Технологическая подготовка в школе

Обновлено: 08.07.2024

Согласно базисному учебному плану "Технология" является самостоятельной образовательной областью, интегрирующей материальные технологии (трудовое обучение) и/или информационные технологии. Также в ней может реализовываться черчение, профильная, профессиональная подготовка, различные интегрированные курсы и проекты.

Принципиально важным в преподавании "Технологии" в школе является направленность на формирование у учащихся культуры: технологической, проектной, экологической, человеческих отношений, труда, дома (быта).

Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.

Минимальное содержание образовательной области "Технология" в средней общеобразовательной школе состоит из общей составляющей для любых уровней (вариантов) обучения учащихся. В нее входят основные компоненты практической деятельности человека (понятия и виды деятельности) по ведению творческой преобразовательной и предпринимательской деятельности, культуре труда, технологической и потребительской культуре, профессиональной ориентации, которые структурно составляют основу обучения по традиционным направлениям: технический, обслуживающий труд; профильной (углубленной. допрофессиональной) или профессиональной подготовке.

В зависимости от уровня технологической подготовки общая основа объединяется (интегрируется) с базовыми разделами (блоками-модулями) минимального содержания обучения в 5-9 классах по направлениям, со специальной технологической частью (выделенным блоком - общим содержанием обучения по конкретной области трудовой деятельности. Блоки конкретизируются в соответствии с выбранным профилем обучения, например, блок "Промышленность", а в нем профили: "Металлообработка", "Деревообработка", "Электротехника" и т.д.

Базовые разделы (блоки-модули) минимального содержания обучения в 5-9 классах изучаются углубленно в соответствии с профилизацией общеобразовательного учреждения. В них усиливается раздел "Современные энерго- и материалосберегающие безотходные технологии" .

Занятия по технологии могут вестись на базе межшкольных учебных комбинатов.

Вместе с тем, образовательная область "Технология", как область наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся (предполагается, что 70% учебного времени будет уделено практической работе), должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества, в организации и работе трудовых коллективов и в семье, как основной ячейке общества. Это предполагает:

  • политехническое развитие молодёжи, ознакомление ее. с основами техники, современными перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний, социальных последствий использования технологий;
  • творческое и эстетическое развитие обучающихся, в частности в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;
  • овладение обучающимися общетрудовыми умениями и навыками, в том числе культуры труда, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье;
  • обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, приобретение практического опыта элементов профессиональной деятельности с целью обоснованного профессионального самоопределения.

Область "Технология" входит в базовое ядро общего образования, обеспечивающее минимально необходимые технико-технологические требования к уровню подготовки обучающихся, основанные на соблюдении инвариантных принципов создания единого образовательного пространства; существенно влияет на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.

В процессе преподавания предмета "Технология" должны быть решены следующие задачи:

  • сформировать политехнические знания об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и систему умственных, сенсорных и физических действий;
  • ознакомить с основами современного производства и сферы услуг;
  • развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечить осуществление учащимися самопознания, изучение мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения;
  • осуществить воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения (нравственное воспитание);
  • воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам, формировать активную экологическую жизненную позицию в процессе учебно-трудовой деятельности (экологическое воспитание);
  • овладеть основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  • использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения их конкурентоспособности при реализации, развивать художественную инициативу ребёнка (эстетическое воспитание);
  • привить первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.

Решению задач призвана способствовать программа "Технология" (Трудовое обучение, 1-4, 5-11 кл.). Просвещение. 1996 /Под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.

В соответствии с материально-техническими возможностями школы учитель может варьировать содержание отдельных модулей программы "Технология".

Для школы в содержании предмета"Технология" можно выделить следующие основные разделы: технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, элементы машиноведения, элементы материаловедения, конструирование и моделирование, электронные технологии (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, высокие технологии), информационные технологии, графика, культура дома, техника в быту, строительные ремонтно-отделочные работы, художественная обработка материалов, техническое или художественно-декоративное творчество, производство и окружающая среда, отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение, история и социальные последствия развития техники и технологии, домашняя экономика и основы предпринимательства, выполнение проектов (по одному, начиная со второго класса). Указанные разделы могут быть интегрированы, т.е. рассматриваться совместно. Программы разделов могут несколько различаться в соответствии с принципом вариативности, обеспечивая тем не менее выполнение государственного стандарта по "Технологии".

Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности самореализации учащихся целесообразно предусмотреть два варианта примерного планирования часов.

Вариант 1. "Техника и техническое творчество (технический труд) "с преобладанием технологий обработки конструкционных материалов и электронных технологий.

Вариант 2. "Культура дома и художественно-декоративное творчество (обслуживающий труд)" с преобладанием раздела "Культура дома, обработка ткани и пищевых продуктов".

Образовательная область "Технология" играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Построенная на практическом изучении распространенных технологий, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи образовательной области "Технология".

Основной целью образовательной области - "Технология" является наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка на основе научных знании к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни.

Общей задачей образовательной области "Технология" является формирование у школьников умений осваивать и владеть разнообразными способами и средствами преобразования материалов, энергии, информации, биологических объектов, учитывать возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

В процессе технологической подготовки учащихся с I по XII класс с учетом потребностей школьников и возрастных особенностей их развития должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

- становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурного деятельностного досуга;

- расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

- развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

- развитие графической грамотности;

- формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективной работы, развитие способностей делового общения;

- обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;

- ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;

- воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Для выполнения обозначенных функций технологическое образование школьников может быть построено с учетом следующих принципов:

  1. фундаментальности и вариативности, что означает построение обучения на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которая дополняется региональной и гуманитарной вариативными составляющими;
  2. многопрофильности, обеспечивающей возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профилей; при этом обучение должно быть социально обусловлено и структурировано по различным сферам и типам профессиональной деятельности;
  3. непрерывности и преемственности, для обеспечения системного практикоориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат.
  4. многоуровневости, предполагающей подготовку к трудовой деятельности на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к получению профессии;
  5. комплексности обучения, которая подразумевает единство воздействия технологии на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимосвязь общего образования, трудового обучения, и самостоятельной деятельности.

В основе структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное построение обеспечивает тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания для всех этапов технологической подготовки учащихся.

Структура обучения "Технологии" в 11-летней школе составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй - период подросткового возраста (5-9 классы), третий - период старший юношеский возраст (10-11 классы).

Блоки содержания, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.

В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся. Младшие школьники учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Они знакомятся также с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений, технологиями ухода за мелкими домашними животными, аквариумными рыбами. Этому материалу придается определенная экологическая направленность.

Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества. В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников.

Содержание второго блока (5-9 классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами; технологии обработки текстильных материалов и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов, консервирования, приготовления и оформления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ; технологии преобразования и использования электрической и тепловой энергии, сборки электрических цепей, тепловой обработки материалов.

Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности.

Технологии второго блока группируются по трем направлениям: техническое, сельскохозяйственное, сервисное (включая домашний быт и содержательно-прикладной досуг). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий.

Содержание третьего блока (10-11 классы) расширяет спектр технологической подготовки учащихся и способствует обоснованному выбору будущего направления профильного обучения или начального профессионального образования. В этот блок включаются технологии, которые не изучались учащимися в предшествующий период или представляли в содержании тематически не явно выраженные сквозные образовательные линии.

В этот блок при необходимости включаются технологии, распространенные в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию выпускников на востребованные рынком труда профессии. Обязательными составляющими в этом блоке являются технологии профессионального самоопределения.

На этот блок для учащихся 10-11 классов за счет дополнительно отводимого Базисным учебным планом на образовательную область "Технология" времени вводится учебный курс "Черчение и графика". Он призван обобщить и систематизировать графические знания и умения, которые учащиеся получают в процессе технологической подготовки в рамках соответствующей сквозной образовательной линии.

На последнем этапе, связанном с завершением обучения в полной средней школе осуществляется углубленное изучение одной из технологий, соответствующей выбранному профилю обучения. Эти профили по содержанию могут совпадать с теми видами технологий, которые изучались в основной школе (5-9 классы).

Здесь технологическая подготовка призвана способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся. На этом этапе учащимися обязательно изучаются возможности и способы трудоустройства, методы построения, реализации жизненных и профессиональных планов.

Последний этап технологической подготовки учащихся в учреждениях общего образования является также основой для профессиональной подготовки. В соответствии с действующим законодательством при необходимости и по желанию учащихся, для обеспечения их социальной защищенности на рынке труда, за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана старшеклассникам предоставляется возможность получить начальную профессиональную подготовку.

Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.

ВложениеРазмер
model_tehnologicheskoy_podgotovki_shkolnikov_v_gorodskoy_shkole_variant_dlya_gimnazii.docx 29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдорова Ольга Михайловна.

Модель технологической подготовки школьников в городской школе Вариант для гимназии.

Особенности образовательной среды

Деление на профили с 9 класса

Углублённое изучение предметов: физика, математика, химия, биология, история, обществознание, русский язык, литература.

Возможность деления класса на подгруппы

5- 8 классы делятся по гендерному признаку на подгруппу мальчиков и подгруппу девочек

Наличие отдельных мастерских

Столярная, слесарная мастерские, мастерские по швейным технологиям и кулинарии.

Информационное обеспечение введения ФГОС

Электронный журнал, сайт для публикации и размещения детских образовательных продуктов, свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет, ЦОР, доступ в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время с использованием технологии Wi-Fi. (для учителей)

Оснащённость образовательного процесса компьютерами

ПК учителя, доступ в компьютерный класс, использование сети Интернет в образовательном процессе, использование электронных образовательных ресурсов

Читальный зал, наличие стационарных компьютеров, принтер, сканер, медиатека.

Наличие дополнительного образования в образовательной организации

Центр дополнительного образования.

Детский сад, детский дом, спортивная площадка, бассейн, тир, стадион, парковая зона, волжская набережная, поликлиника, почтовое отделение, отделение милиции, пожарная часть, магазины, швейное ателье, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, пекарня, фитнесцентр

Особенности содержания технологической подготовки школьников

Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.

-выполнение заданий на самостоятельную работу с информацией, при этом формируется навык самостоятельной учебной работы, для учащегося оказывается, открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля;

- проектная деятельность, при этом индивидуальные решения приводят к тому, что учащиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели;

-выполнение практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования, на уроке учащийся получает модель наблюдения.

-планомерная, комплексная подготовка к конкурсным мероприятиям, соревнованиям, олимпиадам, выставкам технического творчества,

В соответствии с Указом Главы РК № 301 от 13.06.2001 г. в содержание программы включены вопросы регионального компонента.

Региональный компонент включает в себя:

5 класс- ознакомление с лесными богатствами Республики Коми, основными породами древесины РК, ознакомление с народными промыслами прикладников, мастеров РК,

металлообрабатывающие предприятия РК, знакомство с системой электроснабжения РК;

6 класс- ознакомление с лесной и деревообрабатывающей промышленностью РК, способами получения пиломатериалов на пилорамах г. Сыктывкара, знакомство с национальным орнаментом, с профессией резчика по дереву, ознакомление с полезными ископаемыми РК (бокситы, металлы)

7 класс- продолжение знакомства с породами древесины РК, знакомство с учебными заведениями по подготовке резчиков по дереву,

8 класс-ознакомление с Жешартским фанерным заводом, с древним искусством народов Коми, значение чистоты обработки металлов в машиностроении (СМЗ), ознакомление с Печорской ГРЭС и Интинской ТЭЦ, ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК.

В тематическом плане для 5-8 классов используются следующие обозначения:

Д - количество часов для девочек

М - количество часов для мальчиков

* - ведёт занятия преподаватель технологий ведения дома

** - ведёт занятия преподаватель индустриальных технологий

- при отсутствии обозначений занятия по темам ведут оба учителя, каждый для своей подгруппы.


Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики Российской Федерации. Инновационный путь развития нашего государства предполагает подготовку специалистов для высокотехнологического сектора отечественной экономики с таким расчетом, что часть этих специалистов создаст этот сектор. Сегодня обществу нужны активные, конкурентоспособные на рынке труда, социально и профессионально мобильные специалисты, способные к сознательному и творческому преобразованию окружающей реальности. В этом социальном контексте на сегодняшний день в качестве наиболее острой и актуальной обозначена проблема становления нового типа социальности выпускников школы. Основная задача, которую общество ставит сегодня перед российской школой, заключается в необходимости воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной, профессиональной и жизненной траектории.

Важной составляющей современного общего образования, непосредственно ориентированной на подготовку к активной преобразовательной деятельности и позволяющей подростку успешно адаптироваться в современной жизни, обобщающей и придающей практическую направленность школьному обучению, является технологическое образование.

На протяжении последующих двадцати лет и до настоящего времени в педагогической науке ведется всестороннее осмысление сущности феномена технологического образования, его концептуальных основ, целей, принципов организации и т.д. Проблемы технологического образования, структура и содержание новой формируемой предметной области, отдельные аспекты методики обучения технологии в школе разрабатываются и уточняются в опытно-экспериментальной работе в рамках научных школ под руководством таких ведущих ученых, как П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, В.А. Поляков, Ю.Л. Хотунцев, Н.В. Котряхов.

Практико-ориентированное образование по технологии, как подчеркивают специалисты, вносит весомый вклад во всестороннее развитие личности, формирование ее гуманистически ориентированного преобразующего мышления, обеспечение оптимизации и эффективности всей познавательной деятельности учащихся. Однако этим современные представления о сущности и целях технологического образования не ограничиваются. Более того, они находятся в состоянии постоянного развития, углубления, поскольку на их формирование закономерное влияние оказывают все определяющие тенденции в развитии и образовательной сферы, и общества в целом. С этих позиций в осмыслении сущности технологического образования актуализируется проблема выявления компетенций, на формирование которых оно должно быть направлено. Эта проблема только начинает исследоваться, но уже может считаться общепризнанным то, что компетентностный подход в технологическом образовании предполагает освоение учащимися таких базовых, универсальных компетенций, которые позволят им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, будут способствовать быстрой адаптации, как в профессиональной среде, так и в бытовой.

Введение профильного обучения в старшей школе обусловило необходимость расширения профориентационной работы практически на всех ступенях школьного обучения, поиска и разработки наиболее оптимальных форм и методов помощи учащимся в их личностном, социальном и профессиональном самоопределении с учетом их возрастных особенностей и возможностей, выявлении и развитии их интересов и склонностей, а также социально-функциональных качеств и способностей, обеспечивающих готовность выпускника школы к осознанному выбору жизненного пути. Данная ситуация актуализировала научный поиск более эффективных педагогических подходов и моделей организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, в частности, обеспечивающих педагогические условия для реального, а не формального самоопределения школьников.

В настоящее время в рамках концепции профильного обучения уже разработан ряд педагогических моделей и технологий, отличающихся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и применяемых методик. Так, технология С.Н. Чистяковой направлена на профессиональное самоопределение, А.А. Дробот акцентирует личностное самоопределение, Г.П. Шереметова – социальное самоопределение и саморазвитие.

вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение учащимися проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

Жучков, В.М. Технологическое образование – уроки истории, современное состояние, горизонты будущего  Текст  / В.М. Жучков // Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей / науч. ред. В.В. Лаптев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 151-161.

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, профильное обучение, образовательная область, трудовое обучение, образовательный процесс, общее образование, технологическое образование школьников, трудовая деятельность, школа, школьное обучение.

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся.

Сущность профильного обучения старшеклассников

образовательная организация, профильное обучение, стратегическое управление, профессиональное образование, основное общее образование, обучение, профессиональная подготовка, качество образования.

Методика решения задач технологической подготовки в средних.

технологическое образование, профильное обучение, трудовое обучение, образовательная область, школа, общее образование, трудовая деятельность, школьное обучение, технологическое образование школьников.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как.

трудовая деятельность, трудовое воспитание, труд, воспитание, творческий труд, школьник, образовательный процесс, современная школа, трудовое обучение, трудовой процесс.

Перспективы развития профильного обучения в школе

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе.

Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики.

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход.

Основные категории педагогики — развитие, воспитание.

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика. Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители

Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование


Джумаева Наргиза Исматовна
учитель школы № 22 Термезского района,

Джаббарова Гавхар Суйуновна,
учитель школы № 11 Джаркурганского района,

Бегимкулова Солия Сулаймонона
учитель школы № 30 Джаркурганского района

Мадатова Дилфузахон Махаматовна
учитель общеобразовательной школы №13 города Термез,

Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются социальными условиями. Из истории педагогики известно, как на различных ступенях развития общества решались вопросы использования труда для воспитания человека, какие глубокие противоречия возникали во взглядах различных представителей философии и педагогики на роль и место трудовой деятельности в жизни человека.

В основу педагогической деятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Рыночная экономика предъявляет дополнительные требования к общетрудовым и профессиональным качествам работника. Поэтому неоспоримые преимущества получат те из них, кто с детства приучен добросовестно трудиться и обладает для этого необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем, и это очень существенно, речь идет не о подготовке школьников к конкретной профессии (это было главной задачей трудового обучения недавнего прошлого), а о формировании личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций.

Трудовую подготовку школьников можно рассматривать как интегральный процесс и результат воспитания трудолюбия и политехнического образования при изучении основ наук, осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации, сельскохозяйственного опытничества, технического творчества, общественно полезного, производственного труда учащихся. Взаимосвязь между указанными отдельными процессами и трудовой подготовкой в целом имеет диалектический характер и указывает на соотношение целого и его частей.

Трудовое обучение — процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, практические умения и навыки, необходимые для выполнения производительного труда и определенной его области, развивают свое мышление и качества личности, способствующие сознательному выбору профессии и скорейшему включению в общественную трудовую деятельность.

Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в широком смысле — целенаправленное формирование серьезного отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитание высокосознательного и всесторонне развитого человека; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и подростков к трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация — управление процессом профессионального самоопределения учащихся, нацеленное на оказание выпускникам школы действенной помощи в сознательном выборе профессии в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей.

Главными в современном производстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач.

Сегодня очевидно, что лидерами мирового развития становятся страны, поставившие целью и способные обеспечить высокий уровень образованности своего народа, гуманитарной, естественной и технологической культуры молодежи, ведущую роль науки как созидательной силы общества. По существу, в обеспечении национальной безопасности ключевая роль отводится образовательной системе как основе решения глобальных проблем, стоящих перед современной цивилизацией: экологией, энергетикой, информацией, развитием межнациональных отношений.

Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.

2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на самих школьников. Они должны осознать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.

3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты к области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.

4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструктирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.

Из истории становления и развития общеобразовательной школы известно, как на различных этапах решались задачи по осуществлению трудовой подготовки учащихся. Анализ исторического опыта позволяет выделить следующие устойчивые тенденции в работе по трудовому обучению школьников:

  • воспитывающая, политехническая, трудовая направленность всех видов учебно-воспитательной работы с учащимися;
  • осуществление трудового обучения как необходимой составной части общего образования;
  • включение учащихся в общественно полезный, производительный труд как в процессе трудового обучения, так и в порядке самообслуживания, в организации трудовых объединений школьников и в других формах;
  • достижение наибольшей эффективности в работе по трудовой подготовке школьников благодаря совместным усилиям коллективов школ и предприятий;
  • сочетание трудовой деятельности учащихся в условиях школьной учебно-мастерской базы с их производительным трудом в составе коллективов рабочих.

Цели технологического образования широкие. В самом общем виде цель технологического образования школьников — способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности. Постановка этой общей цели обусловлена по крайней мере следующими двумя факторами:

  • Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд. Это положение говорит об определяющей роли трудового воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. Многофункциональный характер труда (способ удовлетворения человеческих потребностей, создатель общественного богатства, фактор общественного прогресса, средство формирования человека и развития общества в целом и т.д.) обуславливает его многостороннее влияние на формирование личности. Таким образом, труд служит могущественным средством развития всех сил и способностей человека (духовных, нравственных, физических).
  • Весь учебно-воспитательный процесс в школе направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка — необходимая составная часть этого процесса.

Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности.

Читайте также: