Кострюк историческая песня краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Деда все в деревне звали Кастрюком, потому что выпивший, он любил петь старинные весёлые прибаутки про Кастрюка. Кроме ребятишек и стариков, все были в поле. Первый раза всю жизнь дед сегодня остался дома, как старик. Старуха померла. Сам он пролежал всю раннюю весну, не видел, как деревня уехала на первые полевые работы. И теперь он ещё не поправился как следует. Ему вспоминалось прежнее, когда он сам был хозяином.

Молодой барин приехал на дрожках, попросил прислать девок помочь в посадках. Дед предложил себя в помощники, но барин только усмехнулся. Все говорило Кастрюку, что он теперь отживший человек. В избе он от нечего делать натёр себе картошек, налил в них немного молока.

Дед всё думал о своей старости. Было время – лучше его не косил никто во всей округе. Никто не мог выпить больше его, когда, вернувшись с поля. усаживались за ведром водки. Однако, никогда он не пропивал ума. Всё у него всегда было в порядке. Он надеялся, что в семье не будет делёжки, а вышло всё не так. Младший сын отделился, старший остался с ним, да немного вышло проку. Главное же – умерла старуха, причём в самое плохое, голодное время. У Кастрюка ослабли ноги, и теперь придётся ему до смерти сидеть с ребятишками, вроде караульщика.

Дед попросил сына отпустить его с ребятами в ночное. В пруду он напоил кобылу и подъехал к ребятам. Лошади спокойно кормились. Дед постелил себе у межи полушубок, стал на колени и долго молился на звёздное, прекрасное небо, на мерцающий Млечный Путь – святую дорогу к Иерусалиму.

Деда все в деревне звали Кастрюком, потому что выпивший, он любил петь старинные весёлые прибаутки про Кастрюка. Кроме ребятишек и стариков, все были в поле. Первый раза всю жизнь дед сегодня остался дома, как старик. Старуха померла. Сам он пролежал всю раннюю весну, не видел, как деревня уехала на первые полевые работы. И теперь он ещё не поправился как следует. Ему вспоминалось прежнее, когда он сам был хозяином.

Молодой барин приехал на дрожках, попросил прислать девок помочь в посадках. Дед предложил себя в помощники, но барин только усмехнулся. Все говорило Кастрюку, что он теперь отживший человек. В избе он от нечего делать натёр себе картошек, налил в них немного молока.

Дед всё думал о своей старости. Было время – лучше его не косил никто во всей округе. Никто не мог выпить больше его, когда, вернувшись с поля. усаживались за ведром водки. Однако, никогда он не пропивал ума. Всё у него всегда было в порядке. Он надеялся, что в семье не будет делёжки, а вышло всё не так. Младший сын отделился, старший остался с ним, да немного вышло проку. Главное же – умерла старуха, причём в самое плохое, голодное время. У Кастрюка ослабли ноги, и теперь придётся ему до смерти сидеть с ребятишками, вроде караульщика.

Дед попросил сына отпустить его с ребятами в ночное. В пруду он напоил кобылу и подъехал к ребятам. Лошади спокойно кормились. Дед постелил себе у межи полушубок, стал на колени и долго молился на звёздное, прекрасное небо, на мерцающий Млечный Путь – святую дорогу к Иерусалиму.

Образ Грозного в сказках не отражал реальных черт его характера еще и потому, что сказочные образы вообще условны и лишь в незначительной степени используют историческую действительность для создания сказочного сюжета. Гораздо больше реальных черт общественно-политической жизни того времени отразилось в исторических песнях, расцвет которых падает как раз на вторую половину XVI — первую половину XVII в.

Популярность исторических песен в это время объясняется тем, чти этот вид устного народного творчества и по своему содержанию и по своей форме оказался наиболее удобным для художественного отражения всех сложных исторических событий.

Наиболее значительной исторической песней этого периода является песня о взятии Казани, в которой победа над Казанским ханством рассматривалась как самое важное достижение Грозного в области внешней политики, обеспечившее безопасность русских земель от татарских вторжений с востока. Песня, отразившая большой патриотический подъем, стала одной из самых популярных в народе, особенно в Поволжье. Основным героем песни является не царь Иван Грозным а представители из народа — пушкари , которые своим мастерством и уменьем добились взрыва крепостных стен и победы над Казанью. Внимание песни сосредоточено на подкопе и взрыве как решающих условиях взятия Казани.

Образ Грозного в песне также дается на фоне истории подкопа и взрыва Казани. Это — умный правитель и энергичный полководец, любимый войском и ненавидимый врагами. Вместе с тем он недоверчив, вспыльчпи и жесток. Грозный подозрительно относится к задержке взрыва:

На то грозный царь осердился:

Такое сочетание в образе Грозного положительных и отрицательных черт встречается впервые в исторической песне и резко отличает ее m обобщенных и гиперболизированных образов богатырей в былинах.

Помимо песен о взятии Казани, образ Ермака Тимофеевича мы находим и в специально ему посвященных песнях. В них он большею частью рисуется смелым и удалым атаманом, совершающим мужественные подвиги во славу родины. Сравнение песен о Ермаке с Сибирскими летописями показывает, что и здесь народное творчество более реально изображало действительность, делая упор не на божественную помощь, а на русскую смекалку и ловкость. Образ Ермака Тимофеевича до сих пор является одним из наиболее популярных в песнях уральских (яицких), терских и донских казаков еще и потому, что он часто изображается противником бояр, идеальным казаком-героем, рубящим боярские головы и отвечающим только перед царем. Царистский характер этих песен свидетельствует об ограниченности крестьянского и казацкого мировоззрения. Однако причина популярности песен о Ермаке, доживших до наших дней в живом устном исполнении, лежит в обрисовке его образа как смелого и вольнолюбивого патриота, храброго воина, опытного и самоотверженного военачальника.

Грозный в этой песне противопоставляется и боярами царице—сестре Кострюка. Грозный радуется победе русского борца, награждает его:

Мужика буду знать-почитать, Мужика буду жаловать Уж я ради ночетных пиров, Еще для ради почетных гостей, Еще для ради заносчивых®.

Выдвижение посадского человека в героя-победителя иноземного князя-нахвалыцика свидетельствует о росте демократических тенденций в народном творчестве.

Не дай, боже, мне во Руси бывать, Ни дёгям моим и ни внучатам, И не внучатам, и не нравиучатам!

Песня пользовалась особой популярностью в XVII в., когда новая династия Романовых была заинтересована в выдвижении образа Никиты Романовича.

Образ Ивана Грозного отражен и в творчестве других народов России, главным образом, народов Поволжья. Песни казанских татар, например, посвящены построению русской крепости на Свияжской горе и взятию Казани Грозным .


В годы прежния,
Времена первоначальныя,
При бывшем вольном царе,
При Иване Васильевиче,
Когда холост был государь
Царь Иван Васильевич,
Поизволил он женитися.
Берет он, царь-государь,
Не у себя в каменной Москве,
А берет он, царь-государь,
В той Золотой орде,
У того Темрюка-царя,
У Темрюка Степановича,
Он Марью Темрюковну.
Сестру Мастрюкову,
Купаву крымскую,
Царицу благоверную.

А и царского поезду
Полторы было тысячи:
Князи-бояра, могучие богатыри,
Пять сот донских казаков,
Что ни лутчих добрых молодцов.
Здравствует царь-государь
Через реки быстрыя,
Через грязи смоленския,
Через лесы брынския,
Он здравствует, царь-государь,
В той Золотой орде,
У того Темрюка-царя,
У Темрюка Степановича.
Он понял, царь-государь,
Царицу благоверную Марью Темрюковну,
Сестру Мастрюкову;
И взял в провожатые за ней
Триста татаринов,
Четыреста бухаринов,
Пять сот черкашенинов
И любимого шурина Мастрюка Темрюковича,
Молодого черкашенина.
Уж царского поезду
Без малого три тысячи,
Везут золоту казну
Ко царю в каменну Москву.
Переехал царь-государь
Он реки быстрыя,
Грязи смоленския
И леса брынския.
Он здравствует, царь-государь,
У себя в каменной Москве,
Во полатах белокаменных,
В возлюбленной крестовой своей.
Пир навеселе,
Повел столы на радостех.
И все ли князи-бояра,
Могучие богатыри
И гости званые,
Пять сот донских казаков
Пьют-едят, потешаются,
Зелено вино кушают,
Белу лебедь рушают.
А един не пьет да не ест,
Царской гость дорогой
Мастрюк Темрюкович,
Молодой черкашенин.
И зачем хлеба-соли не ест
Зелена вина не кушает,

Деда, прозванного Кастрюком, оставляют смотреть за домом и внучкой. Он чувствует свою старость и ненужность. Старик просится в ночное и, оседлав лошадь, снова радуется жизни.

За минуту

Несущиеся по деревне сыновья барина пугают маленькую девочку. Внучку успокаивает дедушка, оставшийся присматривать за домом. Деда называли Кастрюком по имени героя старинных прибауток. От скуки он бродит по двору и находит всякие дела: передвигает водовозку, сметает муку, стучит топором.

Внучка зовет его наломать веников. Дедушка, забыв о пустой избе, идет с девочкой за село. Там он заговаривает со сторожем, идущем по железнодорожным путям, но тот занят обходом и не останавливается. В деревню приезжает хозяин Николай Петрович с просьбой послать девок в поле.

Кастрюк просится в работники, но барин усмехается и уезжает. Старик думает о своей старости и ненужности. Когда-то он был лучшим косцом округи и хозяином. Дед горюет, что не дождался ни почета, ни богатства.

Он выходит на дорогу встречать сына, и просится с ребятами в ночное. Оседлав кобылу, Кастрюк чувствует себя здоровым и бодрым. Мальчишки укладываются спать в поле, а старик долго молится на звездное небо.

Читайте также: