Актуальность растений в школе

Обновлено: 06.07.2024

В воздухе помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества. Их выделяют отделочные материалы, моющие средства, мебель.

Электромагнитное излучение, болезнетворные микроорганизмы, пыль и сухой воздух также отрицательно влияют на качество воздушной среды. Однако, в настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, комнатные растения обладают еще одной полезной функцией – улучшают состав воздуха, что благотворно влияет на наше самочувствие, умственную деятельность. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений огромны. Летучие вещества растений фитонциды в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах (10-6мг/см3) могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, действием.

"Высшее назначение растений не только в том, чтобы радовать наш глаз цветом,
а нас самих изысканными плодами. Да, они делают это. Но они ещё мягко очищают
воздух и землю вокруг нас. И каждый дом, в котором живут здоровые растения,
будет для нас более чистым и здоровым, чем, если бы растений в нём не было"
.
" Английская книга по садоводству XIX века "


Паспорт проекта.

Предмет исследования: процесс использования комнатных растений для создания комфортной и здоровой среды для человека.

Объект исследования: комнатные растения.

Тип проекта: исследовательский.

Цель: исследование экологического значения комнатных растений.

Задачи:

  • изучить и проанализировать литературу о комнатных растениях;
  • классифицировать комнатные растения по значимости для человека;
  • составить паспорт наиболее экологически популярных комнатных растений.

Методы исследования:

  • работа с литературными источниками;
  • сбор данных по наличию комнатных растений в классе, дома;
  • анкетирование;
  • работа с партнерами проекта;
  • игра по станциям;
  • творческий отчет.

Гипотеза: если мы узнаем о положительном влиянии комнатных растений на здоровье человека, то эти знания помогут нам правильно выбрать те растения, которые подходят для дома и класса.

Партнеры по проекту: учитель - учащиеся - родители - консультанты:

Теоретическая часть

Глава 1. Значение комнатных растений в жизни человека

Комнатные растения благотворно действуют на психику и здоровье человека: снижают возбудимость нервной системы, стимулируют хорошее настроение, повышают работоспособность.

С помощью растений можно очистить загрязненный вредными веществами воздух, добиться повышения влажности в комнате (растения возвращают её через листья), уменьшить содержание болезнетворных микробов, и этим оказать благотворное действие на человека.

Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так
и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную.
Карл Линней

Выполнила: Ильиных Настя

Глава 2. Экологическое значение комнатных растений

Влияние растений на шум в классе.

Оказывается, растения могут внести свой вклад в подавление шума. Ученые доказали, что растения эффективно подавляют шумы. Немецкие ученые утверждают, что три фикуса в классе по звукоизоляционным свойствам приравниваются к плотной шторе площадью 5 кв. м. А наличие в комнате десятка крупных растений способно поглотить шум на 25 процентов, то есть снизить его на 1/4.

Итак, первая польза от растений - они могут внести свой вклад в подавление шума и создать акустический комфорт внутри помещения.

Влияние растений на воздух в классе.

Оптимальный уровень влажности воздуха должен быть 40-65%. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает и перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого повышается подверженность заболеваниям. Комнатные растения способны испарять, то есть отдавать в воздух до 97% влаги. Таким образом, нецветущие декоративные растения, как, к примеру, циперус, фикус, драцена, гибискус, в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности.

Всем известно важнейшее свойство растений - поглощать в светлое время суток углекислый газ и выделять кислород. Исследования ученых показали, что углекислый газ в помещении является веществом, которое даже в невысоких концентрациях может пагубно отразиться на здоровье и работоспособности человека.

Способны растения и на большее. Некоторые из комнатных растений способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качества. Пластик и другие искусственные материалы, из которых делается мебель, выделяют формальдегид, ацетон, толуол и могут вызвать у человека головные боли, аллергию, кожную сыпь. Растения, конечно, не волшебники, они не превратят вредный воздух помещения в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество вредных веществ в воздухе. Кроме того, растения помогают бороться с пылью - они ее абсорбируют, поглощают.

Самые лучшие растения-фильтры - драцена, финик, хлорофитум, фикус, традесканция.

Влияние комнатных растений на эмоциональное состояние.

Растения действуют успокаивающе и снижают стрессовые реакции. Более того, зеленый цвет растений играет при этом немаловажную роль. В психологии зеленый цвет является символом уверенности и защищенности.

Выполнила: Черных Даша

Глава 3. Благоприятные условия для комнатных растений в разных помещениях

Если будущий цветовод редко бывает дома, то нужно остановиться на неприхотливых растениях типа папоротника или бамбука, которым практически невозможно навредить своим невниманием или неправильным уходом.

Если же хозяин дома планирует посвятить цветам достаточно времени и сил, то здесь можно и нужно подойти к вопросу более серьёзно. Стоит учесть несколько факторов для успешного садоводства в рамках квартиры.

Местом для будущего цветка стоит выбрать подоконник окна, на котором больше по сравнению с остальными частями комнаты света.

Большинство комнатных растений привычны к средней температуре городской квартиры, поэтому здесь особенно беспокоиться нет смысла, если только у вас по каким-то причинам не экстремально холодно или жарко. Увлажнять листья цветка при очень сухом воздухе в квартире проще простого за счёт опрыскивания, а полив каждому растению требуется свой.

Степень освещённости комнаты напрямую влияет на выбор растения и очень важна для нормальной жизнедеятельности цветов.

В современной квартире жителя города, как правило, мало света даже на подоконнике. Поэтому если окна квартиры находятся в тени, то о цветущих растениях можно забыть сразу и сосредоточиться на выборе из декоративно-лиственных вечнозелёных растений. Правда, даже они при недостатке освещения склонны менять окраску на более бледную и вытягиваться в поиске дополнительного источника света.

Самыми теневыносливыми считаются плющ, папоротник, аспарагус, хлорофитум.

Также на подоконнике окна, выходящего на юг, хорошо себя будут чувствовать кротон, пахиподиум, каланхоэ, цимбидиум и юкка.

У каждого цветка свой режим и потребность во влаге, именно поэтому, если хозяин дома бывает дома редко, то и растения в его квартире должны быть неприхотливыми и легко переживать, когда о них по каким-то причинам забыли.

Таким образом, начинающему цветоводу лучше выбрать либо растения, которые нуждаются в поливе крайне редко, и это всем известные кактусы (правда, с небольшими нюансами), либо те, что не боятся залива и даже очень ему рады.

При выборе комнатного растения очень важно соизмерять свои ожидания от него с тем, что оно реально может вам предложить, когда вырастет и в период цветения.

Следует внимательно изучить свойства и качества конкретного вида цветка, которые рассматривается для покупки в квартиру.

Выполнил: Дмитриев Лёня

Глава 4. Правила ухода за растениями

Цветы, как люди, на добро щедры.
И, свежее дыханье отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
К.Жанэ

Для того чтобы комнатные цветы лучше росли и радовали нас своим ухоженным внешним видом, необходимо создать для них оптимальные условия.

  • Некоторые цветы любят солнышко, некоторые наоборот начинают на нём вянуть (например фиалки обычно притеняют), поэтому лучше почитать специальную литературу по уходу за каждым видом цветов.
  • Также важно следить за поддержанием оптимального уровня влажности грунта, грунт не должен пересыхать, но в то же время важно сделать хороший дренаж и не допускать загнивания корней. Почва в горшке должна быть всегда слегка влажной. Если она пересыхает, погибают молодые корни растения. Но если влаги слишком много, корни начинают подгнивать.
  • Нельзя поливать растенияхолодной водой. Вода должна быть комнатной температуры
  • Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой — реже.
  • Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.
  • Регулярно рыхлите почву, а также делайте время от времени "душ" для цветов, ведь они не любят пыли на листьях.
  • Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немного просохнет. Чтобы не повредить корни, рыхлят только на поверхности и только по краю горшка.
  • Один раз в месяц надо протирать гладкие крупные листья влажной губкой или тряпкой. Растения с мелкими или опушёнными листьями надо опрыскивать водой.
  • Не забывайте о необходимости своевременный пересадки, если цветочек уже "вырос" из своего вазона, то необходимо подобрать для него большую ёмкость.
  • Многие растения, особенно цветущие, нуждаются в дополнительной подкормке. После долгой зимы вносите правильно подобранные удобрения.
  • Оберегать растения от вредителей!

Выполнил: Ярый Сергей

Глава 5. Болезни комнатных растений: причины и лечение

Комнатные растения подвержены различным заболеваниям. Эти заболевания являются результатом воздействия неблагоприятных условий окружающей среды, а также результатом не надлежащего ухода.

Основные факторы развития заболеваний:

1. Кислотность почвы и наличием питательных веществ. (недостаточное их количество приводит к медленному росту, листья опадают, цветы стают неполноценными.

2. Низкая или высокая температура в комнате приводит к закручиванию листьев.

3. Неправильное освещение (стебли стают тонкие, листья высыхают, цветы не развиваются).

4. Полив избыток влаги способствует развитию гнили на корнях, а недостаток пожелтению листьев.

Что же делать, если растения всё-таки заболели?

Первым делом необходимо определить причину, вызвавшую ухудшение состояния: неинфекционная, инфекционная, вредители.

Неинфекционные болезни поражают цветы вследствие нарушения обмена веществ, вызванного неблагоприятными факторами внешней среды (высокая/низкая температура, недостаток/избыток влаги, загрязнение воздуха, механические повреждения и т.д.). Всё это резко снижает декоративные качества растения.

Лечение: необходимо подобрать хорошие подкормки и удобрения, разработанные специально для данного вида растения, и обеспечить правильный и внимательный уход.

Инфекционные болезни у комнатных цветов вызывают вирусы, бактерии и микроскопические грибы, поселяющиеся на растениях и в почве. Непривычное увядание, загнивание луковиц, клубней, корней, точек роста, тканей листьев и стеблей являются признаками бактериального заболевания. При поражении некоторыми видами бактерий может наблюдаться образование слизистых выделений. Симптомом бактериального заболевания могут быть также и разнообразные опухоли и новообразования.

Бактериальные заболевания необходимо лечить с помощью специальных средств защиты растений, так как обрезка поражённых частей растения, чаще всего не ведёт к его выздоровлению.

Лечение грибных инфекций проводят специальными средствами. Наибольшего внимания заслуживает Фитоспорин-М – фунгицид, разработанный на основе природной бактериальной культуры.

В зависимости от вида вредителя, поразившего растение, проводят обработку инсектицидами, обрезают или протирают поражённые участки, заменяют землю в горшке и т.д.

Самое главное, в случае обнаружения любых признаков заболевания комнатного растения, необходимо действовать быстро, а не ждать, что всё само собой пройдёт. Первым делом нужно переставить растение в другое место, отделив от других комнатных цветов, и тщательно опрыскать листья (если позволяют условия ухода).

Выполнила: Колташова Арина

Практическая часть

Глава 1. Исследовательская деятельность

  • Хлорофитум - 1
  • Кактус – 3
  • Орхидеи – 4
  • Алоэ – 5
  • Фикус Бенджамина – 4
  • Зигокактус – 2
  • Фиалка -3
  • Спатифиллум - 9
  • Герань – 2
  • Драцена – 5
  • Цикломен – 1

Мы выбрали пятерку наиболее популярных комнатных растений:

  • Спатифиллум
  • Алоэ
  • Драцена
  • Фикус Бенджамина
  • Орхидеи

Далее мы решили составить паспорт данных комнатных растений по плану (Приложение 1).

Благодаря анкетированию мы пришли к выводу, что многие ребята не знают:

  • названия комнатных растений, которые растут у них дома;
  • правила ухода за некоторыми растениями.

Чтобы комнатные растения были всегда здоровыми, им надо создать такие условия жизни, к которым они привыкли на родине… Их надо поливать, рыхлить почву в горшках, удалять пыль от листьев. Мы узнали, как правильно ухаживать за цветами, разработали 6 золотых правил ухода за комнатными растениями:

1. Не заливайте их.

2. Предоставьте им покой.

3. Создайте им влажную атмосферу.

4. Группируйте растения.

5. Научитесь пересаживать.

6. Правильно ухаживайте за каждым растением.

Эти растения – наши друзья!
В комнате жить без них просто нельзя,
С ними нам дышится лучше и легче,
С ними нам жить еще интересней!

Выводы.

В ходе исследования мы доказали, что многие комнатные растения положительно влияют на здоровье человека.

Мы выяснили, что комнатные растения имеют большое экологическое значение в жизни человека. Они могут подавлять шум, тем самым создавать акустический комфорт внутри помещения; создавать комфортный уровень влажности, насыщать воздух кислородом; поглощать пыль, а так же благотворно влиять на эмоциональное состояние человека.

Таким образом, наша гипотеза – верна и с помощью комнатных растений можно улучшить экологичность помещения. В своём исследовании нам удалось достигнуть поставленной цели.

Заключение

Растения – санитары жилых помещений. Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, устраняют нервозность. Растения в помещениях улучшают климат, отфильтровывают частички пыли в воздухе, понижают содержание углекислого газа в воздухе, действуют успокаивающе, способствуют снятию стрессов и улучшают самочувствие, делают помещение уютным, радуют людей.
Наша команда решила, что нужно расширять знания о комнатном цветоводстве.

В перспективе мы хотели бы:

Цветы в помещениях должны быть подобраны не только в эстетических целях, но и для оздоровления атмосферы.

Знания о комнатных растениях нужны и детям и взрослым, для того, чтобы правильно подбирать их и ухаживать за ними.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

Секция биология

«Влияние комнатных растений,

Овчинникова Дарья Семеновна

Руководитель Богомазова Нонна Геннадьевна

II . Основная часть. Собственные исследования……………………………………стр.3-7

1. Изучение видового разнообразия комнатных растений в школе……………….стр.3

2. Изучение влияния комнатных растений на здоровье людей……………………стр.3-5

3. Разработка рекомендаций по правильному озеленению классных кабинетов. стр.5-7

I . Введение

Роль растений в жизни человека и всех живых существ велика. Все мы знаем, что тот мир живой природы, который окружает нас и отличает планету Земля от всех других, мог сформироваться благодаря постоянной работе зеленых растений, поглощающих из атмосферы углекислый газ и выделяющих образовавшийся в процессе фотосинтеза кислород, без которого жизнь для нас невозможна.

Аналогичную роль выполняют и комнатные растения. Значение комнатных растений довольно велико. Они не только обогащают воздух кислородом, но и радуют нас своей красотой, очищают воздух от пыли и грязи, повышают его влажность. Комнатные растения оказывают на нас не только эмоциональное воздействие, успокаивая нервную систему, улучшая настроение и повышая работоспособность. Они выделяют ароматические вещества и фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. Очень многие комнатные растения имею лекарственное значение, могут служить целителями от различных недугов.

Комнатные растения в квартире и школе – зеленая лаборатория, в которой дети, особенно младшего возраста, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков.

Растения – это живой организм, обладающий определенной энергией. У каждого растения есть индивидуальный набор свойств и качеств, благодаря которому оно может оказывать влияние на жизнь человека тем или иным способом. Очень важно располагать как можно более полной информацией о комнатных растениях, которые используются в озеленении. Имея достаточно знаний о растении, его свойствах, требованиях к уходу, мы сможем радоваться его красоте, общаться с ним без опаски, чувствовать в нем своего друга.

Размышления о том, какие растения лучше выращивать в школе и дома, определило тему нашей исследовательской работы.

II . Основная часть. Собственные исследования.

1. Изучение видового разнообразия комнатных растений в школе

Для выполнения цели исследования решались следующие задачи:

Определить видовой состав комнатных растений и условия их содержания (фотографирование, использование маршрутного метода).

Составить каталог комнатных растений кабинетов и помещений школы.

В результате нашего исследования было определено, что в школе произрастает 320 растений пятидесяти восьми видов (не считая растения начальной школы). Результаты нашего исследования представлены в таблице 1. (Приложение).

1.Из таблицы видно, что наибольшее количество растений и их видовое разнообразие обнаружено в кабинете №3 (химии/биологии).

2.Не во всех кабинетах школы присутствуют растения. 3.Десять и более комнатных растений насчитывается в кабинетах № 3,12, 18, 21, 22, 28, 211, 213, 215. Наибольшее количество видов растений нами определено в кабинетах № 3, 22, 213, 215. 4. Рекреационное и лестничное пространство школы достаточно озеленено, в нем насчитывается девяносто девять растений шестнадцати видов. 5. Нами, совместно с руководителем составлены печатный каталог и фотокаталог комнатных растений школы. Этими каталогами может воспользоваться любой ученик и учитель нашей школы.

2. Изучение влияния комнатных растений на здоровье людей.

Для выполнения цели исследования решались следующие задачи:

1. Изучить влияние комнатных растений, используя различную справочную литературу.

2. Провести исследование учебных и административных кабинетов на наличие данных растений.

В зависимости от декоративных свойств растений и их биологических особенностей все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.

Существует группа растений, обладающих фитонцидными свойствами - способностью убивать бактерии и задерживать рост микроорганизмов, которые вызывают ОРЗ, аллергические реакции. Фитонциды усиливают защитные свойства организма и улучшает иммунитет.

К этой группе относятся: плющ обыкновенный, герань, гибискус, традесканция, толстянка , различные виды б егонии, колеус, розмарин, аспарагу с, монстера, молочай и хлорофитум. Алое способно снижать патогенность среды на 30%. А такое растение, как хлорофитум за 24 часа способно уничтожить до 80% патогенной микрофлоры. В лечебных целях очень важно, что фитонцидная активность комнатных растений появляется особенно в зимне-весенний период, т.к. именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.

Среди фитонцидных видов есть и ядовитые, например олеандр, молочай блестящий, диффенбахия, герань. Они могут вызывать аллергические реакции.

Зелёные растения по мере сил избавляют нас от пыли, витающей в воздухе. Аккумулируя на себя пыль, все комнатные цветы значительно очищают воздух в классе. Доказано, что после размещения в помещении цветочных горшков воздух становится чище на 40%. С такой задачей успешно справляются фикусы, монстеры, пальмы, филодендроны и гибискусы (китайская роза).

Рекордсменом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум. Он даже превосходит многие специально созданные для этой цели технические устройства.

Некоторые отделочные материалы могут выделять в воздух неблагоприятные для здоровья вещества – фенол, формальдегид, бензол.

Большинство ядов хорошо поглощает антуриум. Универсальными также являются спатифиллум, традесканция, щучий хвост. Формальдегид поглощают различные виды фикусов, такие растения, как эпипремнум, сингониум, алоэ, филодендрон, папоротник нефролепис, хлорофитум, диффенбахия.

Драцена и плющ очищают воздух от формальдегида, бензола. Растения работают как уникальный биофильтр: не только впитывают токсины, но и утилизируют их, перерабатывают с помощью особых ферментных систем.

Комнатные растения служат отличным индикатором, определяющим уровень влажности воздуха в помещении. Если растения начинают чахнуть и желтеть даже при регулярном поливе, то это говорит о том, что воздух в помещении чрезмерно сухой. С сухостью воздуха лучше способны совладать те из них, которые требуют обильного полива, например , циперус, различные виды пальм . Потребляя много влаги, они большое количество её испаряют в воздух.

Растения могут восполнить не только недостаток влаги в воздухе, но и нехватку кислорода. Человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ, а у растений всё происходит с точностью наоборот: растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Такую функцию отлично выполняют сансевьера (щучий хвост), сциндапсус, фикус и неприхотливый хлорофитум. Эти растения особенно продуктивно работают в дневное время. Хорошо озонируют воздух кофейное дерево, хойя мясистая (восковой плющ), ро э циссус ромбический. Обогащению воздуха легкими ионами содействуют еще и пеларгония, папоротники, сенполия фиалкоцветная, а также кактусы, которые помогают нейтрализовать радиационное воздействие на наш организм.

Ещё одно целебное свойство комнатных растений – их способность успокаивать нервную систему. Очень хорошо воздействует на психику человека лавр. Успокоительным действием обладают мята, мелисса, лаванда, котовник, розмарин, монстера, пеларгония.

Эфирные масла, выделяемые цитрусовыми растениями (лимоны и мандарины) , наоборот, помогают концентрироваться, повышают работоспособность.

1. Изучили полезное действие комнатных растений и определили, в каких кабинетах растут растения с полезными свойствами. Результаты представлены в таблице 2 (Приложение). 2. Только в кабинетах №3 и №28 присутствуют растения всех описанных нами групп. 3. Выяснили, что комнатное растение хлорофитум по своим полезным свойствам опережает все другие растения, т.к., является лекарем, пылесосом, фильтром, ионизатором и релаксантом. Мы рекомендуем обязательно использовать его в озеленении школьных кабинетов. 4. Кабинеты № 27, 212, 214 необходимо озеленить растениями пылесосами, ионизаторами чтобы создать в кабинетах благоприятный микроклимат.

3. Разработка рекомендаций по правильному озеленению школьных помещений.

На основе проведенного нами определения видового состава комнатных растений школы и выявления их полезных свойств, мы разработали рекомендации для школьных кабинетов. В кабинете биологии представлены 11 растений восьми видов. Рекомендуем увеличить количество видов растений, таких как филодендрон, папоротник нефролепис, клеродендрум Томсона, хлорофитум, драцена , фикус Бенджамина, аглаонема.

Кабинет физики не представлен широким выбором комнатных растений (два растения двух видов). Мы рекомендуем в кабинет физики, исходя из температурных возможностей и месторасположения класса, фикус, папоротники, коралловую бегонию, плющи, пеларгонию, монстеру. Эти растения очень доступны и обладают фитонцидными свойствами. В кабинете химии собрана большая коллекция комнатных растений (20 видов). В нем целесообразно размещать такие растения как фикусы, алоэ, хлорофитум , филодендрон, плющ, спатифиллум . Все эти растения в кабинете химии присутствуют. Они прекрасно справляются с задачей очищения воздуха от вредных примесей.

В кабинете информатики представлены 15 растений восьми видов , что недостаточно. Нужно уделить особое внимание озеленению этого кабинета. Организовать дополнительные уголки улучшения эргономики с использованием большого количества зеленых растений с целью минимизации утомления детского организма. При работе компьютера число отрицательных ионов кислорода быстро уменьшается. Но есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы. Ионы поглощают излучения компьютеров, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это в основном хвойные растения: кипарис, туя, сосна и можжевельник . К тому же они обладают ещё и фитонцидными свойствами. Около компьютеров полезно ставить эхинокактус , отличающийся длинными колючками, способный поглощать электромагнитное излучение, снижающий ионизацию воздуха.

В кабинете географии растений должно быть как можно больше. Это поможет детям при изучении материков и стран, при изучении природных зон и климатических поясов. Рекомендуем пополнить коллекцию растениями разных групп.

Во всех кабинетах школы мы рекомендуем растения с высокой фильтрационной способностью ( хлорофитум, алоэ, нефролепис ), растения с фитонцидной активностью ( бегония, аспаранус, циперус, пеларгония, колеус ), растения с кислородообразующей функцией ( фикус, сансевиерия, цериус, хойя ).

В рекреациях полезно размещать растения, способные очищать воздух от пыли. Это опушенные растения ( сенполия, глоксиния ), растения с большой поверхностью листовой пластины ( фикусы, монстера, диффенбахия ). С целью украшения рекреации с последующим оздоровительным эффектом рекомендуем бересклет, плющ, камнеломку, спатифиллум, пилею узколистную, пиперомию.

В столовой порекомендуем выращивать хлорофитум . Этот цветок за 24 часа почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов и газов.

Однако к некоторым растениям при озеленении следует отнестись с осторожностью. Например, растения, содержащие ядовитый сок ( диффенбахия, молочай ) не следует размещать там, где находятся дети младшего возраста. Сок, выступающий из места надреза, вызывает отек и болезненность в области слизистой рта и горла, а при контакте с глазами - конъюктивит и изменения роговицы. Это же относится к кактусам.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что наша школа достаточно озеленена. Мы считаем, что количество растений и их видовое разнообразие в школе необходимо увеличить. Ведь комнатные растения не только создают уют, воспитывают в детях трепетное отношение к природе, но и приносят пользу, оздоравливая атмосферу школьных помещений. Растения в школе играют не только эстетическую и воспитательную, но и образовательную роль. Многие из них могут служить наглядным пособием на уроках биологии и географии, являясь представителями растительности тропиков и субтропиков. Растения очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, синтетические смолы. Они повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение. Поэтому, если мы хотим учиться в чистом классе, нам необходимо обставить классную комнату полезными растениями. Мы, в свою очередь, должны обеспечить растениям все условия для жизни.

2. Комнатные растения в школе: Книга для учителя/ Н.И.Клиновская, В.В.Пасечник.- М.: Просвещение, 1986.

3. Полная энциклопедия комнатных растений/ В.В.Чуб, К.Д.Лезина.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.

4. Цветы в вашем доме. Петрозаводск: Карелия, 1988.

5. Энциклопедия комнатного цветоводства/Джейн Куртьер.- М.: Мой Мир, 2006..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние комнатных растений на здоровье обучающихся в разных школьных помещениях. Комнатные растения, их влияние на атмосферу в учебном помещении.

Влияние подбора комнатных растений на здоровье учащихся в разных школьных помещениях

3. Комнатные растения, их влияние на атмосферу в учебном помещении. 5

4.Комнатные растения – очистители воздуха в школе…………………. 6

5.Комнатные растения и ароматология. 7

6.Особенности роста и развития комнатных растений. 8

7. Комнатные растения в интерьере школы. 13

8.Применение теоретического материала о комнатных

растениях на практике. 14

10. Оценка эффективности работы………………………………………. 20

10. Вывод и практические рекомендации. 21

12.Список источников информации и иллюстраций………………………23

Школа-это наш второй дом. Она выглядит менее привлекательной без живых цветов. В школе мы не только учимся, но и посещаем различные кружки, общаемся в кругу близких друзей. Растения, правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение , придают помещению своеобразный колорит и комфорт.

Растения влияют на здоровье учащихся, их внутреннее состояние. Они поглощают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе учебного заведения. Это растворители, содержащиеся в красках, клее, пластике. Поэтому можно и нужно бороться с загрязнением воздуха, используя чуткие индикаторы – комнатные растения. Там, где они растут, воздух свежее и дышится легче. Растения не только улавливают накапливающийся в воздухе углекислый газ, выделяют кислород, но и поглощают целый ряд вредных веществ. Например, комнатные растения гербера, драцена и фикус очищают воздух лучше, чем технические устройства, выделяя кислород и поглощая углекислоту, очищая воздух от микробов и пыли. Ароматы, испускаемые комнатными эфиромасличными растениями, насыщают воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшают самочувствие, повышают функциональную активность организма, стимулируют его защитные силы.

В процессе выполнения данной исследовательской работы (экспериментов в

своей школе), я хочу подтвердить теоретические знания, полученные в процессе

обучения в школе из разных предметных областей, практическим результатом.

Задача: Доказать, что школьные комнатные растения влияют на здоровье учащихся и их эмоциональное состояние.

Актуальность:

Человек всегда чувствует себя плохо в душном, неуютном помещении. В современных школах, где используются синтетиче­ские материалы, электронику, роль комнатных растений велика. Они поглащают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе школы, а также создают определённый комфорт, выполняя эстетическую, оздоровительную и экологическую функции.

Какие цветы приживутся в нашей школе?

Как влияют комнатные растения на учащихся (здоровье, настроение и др.)?

3. Какие цветы полезны для здоровья учащихся?

Цель работы: Научиться подбирать комнатные растения для кабинетов так, чтобы они оказывали положительное влияние на здоровье учащихся. На основании изученных свойств растений распределить их по учебным кабинетам.

Значение проекта: Благодаря этому проекту я научусь использовать комнатные растения в оздоровительных целях, смогу понять, какие растения действительно полезны для учебного заведения, смогу подобрать комнатные растения для своего дома.

Комнатные растения, их влияние на атмосферу в учебном помещении.

Воздушная среда городских помещений далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью, выхлопными газами.
Комнатные растения очищают и оздоравливают атмосферу в школе. И не только от пыли и вред­ных химических соединений, но и от грязи энергетической. В школе мы часто ссоримся, злимся друг на друга, переживаем не­удачи - со всем этим борются комнатные цветы. Цветы очищают воздух от этого негатива, часто при этом погибают сами. Учащиеся, которые долго находятся в такой обстановке, так же психологически и физически страдают. Есть много признаков, по которым можно определить есть ли в учебном помещении отрицательные энергетические потоки. Один из них - плохой рост комнатных цветов, их болезни, вялый вид.

Любое растение воздействует на окружающую среду и на самого человека. Растения поглощают энергию нечистых мыслей и оказывают влияние на процесс мышления и речи учащегося, причем влияние это, весьма целенаправленно. (См. приложение№1)

Комнатные растения - очистители воздуха в школе.

Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения, находящиеся в нашей школе, адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, электроники. Растения меняют себя и приспосабливают к себе окружение, по мере сил изменяя и облагораживая ситуацию, в которой оказались. Растения осуществляют детоксикацию вредных веществ в процессе своей жизнедеятельности различными способами. Одни вещества связываются цитоплазмой растительных клеток, и благодаря этому становятся неактивными. Другие подвергаются превращениям в растениях и становятся нетоксичными, а затем включаются в метаболизм растительных клеток и используются для нужд растения. Некоторые веще­ства, например серосодержащие соединения, выделяются корневыми системами в почву. Если с растений регулярно смывать пыль, то воздух в этой комнате в среднем на 40% чи­ще, чем в такой же комнате без растений (при одинаковом качестве уборки). Увлажнен­ные листья поглощают газ в 2-3 раза интенсивнее сухих. (См. приложение№2)

Комнатные растения и ароматология.

Комнатные растения выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от микробов и пыли. Кроме того, бодрящий аромат, испускаемый комнатными эфиромасличными растениями, насыщает воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшает самочувствие, повышает функциональную активность организма, стимулирует его защитные силы. Фитонциды- это продуцируемые растениями бактерицидные (убивающие бактерии), фунгицидные ( противогрибковые), протистоцидные (убивающие простейших) летучие вещества, играющие значительную роль во взаимоотношениях организмов в растительных сообществах и являющиеся одним из факторов естественного иммунитета растений.

Известен противомикробный эффект фитонцидов бегонии, пеларгонии, олеандра, примулы, фикуса, домашних гераней и других комнатных растений. Вдыхание летучих веществ, выделяемых комнатным лимоном, благоприятно влияет на людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Тем, у кого повышенная возбудимость нервной системы, бессонница, раздражительность, полезно иметь в своей комнате герань. Вдыхание ее аромата успокаивает, улучшает сон, а у гипертоников снижает артериальное давление.

Теперь ароматами всерьез занялась наука. Появилось даже новое направление - ароматотерапия.

Ароматотерапия полезна при многих заболеваниях. Замечено, что большое влияние она оказывает на женщин, поскольку обоняние у них развито лучше, чем у мужчин. Весьма успешно ароматотерапия применяется при неврозах, хронических бронхитах, постинфарктных состояниях.

Особенности роста и развития комнатных растений.

Сансевьера (Sansevieria) - вечнозеленое бесстебельное растение семейства Драценовые. Латинское название рода сансевьера произошло от имени неаполитанского князя фон Сансевиерио, который способствовал развитию естественных наук. В природе сансевьеры растут в саваннах, полупустынях и пустынях тропических областей Африки и Азии - известно 70 её видов. У некоторых видов сансевьер листья покрыты характерным для суккулентов тонким восковым налётом, предохраняющим их от испарения влаги. На родине сансевьера используется для получения тканей, веревок, а также растет в качестве живой изгороди. Волокна листьев сансевьеры шли у аборигенов на изготовление тетивы для луков, поэтому сансевьеру ещё называют дуговой. Она обладает очистительными функциями (удаляет бензол, формальдегид и трихлорэтилен), а также способностью повышать адаптогенные свойства организма, помогая ему противостоять вирусным заболеваниям.

Гибискус (Hibiscus), род деревьев, кустарников, многолетних и однолетних трав семейства мальвовых. Около 300 видов, в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В комнатном и оранжерейном цветоводстве распространен гибискус китайский, или китайская роза (H. rosa-sinensis), — вечнозеленый кустарник или обильно ветвящееся маленькое дерево (высота до 4,5 м) родом из Юго-Восточной Азии. Листья очередные, яйцевидные или овальные, по краю пильчатые, голые, блестящие. Цветки обычно крупные и яркие (диаметр пятичленного венчика до 10-12 см), в пазухах листьев, одиночные, на длинных цветоножках. В культуре в Европе с начала 19 в. Известны многочисленные (более 1000) садовые формы, различающиеся по степени махровости, размерам и окраске цветков: от белой до желтой и темно-пурпурной. Светолюбивы. Размножают черенками. К роду гибискус относятся бамия и кенаф. Род носит древнегреческое название похожей на гибискус шток-розы (Alcaea rosea).

Монстера привлекательная. Соцветие — початок, состоит из многочисленных мелких цветков, но часто выглядит как одиночный цветок; оно полностью или частично прикрыто зеленым или иначе окрашенным кроющим листом — покрывалом. Иногда цветение сопровождается специфическим неприятным запахом, привлекающим насекомых, прежде всего мух, опыляющих цветки. Покрывало у некоторых ароидных представляет собой своеобразную ловушку для таких опылителей. Плоды чаще всего ягодообразные, реже сухие, растрескивающиеся. У некоторых видов, например, у монстеры деликатесной (M. deliciosa) початки съедобны. Присутствие в листьях и початках ароидных кристаллов щавелевокислого кальция позволяет использовать их как отвлекающее (раздражающее) средство для растираний при ревматических болях.Виды родов зантедесхия (в цветоводстве известные как каллы), антуриум (Anthurium), спатифиллум (Spathiphyllum), используют в комнатном цветоводстве ради ярких соцветий, а виды диффенбахии, каладиума (Caladium), аглаонемы (Aglaonema), аморфофаллуса (Amorphophallus) — ради своеобразной, иногда необычно окрашенной листвы. Лиановидные ароидные — филодендрон, сингониум (Syngonium) — применяют для вертикального озеленения. В аквариумах разводят плавающее растение — пистию телорезную (Pistia stratiotes)

Аспарагус (Asparagus) насчитывает более 300 видов растений, и относятся они к семейству Аспарагусовых или Спаржевых. Распространенны они в мягком субтропическом климате Восточной и Южной Африке, а также в Азии, привезены в Европу в конце 19 века. Аспарагус или спаржа - это корневищные многолетние травы, полукустарники и лианы. Широко распространенны в культуре закрытого и открытого грунта. Функцию листьев у них выполняют тонкие зеленые стебли и многочисленные игловидные или листовидные побеги (кладодии), у основания пучков которых находятся мелкие недоразвитые листочки. Растения очень декоративны.

Хлорофитум (Chlorophytum), род растений семейства лилейных. Более 200 видов, в субтропических и тропических областях Южной Америки, Африки, на Мадагаскаре, в Южной Азии и Австралии. Листья узко-ланцетные или линейные, постепенно суживающиеся к основанию. Цветоносы, выходящие из пазух листьев, ветвистые, несут несколько кистевидных соцветий из зеленовато-белых мелких цветков. Плод — трехгранная коробочка. В комнатном цветоводстве два вида. Хлорофитум капский (Ch. capense) образует крупные (до 60 см) желобчатые светло-зеленые листья. У хлорофитума хохолкового (Ch. comosum) они менее длинные и более узкие, часто с продольной белой полосой посредине. В пазухах листьев появляются распростертые, реже прямостоячие цветоносы, несущие кроме цветков дочерние розетки. Цветки распускаются последовательно, первым — нижний бутон. Родина обоих видов — Южная Африка, где они произрастают в лесах, по тенистым берегам рек и ручьев. Хлорофитумы обычно используют как ампельные растения. Они теневыносливы, сравнительно неприхотливы. Размножение — дочерними розетками. Название рода происходит от греческих слов chloros — зеленый и phyton — растение.

Циперус (cyperus) — болотное растение из семейства осоковых с прямыми стеблями до 1 м, заканчивающимися листьями, собранными в виде мутовок на конце их. Наиболее распространён в культуре циперус альтернифолиус с острова Мадагаскар. Циперус нетребователен к почве, но нуждается в большой влажности. Хорошо растёт в аквариумах и в глубоких поддонниках с водой. Размножают циперус делением корневища, семенами и молодыми растениями, которые образуются при основании листьев.

Бегония (Begonia), род растений семейства бегониевых. Многолетние травы, реже полукустарники, кустарники, лианы и эпифиты. Около 1000 видов, в тропиках и субтропиках (кроме Австралии).Листья обычно длинночерешковые. Пластинка асимметричная, по краю зубчатая или в разной степени рассеченная. Цветки однополые; обычно в рыхлых пазушных соцветиях — метелках. Плод — граненая коробочка с многочисленными мелкими семенами (в 1 г их 70-75 тысяч).

Комнатные растения в интерьере школы.

При оформлении школ следует учитывать, что комнатные растения не только можно, но и необходимо широко использовать в учебном процессе. Среди них имеются представители различных жизненных форм, экологических групп и семейств, виды тропиков, субтропиков и пустынь, поэтому они могут служить прекрасным демонстрационным материалом при изучении ряда разделов ботаники, общей биологии, географии. В связи с этим ботанические коллекции школ должны содержать достаточное видовое и морфологическое разнообразие растений.

В большинстве школ проектом не предусмотрены места, специально приспособленные для содержания растений. Приходится размещать их в вестибюлях, коридорах, учебных классах, актовом зале и т. д., выбирая при этом формы озеленения, соответствующие назначению помещения. В коридорах целесообразно использовать формы вертикального озеленения, так как это занимает минимальную площадь и позволяет разместить максимальное количество цветов и растений, подвесные полки, различной формы кронштейны, настенные кашпо, используя которые, можно оформить красивые настенные композиции. При таком размещении растения не мешают активному отдыху детей. Вертикальное озеленение является наиболее рациональным и для классных комнат.

Применение теоретического материала о комнатных растениях на практике.

Я учусь в прекрасной школе, где много комнатных растений. Однажды мне в голову пришла идея - выяснить, какие же из них лучше всего разместить в кабинете биологии, химии, а также в столовой, чтобы комнатные растения благотворно влияли на состояние здоровья учащихся. В ходе исследования я провела следующую работу.

1. Познакомилась с большим объёмом информации о комнатных

растениях (см. выше).

2. Провела наблюдение, а именно в течение недели в кабинете биологии, химии

и столовой я термометром измеряла температуру, а психрометром - влажность

Влияние комнатных растений на состояние учащихся

В данном материале представлено описание комнатных растений, их экологические группы, как они влияют на состояние учащихся и люлей в целом. А так же как правильно сочетать и размещать их в помещении. Для чего нужны ядовитые растения? И какова их роль в школьных помещениях.

На протяжении всей истории человеческого общества, цветущие растения всегда украшали жизнь людей. Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Комнатные растения – не просто деталь интерьера , украшающая наш дом, подобно ковру или картине. Они радуют наш глаз , впечатляют своими живыми и сочными красками. Современный человек оторван от природы. И это не нормально . Подумайте только : линолеум , краска и лак, которыми покрыты стены и мебель, пластик, паркет, синтетические ковры, телевизоры, компьютеры, телефоны, ксероксы сканеры - словом, все, чем окружил себя современный человек, выделяет вреднейшие химические вещества. Мало того, что каждое из этих веществ само по себе и в отдельности очень вредно, они же еще перемешиваются, образуя страшный для всего живого воздушный коктейль. Что делать? Искать помощи у природы. То есть постараться окружить себя различными растениями, которые, активно вбирая все вредное , еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. И тут очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения , чтобы максимально обезопасить себя и своих близких.

- А какие растения лучше всего выбрать для оформления комнаты, кабинета?

- Все ли они полезны?

- Бывают ли опасные для человека растения?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно узнать как можно больше о комнатных растениях.

Актуальность выбранной темы

Человек всегда чувствует себя плохо в душном, неуютном помещении. В современных школах, где используются синтетические материалы, электронику, роль комнатных растений велика. Они поглощают вредные токсичные вещества, находящиеся воздухе школы, а также создают определенный комфорт, выполняю эстетическую, оздоровительную экологическую функции.

Мы решили выяснить , помогают ли зеленые растения классов сохранить здоровье детям. Тем более, что во всех классах школы созданы коллекции комнатных растений, но только младшие школьники постоянно находится в своих классных комнатах. Комнатные растения благоприятно действуют на глаза и нервную систему. Ученые видеоэкологи доказали связь между средой нахождения людей на их поведение и умонастроение. Дискомфорт вызывают стены и окна, лишенные живых цветов.

Идея использования комнатных растений для создания микроклимата благоприятствующего здоровью и эффективности учебного процесса весьма актуальна в современных условиях.

Цель работы : изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье и психологическое состояние учащихся.

- выяснить какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье человека

- изучить видовой состав комнатных растений школы и составить их классификацию

-описать, какое воздействие могут оказывать комнатные растения школы на обучающихся

- выяснить, какие растения нашей школы являются самыми полезными, а какие ядовитыми

- определить самые зеленые кабинеты нашей школы

Гипотеза : большинство учащихся школы не знают видовой состав комнатных растений учебных кабинетов и не владеют знаниями об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.

Методика работы: Для достижения поставленной цели мы пользовались такими методами как наблюдение, сравнение, анализ, статический учет, работа с источниками: интернет, справочники.

Влияние комнатных растений на микроклимат школы и здоровье обучающихся

Далеко не все люди понимают значения комнатных растений, усматривая в них лишь очередное украшение дома, однако этим их роль совсем не ограничивается. Все растения существенно улучшают микроклимат в помещении, а некоторые обладают сильными целебными свойствами. Цветы могут распахнуть перед человеком живой мир гармонии, что благотворно скажется на самочувствии и настроении окружающих. К тому же растения способствуют развитию творческих способностей.

Воздушная среда городских помещений далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью, выхлопными газами.

Комнатные растения очищают и оздоравливают атмосферу в школе. И не только от пыли и вредных химических соединений, но и от грязи энергетической. В школе мы часто ссоримся, злимся друг на друга, переживаем неудачи – со всем этим борются комнатные цветы. Цветы очищают воздух от этого негатива, часто при этом погибают сами. Учащиеся, которые долго находятся в такой обстановке, также психологически и физически страдают. Есть много признаков, по которым можно определить есть ли в учебном помещении отрицательные энергетические потоки. Один из них – плохой рост комнатных цветов, их болезни, вялый вид.

Любое растения воздействуют на окружающую среду и на самого человека. Растения поглощают энергию чистых мыслей и оказывают влияние на процесс мышления и речи учащегося, причем влияние это, весьма целенаправленно.

Комнатные растения – очистители воздуха в школе.

Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения, находящиеся в нашей школе, адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, электроники. Растения меняют себя и приспосабливают к себе оружие, по мере сил изменяя и облагораживая ситуацию, в которой оказались. Растения осуществляют детоксикацию вредных веществ в процессе своей жизнедеятельности различными способами. Одни вещества связываются цитоплазмой растительных клеток, и благодаря этому становятся неактивными. Другие подвергаются превращениям в растениях и становятся нетоксичными, а затем включаются в метаболизм растительных клеток и используются для нужд растения. Некоторые вещества, например серосодержащие соединения, выделяются корневыми системами в почву. Если с растений регулярно смывать пыль, то воздух в этой комнате в среднем на 40% чище, чем в кой же комнате без растений (при одинаковом качестве уборке). Увлажненные листья поглощают газ в 2-3 раза интенсивнее сухих.

Комнатные растения являются одним из факторов создания здоровьесберегающей среды учебных кабинетов в школе. Многие комнатные растения, выделяя эфирные масла, могут оказывать оздоравливающее воздействие на состояние человека.

Классификация комнатных растений:

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к следующим группам:

1. Декоративно-лиственные (пальмы, фикусы, аспидистра, драцена, колеус, папоротники, монстера, лимон, агава, гинура, сансевьера).

2. Красивоцветущие (бегонии, кактусы, бальзамин, олеандр, сенполии, розы, пеларгония, гортензия, глоксиния, кливия).

3. Ампельные или висячие (хлорофитум, сеткреазия, сциндапсус, гинура, традесканции, зебрина, сингониум, филодендрон).

4. Вьющиеся и цепляющиеся (лианы) (плющ обыкновенный, монстера, хойя (плющ войсковой), циссус (комнатный виноград), аспарагус перистый.

5. Луковичные и клубневые (гиппеаструм, кринум, цикламен, глоксиния, гимантус).

6. Кактусы и суккуленты (алоэ, толстянка, очиток, молочаи, каланхоэ, зигокактус).

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, бальзамин, хлорофитум), легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды. Это примула, молочаи с ядовитым соком, олеандр, паслен, однолетний перец, аглаонема. Для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения, такие как сансевьера, колеус, хлорофитум. Для озеленения школьных вестибюлей применяют наиболее выносливые декоративные растения, чаще крупные кадочные. Это монстера, фикус, аспидистра, нефролепис, китайский гибискус, кипарисовик, агавы, циссус.

Список комнатных растений нашей школы:

Ампельные и лианы

Кактусы и суккуленты

Комнатные растения в интерьере школы и их влияние

При оформлении школ стоит учитывать, что комнатные растения не только можно, но и необходимо широко использовать в учебном процессе. Среди них имеются представители различных жизненных форм, экологических групп и семейств, виды тропиков, субтропиков и пустынь, поэтому они могут служит прекрасным демонстрационным материалом при изучении ряда разделов ботаники, общей биологии, географии. В связи с этим ботанические коллекции школ должны содержать достаточное видовое и морфологическое разнообразие растений.

В большинстве школ проектом не предусмотрены места, специально приспособленные для содержания растений. Приходится размещать их в вестибюлях, коридорах, учебных классах, актовом зале и т. д., выбирая при формы озеленения, соответствующие назначению помещения. В коридорах целесообразно использовать формы вертикально озеленения, так как это занимает минимальную площадь и позволяет разместить максимальное количество цветов и растений, подвесные полки, различной формы кронштейны, настенные кашпо, используя которые, можно оформить красивые настенные композиции. При таком размещении растения не мешают активному отдыху детей. Вертикальное озеленение является наиболее рациональным и для классных комнат.

В столовой благодаря светлым стенам и полу мы можем разместить подоконные яркие цветы. На кухне имеются источники загрязнения воздуха например: газовая плита. Уменьшить бактериальную обсемененность воздуха помогут: Гиппеаструм гибридный, Кливия оранжевая, Сенполия, Эпифиллюм, Хойя мясистая и др..

В кабинете биологии светлые стены, неброские тона, в таком помещении можно разместить декоративнолистные растения, они хорошо дополнят интерьер кабинета. В классе стоит мебель из ДВП . И имеются загрязняющие вещества формальдегиды, пыль. Для улучшения иммунного статуса, стимуляции работоспособности и снижения утомляемости учеников и учителя можно ввести следующие растения: Пеларгония, Амариллис, Сингониум, Традесканция, Плющ, Фикус, Драцена.

В кабинете химии у свободных стен можно хорошо разместить большие одиночные растения. Для устранения или нейтрализации химических элементов и вредных газов, которые часто преобладают в кабинете химии, стоит разместить растения биофильтры: Хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, бромелиевые, драцена, бегония, сансевьера.

В других помещениях можно использовать такие растения как: монстера, плющ, гибискус, фикус, хлорофитум, пеларгония, драцена и др.. Они нейтрализуют химические элементы и вредные газы, повышают влажность воздуха, уменьшают бактериальную обсемененность воздуха учебных помещений.

Психологическое воздействие цветов на человека:

В зависимости от окраски цветков растений энергетические колебания воздействуют на различные сферы нашей жизни. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Композициями из синевато-голубоватых цветков хорошо любоваться вечером, перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона наоборот помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской, возбуждают, бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Их хорошо вносить в помещение во время утренней гимнастики и в конце рабочего дня. Считается, что растение с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию. Оранжевые цветки оказывают тонизирующщее действие, излечивают депрессию. Виды цветков с жёлтой и золотистой окраской уменьшается усталость глаз от работы на компьютере.

Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. Пурпурно-зелёная, сизо-пурпурная и обычная зелёная листва действуют успокаивающе. Светлая окраска листьев и коры растений создаёт ощущение лёгкости. Пёстро окрашенные листья способствуют повышению работоспособности, не случайно подобные растения используют для оформления офисов и производственных помещений.

Влияние на эмоциональное состояние человека оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой и пирамидальной кроной, успокаивают – растения с овальной и ампельной кроной.

В этом проекте мы исследовали такую актуальную проблему, как влияние комнатных растений на здоровье. Проанализировав множество источников, мы узнали, что не все растения одинаково полезны. Некоторые из них даже являются ядовитыми, но ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в доме, так как в огромном количестве поглощают из воздуха токсины: аммиак, ацетон, угарный газ, хлороформ, пары едких щелочей кислот, синтетических моющих средств, клеев, лакокрасочных растворителей, свинцовую пыль. Собственно, эти растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха и почвы. Поэтому исключать совсем их из озеленения класса не стоит. Нужно только соблюдать осторожность и необходимо держать их в недоступном для контакта месте, чтобы избежать отравления и аллергических реакций, особенно в начальных классах.

Растения на рабочем месте оказывают позитивное влияние на творческий процесс и способность сконцентрировать внимание. Таким образом, растения в школе:

· Абсорбируют вредные вещества;

· Поддерживают уровень влажности;

· Фильтруют частицы грязи и пыли из воздуха;

· Обладают охлаждающим эффектом;

1. Влияние комнатных растений на здоровье положительно и стимулирует умственную и физическую активность.

2. Так как условия существования для растений в холле достаточно благоприятные, то для озеленения школьных холлов и классов мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

3. Необходимо продолжить озеленение школьных помещений простыми нетребовательными растениями, такими как хлорофитум хохлатый, папоротник, нефролепис, различные бегонии, сингониум, гибискус китайский.

4. Следует предложить школьной администрации оформить зеленые уголки в холлах школы.

Читайте также: