Появление земских соборов дискуссии о характере народного представительства краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

На территориях Древней Руси, еще в период язычество, общепризнанные человеческие права (даже и не писаные) были основаны на принципах, которые в некоторых аспектах были схожи с принципами ранней эллинской демократии.

Верховная власть была закреплена за вече – собранием всех свободных взрослых людей селения, либо племени. В системе общественного управления одновременно находится также и принцип монархии и единоначалия, в котором страну возглавлял наследственный, либо выборный князь, который был утвержден на вечевом собрании и был ему подотчетным.

Изначально, принцип наследственности в кругах высшей княжеской власти не был строго оформлен, несмотря на то, что в процессе выбора князя происходил неизменный учет благородства происхождения, а также подразумевалось доминирование его рода над остальными.

Частично, это стало причиной того, что арабские и византийские писатели в общественном жизнеустройстве славян видели больше демократических факторов, чем монархических.

Именно на таком вече (новгородском) был избран Рюрик – родоначальник первой княжеской династии, который был признан восточными славянами.

Согласно утверждению историков, вечевой строй являлся традиционным средством управления в восточнославянских племенах, местностях и городах, хоть каждой областью на протяжении различных исторических периодов вносились корректировки в его организацию.

Действие вечевых сходов продолжалось до середины XVI века, а отменены были по специальному распоряжению первого русского царя – Ивана IV. Однако даже после этого, в начале XVII века (в период Смутного времени), провинциальное и столичное народное сопротивление также зачастую было провозглашено на вечевых сборах и сходах.

Благодаря сходу на нижегородской рыночной площади, призыв старосты Козьмы Минина в 1611 году о сборе ополчения против польских интервентов имел статус общенародного решения.

История Росси помнит немало таких соборов. Именно в их процессе оттачивалось мастерство принятия решений государственной важности. Соборы также принимали участие в решении гражданских вопросов. Показательным является пример с Владимиром I Святославовичем.

Только благодаря собору киевского духовенства стало возможным убедить князя в том, что такие личные качества, как добродетель, всепрощение и личное благочестие должны проявляться только в отношении личных врагов, а как правитель христиан он должен пресекать распространение злых действий, чтобы сберечь нравы и мир вверенного ему в подчинение народа.

Еще на ранних этапах существования древнерусского государства, соборный принцип использовался в области гражданского самоуправления и сочетался с вечевым строем, который не только способствовал решению текущих вопросов, связанных с военными действиями, международными соглашениями и выборами князя, но также выполнял и законодательную функцию.

Важность соборных функций новгородских народных сходов подтверждается тем фактом, что на протяжении длительного периода именно вече могло избирать в Новгороде архиепископов на должность правящего архиерея.

Земский собор и особенности его первого созыва

Историки в настоящее время спорят между собой в вопросе даты созыва первого в России Земского собора: некоторые считают, что это произошло в период 1547-1549 годов, а некоторые – что в 1550. В целом, политическая и духовная значимость этих новых для России и мировой истории явлений так велика, что скепсис некоторых историков и несущественные разногласия хронологов утрачивают любое значение.

Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. С позиции развития российской государственности, этот Собор имел эпохальное значение, так как именно на нем учредили механизм нового государственного устройства.

При анализе событий, которые последовали за Собором, можно сделать вывод о том, что также на нем было рассмотрено большое количество задач в области гражданского строительства. Согласно позиции ряда исследователей, именно на Соборе приняли новую версию Судебника – законодательного свода Русского царства.

Соборные основания имелись также и у опричнины. Дело заключается в том, что некоторые представители русского аристократического слоя только на словах высказали согласие с необходимостью сотрудничества и примирения, по-прежнему надеясь на возможности сохранения собственных интересов.

Такие действия бояр, которые и стали причиной возникновения междоусобиц грозили для Руси гибелью. Однако, получив всенародную поддержку на Соборе, Иван IV начал реализацию собственной государственной политики, в которой он целенаправленно искоренял боярскую оппозицию и формировал основы самодержавного управления.

Таким образом, первым царем не только были отменены порядки вече в новой Руси, но было сделано большее – была предложена новая форма государственного управления, в которой принимало участие народное представительство, и эта форма активно развивалась на протяжении всех последующих лет.

У Земских соборов была определенная специфика: основу всех их решений составляли миротворческие линии, а сами они были созваны с целью пресечения нарастающего политического недовольства (то есть для предупреждения кризисных ситуаций), либо принятия сложных (нестандартных) решений, которые могли влиять на государственное развитие: например, избрание царя, либо утверждение на престоле законного наследника, либо признание включения новых территорий в Русское царство, либо принятие свода законов.

Это стало причиной того, что в период бурного развития Русского государства практически все Земские соборы существенно отличались друг от друга, также у них не наблюдалось единой строгой формы и регламентации.

Особенности организации и состава следующих Земских соборов

Информации о втором Земском соборе, который был проведен в 1566 году имеется во много раз больше. Так, этот собор был создан для того, чтобы разрешить проблемы, связанные с протеканием войны с Польшей. Первая структурная группа состояла из Священного собора, в котором было задействовано 32 священника.

Также, в его составе были епископы (Герман Казанский и Свияжский, Пимен Новгородский и Псковский, Пикандр Ростовский и Ярославский), семь игуменов, семь архимадритов и митрополичий ризничий.

Состав второй группы был следующим: три окольничих, 16 бояр, три казначея, шесть дьяков, хранитель Государевой печати. Третья группа насчитывала 97 дворян первой статьи, четвертая – 99 боярских детей второй статьи, пятая – три помещика торопецких, шестая – шесть помещиков луцких, седьмая – 33 приказных и дьяка, восьмая – 76 человек купцов (гостей).

Всего участие в этом Земском соборе приняло 374 человека, которые в специальной грамоте выразили собственную позицию касательно военных действий против короля Польши, а также уверили царя в безоговорочной поддержке всех его деяний.

В период царствования Ивана IV произошло еще два обращения к Совету всея земли со стороны верховной власти: первый – в 1564 году, во время, когда царь поехал в Александров с целью отречения от престола из-за интриг боярского класса, а второй – накануне Ливонской войны, в 1579 году. Важно, что царь обладал безоговорочной народной поддержкой на протяжении обоих раз.

Сбор следующего Земского собора состоялся в первой половине 1584 года по поводу утверждения сына Ивана Грозного на престоле – Федора Ивановича, который находился у власти в период с 1584 по 1598 годы.

После того, как 17 февраля 1598 года Федор Иванович погиб, Московским Патриархом всея Руси был созван новый Земский собор, на котором утвердили нового российского царя на престол, им стал Борис Годунов.

В результате Собора 1613 года, в качестве царя был избран Михаил Федорович Романов, который стал создателем новой династии.

В период начала правления Михаила Романова, Земские соборы фактически стали органом распорядительной власти, где решающее значение играли представители дворян, а также городского посадского населения. На каждом соборе по указу верховной власти решались важнейшие задачи.

Некоторые народные представители формировали рекомендации по совершенствованию органов выборного представительства. Так, например, в 1634 году стряпчим Иваном Бутурлиным была предложена собственная программа преобразований Земского собора. Общими положениями этих преобразований стало:

  1. Необходимость выборности всех депутатов, включая и людей московских чинов.
  2. Работа Собора должна быть непрерывной.
  3. Сроки полномочий депутатов необходимо ограничивать одним годом, либо, иные сроки должны устанавливаться на усмотрение избирателей.

Преобразования, выдвинутые Бутурлином, естественно реализованы не были, поскольку высшей власти не хотелось иметь под рукой постоянный, и, вместе с тем, такой беспокойный орган.

Земский собор в России, как орган сословного представительства, не смог стать законодательным учреждением. Только изредка на нем были утверждены приговоры, которые имели законную силу только в ситуациях, когда участие в работе соборов принимала Боярская дума, возглавляемая царем.

Работа этого органа была прекращена начиная с 1653 года, когда на Земском соборе было вынесено решение о включении в состав России Киева и Левобережной Украины. Только изредка, для изучения определенных проблем и поиска их разрешения властью созывались выборные из определенного сословия.

Для формирующейся абсолютной монархии органы общенародного управления были не нужны, поскольку основной ее опорой стали армия и бюрократия.

Наиболее верной можно считать точку зрения С.Ф. Платонова. Он подробно анализирует состав Земского собора и из этого анализа следует, что в Земских соборах было действительно народное представительство.

1 А такая, что за счёт политической раздробленности многие отдельно взятые земли не могли существовать, так как не плодородны, а связи с торговлей не имели, также грабили друг друга, что тоже приводило в упадок экономику конкретных земель, это зависило от выгодного расположения к центру,а так как каждый сам за себя, никакой помощи, ну и судите сами, какая тут экономика

Отдельно перечисли внешнеполитические события 1953-1964 годов, которые укрепляли и ослабляли положение СССР как великой державы.

Аргументы в том, что Франция(Наполеон Банапарт) победила Россию, в Отечественной Войне в 1812 году? Пожалуйста помогите и наобор

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

Задание 1. Каковы были последствия открытия Америки для населения Европы и самой Америки? Задание 2. Что такое протестантизм? Ка

Земский собор — это орган сословного представительства.

Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:

    и советы, как традиции истории России;
  • обострение межклассовой борьбы;
  • сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).

Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти и благодаря которому власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.

Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х гг. 16-го в. Созванный впервые Земский собор был назван историками также Собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном уже в 1550 г. Благодаря Земскому собору 1549 г. упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.

Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.

Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?

В 1584 г. был созван избирательный Земский собор, на котором впервые был избран царь — Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании (в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г.). Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание.

В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя-боярина. Правителем стал Борис Годунов.

Цари, избранные Земским собором, — это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:

Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й.

В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.

Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.

Создание Сборного уложения — это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:

    ;
  • указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
  • коллективные челобитные дворян и посадских людей;
  • Кормчая книга;
  • Литовский статус 1588 г. и др.

На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.

Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.

Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.

Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).

Земские соборы: условная классификация

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.

По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.

Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:

  • соборы, которые были созваны царем;
  • соборы, созванные царем по инициативе сословий;
  • созыв сословиями;
  • избирательные — на царство.

Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:

Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

Демократическую тенденцию в развитии российской государственности в московский период Российского государства олицетворяла деятельность Земских соборов.

Земский собор – высший сословно-представительный орган в России в середине XVI-XVII вв., который рассматривал важнейшие государственные вопросы.

Земские соборы имели то же властное назначение, что и Боярская дума. Главное их отличие заключалось в том, что они действовали временно, а не постоянно, как Дума.

Появление Земских соборов относится к середине XVI века. В конце 40-х – начале 50-х годов XVI века в Москве состоялись четыре расширенных совещания Боярской думы иОсвященного собора с участием других общественных слоев. Известны довольно подробные сведения о Земском соборе, собранном во время Ливонской войны в 1566 году. Сохранившаяся приговорная грамота Собора дает возможность подсчитать его состав. Собор состоял из Боярской думы (30 человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека), дворян (20 человек) и торговых людей (75 человек).

Крайне скудны сведения о Соборах 70-80-х годов XVI века.

После смерти царя Федора Ивановича в начале 1598 года был собран Земский собор, на котором присутствовали 417 человек. Ввиду прекращения старой династии Рюриковичей по предложению патриарха собравшиеся "обрали . на царство" Бориса Годунова.

В начале XVII века, в годы польско-шведской интервенции и народных волнений, Земские соборы носили характер узких по составу, наспех собранных заседаний.

Собор, собравшийся в январе 1613 года после изгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многочисленным из всех Земских соборов (700-800 человек) и наиболее представительным. На Соборе развернулась борьба различных группировок, предлагавших на престол кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского и других. Победила группировка, поддержавшая кандидатуру Михаила Романова, связанного родственными узами с династией Рюриковичей. 7 февраля 1613 года большинство Собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской династии.

Земские соборы – типично русский государственный институт, который лишь внешне похож на феодальные сословно-представительные органы западноевропейского типа. Такие институты, как английский парламент XIII века или французские Генеральные штаты XVII века, возникли в результате борьбы сословий - дворянства, духовенства – с "третьим сословием", а последнего – с королевской властью. Все эти сословия заседали, как правило, раздельно и представляли свои интересы как обособленные "палаты".

Русские Земские соборы строились на иных основах. Собор был призван собрать и выявить общеземские интересы и поэтому не обособливал, а объединял все ветви власти – и царя, и Боярскую думу, и Собор духовенства, а также гласных от территорий и различных социальных слоев. Кроме боярства и духовенства на Соборе были представлены выборные от стольников, стряпчих, дьяков, стрельцов, дворян московских, дворян, купцов-гостей и иных торговых людей, жителей посадов, а также черносошных (государственных) крестьян. В работе Собора участвовали выборные от всех территориальных элементов государства. На Соборах были представлены и социальные слои, и территории государства.

Право созыва Земских соборов принадлежало царю или той власти, которая заменяла его в период междуцарствия – патриарху и Боярской думе (Соборы 1598, 1645 годов). Впрочем, инициатива созыва могла принадлежать и Боярской думе, и предшествующему Собору (Соборы 1620, 1648 годов).

Сроки созыва не были определены. До и после царствования Михаила Федоровича Соборы созывались для решения важных вопросов. При Михаиле Федоровиче Соборы заседали постоянно, время от времени обновляясь новыми выборами.

Способ созыва был таков: на имя воевод направлялись грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия в Москву и иногда – цель созыва. Грамота должна была быть прочитана в главной местной церкви в присутствии избирателей.

Избирательными округами были тогдашние уезды, весьма различные по территории и численности. Они делились на большие и малые. От больших требовалось большее количество выборных.

Избирателями были главы семейств, домохозяева.

Для избираемых не требовалось имущественного ценза. Иногда прямо предписывалось выбирать "лучших, средних и молодых людей", а эти разряды различались по имущественной состоятельности. Нравственный ценз обозначался в призывных грамотах терминами "крепких, разумных" людей, которым "государевы и земские дела за обычай".

Число выборных чаще всего определялось в призывных грамотах. Но иногда правительство требовало "сколько пригоже", то есть чем больше, тем лучше. Высшие служилые чины (стольники, жильцы и т.д.) сначала участвовали в соборах почти поголовно (Собор 1598 года), но потом и от них требовалось выслать по два человека от различных социальных групп (Собор 1648 года). По столько же посылали городовые дворяне каждого уезда – от духовенства по одному или по два; от купцов и привилегированных слоев – от двух до пяти; от посадских людей – по одному (кроме Собора 1619 года, когда велено было выслать по два от посада), от больших посадов всегда требовали по два человека.

Способ выбора. Хотя правительство требовало, чтобы в выборах участвовало все население, на деле воеводы, обязанные выслать определенное число, иногда распоряжались сами. Избрание производилось дворянами в съезжей избе, тяглыми – в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали избранным инструкции – наказы и снабжали их содержанием. Впрочем, дворяне получали жалованье и от казны. Выборные должны были явиться в Москву в особую комиссию из думных дворян и дьяков для проверки их полномочий.

Заседания Собора состояли из следующих частей:

1) акта открытия Собора после торжественного богослужения и первого общего собрания во дворце, где прочитывалась речь самим царем или от его имени думным дьяком. Сюда собирались не все депутаты, а избранные из их среды. В речи излагались поводы созыва Собора, ставились вопросы для обсуждения, иногда содержался отчет правительства о работе по реализации решений предыдущих Соборов;

3) обсуждение вопроса и выработка общей позиции проходила на втором общем собрании.

Компетенция Соборатакже имела специфические черты. Этот орган не был ни совещательным, ни однозначно законодательным. Он был представительным, выражавшим общее мнение "земли" по наиболее важным вопросам: выборам нового царя, внешней политики, финансам, введению новых налогов, законотворчеству. Смысл деятельности этого органа состоял не в захвате власти каким-либо сословием или ограничении прерогатив монархии, а в выявлении и согласовании общенародной воли. Статус Собора как выразителя мнения "земли" подчеркивало и его право петиций к царю, которые рассматривались как требования всей России.

В целом следует отметить, что бессословность социальной организации России до XVII века и деятельность Земских соборов глубоко повлияли на природу российской государственности, создав традицию соборности как в практике государственных учреждений, так и в правовых, личностных отношениях, избежавших крайностей западного индивидуализма.

Читайте также: