Копилка логопеда в доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии его речи, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения ребенок произносит в кругу близких людей-отца, матери, бабушки, дедушки. Если мы любим своего ребенка, желаем ему добра и светлой судьбы, неужели равно отнесемся к трудностям, которые впоследствии вызывают нарушения речи! Неисправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке общего развития ребенка, трудностям в восприятии и анализе учебного материала и реальных событий. Вот почему логопед всегда предупреждает родителей, пытаясь предостеречь их от легкомысленного отношения к проблемам речи их ребенка.

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - важный шаг на пути к правильной речи.

Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.

Сколько слов должен знать ваш ребенок?

Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли какие-то границы, количественные показатели для каждого возрастного этапа жизни человека? Такие пределы существуют.

Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь - это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:

• до 1 года 6 месяцев - 10-15 слов;

• в конце 2 года - 300 слов;

• в конце 3 года - 1000 слов;

• в 4 года - 2 500 слов;

• в 5 лет - 3 500 слов;

• в 6 лет - 4 000 слов;

• в 7 лет - 4 500 слов.

У взрослого человека словарь насчитывает 6 - 8 тысяч слов.

Качественный состав словаря у детей разного возраста неодинаков. Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают именительные 50%, глаголы - 30%. Другие части речи ребенок употребляет не часто.Ребенок в 5 лет очень любознательный, разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его активного словаря: быстро усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи.

Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои трудности в усвоении слов. Дети мало употребляют наречий, многосложных слов, слов для обозначения абстрактных понятий, обобщающих названий предметов, слов вежливости.

Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Ребенок свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы,

явления, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно употребляемых слов.

Поэтому родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного языка, обогащать детскую речь образными народными выражениями.

Таблица усвоения детьми звуков речи

Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов ознакомились в разделе "Возрастные особенности речевого развития ребенка". Помните, что каждый ребенок - индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ

От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет С, Ц

От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет Л, Р

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Возрастные особенности речевого развития

Пятый год жизни.

Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах. С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут заменять их один-другом (например, шапка - "тяпка", желтый - "зовтий"). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак - "йак", рыба - "либа", пирог - "пилиг").

Шестой год жизни.

К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи - монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.] Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нарушения речи у детей 6 - летнего возраста

Речь ребенка должна быть сформированным до пяти лет.

Но часто встречаются нарушения: заикания, неправильное произношение звуков, шепелявость. Дефекты звукопроизношения обязательно приводят к ошибкам при письме.

Бывает, что ребенок умеет произносить правильно изолированный звук (напр. [ш]), но в словах пропускает его или заменяет. (Шапка - тяпка).

Проблемой является и заикание.

Чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков. Помощником в решении этой проблемы для ваших детей станет логопед.

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что нужно знать родителям?

ЯЗЫК - неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К.Д. Ушинский образно назвал родной язык народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются чувства, восприятия, обогащаются знания об окружающем мире.

Важная роль в формировании личности ребенка, в частности развития его языка, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей-матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с первых звуков.

Итак, взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в школе.

Малышей нужно учить правильно произносить звуки в словах, ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно дышать во время речи.

Дошкольников учат согласовывать слова в предложениях в роде, числе и падежах, правильно строить предложения.

У детей дошкольного возраста нужно воспитывать и общую культуру речи: умение слушать обращенную к ним речь, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.

Родители ни в коем случае не должны оставаться равнодушными к речевым недмостатка своих детей.

В кругу своей семьи взрослые понимают ребенка с полуслова и он чувствует себя уверенно. Но с возрастом расширяется языковой круг общения ребенка и речевые недостатки препятствуют быстрой установке контактов со сверстниками, возникают различные осложнения, психологические проблемы. Недостаточно развита речь, бедность словарного запаса, проблемы в произношении звуков, отрицательно влияют на общее умственное развитие ребенка.

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что должны знать дети

У ребенка 5-го года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простые связи и точно воспроизводить их в речи.

Их речь становится более разнообразной, точнее и богаче по содержанию. Дети обращают больше внимания на речь взрослых, стараются ей подражать. Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов, создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее выражать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для определения признаков и качеств предметов. Свои высказывания дети строят из 2-3 и более простых распространенных предложений.

Дети 5-го года жизни начинают овладевать монологической речью. В их языке впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными. У детей резко увеличивается интерес к звуковому оформлению слов. Прислушиваясь к словам, которые произносит взрослый, ребенок пытается установить сходство в их звучании. Соответственно, значительно улучшается их звукопроизношение. Полностью исчезает смягчение согласных и реже бывают случаи пропусков звуков, слогов.

Большинство детей до 5-ти лет усваивают и правильно произносят свистящие [С, С, Ц, ДЗ], шипящие [Ш, Ж, Ч, Щ, ИП], сонорные [Л, ЛЬ, Р, РЬ] звуки. Правильно говорят многосложные слова, точно сохраняя в них составную структуру. Чаще верно употребляют в словах ударение, следуя литературной нормы произношения слов. На 5-м году жизни ребенок способен определить на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, подмечать ускорения и замедления темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности речи.

Итак, до 5-лет у детей заканчивается процесс овладения звуковой стороной речи. Язык в целом становится чище и выразительней. Повышается речевая активность и дети все чаще задают вопросы.

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь взрослых - образец для подражания

Речь взрослых - пример для детей. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Малыш учится говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы. Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Интонация-это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает бистрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышыт вокруг себя правильный, литературный язык.

Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух. Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает слуховое внимание ребенка постоянный шум в комнате, громкое звучание радио, телевизор, громкие разговоры взрослых. Первым признаком пониженного слуха является отсутствие реакции ребенка на язык людей, которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении слуха ребенка, развивать слуховое внимание, наблюдательность.

Блог учителя-логопеда Чипеевой Татьяны Евгеньевны

  • Главная страница
  • Профессия логопед
  • Портфолио логопеда
  • Ранний возраст
  • Речь дошкольника
  • Задержка речевого развития. Что делать?
  • Что такое ОНР, ФФН, Стёртая дизартрия?
  • Что такое фонематический слух?
  • Советы заботливым родителям
  • Гимнастика для язычка
  • Играем с пальчиками - развиваем речь
  • Логоигры
  • Методическая копилка
  • ИКТ в работе логопеда
  • Нормативно-правовая база
  • Анкета для родителей
  • Мультимедийные игры по лексическим темам

Методическая копилка


В этом разделе собраны мои лучшие авторские разработки, которые я надеюсь, помогут в работе с детьми: конспекты занятий, презентации, проекты, картотеки. А также интересная информация других авторов.

Надеюсь, эта страничка будет полезна и интересна!!!




Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного педагога.

В данном разделе вы найдёте информацию по обобщению и распространению моего педагогического опыта.

Картотеки



Комментариев нет:

Ярлыки





Техника мгновенного запоминания стихотворений с помощью живых мнемотаблиц



Развивающие онлайн-игры для детей



Коллекция сказкотерапевтических сказок



Электронная библиотека



Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?



Полезные ссылки

КАЛЕНДАРЬ

Мой список блогов

Архив блога







Поиск по этому блогу





Обо мне

Музыка души


"Дорогою добра"

Музыка от которой светлеет душа



Любимые поэтессы



Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем. Лев Николаевич Толстой

В мире мудрости



Любимый фильм. Рекомендую для семейного простмотра.



Фильм о вере, пути и победе над собой. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям.

Я работаю логопедом 8 лет и все это время узнаю что-то новое, а хочу знать и главное уметь ещё больше!

В детском саду у меня есть отдельный кабинет, оснащенный мебелью, компьютером.

Войдя в кабинет мне захотелось его украсить – первым повесила на стену сенсорный коврик

Затем украсила стены рамочками детских работ из бисера.

Что-то мне досталось от Монтессори –педагога и я усовершенствовала, получились игры

В интернете можно найти много полезного материала так появились у меня тактильные дощечки, игры с прищепками

, пособия для развития дыхания

, массажные шарики и Су-Джок шарик- незаменимые помощники в процессе коррекции звукопроизношения

, волшебные мячики для развития сенсорного развития и кинестетических ощущений -

, о том, что я использую разноцветные макароны я уже писала, вот так выглядят макароны для мальчиков,

а вот так для девочек

Также пополнилась моя методическая копилка пособиями!

На закрепление изолированного звука

, автоматизация в словах

, по автоматизации звука и моторно-зрительной координации

, картотека игр с массажными мячиками

Для проведения артикуляционой гимнатики использую "Веселую артикуляционную гимнастику" Н. Нищевой

, а это первые карточки по которым я начинала работать

. Для проведения пальчиковых игр использую игры с пробками шагаем пальчиками

, а также игры Железновых

А вот этот тренажер я также использую для процесса автоматизации звука, и при этом использую эмоции- получился слог или слово снимаем желтый круг. не получился - синий, потом сравниваем каких больше!

Но большинство моих любимых игр и пособий разработаны моими коллеги-логопедами, которые активно делятся своими наработками или предлагают приобрести заинтересовавший вас материал через интернет.

Благодаря этому общению моя методическая копилка пополнилась следующим материалом - публикую с разрешения авторов:

Игры И. Матыкиной

гантели- на автоматизацию и дифференциацию звуков

игры на развитие слухового внимания

, артикуляционная гимнастика со смешариками

Игры Г. Шушковой

- на автоматизацю и дифференциацию звуков

Цветы и бабочки

Гном и сокровища

Ослик Иа и шарики

Улитки и листья

Снеговик и снежинки

Малыши и погремушки

Вот такое описание игр от автора

А вот так я храню игры в садике

. О том какие пособия и игры у меня в поликлинике расскажу в следующий раз. Благодарю за внимание!

Копилка из бросового материала

Копилка из бросового материала Копилка может послужить хорошим подарком к любому празднику, как взрослому, так и ребенку. Особенно,если она сделана своими руками. Для ее.

Копилка творческих идей в календаре событий, дней

Копилка творческих идей в календаре событий, дней Копилка творческих идей в календаре событий, дней. Какие бы праздничные и значимые события мы не встречали, какие бы дни семейных дат.

Моя педагогическая копилка

Моя педагогическая копилка Чтобы необходимый материал для планирования. подготовки и проведения игровой деятельности, занятий и режимных моментов был всегда под рукой,.



Игра "Кольца Луллия" - развитие фонематического слуха и грамматического строя речи (навыки использования предлогов).


Игра "Волшебный поясок" - развитие связной речи.


Игра-фокус "Волшебное зеркало" - развитие грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).


Сенсо-моторная зона "Русалочка" - развитие мелкой моторики.


Игра "Собери букет" - дифференциация звуков "Л" и "ЛЬ" в словах.


Пособие "Звуковая полянка" - развитие фонематического слуха.


Пособие "Если все у нас в порядке" - формирование лексико-грамматического строя речи и развитие фонематического слуха.


Игра - фокус "Плавающие слова" - автоматизация и дифференциация звуков "Л" и "Р".


Игра "Покормим поросёнка" - развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.


Паровозик для артикуляционной гимнастики

Наши проекты


Проект "Звуки вокруг нас"


Проект "Фонетические истории"


Проект "Веселые игры для красивой речи"


Проект "Любимая буква"


Проект "Волшебный ветерок"


Проект "Волшебство мыльных пузырей"

Презентации


Презентация к занятию "День рождения Тортиллы"


Презентация к занятию "Животные нашего края "


Презентация к семинару "Использование пескотерапии в работе логопеда"


Презентация к семинару "Здоровье детей в наших руках"


Презентация "Родительский клуб в работе логопеда"


Презентация "Игры по развитию речи во 2-й младшей группе"


Презентация "Информационно-коммуникационные технологии в речевом развитии дошкольников"

Читайте также: