Тематика шмо фгос для уо вариант 1 школа

Обновлено: 02.07.2024

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров системы образования побуждают к поиску новых подходов к методической деятельности.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во многом определил направления деятельности методического объединения учителей. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требуют определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу, потребуют изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся. Компетентности учителя начальной школы обусловлены

  1. Требованиями к структуре основных адаптированных образовательных программ:

а) умение осуществлять личностно-ориентированный подход и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ.

б) умение выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения адаптированных образовательных программ;

в) умение разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии,

  1. Требованиями к результатам освоения основных адаптированных образовательных программ:

а) иметь соответствующие представления о планируемых результатах освоения основных адаптированных образовательных программ,

б) иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от особых образовательных потребностей и специфики учебного предмета;

3 .Требованиями к условиям реализации основных адаптированных образовательных программ:

а) эффективного использования имеющихся в школе условий и ресурсов, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования в области достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

б) эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;

в) индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности базовых учебных действий и личностных (жизненных) компетенций;

Члены методобъединения активно включились в изучение условий введения ФГОС. Работу можно условно разделить на два этапа: 1 .Подготовительный, предусматривающий обсуждение Проектов Стандартов; 2.Переход на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Структура ФГОС;
  2. Требования к структуре АООП;
  3. Требования к содержанию программ по учебным предметам и коррекционным курсам;
  4. Требования к условиям реализации АООП;
  5. Требования к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ;

На подготовительном этапе введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью для нашего методобъединения определились следующие проблемы:

1 .У большинства педагогов устойчивая методика проведения урока; 2.Отсутствие готовности педагогов к планированию в соответствии с требованиями ФГОС;

  1. Новизна инструментально - методического обеспечения достижений и оценки планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП);

В 2016-2017 учебном году был разработан в нашей школе план методической работы по введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Целью методической работы является:

Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  1. Создание условий для эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников образовательной деятельности по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
  2. Разработка основной адаптированной образовательной программы, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  3. Совершенствование педагогического мастерства педагогов через систему коллективного творческого поиска, обмена опытом, взаимопосещение уроков, самообразование и курсовую подготовку.
  4. Активизировать работу педагогов по использованию в образовательной деятельности средств обучения и воспитания (интерактивного оборудования), участию в различных конкурсах, публикации методических материалов.
  5. Разработка мониторинга уровня сформированности базовых учебных действий и карты оценивания развития личностных компетенций обучающихся.

Основные направления деятельности методического объединения включают в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельности.

  1. Анализ методической деятельности и планирование на новый учебный год.
  2. Изучение направлений деятельности педагогов по теме самообразования Информационная деятельность:

1 .Изучение методической литературы в целях совершенствования педагогической деятельности. 2.Изучение материалов ФГОС Организация методической деятельности:

  1. Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.

1 .Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

  1. Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
  2. Консультирование педагогов по вопросам в сфере проектирования базовых учебных действий в рамках ФГОС.

Особое место занимает работа с молодыми специалистами. Им оказывается методическая помощь:

1.В подборе литературы для изучения психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ;

  1. В консультации по планированию работы с обучающимися и диагностике их психофизиологических особенностей; разработке индивидуальных программ по предметам;
  2. В оформлении диагностических данных; Формы организации методической работы. Основные:

Семинары - практикумы; Круглые столы; Обобщение опыта работы; Мастер-классы;

Владение информационно - коммуникационными технологиями позволяет педагогам осуществлять методическую работу через порталы и сайты, участвуя в профессиональных конкурсах, вебинарах по вопросам введения ФГОС.

В перспективе методической работы ШМО предусмотрено:

  1. Повышение педагогического мастерства учителей в вопросах проектирования основных разделов адаптированной основной образовательной программы через курсовую подготовку по реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
  2. Разработка карты оценивания развития личностных компетенций обучающихся.

Таким образом, организованная работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту педагогов в условиях реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План содержит тему, цель, задачи, формы работы для реализации поставленных задач. В плане расписана тематика секционны заседаний на учебный год, план проведения предметных недель, а также банк данных учителей ШМО.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школьного методического объединения

учителей общеобразовательных предметов

на 2018 -2019 учебный год.

Руководитель: А.И. Овсянникова

Цель: Создание условий для введения ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Обеспечение эффективной методической подготовки учителей, повышение уровня их профессионального саморазвития в рамках введения образовательного стандарта.

Задачи:

1.Обеспечить информационно-методическое сопровождение введения ФГОС

обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

2.Продолжить освоение и внедрение современных образовательных технологий, методов и приёмов, направленных на формирование личностных, предметных результатов.

3.Совершенствовать качество современного урока; повышать его эффективность и направленность на сохранение здоровья обучающихся.

4.Стимулировать активность педагогов, вовлекать их в инновационную, творческую, опытно-экспериментальную работу.

5.Продолжать изучение и обобщение передового опыта работы учителей.

6.Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на введение ФГОС

обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

7.Совершенствовать образовательную деятельность с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, их интересов, состояния здоровья.

8.Повышение профессионального уровня каждого учителя.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня нормативно-правовой компетенции. Совершенствование педагогического мастерства учителей, повышению их уровня квалификации. Внедрение новых технологий обучения. Распространение передового педагогического опыта. Разработка методических рекомендаций, пособий.

Повышение качества знаний обучающихся по предметам через совершенствование педагогического мастерства учителей.

Основные направления деятельности

1. Изучение нормативных документов (развитие правовых компетентностей педагогов).

2. Организация повышения квалификации.

3. Изучение методик, методов, технологий обучения

4. Организация работы по формированию, изучению, обобщению

и распространению передового педагогического опыта.

5.Разработка методических рекомендаций, пособий и т.д.

6. Повышение качества обучения (взаимопосещение уроков, анализ уроков, мониторинг качества обучения)

Работа по преемственности младшие классы –

среднее звено

1. Посещение будущими классными руководителями и учителями – предметниками уроков и мероприятий четвероклассников.

2. Проведение психологом изучения мотивации и адаптации четвероклассников.

4. Посещение учителем младших классов уроков 5-классников.

5. Проведение педагогического консилиума по адаптации пятиклассников.

6. Проверка техники чтения обучающихся 4 классов на конец года.

Работа с молодыми специалистами

1. Назначить наставником учителя Тимофеева С.А. Овсянникову А.И.

2 Оказание педагогической помощи учителю Тимофееву С.А. через организацию наставничества.

- изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных - документов по организации образовательной деятельности, составление рабочей программы по предмету;

- о требованиях к оформлению классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий;

- о подготовке календарно-тематического планирования;

- о работе с электронным журналом.

4.Советы опытных педагогов:

5.Посещение уроков наставника и их анализ.

6.Посещение уроков учителей школы.

План проведения предметных недель

Цель предметных недель:

- повышение интереса обучающихся к предметам,

- формирование познавательной активности,

- расширение кругозора знаний,

- развитие творческих возможностей детей.

Предметные недели призваны решить следующие задачи:

- создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым школьником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;

- повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
- помочь учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала.

Неделя русского языка (февраль)

1.Школьная олимпиада по русскому языку среди обучающихся 5-9 классов.

Отв. Овсянникова А.И.

Отв. Овсянникова А.И.

Отв. Овсянникова А.И.

Неделя истории (март)

1.Открытие предметной недели истории.

5.Закрытие предметной недели по истории. Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников.

Неделя биологии (апрель)

1. Олимпиада по биологии и географии 6-9 классы

6. Викторина по биологии 5-9 классы

7. Конкурс экологических сценок 1-9 классы

Тематика секционных заседаний

Организационно – методические аспекты работы учителей общеобразовательных предметов

1. Анализ работы ШМО учителей общеобразовательных предметов за 2017-2018 уч. год. (Докл. Овсянникова А.И.)

- утверждение тем по самообразованию учителей МО;

- утверждение рабочих программ по предметам;

- утверждение графика проведения мастер-классов;

- утверждение индивидуальных программ;

- ознакомление с должностными инструкциями педагогов работающих по ФГОС.

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. (Докл.Овсянникова А.И.)

3. «Специальные условия для получения образования обучающимися с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Докл. Тимофеев С.А.)

1. Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

(Докл. Овсянникова А.И.)

2. Система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Докл. Скворцова Т.А.)

3. Комплексная диагностика сформированности БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

(Докл. Тимофеев С.А.)

Март

3. Реализация программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре. (Докл.Тимофеев С.А.)


В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;

- признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

- разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования;

- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Урок по ФГОС это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;

- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;

- на уроке реализуется деятельностный подход;

- организация урока динамична и вариативна;

- на уроке используются современные педагогические технологии.

Урок по ФГОС – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, для формирования ее нравственных основ.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.

Опорный конструктор урока

Организационный этап

Контроль за усвоением пройденного материала

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания изученного

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Применение знаний и способов действий

Обобщение и систематизация

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Коррекция знаний и способов действий

Подведение итогов занятия

Степень эффективности применяемых методов:

Лекция -5%

Самостоятельное чтение-10%

Аудио и видео просмотр-20%

Демонстрация-30%

Групповое обсуждение-50%

Выполнение практических заданий-75%

Обучение других (применение знаний на практике)-90%

Принципы деятельности педагога:

пересмотр схемы и требований к уроку;

изменение психологических условий обучения;

создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;

создание психологической комфортности;

равенство всех участников учебного процесса;

привлечение детей к деятельности на добровольной основе;

возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;

вера в каждого ребенка;

способствовать речевому развитию;

максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка уроку

Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Деятельность обучающихся.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи;

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировка заданий для обучающихся

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

Формулировки: докажите, измените, придумайте.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и /или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Образовательная среда

Создается учителем.

Выставки работ обучающихся.

Создается обучающимися.

Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации своих работ.

Результаты обучения

предметные результаты;

нет портфолио обучающегося;

основная оценка- оценка учителя;

важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;

создание портфолио;

ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения



Работа ШМО

Методическая тема 2021-2022 учебный год:

Создать условия для оказания качественных образовательных услуг для обучения детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), развития у них потребности, мотивации к трудовой и учебной деятельности и коррекции их познавательной деятельности через освоение и внедрение современных педагогических технологий; способствовать профессиональному, творческому росту педагогов.

Читайте также: