Татарская борьба корэш краткое содержание

Обновлено: 22.07.2024

Считается, чтобы стать настоящим батыром, татарскому мужчине необходимо уметь крепко держаться в седле и уложить противника на лопатки за шесть минут. Куреш – это национальная татарская борьба на поясах. Уже несколько тысячелетий, предки бережно хранят знания о единоборстве и передают их из поколения в поколение. Сегодня мы расскажем тебе все самое интересное о национальной борьбе куреш у татар: когда она появилась, по каким правилам проходит поединок, а также какая форма тебе понадобится, если решишь пойти на тренировки.

Данное единоборство не только благотворно влияет на физическое здоровье человека, но и закаляет характер и силу духа. Борцы куреш смелые, сильные и выносливые. Согласись, совсем не каждый сможет поднять над головой противника за кушак, перебросить через себя и положить на лопатки.

Исторические факты

Считается, что появилось единоборство больше трех тысяч лет назад на территории нынешнего Узбекистана. Изначально, бои проводились для забавы, во время знаменательных событий. Позже увлечение стало перерастать в самостоятельное спортивное направление.

Специалисты утверждают, что находили наскальные рисунки, где был изображен бой на поясах, в разных уголках планеты: в Африке, Азии и Центральной Америке. Кроме этого, практиковали такой вид единоборства не только тюркоязычные народы, но и вся современная Европа. Эксперты связывают такую популярность с тем, что в древности очень значимо было во время конной атаки уметь выкидывать соперника из седла. Данный трюк отрабатывали на тренировках. Имитировали же конную схватку при помощи поясов. Соперники приближались друг к другу и с большого расстояния, схватив друг друга за кушаки, старались подтянуть противника ближе, вырвать его и бросить на землю.

Все о национальной борьбе на поясах у татар

Схватки же во время праздников происходили на майдане под музыку. Как правило, начинали борьбу маленькие мальчики или старики. Дальше в игру входили уже юноши и мужчины. Чаще всего боролись до трех побед. Сильнейший батыр получал деньги, домашний скот, холщовые полотенца, вышитые девушками.

У каждой местности были свои правила. К примеру, казанские татары не допускают атакующие действия ногами, у московских и пензенских татар напротив часто используются подсады, подножки.

В 80-х годах прошлого столетия Комил Юсупов, спортсмен, дзюдоист принял решение исследовать правила этой борьбы, чтобы сформировать единые мировые стандарты. Через несколько лет куреш превратился в отдельный тип боевого искусства. Весной 1999 года состоялся первый чемпионат мира в этом направлении, а в 2008 году в составе Международной ассоциации насчитывалось больше 114 стран-участниц.

Все о национальной борьбе на поясах у татар

Правила и особенности

Чтобы заниматься этим видом единоборства, не нужны специальные условия. Достаточно находиться в обычном спортивном зале с борцовским ковром. Что касается экипировки, то речь не идет о каких-то особенных поясах, вполне подойдет обычное полотенце. Ребят отдают на занятия с 8 лет, когда вестибулярный аппарат работает хорошо.

Бойцы отличаются сильными кистями, локтями, предплечьями, плечевыми суставами и спиной. Тренировки очень интенсивные. Во время занятий развивается мощь тягового усилия бойца и оттачиваются броски:

  • с зашагиванием;
  • через грудь;
  • с выводом за спину.

Все о национальной борьбе на поясах у татар

Бой начинается с короткого свистка от арбитра. Завершается состязание в нескольких случаях:

  1. Боец одержал чистую победу. Для этого понадобится уложить противника два раза на ковер.
  2. Закончилось время поединка.
  3. Фиксируется явное техническое преимущество (больше шести очков) одного из участников.
  4. Дисквалификация бойца (неспортивное поведение, введение в заблуждение арбитра, уход с татами без предупреждения судьи).
  5. Кто-то из участников получил серьезную травму.

Поединок начинается в положении стоя. Спортсмены удерживают друг друга за кушаки и, используя различные приемы, пытаются сбить с ног противника. После окончания поединка участники встают в середину поля по левую и правую руки арбитра, и жюри объявляет победителя.

Все о национальной борьбе на поясах у татар

В наши дни есть две разновидности рассматриваемой борьбы:

Соревнования между женщинами проходят только во втором варианте. Они могут использовать практически все приемы из других единоборств, кроме бросков через ноги и отпуска захвата.

Длительность схватки

На период поединка влияет возрастная категория. Так, дети до 13 лет соревнуются 2 мин., а подростки до 17 лет и ветераны – 3 мин. Взрослые до 30 лет соревнуются на протяжении 4 мин.

Все о национальной борьбе на поясах у татар

Ход соревнований

Состязаются спортсмены в девяти весовых категориях. Место схватки – специальный мягкий ковер, татами. Его толщина должна быть не меньше 5 см. По центру обрисован круг рабочей зоны. Его диаметр составляет 9 м, зона пассивности – 1 м. Также есть третья часть – защитная зона.

Следит за поединком арбитражная коллегия, в состав которой входит шесть арбитров.

Сегодня принять участие в соревнованиях могут не только мужчины, но и женщины и дети.

Экипировка борцов

Для того чтобы принять участие в поединке, необходима специальная форма: рубашка свободного кроя зеленого или синего цвета, белые брюки, легкие кожаные борцовки. Отметим, что обувь должна быть мягкой, с нескользящей подошвой.

Основным же незаменимым элементом считается тканевый пояс или полотенце красного цвета. В длину изделие составляет 120 см. Также каждый спортсмен должен иметь носовой платок, он находится у секунданта. Если борец получил травму, ему подают платок.

Известный в прошлом борец Джеппар акай, встав в центре борцовской площадки, ударил о землю древком знамени дервизы**.

– Начинается большой куреш! – объявил он зычно. – С обеих сторон по двенадцать борцов. Победителю достанутся это знамя и бык-четырехлеток!

Свою краткую речь Джеппар акай завершил перечислением основных правил борьбы, в общем-то, давно и хорошо известных всем присутствующим:

– Захват за штанину не считается, касание земли коленом поражением не считается! Выигрывает тот, кто положит соперника на лопатки. Бороться честно!

Звучно запели зурны, барабанщик, виртуозно крутнув колотушкой, подбросил ее, ловко поймал и ударил в барабан, извлекая из него торжественно-волнующие звуки. Люди оживились, с нетерпением ожидая начала зрелища. Куреш начался.

И хотя с обеих сторон выставлены опытные, известные борцы, все-таки за верхние села выступают более именитые. Вот, например, Чолак Нафе и Джан Али мырза. Это очень известные борцы. Еще со времен царя Николая и по сегодняшний день они никому не уступали в силе и ловкости. Уезжая из своего села на соревнования борцов, собиравшихся со всего Крыма, они и оттуда возвращались победителями.

Джан Али мырза – высокий и худощавый, с впавшими глазами и щеками, с усиками, торчащими под длинным носом, – вылитый Дон Кихот с иллюстрации в книге. Однако он ни в чем не уступает Чолаку.

Эти двое, будучи односельчанами, никогда не выступали на соревнованиях друг против друга, но вдали от людских глаз не раз, бывало, сходились в схватке. Поговаривают даже, что Джан Али мырза сильнее Чолака…

Борцы из нижних сел, хоть и не так знамениты, но и среди них есть хорошие борцы. Это Гарип Бекир, Кедай Гафар, цыган Чомай из Чекелека и огромный, как слон, Кара Мемет. Он уже постарел и изрядно сдал, но все-таки решил участвовать и в нынешних соревнованиях.

Рассказывают, будто боролся как-то Кара Мемет с одним студентом. Никто не мог того парня победить: с кем ни схватится – все на земле оказывались. Наступил момент, когда желающих выйти с ним на поединок не нашлось.

…Через полчаса после начала состязаний восемь человек из команды нижних сел, проиграв, выбыли из соревнования. Большинство зрителей решили, что победа достанется борцам из верхних сел. Однако случилось не так.

Болельщики заволновались: пусть, мол, Чомай отдохнет, отдышится. Раздались голоса:

– Кара Мемет, выходи ты.

– Нет! – воскликнул Чомай. – Я не устал, еще буду бороться! – Он направился к Нафе и повязал ему свой кушак.

Чомай очень симпатичен. Его черные, как уголь, глаза, обрамленные длинными ресницами, всегда смотрят приветливо; тонкий нос с небольшой горбинкой; пушистые, со слегка загнутыми кверху кончиками усы и изящно очерченные яркие губы, которым позавидовали бы и девушки. Он всегда спокоен и улыбчив.

Чолак Нафе огромными ручищами со вздутыми венами повязал свой кушак Чомаю, и, делая вид, что левой рукой хочет заткнуть его болтающиеся концы, вдруг схватил Чомая, сильно тряхнув и пытаясь бросить на землю. Но Чомай вывернулся. Нафе поставил подножку – ничего не вышло: промахнулся. Попытался в приеме захватить ногу Чомая – опять впустую. Раза два он отрывал Чомая от земли и бросал через себя – Чомай, словно кошка, приземлялся на ноги.

Пришло время Чомаю переходить в атаку. Нафе это понял и всей своей тяжестью повис на руках Чомая, внимательно следя за его ногами. Чтобы избежать захвата, переступал очень осторожно. Однако Чомай потянул Нафе на себя, выставил правую ногу, развернул Нафе, тот с силой упирался, тогда Чомай провел подсечку левой ногой и, используя тяжесть самого Нафе, с легкостью развернул и бросил его на землю. Сам же, падая, легко перелетел через голову лежащего соперника и встал на ноги.

Охнув, все замерли от неожиданности. Поэтому, когда раздались частые удары барабана и нервно вздрогнули зурны, и у борцов, и у болельщиков учащенно забились сердца.

Сердце Джан Али мырзы тоже бешено забилось в груди, от злости кровь бросилась ему в голову, он вскочил и кинулся к Чомаю. Нафе еще не успел подняться с земли, Чомай еще не отдышался, а Джан Али мырза уже пытается повязать ему свой кушак.

Чомай, победив четверых подряд, имел право отказаться от следующей схватки. Но мырза не стал его ни о чем спрашивать. Возмущенные зрители повскакивали со своих мест, зашумели, раздались возгласы:

– Друзья… друзья, послушайте. Может, с другим бы я и отказался бороться, но с Джан Али мырзой мне давно хотелось померяться силой. Прошу вас, успокойтесь, предоставьте мне эту возможность…

Чомай повернулся к мырзе, и на его лице уже не было улыбки. Он окинул соперника внимательным взглядом, и все сразу почувствовали, как Чомай внутренне собрался, сосредоточился.

– Молодец, парень! Борись, если так. Мы не будем вмешиваться! – снова зашумели люди и, успокаиваясь, стали рассаживаться.

Подняв руки с кушаком, Чомай приблизился к мырзе. Его охватила дрожь: хотелось скорее начать схватку. И у мырзы, когда он повязывал свой кушак Чомаю, мелко дрожали длинные руки.

А Чомай и мырза – друг против друга… Весь мир перестал существовать для борцов – и только соперника видит каждый из них.

Длинные волосатые ноги мырзы дрожат, он, как и Чолак Нафе, повис на Чомае всей своей тяжестью, хочет изнурить его, взять измором. Но Чомай понял его тактику, не сдается и крепко держит мырзу за пояс.

Зрители ахнули, поднялись, некоторые, сжав кулаки, бросились к мырзе. Если бы не вмешался Джеппар акай, не поздоровилось бы Джан Али мырзе: посчастливилось бы, если бы жив остался…

*Село Чегелек, ныне с.Кузнецкое, Черноморский район.

** дервиза – крымскотатарский национальный праздник урожая. Дервиза делятся на малые, проводившиеся на территории сельсовета (неск олько сел); средние, в которых участвовали жители нескольких сельсоветов; большие, проходившие по всему району . ( К рымскотатарская энциклопедия / Сост. Р.Музафаров. – Симферополь, 1993 ) .


прогибом через грудь в различных вариантах (в том числе зашагиванием за левую или правую ногу соперника), броски с выводом за спину и т.д. Приемы, проведенные без отрыва соперника от ковра (например, сваливание, сбивание), не оцениваются.

Первые соревнования по корэш в России

1956 год. В Татарстане заложена традиция проведения республиканских соревнований по корэш памяти героя-поэта Мусы Джалиля. Сегодня это самые престижные соревнования, где участвует более 400 спортсменов.

История Корэш

Первые турниры по корэш проводили на обычной травяной поверхности.

История Турнир Корэш

Официальные соревнования по борьбе корэш.

Вехи развития корэш



Самостоятельные шаги…

Важное событие…

Признание…

Борьба корэш весьма неоднородна и имеет несколько разновидностей, которые, в основном, имеют этническую или территориальную привязку.

У татар Нижегородской и Пензенской областей, а также проживающих в Москве, борьба более динамична, так как в поединках издавна разрешаются броски с помощью ног, а также подножки и подсечки.

В ряде мест схватка проходила под музыкальное сопровождение – звуки гармошки. Боролись за различные призы, а в число самых почетных входили девичьи полотенца:

Иногда победителю вручали живого барана, которого, в прошлом, гордый победитель должен был унести домой на своих собственных плечах, тем самым лишний раз продемонстрировав свою силу и удаль. У приуральских татар победителей, особенно среди детей, одаривали яйцами, которые непременно входили в рацион питания в предсоревновательный период.

Читайте также: