Связь музыки и живописи 5 класс краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.

Как вы думаете, что нас на уроке музыки может объединить, сплотить?

Ученики: – музыка, песня.

Учитель: - Предлагаю начать наше совместное творчество с песни.

Какие названия прозвучали в песне? Слайды 5-7.Пейзаж, натюрморт, портрет (изображение природы, предметов, человека).К какому виду искусства они относятся? ( Живопись)

На экране записана тема урока, в которой я не случайно пропустила слова. Здесь пропущены прилагательные, которые вам предстоит подобрать и вставить по смыслу, чтобы раскрыть содержание темы.

Я хочу спросить вас – были ли у вас такие ситуации, что когда вы рассматривали какую-то картину – вы начинали слышать внутренним голосом музыку? Или вам вспоминалась знакомая мелодия?Как можно сказать о живописи, которая зазвучала для нас музыкой? Какая это живопись?

И, наверное, многие из вас, слушая музыку, начинали что-то представлять своим внутренним зрением? Какие-то образы, картины? Какой мы назовём музыку? ( живописной)

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Слайд 10. Предлагаю вместе выполнить творческое задание и соединить в пары слова, относящиеся к музыке и к живописи.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Некоторые художники (Кандинский) стремились выразить музыку красками.У некоторых композиторов зрительно-цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых, музыкальных образов. К числу таких композиторов принадлежат выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин.

У вас на столах есть справочный материал. Внимательно прочитайте его и коротко расскажите, что вы узнали об этих композиторах.Слайды 12,13.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Выберите ответственного (лидера), кто будет представлять вашу работу. Вы можете совещаться, но не мешать другим.

Подберите репродукцию, которая наиболее соответствует настроению музыки. Подберите несколько слов из словаря эстетических эмоций, которые помогут рассказать о музыке и запишите их. Также запишите несколько названий цвета, которые подойдут для рисования этой музыки.

Вспомните, какие выразительные средства относятся к музыке, а какие к изобразительному искусству?

У вас есть листочки, на которых средства выразительности необходимо распределить в 2 столбика таблицы.

Зрение и слух всегда взаимодействуют между собой в чувственном познании мира.

Каждый художник видит и выражает своё видение мира по-разному. Например, так или так … Слайды 19-22

Каждый из вас – индивидуальность, в каждом из вас есть талант. Сможет ли музыка открыть в вас художника?

Предлагаю игру, где музыка становится материальной!

На столе у вас есть листочки бумаги и краски не случайно. Сейчас вы будете не только слушателями, но и творцами. Слушаем, видим музыку и попробуем зарисовать впечатления от прослушанного произведения в красочных предметных и абстрактных формах, изобразить рисунок музыки (у кого-то это будут просто цветные линии мелодии, пятна, мазки, абстрактные фигуры, у кого-то может быть сюжетная картинка). Это ваше восприятие и видение музыки.

Дети рисуют под музыку. Слайд 23

Музыка помогла вам стать художниками. Предлагаю вам разместить свои красочные впечатления на импровизированной выставке работ – на классной доске.

Профессиональными музыкантами- исполнителями и композиторами, могут стать не все, а вот полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы и вдохновение может каждый. И в этом вам помогут концерты, выставки, которые вы можете посетить. У меня есть для вас афиша концертов государственной филармонии на февраль. Посетите её с родителями или с классом.

Слайд 25. Домашнее задание. (по выбору)

Слайд 26 . Спасибо за совместное творчество!Я желаю вам и дальше быть такими внимательными, чуткими, желаю вам удивляться в жизни и видеть красоту.

- формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Обязательная литература

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. "

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Подчеркните романсы С. Рахманинова:

№2. Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель музыки Чунихина Т.В.

Разработка урока. 5 класс ( 2 полугодие).

Предмет: Музыка

Вид урока: Лекция.

Тип урока : изучение нового материала

1.Формировать эстетический вкус на примере музыки композиторов классиков.

2. Развивать творческие способности на основе размышления об увиденных и услышанных произведениях живописи и музыки.

3. Сопоставить произведения музыки и живописи.

4. Углубить представления учащихся о многогранных связях природы и искусства.

Планируемые результаты:

• Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

• Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности;

• Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

• Умение воплощать музыкальные образы при исполнении песен.

• Различать в музыке песенность, танцевальность и маршевость;

• Знакомство с такими музыкальными жанрами как балет.Миниатюра.Формирование понятий о высоте звука.

Метапредметные:

• Овладение способностями сравнивать и анализировать произведения разных видов искусств,понимания используемых при этом средств для их воплощения в разных формах и видах деятельности;

• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки произведений искасств.

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

• Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки;

• Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

• Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;

• Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

• Развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества;

• Формировать первичную мотивационную рефлексию;

• Воспитывать бережное отношение друг к другу, уважать мнение сверстников.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Оборудование урока:

ноутбук, колонки, проектор, экран;

мультимедийная презентация, содержащая тест, запись основных терминов и понятий, картинки и репродукции, видеоролики ;

Музыкальный и видео - материал:

Этапы урока :

1. Организационный момент – 3 мин.

2.Эпиграф к уроку-2 мин.

3. Проверка УУД -5 мин.

4. Изучение нового иатериала – 15 мин.

6.Закрепление нового материала -5 мин.

7. Итог урока – 10 мин.

-как называется прозвучавшее муз.произ.

-общие понятия в музыке и живописи?

б) связь природы и искусства;

б) О картинах (слайды №4,5,6);

г) повторение и закрепление ранее изученного материала, вопросы на повторение (слайд №8);

Все художественные произведения — и музыки, и изобразительного искусства, и литературы — рождаются из единого источника. Источник этот — сама жизнь.

По-настоящему понять произведение искусства — значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло.


В то же время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, как бытовой, исторический, портрет, пейзаж, натюрморт и др.

Композитор Д. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую музыку, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины. А музыкальной живописью называют живопись, наполненную таким тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией. Часто мы говорим о музыкальности, песенности русского пейзажа.


Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.

В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунки, запечатлённые в нотной записи.

И любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии — успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие — радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряжённость, драматизм образа.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных и др.) в определённой последовательности.


С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор, писатель соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому, только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, то есть сделать их своими.

Читайте также: