Татарские конкурсы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2353 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Развлечение в средней группе

Подготовила воспитатель:

Абузярова Э. Р.

Цель: формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;

Образовательные:

Формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа.

Создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении.

Развивающие:

Развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности; навык четкого произношения слов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям; интерес к играм татарского народа.

Интегрируемые образовательные области:

Развивать восприятие и представление детей о людях разных национальностей их традициях, играх, фольклоре.

Развивать навык чистого интонирования, четкого произношения слов, побуждать говорить, делиться своими впечатлениями.

Совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара, развивать творческие способности.

Формировать ритмичность и координирование в движениях, совершенствовать физические качества.

Участники: дети средней группы, воспитатель.

Оборудование: магнитофон, шары, плакаты, атрибуты для игр.

Ход развлечения:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Иснмесез, балалар. Халяр ничек?

Ведущая: А вы хотите научиться играть татарские игры?

Ведущая: Какие вы у меня молодцы! Давайте, перейдем к следующей игре. Ребята, вы знаете, что это такое? (Показывает тюбетейку).

Дети: Да! Это тюбетейка.

Правила игры. Дети становятся в круг. Поют песню на татарском языке, и одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводиться под музыку. (Аудиоприложение «Туган телд сйлшбез”.)

В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стежок, кричать как петушок, и т. д. Игра так продолжается.

Ведущий: Вот какие вы у меня молодцы! Вам понравилась эта игра?

Правила игры. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Игра проводиться под музыку. (Аудиоприложение “Туган телд сйлшбез”) Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались.

И красиво нарядились.

И не есть, ни пить, не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Ведущий: Умницы! Ребята, вот какие веселые игры есть у татар. Но, это еще не все. Вы не устали?

Правило игры. Дети становятся в круг, или в одну линию. В центр ставятся горшок. Платком связывается глаза, и он должен по прямой линии дойти до горшка и с помощью палки разбить горшок. Таким образом, игра продолжается. Игра продолжается под музыку. (Аудиоприложение “Туган телд сйлшбез” )

Ведущий: Ребята, вам понравилось?

Ведущий: Эта, была наша последняя игра. Вот сколько веселых и задорных игр мы с вами поиграли. Это еще не все игры, у татарского народа очень много веселых и не менее интересных игр. Мы с вами их тоже обезательно сыграем. Вам понравилась наш сегодняшний праздник “ День татарских народных игр”?

Вы у меня сегодня очень хорошо играли и песенку спели! Молодцы! Я очень рада, что вам наш праздник понравилась. Ребята, татары очень веселый, открытый, доброжелательный народ. Они еще славятся своим гостеприимством. Они любят принимать гостей и угощать всякими сладостями. Я тоже приглашаю вас на чаепитье с традиционными блюдами чак-чак! Сау булыгыз! До свидания! До новых встреч!

Кержнер А.Ш. Архипова В.А. Культура народов Поволжья / А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова. -УИПК ПРО Ульяновск. 2011 г. -208с.

Шакирова Т.Л. Хайдарова Г.Н. Путешествие в мир Тукая: учебное пособие / Т.Л.Шакирова Г.Н.Хайдарова.-Казань,2013г.-127с.

Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).

МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме:Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Ребенок:У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Ребенок:Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.


Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: Я - мыло душистое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.


Хозяйка: Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка: Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: "Если нет угощения, приласкай гостя словом"

Ребенок в татарском костюме: "Если угощают, пей даже воду", — учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок:Ах, какой самовар,

Из него валит пар.

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.


Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

- Чай пьешь – здоровье бережешь

- Пей чай - беды не знай.

- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

- Чай не пьешь – где силу берешь?

- Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

- Чай пить - приятно жить.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Шуточная сценка

Марат.

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Марат.

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай.

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Марат.

Я добавил перца, лука
И петрушки корешок
Разлил варево в пиалы…
Хорошенько помешал,
Остудил его немного…
И Бабаю чай подал!


Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!


Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Там, там, тамчы там,

Там, там, тамчы там,

Самовардан темле итеп,

Чэй эчэрге яратам.

С самовара льется чай

Самовару не мешай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….


Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами.(дети встают).

Игра с движеньями.

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила.(показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

Он хотел погулять,

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался…(разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)

Исполняется татарский танец.



Хозяйка:

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
    1. Фотографии из архива педагогов: Игнатовой Т. А. и Клишкиной Н.Б.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №6" "Жемчужинка" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан - Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районы "6 нчы номерлы "Жемчужинка" балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәче белем бирү учреждениясе

    Визитная карточка

    У нас учатся: 151 ребёнок
    У нас учат: 19 педагогов

    1

    Задачи: Обогащать знания детей о русских и татарских обычаях и традициях (правила гостеприимства, бытовой уклад жизни). Совершенствовать речевые навыки детей.

    Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональный отклик на увиденное, навыки общения со сверстниками, чувство собственного достоинства, уверенности в себе.

    Воспитывать интерес к русской и татарской народной культуре. Воспитывать культуру одежды, поведения, общения в праздничной обстановке, интерес к народному искусству.

    Просим, просим, приглашаем,

    Заходи, честной народ.

    Вкусным чаем угощаем,

    Самовар горячий ждет.

    Все, кто любит крепкий чай,

    Торопитесь! Не зевай!

    Нам по нраву ваш характер боевой,

    Темперамент ваш веселый, озорной!

    Нам сегодня некогда скучать,

    Вместе будем веселиться и играть!

    Внимание, внимание! Слушаем все вместе и каждый в отдельности! Сегодня мы вас, дорогие гости, приглашаем на праздник. Желаем вам не скучать, а играть, не только слушать и смотреть, но и самим петь! Не грустить, а веселым быть и других веселить! Украшать праздник смехом, танцем, прибауткой и веселой, доброй шуткой.

    Дети читают стихи:

    1. Нынче день такой чудесный,

    Только петь да танцевать.

    Вот и я вас приглашаю,

    Чай попить да поиграть.

    2. Пусть играют нам гармошки,

    И выходят плясуны.

    Хорошеют наши лица,

    Когда радуемся мы.

    3. Ах, ты русская душа,

    До чего ты хороша.

    В хороводе отличись,

    И весельем зарядись.

    Пошла млада за водой

    Коромысел золотой

    Коромысел золотой.

    Коромысел золотой

    Ведерки дубовые

    Ведерки дубовые.

    Брошу ведра по гору

    Сама в пляску я пойду.

    Эй-эй люли сама в пляску я пойду.

    Сама в пляску я пойду,

    Рассыплюся яблонькой.

    Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой.

    А кто будет в гусли играть,

    А кто будет танцевать?

    Эй-эй люли, а кто будет танцевать?

    Ваня будет в гусли играть

    Таня будет танцевать.

    Таня будет танцевать.

    Воспитатель предлагает поиграть в народную игру “Ленточка”.

    Правила игры: Перед началом игры выбирается водящий,которому дается ленточка. Остальные игроки стоят в кругу.

    Водящий становится внутри круга и движется противоходом. Дети начинают петь :

    Вышел (имя ребенка) погулять, стал он друга выбирать,

    Стал он друга выбирать- кому ленточку отдать.

    Водящий остановливается напротив выбранного игрока, выполняют движения по тексту песни, дети продолжают петь:

    Поклониська, поклонись, да за ленточку берись,

    Мы считаем раз, два, три, ну-ка ленточку лови.

    После слова "лови" игроки, бегут за кругом друг от друга,кто первый возьмет ленточку, тот становится водящим.

    Ведущий: А какой же праздник без гостей, а вот и гости.

    Заходят дети в татарских костюмах, исполняют

    1. Йөри безнең бакчага,

    Бик күп төрле балалар.

    Төрле- төрле телләрдә,

    Сөйләшә белә алар.

    2. “Дустым” сүзен дүрт телдә,

    Өйрәндем мин үзем дә.

    Әйтә беләм дүрт телдә,

    “Исәнмесез” сүзен дә.

    3.Төрле костюмнар киеп,

    Йөрибез җырлап, биеп.

    Атадык без бу бәйрәмне,

    “ Дуслык бәйрәме” диеп .

    4.Без – татарлар! Шушы исем белән

    Җирдә яшәү үзе зур бәхет.

    Яшибез без бу җирдә,

    Бар халыклар белән берләшеп.

    5.Өйрәндек без җырлар да,

    Төрле телдә җырларга,

    Төрле әниләр килә,

    Ул җырларны тыңларга

    Исполняется песня “Җырлыйк әле” халык сүзләре, А. Ключарев көе

    Җырлыйк әле, җырлыйк әле,

    Җырламый тормыйк әле;

    Чәчәк кебек яшь гомерне

    Бушка уздырмыйк әле.

    Җырлыйк әле, җырлыйк әле,

    Җырлыйк әле, дусларым.

    Дуслар үзебезнеке-

    Бәлки, гаеп итмәсләр.

    Дети под под татарскую народную песню “ Әннәги-геннәги” делают перестроения, становятся у центральной стены полукругом.

    Ведущий: Ребята, а на наш праздник еще кто- то спешит.

    Гөлчәчәк: Исәнмесез, балалар.Мин сезнең чакыруыгызга бик шатланып килдем, рәхмәт сезгә, сезнен янда шундый күңелле.

    Зәңгәр күгемдә ал кояш

    Сүнмәсен, балкып торсын.

    Балаларның нурлы йөзе,

    Гел көләч булып калсын.

    Мондый күңелле бәйрәмдә, әйдәгез әле балалар, татар халык уены- “Йөзек салыш”ны уйнап алыйк.

    Гөлчәчәк уенны башлый.

    Исеме булыр Сабыр.

    Тукта, тукта хәзер бирәм,

    Сиңа да йөзек булыр.

    Дети садятся на стульчики.

    Ведущий: Дорогие друзья, а чего не хватает на нашем столе?

    Дети: Самовара.

    Ведущий: Правильно, самовара, приветствуйте его.

    Хозяйка: Здравствуйте , дети, вот и наш самовар.

    Несколько детей выходят и читают стихи про самовар.

    1. Ах, какой самовар,

    Из него валит пар.

    Чай попьем, посидим

    Про самовар поговорим.

    2. В Суксуне на Урале самовар родился,

    В веке девятнацом – он в Туле очутился.

    Самовары делали медные ,стальные

    А для знатных и богатых даже золотые.

    3. Мы чаек с тобою пьем,

    О здоровье речь ведем.

    Нужно мяту заворить,

    Про болезни все забыть.

    4. Чай у нас всегда в почете,

    Лучшего напитка нет.

    Потому что чай вы пьете,

    Много, много, много лет.

    Хозяйка: Чай горячий-наша сила, украшение стола, чаепитие в России вот хорошие дела.

    Мы не зря про чай толкуем, мы хотим секрет открыть,

    Чай вприкуску с шоколадом будем нынче вместе пить.

    Много чая не бывает,

    Как в народе говорят.

    Чай – здоровье, каждый знает,

    Пей хоть пять часов подряд.

    Приглашаю двух гостей выпить по чашечке чая вприкуску с конфетами. Но пить нужно из чайной ложки, Кто быстрее выпьет и съест конфетку, тот и победит.

    Проводится игра с родителями “Кто быстрее выпьет чай”.

    Приглашаются две мамы или бабушки, предлагают им выпить чай с конфеткой при помощи большой ложки.Побеждает тот, у кого чашка быстрее станет пустой.

    Ведущий: А наши ребятки приготовили частушки.

    Выходят исполнители частушек

    Заслужить хотим мы чай

    А ну частушки запевай.

    1. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки

    Так споем те про чаек чайные частушки.

    2. В пляске не жалей ботинки,

    Предлагайка чай друзьям

    Если в чае есть чаинки,

    Значить письма пишут нам.

    3.В самоваре пышет жар,

    Чай кипит и пенится.

    Погляди на самовар

    Ну и отраженьице.

    4. Подливай мне в чашку чая,

    Ведь тебе не жалко чай.

    В чае я души не чаю,

    Наливай горячий чай.

    Ведущий: И наши родители тоже приготовили частушки, но только на татарском языке.

    1.Әнә килә автомобил ь ,

    Бик күтәрмә борыныңны ,

    Чиләк элеп куярлар.

    2.Дуслар, килегез тизрәк,

    Безгә кунаклар килгән,

    Биик, җырлыйк бергәләп.

    3.Ягез, сез дә кушылыгыз,

    Җырлый-җырлый биик әле,

    Сез кул чабып торыгыз.

    Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

    1. Чай пьешь – здоровье бережешь

    2. Пей чай - беды не знай.

    3. С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

    4. Чай не пьешь – где силу берешь?

    5. Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

    6. Чай пить - приятно жить.

    7. Чай пить - не дрова рубить.

    Всем спасибо за внимание

    Всех друзей на чай зовем.

    Вкусным чаем с пирогом.

    Повеселились очень дружно

    Подкрепиться теперь нужно

    За столы скорей спешим

    Чаем сладким угостим.

    Хозяйка приподносит детям сушки, баранки и чак-чак, приглашает всех детей, родителей и гостей праздника на чаепитие.

    1. Ахматов С. Танцуем и поем. –Набережные Челны, 1991.

    2. Вафина Т.В. Песни, танцы, игры.-Казань, 1993.

    3. Кашипов М. Веселый праздник!-Казань, 1996.

    4. Капица О.И. Детский фольклор.Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение.Собирание. Обзор материала. –Л.,1928

    5. Марьянова Б. Праздники, обряды, традиции.-2е изд, доп. И перераб.-М.: Просвещение, 1965

    6. Тагиров Г. 100 татарских фольклорных танцев. -Казань, 1988.

    Литературная гостиная

    Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.

    Стеклодувная фабрика


    Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.

    Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

    Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это.

    Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?


    Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью? После жаркого лета не так-то просто смириться с мыслью, что наступила золотая осень. По.

    Инновационные технологии экологического образования дошкольников

    Инновационные технологии экологического образования дошкольников Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности.

    План-конспект организации и руководства хоровода по теме «Как у дядюшки…

    Комментарии

    Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

    В блогах

    игра Доктор

    Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.

    Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем. С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за которым закреплен наставник, воспитатель Терехова Юлия Михайловна. Взаимодействие наставника и.

    Поиграем в солдатиков

    Читайте также: