Актуальные проблемы реализации фгос в сельской начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Связь особенностей проблем и трудностей сельской малокомплектной школы с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обобщение и обоснование теоретических и практических проблем их реализации.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.05.2016
Размер файла 55,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе

Введение

сельский школа образование

Современную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет, которые широко используются не только в профессиональной деятельности человека, но и в повседневной, обыденной жизни. И, конечно же, эти технологии, реализуются и в образовательных учреждениях, в целях расширения знаний, умений и навыков.

Так, с первого сентября 2011 года в первых классах во всех школах России началось введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) второго поколения, разработанный Российской академией образования, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Проблемы сельских малокомплектных школ привлекают к себе пристальное внимание ученых на протяжении последних десятилетий, и внедрение ФГОС только приумножило их. Поэтому в российской педагогической теории можно выделить ряд исследований по данной теме. Например, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук и профессор, Неустроев Н.Д., работает над разрешением противоречия между специфическими требованиями к деятельности педагога малокомплектных сельских школ и недостаточным уровнем теоретического и практического обоснования профессиональной подготовки выпускников педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности в условиях сельских малокомплектных и кочевых школ. [1] А заведующая кафедрой педагогических технологий, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, действительный член Российской академии естественных наук Байбородова Л.В., в своем исследовании, определила проблемы малочисленной и малокомплектной сельской школы, а также благоприятные условия для организации обучения и воспитания в сельской малочисленной школе. Назвала проблемы кадрового, финансового и материально-технического, нормативно-правового и научно-методического обеспечения сельской, в том числе малокомплектной, школы, а также предложила пути их решения. [2]

Цель данной работы - это описание и обобщение основных проблем реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе. Для достижения этой цели необходимо изучить теоретические и практические материалы по данной теме исследования и выявить эти проблемы.

Теоретическую основу исследования составляют: авторефераты, диссертации, статьи современных педагогов; идеи исследования Неустроева Н.Д. [10], Байбородовой Л.В. [2]; использование опыта участия в разработке инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образования по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе Анохиной Н.В. [1]. А анализ комплексных характеристик сельской школы, представленный в работах Гурьяновой М.П. [4], Наумова Н.Г. [9] и др., позволил уточнить специфику сельской школы.

При написании работы используется анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение и обобщение выявленных проблем, а также беседа с участниками образовательного процесса.

Описание проблем реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе дает возможность найти путь, ведущий к их решению.

Работа состоит из следующих частей: введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

Теоретический аспект проблем реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе

В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, находящаяся в сельском поселении, где становится возможным создание разновозрастных классов-комплектов, путем объединения учащихся сельских школ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами и правилами. До 70-х годов ХХ века этот термин применялся к начальной школе, если в ней насчитывалось меньше пятнадцати человек. В современное время малокомплектным общеобразовательным учреждением негласно считается школа без параллельных классов. Следовательно, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не будет отличаться от большой городской школы.

В свою очередь, Ларина В.П, доктор педагогических наук, обозначает проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельских малокомплектных школах следующим образом:

При внедрении новых стандартов система образования столкнется с двумя проблемами, которые быстро решить невозможно, считает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков:

Таким образом, основные теоретические проблемы реализации ФГОС начальной образовательной школы в сельской малокомплектной школе, на мой взгляд, выявлены.

2. Связь особенностей проблем и трудностей сельской малокомплектной школы с реализацией ФГОС начального общего образования

При реализации ведущих идей ФГОС очень важно учитывать особенности сельской малокомплектной школы, ведь именно от них зависит результат модернизации.

Проблемы сельских детей в сравнении с городскими: низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, конформизм, низкий уровень мотивации учения, самостоятельности в принятии решений, трудности в общении с новыми людьми, сложности при адаптации в новых условиях. При этом следует иметь в виду, что в малочисленных и малокомплектных школах введение стандартов в первых классах предусматривает перестройку всего образовательного процесса. В частности, невозможно организовать разностороннюю и полноценную внеурочную деятельность нескольких первоклассников. Необходимо предусмотреть в этом случае организацию внеурочной деятельности всех детей малочисленной школы в различных объединениях и группах детей разновозрастного состава.

Малокомплектная школа также имеет специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство у педагогов, психологов, родителей вызывают такие факторы, как: низкая информационная насыщенность школ на селе; отсутствие специальной литературы; недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой; недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей; низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи; отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров; недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.

О проблемах сельской школы, как таковой, можно говорить и говорить, так как я сама получила и начальное, и среднее общее образование именно в такой школе. Следовательно, со стороны участника педагогического процесса, могу заявить, что все, выше сказанное, является достоверными неопровержимыми фактами. Мое село находится в пяти километрах от школы, которая является учреждением совершенно иного поселения. И чтобы добраться нее, детей из нашего села везут на школьном автобусе, по дороге, состояние которой оставляет желать лучшего. Эти поездки вызваны тем, что нашу школу закрыли во времена перестройки, в связи с очередной модернизацией образования, по причине малочисленности.

Таким образом, все выше сказанное, создает проблемы при реализации ФГОС, так как для осуществления выполнения его требований необходимо немало технических, литературных и многих других ресурсов федерального уровня, способных направлять детей в нужное русло. Совершенно очевидно, что проблемы сельских малокомплектных школ напрямую связаны с реализацией в них ФГОС. Эти трудности, умножаются с каждой новой модернизацией, и именно потому, что каждый раз остаются только лишь частично разрешенными. Тем не менее, многочисленные рассуждения по теме данного исследования очень схожи. Следовательно, если обобщить основные проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельских малокомплектных школах и объединить работы исследователей, становится реальнее найти путь для их решения. Как говорится, одна голова хорошо, а две - еще лучше. В данном случае, мы имеем многочисленные труды образованных людей. Поэтому процесс утилизации трудностей при реализации ФГОС произойдет намного быстрее, чем при возможностях одного человека.

3. Проблемы при реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе на практике

К сожалению, собственного опыта работы в области образования не имею. Поэтому в данной главе рассуждаю, исходя из примеров, взятых из изученных мною источников по теме исследования.

Исходя из перечисленных проблем, я могу говорить о том, речь должна идти не о рекомендациях по локальному улучшению отдельных сторон деятельности сельской малокомплектной школы, а именно о новых подходах к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т.е. о разработке разных организационно-педагогических моделей малокомплектных школ, дающих возможность учителю работать с разновозрастным коллективом.

Да, действительно, подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не посещавший детский сад, лишенный квалифицированной подготовки к школе, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах. Зачастую в сельских школах вместо современных компьютеров и ноутбуков в классе стоит списанная оргтехника. Если все же имеется рабочий компьютер, выход в Интернет чаще отсутствует. Комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС либо вообще отсутствуют, либо организованы в библиотеках, читальных залах школы. Стоит ли говорить о недостатке дидактического и раздаточного материала, когда база кабинетов начальных классов состоит из наглядности, пережитых еще советскую школу? Можно лишь сказать, что материальная база сельских школ требует большой финансовой поддержки. Далее, поговорим о трудностях с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают только 4-6, в некоторых школах она вообще отсутствует в связи с недостатком материальных средств на оплату учителю внеурочной деятельности. Также, для педагогов является сложностью посещение культурных и образовательных центров региона.

Однако, транспорт всех вопросов не снимет. Даже там, где дорога асфальтированная, ее зимой часто заметает снегом, а трактор, очищающий снег приходит далеко не всегда. В других деревнях осенью и весной автобусы не могут проехать по непролазной грязи. Но если даже с трассами все в порядке (что редкость), есть другая проблема - лицензирование перевозки школьников. Это дорогостоящая процедура: нужны деньги на переподготовку водителей, технический осмотр транспорта, установление системы ГЛОНАСС. По словам главы одного из районов Курганской области, на переоснащение 25 автобусов требуется около 1 млн рублей, причем эти траты не были учтены при распределении бюджета в этом году, зато письмо о том, что с 1 сентября начнутся проверки, там уже получили. К тому же уже всем давно известно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Что будет с теми населёнными пунктами, где исчезнет школа? Не грозит ли это нам потерей бескрайних территорий России, потери национальной самобытности? Об этом можно говорить бесконечно…

На мой взгляд, практические проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельских малокомплектных школах очень схожи с теоретическими. Поэтому, следует поговорить об их обобщении.

4. Обобщение теоретических и практических проблем реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе

Таким образом, работа педагога должна быть составляющей частью всего педагогического коллектива, работающего в начальной школе по реализации задач ФГОС начального общего образования. Только совместно, в команде, можно преодолеть все трудности, связанные с введением стандартов нового поколения.

Итак, существенных отличий в теории и практике, в обозначенных проблемах, при реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе, я не нахожу. Вижу только то, что так, как и ожидалось, что проблемы будут, так оно и есть. Более того, было заранее известно, благодаря знанию трудностей сельской школы, в чем суть этих проблем и выявлены самые главные сложности: финансирование и подготовка кадров. На деле, так и оказалось. Но, по-моему мнению, со временем большинство учителей будет отлично справляться со своими новыми обязанностями, и технологиями современного времени. Так как человек - это существо, ко всему адаптирующееся по своей натуре. И новшества современного времени не станут исключением.

Заключение

В современном мире изменения в науке, технике, да и в самом человеке происходят в очень быстром режиме, соответствующем духу данного времени. Следовательно, образование также не может остановится на предыдущем уровне организации.

Благодаря изучению научных исследований опытных и грамотных людей в области образования, и других теоретических и практических материалов, в данном исследовании выявлены и описаны основные проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе. А также произведено обобщение этих проблем, с целью возможного использования данного исследования, работниками научной образовательной деятельности для разработки и внедрения четкой модели сельской малокомплектной школы, с учетом специфики современного времени. Таким образом, по-моему мнению, проблем и трудностей школы на селе станет намного меньше. И, в будущем, реализация новых стандартов будет проходить гораздо успешнее.

Список используемой литературы

1. Анохина, Н.В., Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2011. - №5. 36 с.

2. Байбородова, Л.В., Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5, 2011. С. 5-8.

3. Байгулова, Н.В., К вопросу о разработке и реализации модели разновозрастной сельской малокомплектной школе. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск11 (101). 32 с.

4. Гурьянова, М.П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис-ия д-ра пед. наук. М., 2001.412 с.

5. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 200 с.

6. Днепров, Э.Д. Современные школьные реформы в России. М., 1998. 122 с.

8. Ларина, В.П., Методические рекомендации ФГОС НОО в малокомплектных школах. - [Электр. ресурс] - Режим доступа: irc43.ru/portfolio/metodsopr/Organizacia_vneurochnoi_deyatelnosti.doc

9. Наумов, Н.Г. Теория и практика развития образования в сельском районе в новых социальных условиях: дис-ия д-ра пед. наук. М., 2001. 312 с.

11. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории педагогики: в3 т. М., 2006.

12. Равкин, З.И. Логическое и историческое в проблемных исследованиях по истории советской школы и педагогики // Тезисы докладов семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований. М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1969. 26 с.

15. Лебединцев, В.Б. модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель. // Народное образование. 2005 - №1. - С. 103-107

17. Вахрушев, А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С. 3-17.

19. Поташник, М.М. Затруднения учителей при освоении новых стандартов / М.М. Поташник, М.В. Левит // Народное образование. - 2014. - №6,7 - С. 119-125.

Подобные документы

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе. Место малокомплектной школы в модели образовательных стандартов нового поколения. Внедрение методов и средств реализации интегрированных уроков в образовательный процесс.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 25.04.2010

Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

дипломная работа [207,1 K], добавлен 13.10.2011

Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре.

реферат [30,2 K], добавлен 30.03.2007

Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формы взаимодействия семьи и школы. Мероприятия по организации внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями.

контрольная работа [40,7 K], добавлен 20.12.2015

Раскрытие сущности и изучение состава системы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы. Разработка и апробация методики стимулирования образовательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.


ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем.

В соответствии с критериями готовности образовательного учреждения к введению и реализации ФГОС НОО нового поколения школа должна быть укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к работе в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения [3; 6].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Также в школе должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся [2; 10].

Подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не посещавший детский сад, лишенный квалифицированной подготовки к школе, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах [4].

В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта многие педагоги малокомплектных сельских школ столкнулись с рядом проблем. Образовательные учреждения данного типа наиболее остро переживают проблемы реализации ФГОС НОО. Новость о введении стандартов второго поколения наделала много шума в нашей стране и буквально взорвала форумы различных сайтов и порталов, занимающихся проблемами педагогики. Почитав множество комментариев по тем или иным вопросам в Интернете, касающихся ФГОС НОО, исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство сельских малокомплектных школ в процессе внедрения стандартов второго поколения.

Во-первых, это конечно же проблема материально-технического оснащения образовательного учреждения. Зачастую в сельских школах вместо современных компьютеров и ноутбуков в классе стоит списанная оргтехника. Если все же имеется рабочий компьютер, выход в Интернет чаще отсутствует. Комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС либо вообще отсутствуют, либо организованы в библиотеках, читальных залах школы. Стоит ли говорить о недостатке дидактического и раздаточного материала, когда база кабинетов начальных классов состоит из наглядности, пережитых еще советскую школу? Можно лишь сказать, что материальная база сельских школ требует большой финансовой поддержки.

Во-вторых, это сложности в формировании универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно. Так как ФГОС ввели повсеместно с 2011/2012 учебного года, то учителю придется работать не только с разными классами, но и по разным стандартам.

В-третьих, это наполняемость классов. В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе.

В-четвертых, нужно выделить трудности с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают только 4-6, в некоторых школах она вообще отсутствует в связи с недостатком материальных средств на оплату учителю внеурочной деятельности.

В-пятых, это ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона [1, 6].

Также необходимо отметить, что для полноценной реализации ФГОС НОО требуется соответствующая квалификация педагогов, поэтому все учителя, работающие по новому образовательному стандарту, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации, т.к. могут возникнуть трудности с оформление и ведением документации в условиях ограниченных внешних методических ресурсов [5].

Решение данных проблем поможет полноценной реализации ФГОС в условиях сельской школы, обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.


В данной статье автор рассказывает о существующих проблемах возрождения национальной культуры в современной школе, об основных видах учебных и внеурочных занятий в рамках ФГОС и о том, что для современных обучающихся, на сегодняшний день, главное освоить как можно больший объем разнообразных знаний, умений и навыков. А главное для современной школы — это воспитание человеческих качеств, основанных на богатой русской духовной традиции, что и является одной из приоритетных педагогических задач настоящей современности.

Ключевые слова: сельская школа, национальная культура, ФГОС, духовные традиции, педагогические задачи.

In this article, the author talks about the existing problems of the revival of national culture in modern school, the main types of training and extracurricular activities within the framework of the GEF and that for modern students, today, the main thing is to master as much as possible a variety of knowledge, skills. And the main thing for the modern school is the education of human qualities based on the rich Russian spiritual tradition, which is one of the priority pedagogical tasks of the present day.

Key words: rural school, national culture, FSES, spiritual traditions, pedagogical tasks.

Хочется начать свою статью с, казалось бы, всем известной банальности: современная школа — это та точка, в которой решается судьба завтрашней культуры общества. Однако за этой банальностью порой кроется достаточно серьезная опасность. Главная наша беда: современный учитель оказался в глубочайшем нравственном кризисе — потерял прежние ориентиры своей деятельности и не приобрел новые. Любая педагогика состоятельна только тогда, когда у нее есть нравственный смысл.

На сегодняшний день существуют определенные понятия, которые и должны стать стратегическим смыслом, основой каждодневного существования. Сегодня практически всем очевидно, что содержание образования не может определяться неким фиксированным объемом знаний, который будто бы должен освоить современный ребенок, чтобы в дальнейшем стать образованным человеком. Культура принципиально многолика, вариативна и неисчерпаема: поэтому перед нашей школой и встала задача не только предложить обучающимся ту или иную отобранную информацию, а в том, чтобы сформировать у ребенка принципиальную потребность находиться в непрерывном диалоге с культурой, сформировать потребность в освоении все новых и новых культурных пластов. Не так-то просто сформировать эти потребности в сегодняшней сельской малочисленной, так же, как и в городской школе.

О проблемах сельских школ сказано и написано немало. Однако их количество не уменьшается, они приобретают характер глобальных, решительно выходя за рамки образовательных систем. Мы вынуждены констатировать: все те же трудности, все те же проблемы. И наши проблемы решить извне никто к великому сожалению, не сможет, из кризиса выбираться учителям сельских школ приходится самим (пока на данном этапе).

Поэтому перед нами в первую очередь встала задача воспитания национальной культуры. Ей отводится определяющая роль в формировании личности, ибо она выражает духовную сущность нации. Образование без воспитания национальной культуры. Ей отводится определяющая роль в формировании личности, ибо она выражает духовную сущность нации. Образование без воспитания национальной русской культуры не спасет Россию [3].

Передача культурного наследия от одного поколения к другому и созидание новых ценностей — процесс очень сложный. В короткий период должны быть переданы и усвоены отдельным человеком культура, традиции, ценности человеческого общества. А для этого ему необходимо обеспечить минимум доступных средств индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей.

Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Для ее реализации необходима согласованная система образования.

В этой связи мы выделили в образовании три основных этапа [2].

Основной задачей первого этапа является ознакомление с общими нормами и ценностями. Это этап эмоционального освоения духовно-нравственных ценностей. Второй этап предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственной культурной традиции. Третий этап связан с переходом к восприятию человеческих культур, уважение к иным культурным традициям, самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и культур. Это выглядит следующим образом: начальная школа, основная школа — человек культуры; средняя школа — культурный человек.

Проблема возрождения национальной культуры в сельской малочисленной школе стала для нас главенствующей. Была разработана целевая комплексная программа. В проблеме национального регионального содержания особое значение имеет соотношение стандарта общего среднего образования и регионального компонента.

С переходом на новый базисный план и стандарты имеются возможности за счет инвариантной части, а также вариативной обеспечить приобщение к общекультурным ценностям.

Эти две части в учебном плане нашей школы представлены двумя основными видами учебных занятий: — обязательные занятия, составляющие базовое ядро(предметы); — факультативные занятия.

Образование сейчас все больше подменяется технологией обучения. Главное — освоить как можно больший объем разнообразных знаний, умений, навыков.

Цели и задачи школы определяет так называемая предметно-содержательная ориентация. Формируется человек с односторонним развитием- рационально-интеллектуальным, который обладает мышлением, но является бесформенным в духовном и душевно-чувственном плане. Обучение, по сути своей безобразное, т. е. не сознающее в человеке образа творца своей судьбы, субъекта природы и общества.

Образование в современной России существует при острейшем дефиците духовной культуры, русской — в особенности.

Воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных педагогических задач сегодняшней современности [1]. Исходя из этого, мы и пришли к выводу: необходимо кардинально изменить современные цели образовательной системы.

Для этого были составлены культурологические основания к базисному учебному плану с учетом того, что содержание образования как средство личностного и культурного развития обучающихся необходимо обновить. При этом главное- не изменять набор дисциплин в базисном учебном плане школы, а предлагать освоить новые способы и формы педагогической деятельности по всем предметам учебного плана. Также необходимо усилить национально-гуманитарный компонент в содержании образования, выступающего ключевым звеном в системе воспитания русского народа, в формировании исторического мышления, в мотивации на духовное развитие личности.

Требует изменения сам подход к преподаванию гуманитарных дисциплин, обучающих основам русской культуры. Три предмета составляют блок русского гуманитарного образования в современной школе: русский язык, русская литература, русская история.

Каково же положение на данном этапе в школе? Приходится констатировать: пока недостаточны изменения в подходе к преподаванию русского языка. В 10–11 классах русскому языку отводится 2 часа в неделю. При этом предполагается, что обучающийся должен к концу 11 класса овладеть всеми нормами литературного языка. Но как раз на этом этапе обучения старшеклассники отлучены от интенсивного обучения русскому языку. Представляется, что такое положение — это следствие недоразумения, которое должно быть устранено, и наши дети, наконец, смогут получить возможность овладения полноценным литературным языком. Не уменьшать, а увеличивать число часов на преподавание русского языка.

В современный учебный план очень важно включать дисциплины, с помощью которых можно обучить русской словесности, русской философии, фольклору, основам православия. Подобные изменения в содержании образования позволяют обучающимся строить свой жизненный образ на основе включенности в родную культуру, освоения русской духовной традиции и построения собственной системы нравственных координат.

И здесь большая роль отводится литературе. Каждое литературное произведение содержит определенный культурный компонент, отражающий факты и явления материальной и духовной культуры народа. Выявление его и входит в задачу культурологического аспекта изучения литературного произведения. Как показывает практика, необходимо включать культуроведческую информацию в анализ литературного произведения. Представляется, что такое включение реалий культуры не только сделает их восприятие и усвоение более эффективным, но и поможет глубже понять само художественное произведение.

Культурология должна стать научно- прикладной междисциплинарной областью в специальной учебной дисциплиной.

Реализовать педагогический потенциал культурологии в школе возможно только с помощью прикладной культурологии.

Также необходимо включение этнокультурного компонента. Это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся открытое общество.

Этнокультурный компонент базисного учебного плана дает во многом возможность более полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его жизни народа, его историю, язык, культуру, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.

У русских, как у этноса, появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, что берем из прошлого. И, обернувшись к своим корням, прежде всего, осознать себя как православных христиан, как граждан мировой цивилизации.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная культура, русский язык, современная школа, содержание образования, базисный учебный план, литературное произведение, школа, богатая русская духовная традиция, учебный план, этнокультурный компонент.


Статья расскажет, подводя первые итоги введения ФГОС начального общего образования, о результатах и возникших проблемах.

Описание разработки

Сегодня, подводя первые итоги введения ФГОС начального общего образования, хотелось бы остановиться на результатах и возникших проблемах.

Плюсы и минусы введения ФГОС.

Первый плюс поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС – воспитательная функция.

Третий плюс – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Четвертый плюс - материально - техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

Что касается минусов. В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы: недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования, натуральных объектов.

Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

- результаты учебных проектов,

- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.

Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально - технической базы, ИКТ - технологии.

По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.

Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

- К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации.

- Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т. п.

Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Ну, а что касается готовности учителей к ФГОС, так они мобильные и креативные и всегда ко всему готовы.

Хочется пожелать всем огромного терпения для осуществления реализации ФГОС.

Читайте также: