внедрена не будет.

3. Оценка знаний обучаемых и требования к ней

Логическим итогом учебного контроля является оценка, выставляемая преподавателем. Основными показателями оценки выступают как ее функции, так и критерии подхода к знаниям студентов.

Оценка выполняет такие учебно-воспитательные функции:

1. показатель индивидуальных способностей;

2. свидетельство уровня подготовки студента по данной дисциплине (даже при равных способностях направленность личности, значит, наклонности в учебе у студентов будут различными);

3. сравнение предоставленных возможностей и реального уровня усвоения материала дисциплины;

4. материал для сравнительного анализа успеваемости по предмету группы, потока, курса;

5. право на стипендию и ее размер (от среднего балла за сессию 4,0 и выше).

Отсюда не только сложность, но и психолого-педагогическая важность объективности и точности выставления оценок. Разумеется, не только группы учебных дисциплин, но даже отдельные учебные курсы имеют свою специфику в оценках.

Так, главным при оценке знаний студентов является не только знание, но и глубина понимания существа вопроса, не столько уровень памяти (на определения, цифры, сравнения), сколько способность творчески осмысливать сказанное, способность анализировать современные экономические явления, не просто высказывать, но и защищать свою точку зрения. Тем не менее, в методике утвердились наиболее общие (всеобщие) критерии оценки знаний в ходе контроля.

Критерии оценки знаний находятся в органическом единстве с педагогическими требованиями к ним:

Объективность оценки - максимально возможное отражение истинного соотношения между уровнем знания и выставленной оценкой;

Справедливость оценки - полное исключение ложного великодушия и предвзятости: если оценка будет завышена, студенты перестанут работать, надеясь и на будущие поблажки; если она будет не справедливо занижена, студенты или разуверятся в своих знаниях, или будут всячески избегать этого преподавателя;

Понятность оценки - аргументы преподавателя при выставлении оценки должны быть настолько очевидны, чтобы обучаемый не только внешне, Нои внутренне был согласен с ней.

Оценка - это совесть преподавателя, она должна быть такой же честной и чистой, как его авторитет и репутация.

контроль учебный школа

Подводя итоги можно сделать вывод, что контроль является одним из неотъемлемых составных частей учебного процесса. Контроль в учебном процессе - это специфическая форма обратной связи студентов с преподавателями, объективно необходимая и закономерная.

Объективная потому, что любая деятельность предполагает контроль, независимо от воли и желания трудящегося; учебный же контроль призван объективно оценить как меру труда обучаемых, так и степень усвоения ими учебного материала. Кроме того, контроль (как и всякая оценка труда) побуждает усиливать и совершенствовать свою деятельность. Наконец, правильно организуемый и осуществляемый контроль является средством дальнейшего обучения.

Закономерность контроля заключается: с одной стороны, в естественном и логическом подведении итогов изучения темы, раздела, учебной дисциплины или обучения в целом: с другой - в формировании целей, направлений и конкретных мер корректировки дальнейшей деятельности как обучаемых, так и педагогов.

Таким образом, контроль - не только важная и объективно необходимая, но и сложная, очень ответственная и даже деликатная часть учебного процесса.

Список использованных источников и литературы

1. Туляков Ю.Т. Яковлев В.М. Методика преподавания экономики: Учеб. пособие/ Под. общ. ред. Узезнова В.Н. - С.: УЭ и У, КЭИ КНЭУ, 2003 - С.

2. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 2008.

3. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - Москва: Наука, 2015.

4. А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. Педагогика: учебник. - К.: Знание-Пресс, 2003.

5. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2015.

Подобные документы

Проблема организации контроля знаний учащихся и правильной оценки уровня их знаний. Виды контроля. Роль и значение тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, пути и методы проведения тематического контроля знаний учащихся.

дипломная работа [86,3 K], добавлен 01.05.2008

Теоретические основы понятия "контроль". Сущность понятия "контроль" как элемент учебного процесса. Функции контроля. Виды контроля в начальной школе. Методы и формы контроля. Организация эффективного контроля знаний младших школьников.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 14.02.2007

Качество знаний, его главные параметры. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся. Контроль знаний учащихся как элемент оценки качества знаний. Уровни контроля и проверки знаний по химии.

курсовая работа [33,0 K], добавлен 04.01.2010

Система проверки знаний и умений учащихся как органическая часть учебного процесса. Принципы контроля процесса обучения, его разновидности, формы и методы. Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 05.02.2014

Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся, последовательность контроля и оценки знаний и умений. Осуществление контроля знаний методом тестирования с использованием технических средств. Рейтинговая система контроля.

курсовая работа [62,4 K], добавлен 30.01.2013

Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема. Понятие и сущность рейтингового контроля. Зависимость оценки знаний учащихся от коэффициента усвоения (В.П. Беспалько). Открытый рейтинг (по В. Шаталову).

дипломная работа [3,0 M], добавлен 11.10.2011

Понятие "контроль знаний". Требования к контролю знаний, функции и этапы проведения. Методы обучения, используемые в условиях активного обучения. Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологий обучения. Интерпретация учебного материала.

Читайте также: