Технологическая карта по музыке 2 класс школа россии молитва

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 3716 0

2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева

МКОУ СОШ №4 г.Черепанова, Новосиб.области. Пучкова Юлия Олеговна

Цель урока: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

• Разновидности молитв и их интонационно- образной природе.

• Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

• учить слушать и развивать вокально-хоровые навыки, эмоциональное содержание.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

Приветствие.

Повторение знаний, полученных на прошлом уроке.

О чем шла речь на уроке? (Колокольных звонах)

КАК ИХ НАЗЫВАЮТ? (Голос России)

Какие бывают звоны? (Набат, трезвон, благовест, дорожный, повседневный)

В какой песне, звучащей на уроке, ощущался звон колокола? Моя Россия

Изучение нового материала.

Колокольный звон слышен во всей округе, даже исходит из картин русского художника И. Левитана. Рассмотреть картины.

О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)

Вопрос: Что бы вы хотели узнать нового о молитве?

– Значит, главное в молитве – СЛОВО.

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!

Да святится имя Твое, да

приидет Царствие Твое, да

будет воля Твоя. Яко на небеси

и на земли. Хлеб наш

насущный даждь нам днесь, и

остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником

нашим, и не введи нас во

искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь

Краткое объяснение содержания.

Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).

Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).

– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?

(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.

– Почему Герда читала молитву?

– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.

– Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки?

После догадок детей показываю портрет Чайковского

– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

– А с чего начинается ваш день? Ответы детей…

– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?

– Просьба-обращение, благодарение, предупреждение.

– Это домашняя молитва?

– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.

Её можно назвать повседневной.

– Послушайте, как звучит молитва Ангелу-Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

– Нет, только на добро, любовь и благие дела.

Это молитва-оберег.

3. Повторение:

- Что такое молитва, для чего нужна.

- Молитва имеет разное значение.

- Молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.

– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Благословляю вас, леса А. Толстой

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

– Кто ж такие ангелы?

– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.

- Ангелы оберегают и всех нас, они являют связующим звеном между нами и Богом.

Мой ангел белый

Приоткрыл мне тайну

Обо всей вселенной,

Мой ангел белый

Мне сказал: "Ты знаешь,

Ведь тебе придётся

Полюбить весь мир"

Припев: Мой ангел белый,

Что же ты наделал,

Как теперь я буду

В этом мире жить.

Мой ангел светлый,

Все твои приметы

Мне теперь придётся

Наизусть учить. 2 раза

2. Пусть ангел черный

С миром отпуская

И теперь другою

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Молитва" соответствует программы второго поколения ФГОС.

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Молитва" 103 КБ
Титульный лист цели и задачи урока музыки по теме молитва 46 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки во 2 классе

к учебной деятельности

Приветствие .( Слайд №1)

Исполнение музыкального приветствия:

Исполнение (в диалоге с учителем).

Личностные : мотивация, самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

в деятельности. Объявление темы урока учащимися.

3.Постановка учебной задачи.

(учебные цели урока, формулируют учащиеся и учитель)

(построение урока в беседе, знакомства с материалом урока).

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа: (Слайд №2)

Учитель обращает внимание на тему второй

четверти « О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм?

Ответы учащихся: Молиться.

Что такое молитва ? ( Слайд №3)

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Учитель: Правильно. Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Ответы учащихся: Молитва.

Учитель: Правильно! ( Слайд №4)

Учитель: Какие цели вы будете достигать на уроке?

Учитель: Итак, на уроке мы ставим следующие цели. (Слайд №5).

1) Разучивать песню - молитву.

2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от обычной песни-заклички.

3) Различать разные виды икон.

4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы.

5) Познакомиться с разными религиями.

6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться различать молитву от песни, узнавать какая бывает молитва и послушать и спеть музыкальные произведения. Эпиграфом нашего урока служат слова И. Никитин «Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Учитель: Как вы понимаете этот эпиграф?

Ответы учащихся. ( разные ответы…)

Учитель: То есть оставаться и душой и телом чистыми, добрыми….

Повторение материала предыдущего урока:

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали тему русских народных инструментов. Как вы думаете, необходимы ли р.н. инструменты в молитве? Ответы учащихся. (разные..)

Учитель: А если мы, например, под молитву будем аккомпанировать на гитаре? Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Я предлагаю вам послушать католическую молитву о Богородице и определить по карточкам эмоциональных терминов, какая она по характеру. ( Слайд №7)

Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Какая прозвучала молитва? Вокальная или инструментальная? А о ком эта молитва?

Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Правильно, в католическом храме в песнопении молитва звучит под музыкальные инструменты,

( орган, гитара и тд..) а в православном песнопении молитву исполняют голосом или хором. ( Слайд №8)

Учитель: Мы различаем следующие религии: Христианство, Ислам, Буддизм. ( Слайд №9)

Учитель: Ребята, как вы думаете , что главное в молитве? Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Главное в молитве – СЛОВО.

Слово в православии – это дар Божий. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и

Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие песни - заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

Знакомство учащихся с содержанием учебного материала для работы на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы, дают правильные ответы.

Учащиеся раскрывают название темы урока с помощью учителя

Учащиеся пользуются словарём эмоциональных

Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Регулятивные: определяют тему

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

Регулятивные: определяют тему, цель

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

знаний для человека,

приобретают мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков.

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Осмысливают учебный материал.

Участвуют в учебном диалоге.

Образно-логические- анализ прослушанного музыкального произведения. Увиденного, изученного материала.

Излагают своё мнение, корректируют своё

мнение, соблюдают нормы коллективного общения.

(построение урока в беседе, знакомства с материалом урока).

и способов действий.

(Построение работы на уроке в парах).

Проекта выхода из затруднения.

8. Включение в систему знаний и

10.Рефлексия учебной деятельности

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для

человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Учитель: А сейчас физкультминутка.

- На раз подняться, потянуться,

-На два, согнуться, разогнуться

-На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка.

-А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать

-На пять, нам солнце показать.

-На шесть, за парты тихо сесть.

Учитель. Итак, мы с вами различаем молитвы: Благодарственная молитва. Просительная молитва. Покаянная молитва. ( Слайд №12)

Учитель: послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется стихотворение? ( Слайд №13)

Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Правильно. Молитва.

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский? (Слайд №14)

Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день

Ответы учащихся ( завтрак)

Начинается он вот такой пьесой.

Учитель: Ребята, как бы вы назвали эту музыкальную пьесу?

Ответы учащихся. (Слайд №16)

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?

Ответы учащихся. ( просьба-обращение, благодарение , предупреждение)

– Это домашняя молитва?

-Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

Учитель: ( вспомним правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; создавайте настроение и характер песни, о чём в ней поется)

Учитель: Послушайте песню которую мы будем разучивать.

Самостоятельная работа: Отгадайте кроссворд( Слайд №18)

1) Как называется святое помещение для молитв у мусульман?

2)Как называют общество людей христиан ? ( Церковь)

3) Как называется песня - экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая? (закличка)

4) Как называется образ святого, перед которым молятся?

5) Назовите религию, где молитвы поют и аккомпанируют на музыкальном инструменте?

6 Назовите религию христиан?

7) Как называется святое помещение для молитвы и для души?

Учитель: Что у нас получилось?

Учитель: Давайте вместе вспомним название урока…

Учитель : Мы с вами слушали и исполняли молитвы, слушали музыку П.И.Чайковского. Узнали историю молитв, откуда они взялись.

- Что такое молитва, для чего нужна?

- Молитва имеет разное значение. Какие ?

(молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? (наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.)

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Учитель: Мы подводим итог нашего урока.

Учитель: Определим, какими видами деятельности

занимались на уроке ( Слайд № 19).

- Какая была тема урока?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Что было интересно выполнять на уроке?

- Достигнута ли Вами цель урока? Какая?

- Что запомнилось больше всего?

- Всё ли Вам удавалось легко? Учитель: Сделаем вывод по теме нашего урока: Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. Эпиграфом нашего урока служили слова И. Никитина. Учитель: Прощаемся по - музыкальному:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

Планируемые результаты

1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

3.Сравнительный интонационный анализ

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, русский язык, математика, окружающий мир

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

Организация пространства

Индивидуальная, в парах, фронтальная.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД, формирующиеся на данном этапе

I этап. Мотивация к деятельности

Методы: словесный, наглядный

Цели обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, включиться в деловой ритм урока Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Цели учителя: выявить степень готовности учащихся к уроку, способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность: настроить презентация, приготовить карандаши и ручки, открыть словарики.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

I I этап. Постановка темы и цели у рока.

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, коллективное взаимодействие.

Цели обучающихся: смогут назвать изучаемый раздел. Работать с информацией, представленной на слайде.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Цели учителя:

Организовать работу по слайду и в РТ

Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Организовать работу в паре.

Колокольный звон слышен во всей округе, даже исходит из картин русского художника И. Левитана.

О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека?

Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)

Вопрос: Что бы вы хотели узнать нового о молитве?

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

III этап. Работа по теме урока.

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, коллективное взаимодействие

Цели обучающихся: формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Цели учителя: Организовать работу по слайду. Организовать работу в тетради. Оценивать правильность выполнения задания.

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

– Значит, главное в молитве – СЛОВО.

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь

Краткое объяснение содержания.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

IV этап Работа над содержанием.

Методы : практический

Цели обучающихся:

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Цель, которую хочет достичь учитель :

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки?

После догадок детей показываю портрет Чайковского

– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

– А с чего начинается ваш день? Ответы детей…

– Послушайте, как звучит молитва Ангелу-Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

– Нет, только на добро, любовь и благие дела.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

V Рефлексия учебной деятельности

Деятельность обучающихся:

соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;

оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- восприятие оценки учителя,

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

V I Домашнее задание

Цели обучающихся: смогут выполнить задание по выбору, получат возможность выполнить творческое задание по желанию

Цель учителя: дать инструктаж по выполнению домашнего задания; разъяснить критерии его успешного выполнения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока музыки, 2 класс

Учитель: Малаева С.В.

1. Познакомить, с чего начинался и чем заканчивался день ребенка в прошлом, где можно услышать молитвы, как нужно вести себя в церкви.

2. Прослушать пьесы П.И. Чайковского.

4. Исполнение наиболее понравившихся фрагментов.

Введение в тему урока.

Положительное отношение и интерес к урокам музыки

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Приветствие . Исполнение музыкального приветствия:

2. Постановка цели и задач урока.

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета

Регулятивные: целепологание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

1) Разучить песню - молитву.

2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от обычной песни-заклички.

Исполнение (в диалоге с учителем).

3. Актуализация знаний.

Понятия икона, молитва, правила поведения в церкви

Личностные: испытывают чувство сопричастности с историей своего народа, его культурой и обычаями

Познавательные:

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Регулятивные: определяют тему

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. « О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм?

Что такое молитва?

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Знакомство учащихся с содержанием учебного материала для работы на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы, дают правильные ответы.

Ответы учащихся: Молитва.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Интонационно-образный анализ произведений Чайковского

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные: определяют тему, цель

Познавательные:

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Учитель: Какие цели вы будете достигать на уроке?

Учащиеся раскрывают название темы урока с помощью учителя

5. Первичная проверка понимания.

Русские народные инструменты, какие инструменты могут звучать при исполнении молитвы

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные:

Осмысливают учебный материал.

Коммуникативные:

Участвуют в учебном диалоге.

Образно-логические- анализ прослушанного музыкального произведения. Увиденного, изученного материала.

Коммуникативные:

Излагают своё мнение, корректируют своё

мнение, соблюдают нормы коллективного общения. Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

Учитель: Как вы понимаете слова И. Никитин «Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Учитель: То есть оставаться и душой и телом чистыми, добрыми….

Как вы думаете, необходимы ли р.н. инструменты в молитве? послушать католическую молитву о Богородице и определить по карточкам эмоциональных терминов, какая она по характеру. После прослушивания.

Учитель: Какая прозвучала молитва? Вокальная или инструментальная? А о ком эта молитва?

в католическом храме в песнопении молитва звучит под музыкальные инструменты,

( орган), а в православном песнопении молитву исполняют голосом или хором.

Главное в молитве – СЛОВО.

Слово в православии – это дар Божий. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы?

Главное отличие песни - заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

Излагают своё мнение, корректируют своё

мнение, соблюдают нормы коллективного общения. Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

6. Первичное закрепление. Работа в парах.

Навыки хорового исполнения

Личностные: инициатива, самоопределение, выражение своего эмоционального отношения к музыкальным образам в слове, пении.

Познавательные: анализ, сравнение.

Регулятивные: Оценивают степень достижения задания.

Коммуникативные:

Соблюдают нормы общения при работе в парах

О чем может человек разговаривать с Богом? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Составляют текст своего обращения к Богу, отмечая самое важное, что есть в душе ребенка (любовь к ближним, заступничество, вера в справедливость)

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

самооценка отношения к молитве.

Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске лучшего исполнения песни

Познавательные:

Логические-характеристика произведения и его обоснование;

слушали музыку Чайковского. Узнали историю молитв

- Молитва имеет разное значение. Какие ?

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

Учащиеся выполняют практическую работу коллективно, в парах.

Учащиеся настраиваются на вокальное исполнение

Учащиеся высказывают свои мнения (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию)

(Чайковский был верующим человеком и знал православные традиции.)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

инициатива, самоопределение, выражение своего эмоционального отношения к музыкальным образам в слове, пении.

Поделитесь со своими близкими о том, что вы узнали на уроке, что вас волнует

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

что запомнилось на уроке? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились?


Материал урока содержит технологическую карту и приложения для в виде текста песен, которые можно распечатать и раздать детям.

Содержимое разработки

познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

Планируемые результаты

1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

3.Сравнительный интонационный анализ

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, русский язык, математика, окружающий мир

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

Организация пространства

Индивидуальная, в парах, фронтальная.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД, формирующиеся на данном этапе

I этап. Мотивация к деятельности

Методы: словесный, наглядный

Цели обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, включиться в деловой ритм урока Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Цели учителя: выявить степень готовности учащихся к уроку, способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность: настроить презентация, приготовить карандаши и ручки, открыть словарики.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II этап. Постановка темы и цели у рока.

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, коллективное взаимодействие.

Цели обучающихся: смогут назвать изучаемый раздел. Работать с информацией, представленной на слайде.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Цели учителя:

Организовать работу по слайду и в РТ

Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Организовать работу в паре.

Колокольный звон слышен во всей округе, даже исходит из картин русского художника И. Левитана.

О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека?

Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)

Вопрос: Что бы вы хотели узнать нового о молитве?

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

III этап. Работа по теме урока.

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, коллективное взаимодействие

Цели обучающихся: формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Цели учителя: Организовать работу по слайду. Организовать работу в тетради. Оценивать правильность выполнения задания.

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

– Значит, главное в молитве – СЛОВО.

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь

Краткое объяснение содержания.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

IV этап Работа над содержанием.

Методы: практический

Цели обучающихся:

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки?

После догадок детей показываю портрет Чайковского

– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

– А с чего начинается ваш день? Ответы детей…

– Послушайте, как звучит молитва Ангелу-Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

– Нет, только на добро, любовь и благие дела.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

V Рефлексия учебной деятельности

Деятельность обучающихся:

соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;

оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- восприятие оценки учителя,

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

VI Домашнее задание

Цели обучающихся: смогут выполнить задание по выбору, получат возможность выполнить творческое задание по желанию

Цель учителя: дать инструктаж по выполнению домашнего задания; разъяснить критерии его успешного выполнения

Мой ангел белый

Приоткрыл мне тайну

Обо всей вселенной,

Мой ангел белый

Мне сказал: "Ты знаешь,

Ведь тебе придётся

Полюбить весь мир"

Припев: Мой ангел белый,

Что же ты наделал,

Как теперь я буду

В этом мире жить.

Мой ангел светлый,

Все твои приметы

Мне теперь придётся

Наизусть учить. 2 раза

2. Пусть ангел черный

С миром отпуская

И теперь другою

Будет жизнь моя. Припев.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего ж на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Мой ангел белый

Приоткрыл мне тайну

Обо всей вселенной,

Мой ангел белый

Мне сказал: "Ты знаешь,

Ведь тебе придётся

Полюбить весь мир"

Припев: Мой ангел белый,

Что же ты наделал,

Как теперь я буду

В этом мире жить.

Мой ангел светлый,

Все твои приметы

Мне теперь придётся

Наизусть учить. 2 раза

2. Пусть ангел черный

С миром отпуская

И теперь другою

Будет жизнь моя. Припев.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего ж на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.


-75%

Читайте также: