Технологическая карта по изо 3 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1758 0

Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема: Картина-пейзаж

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; творчеством выдающихся российских художников второй половины XIX века; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное восприятие мира; умение самостоятельно планировать собственную деятельность; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; научатся строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):познавательные – научатся строить осознанное

и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Пейзаж, цвет, оттенки цвета, настроение природы

Образовательные
ресурсы

Бялик, В. М. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. М. Бялик. – М. : Белый город, 2004. – 48 с.

Наглядно-демонстрационный

Оборудование

Учебник, пастель, карандаши, краски, гуашь, акварель, стакан с водой, кисти, салфетка, альбом

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Красота природы родного края – вот тема нашего урока. Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещенные солнцем. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом. Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Как художники в своих произ-

Личностные:ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные:принимают
и сохраняют учебную задачу

ведениях выражают свое отношение к окружающему нас миру? Какие художественно-выразительные средства используют в своих работах? Вот вопросы, на которые мы будем искать ответ на нашем уроке

II. Изучение нового материала

Вводная беседа «Красота родного края в произведениях литературы, музыки

– Вспомните и прочитайте стихотворения , посвященных описанию природы в разные времена года, которые учили на уроках литературного чтения.

- Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников?

– Какие произведения вам особенно понравились
и почему?

ния однокласс-ников, рассматри-

мацию, читают стихи, слушают музыку, делятся впечатлениями

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи, литературы и музыки.

Познавательные:умеют осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации, извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных ис-

точников, расширяющей и дополняющей представление о произведениях, описывающих природу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана для учащихся 3-х классов.

Цель как планируемый результат деятельности: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный)

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов :

развить понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформировать эстетические чувства, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

воспитывать осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

иметь представление, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями;

рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства;

рассматривать и сравнивать картины - пейзажи рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д);

знать имена крупнейших русских художников - пейзажистов;

изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением;

выражать настроение в пейзаже цветом.

Зрительный ряд: картина - пейзаж И. Левитана.)

Коррекционно – развивающая задача: воображение, фантазия

Музыкальный ряд: Людвиг ван Бетховен Moonlight Sonata

Оборудование для учителя: мультимедиа, компьютер, аудиозапись.

Материалы для учащихся: краски, альбом, стаканчик с водой, кисточка.

Задание для учащихся:

1. Организационный этап. (Психологический настрой) –1- 2 мин.

2. Актуализация знаний и мотивация - 3мин.

3. Операционно-исполнительский этап.

3.2.Подготовка к реализации замысла Выбор метода решения проблемной ситуации.

Педагогический рисунок (если нужен) – 3 мин

3.3.Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа детей.– 20мин.

4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Самоопределение к деятельности

- Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Здравствуйте, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

- Меня зовут Инна Александровна. (на слайде изображение картинной галереи)

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.Актуализация знаний и мотивация

- Ребята, вы уже много знаете о работе художника. Вы поняли, что художник обязательно участвует в работе над любой вещью. От него зависят удобство и красота.

- А что же ещё делает художник?

- Верно. Картина похожа на окно в мир, и чтобы выделить её из окружения, картину одевают в раму. А самые лучшие картины собирают в музеях искусств.

- Так кто мне ответит, куда мы с вами сегодня отправимся?

- в картинную галерею.

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

3.Операционно-исполнительский этап.

Физкультминутка

- Скажите, а какие картины, по вашему мнению, находятся в музее искусств?

-А что же такое пейзаж?

- Давайте с вами рассмотрим репродукцию картины известного художника.(на слайде изображения картины И. Левитана "Март")

Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?

Какие чувства, желания рождает пейзаж?

Каким одним словом можно выразить настроение создаваемое картиной?

Каков, по-вашему замысел картины?

Какой день изобразил художник?

Как вы догадались, что день солнечный. Ведь самого солнышка здесь нет?

По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Что вы можете сказать про цвет неба?

Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?

Какие тона преобладают – теплые или холодные?

- картины – портреты, картины – натюрморты, картины – пейзажи.

- пейзаж – это изображение природы.

-восторг, восхищение, радость.

Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли. Все словно замерло вокруг, согретое ласковы солнцем.

-День теплый и солнечный.

На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев, небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.

Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.

Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.

Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.

Познавательные:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3.2.Подготовка к реализации замысла Выбор метода решения проблемной ситуации.

Педагогический рисунок, показ(если нужен)

Что вы можете сказать про ком снега на крыльце?

Обратите внимание на лошадь у крыльца.

Рассказ учителя по содержанию картины.(Приложение 1)

Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

Чтобы бы вы могли там услышать?

- Итак, ребята, мы сегодня с вами остановимся на картине – пейзаж.

- Скажите, какой бывает пейзаж? Что рисуют художники в городе, а что в селе?

- Хорошо, а какие по настроению бывают пейзажи, цвета, которые использует художник?

- На солнышке согрелась ель,

Идет Апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

- Ребята, кто догадался, какой пейзаж мы сегодня с вами будем рисовать?

- Совершенно верно, весенний пейзаж.

- Давайте с вами вспомним, как правильно компоновать пейзаж.

- А теперь давайте все закроем глаза и представим пейзаж, который вы сейчас будете рисовать.

Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю.

Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравиться этот теплый весенний день. Она ждет тепла, свежей травки.

Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.

Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.

- пейзаж бывает городской и сельский. В городе изображают парки, многоэтажные дома, а в селе реку, луг, стога на полях, сельские дома и т.д.

- теплые и холодные тона, веселые, нежные, спокойные, тревожные и т.д.

- нужно провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше, работа начинается с наброска карандашом, делим плоскость на два листа: небо и земля, ближние предметы темнее, дальние – светлее.

Познавательные:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

На разминку – становись! Вправо – влево покрутись, Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты или столики

Самостоятельная практическая работа детей.

Во время самостоятельной работы играет музыка: Людвиг ван Бетховен Moonlight Sonata

- Итак, приступайте к работе.

- дети рисуют пейзаж.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности.

Подведение итогов урока

- Кто нарисовал, повесьте, пожалуйста, ваши рисунки в наш мини – музей искусств.

- Ребята, а что помогло вам создать такие замечательные пейзажи?

-А с каким художником и с какой картиной мы с вами познакомились сегодня на уроке?

- Молодцы, ребята, до свидания.

- нужно провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше, работа начинается с наброска карандашом, делим плоскость на два листа: небо и земля, ближние предметы темнее, дальние – светлее.

И. Левитана, Картина "Март"

Дети вешают яблоки на яблоню.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне.

На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.

Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.


Цели деятельности педагога: Познакомить учащихся с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; творчеством выдающихся российских художников второй половины XIX века; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное восприятие мира; умение самостоятельно планировать собственную деятельность; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней

Содержимое разработки

Уроки 26–27. Картина-пейзаж

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; творчеством выдающихся российских художников второй половины XIX века; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное восприятие мира; умение самостоятельно планировать собственную деятельность; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; научатся строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся строить осознанное

и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Пейзаж, цвет, оттенки цвета, настроение природы

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

Бялик, В. М. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. М. Бялик. – М. : Белый город, 2004. – 48 с.

Наглядно-демонстрационный

Оборудование

Учебник, пастель, карандаши, краски, гуашь, акварель, стакан с водой, кисти, салфетка, альбом

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Красота природы родного края – вот тема нашего урока. Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещенные солнцем. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом. Но самая красивая природа для человека там, где

он родился и вырос. Как художники в своих произ-

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о театре.

Планируемые результаты: Создание макета сцены. Театр на столе.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

обучающие: создать условия для расширения и систематизации знания учащихся о театре.
воспитательные: продолжить формирование эстетического вкуса у учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков,
развивающие: совершенствовать развитие речи учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать; развитие познавательного интереса школьников.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы и методические приемы: словесные (беседа), наглядные.

Необходимое техническое оборудование для учителя и учащихся:
Список литературы :

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные УУД: познакомить с технологией выполнения объемной открытки, научить вырезанию контура поделки, технике наклеивания объемных деталей; уметь использовать полученные знания в работе.

Метапредметные :

Познавательные УУД: умение сравнивать и группировать образцы (по изобразительным средствам); умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение работать по предложенному учителем плану; планировать время, работу, и оценивать ее результаты; проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД: умение пользоваться языком изобразительного искусства; умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение согласованно работать в группе.

Личностные УУД: овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; воспитание уважительного отношения к творчеству (к своему и других людей); отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Проверка готовности к уроку;

Перечисляет материалы необходимые для урока.

Показ слайдов (1) – материалы урока

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

-Расскажите правила поведения на уроке при работе в группах?

Высказывают свои предположения

Создание проблемной ситуации. Актуализации знаний (работа в группах)

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний и умений

Читайте также: