Сумароков семира краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Лит.: Гуковский ГА. О сумароконской трагедии

//Поэтика. Л., 1926. Т. 1; Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988; Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1982.

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me

  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

Действие происходит в конце VI — начале VII в., в то время, когда на Руси правит Кий, и власть его прочна и неоспорима.

Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В том сражении были убиты сыновья Завлоха, а сам побеждённый князь вынужден был поспешно убежать с оставшимся воинством в степи. Его супруга, услышав, что победоносный Кий уже в городских воротах, а она, потерявшая детей, осуждена на разлуку с любимым мужем, поцеловала на прощанье свою годовалую дочь Оснельду и покончила с собой. Малютку Оснельду Кий взял в плен.

Хотя подросшая девушка не помнит ни отца, ни матери, она не забывает о своём происхождении и ненавидит Кия — убийцу своего рода. Однако младший брат Кия Хорев вызывает у Оснельды другие чувства. Благородный молодой человек, в меру сил своих старавшийся облегчить бремя томящейся в неволе девушки, нравится ей.

К несчастью, Сталверх, первый Киев боярин, подслушав окончание разговора между влюблёнными, ошибочно заключает, что Хорев при содействии Завлоха хочет сам занять престол в Киеве, и предупреждает об этом Кия. Кий не может поверить, что его брат, его наследник, которого он любит как сына, способен на измену. Чтобы испытать верность Хорева, он вызывает брата и приказывает тому собрать воинов и идти против Завлоха. Хорев возражает: зачем сражаться и проливать кровь, если можно кончить дело миром, просто отдав Оснельду отцу? Но если таково веление брата, он, Хорев, без рассуждений пойдёт на битву и вернётся с головой Завлоха. Кий успокаивается: Хорев не изменник.

Услышав глас труб, сзывающих полки на брань, Оснельда понимает, что отцу её не отдадут. Проливая слёзы, девушка посылает Астраду умолять Кия о милосердии. Но Кий не внемлет её мольбам. А Хорев уже собирает воинство… Рушатся все надежды. Поэтому неудивительно, что, когда Хорев приходит к Оснельде, она обрушивает на него поток упрёков. Юноша оправдывается: уклониться от приказа значит навлечь на себя бесчестие, а снести это Хорев не может — лучше смерть. Княжна умоляет любимого хотя бы пощадить её отца и пролить в сражении как можно меньше крови. Но оба ещё надеются, что от Завлоха придёт известие, сулящее конец раздору.

Увы! В своём письме Завлох запрещает дочери любить Хорева. Оснельда решает покончить с собой, но Астрада в последнюю минуту успевает отнять кинжал у своей воспитанницы.

Начинается осада города. Хорев возглавляет войско и творит чудеса храбрости. Однако Сталверх не отказывается от своих подозрений. Он рассказывает Кию, что, по его сведениям, один из бывших Завлоховых подданных был освобождён из плена Велькаром, наперсником Хорева, и отправлен в стан врага, после чего возвращён обратно. Кий требует, чтобы ему представили свидетелей, и боярин приводит стража темниц, который говорит, что пленника от него увели якобы к государю, и стража городских ворот, свидетельствующего, что пропустил к Завлоху пленника будто бы с письмом от Кия. А так как Кий ещё сомневается, Сталверх вызывает самого невольника. Кий обещает ему свободу, если он скажет правду, и пленник признаётся, что Велькар привёл его к Оснельде, которая просила отнести отцу грамоту; он исполнил это и принёс ответ Завлоха, а что было в тех письмах, он не знает. Невольника освобождают.

Представленная пред очи Кия, Оснельда не хочет оправдываться и просить милости — она готова принять казнь. Княжна только горячо убеждает государя, что Хорев невиновен, и, чтобы доказать это, открывает Кию, какую переписку она в действительности вела со своим отцом. Кий говорит, что поверит ей, если она представит ему письмо Завлоха, но Оснельда не может это сделать — ведь она разорвала грамоту. Тогда Кий, давя в себе жалость, которую он против воли испытывает к девушке, приказывает Сталверху отнести ей кубок с ядом.

Однако вскоре прибывший Велькар приносит весть о победе над врагом и отдаёт Кию меч Завлоха, взятого Хорёвом в плен. Получив такое неопровержимое доказательство верности брата, царь немедленно велит одному из воинов бежать к Оснельде и освободить её, он теперь согласен даже на свадьбу девушки с Хорёвом. Но, к несчастью, приказ опаздывает: княжна уже мертва.

Тем временем Хорев великодушно предлагает побеждённому Завлоху забыть прошлое и заключить союз, и тот, тронутый благородством врага, соглашается стать его другом и отдать за него дочь. Услышав это, Кий ещё больше ужасается собственной ошибке. Тут же приходит известие, что Сталверх, поняв, как страшно он оклеветал невинную девушку, покончил с собой, кинувшись в Днепр. В отчаянии Кий публично признаётся в содеянном им убийстве и умоляет брата подвергнуть его справедливой каре.

С этими словами Хорев закалывает себя кинжалом.

Краткое содержание Хорев Сумароков

Хорев

Действие происходит в конце VI — начале VII в., в то время, когда на Руси правит Кий, и власть его прочна и неоспорима.
Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В том сражении были убиты сыновья Завлоха, а сам побежденный князь вынужден был поспешно убежать с оставшимся воинством в степи. Его супруга, услышав, что победоносный Кий уже в городских воротах, а она, потерявшая детей, осуждена на разлуку с любимым мужем, поцеловала на прощанье свою годовалую дочь Оснельду и покончила с собой. Малютку Оснельду Кий взял в плен.

Хотя подросшая девушка не помнит ни отца, ни матери, она не забывает о своем происхождении и ненавидит Кия — убийцу своего рода. Однако младший брат Кия Хорев вызывает у Оснельды другие чувства. Благородный молодой человек, в меру сил своих старавшийся облегчить бремя томящейся в неволе девушки, нравится ей.

К несчастью, Сталверх, первый Киев боярин, подслушав окончание разговора между влюбленными, ошибочно заключает, что Хорев при содействии Завлоха хочет сам занять престол в Киеве, и предупреждает об этом Кия. Кий не может поверить, что его брат, его наследник, которого он любит как сына, способен на измену. Чтобы испытать верность Хорева, он вызывает брата и приказывает тому собрать воинов и идти против Завлоха. Хорев возражает: зачем сражаться и проливать кровь, если можно кончить дело миром, просто отдав Оснельду отцу? Но если таково веление брата, он, Хорев, без рассуждений пойдет на битву и вернется с головой Завлоха. Кий успокаивается: Хорев не изменник.

Услышав глас труб, сзывающих полки на брань, Оснельда понимает, что отцу ее не отдадут. Проливая слезы, девушка посылает Астраду умолять Кия о милосердии. Но Кий не внемлет ее мольбам. А Хорев уже собирает воинство… Рушатся все надежды. Поэтому неудивительно, что, когда Хорев приходит к Оснельде, она обрушивает на него поток упреков. Юноша оправдывается: уклониться от приказа значит навлечь на себя бесчестие, а снести это Хорев не может — лучше смерть. Княжна умоляет любимого хотя бы пощадить ее отца и пролить в сражении как можно меньше крови. Но оба еще надеются, что от Завлоха придет известие, сулящее конец раздору.

Увы! В своем письме Завлох запрещает дочери любить Хорева. Оснельда решает покончить с собой, но Астрада в последнюю минуту успевает отнять кинжал у своей воспитанницы.

Начинается осада города. Хорев возглавляет войско и творит чудеса храбрости. Однако Сталверх не отказывается от своих подозрений. Он рассказывает Кию, что, по его сведениям, один из бывших Завлоховых подданных был освобожден из плена Велькаром, наперсником Хорева, и отправлен в стан врага, после чего возвращен обратно. Кий требует, чтобы ему представили свидетелей, и боярин приводит стража темниц, который говорит, что пленника от него увели якобы к государю, и стража городских ворот, свидетельствующего, что пропустил к Завлоху пленника будто бы с письмом от Кия. А так как Кий еще сомневается, Сталверх вызывает самого невольника. Кий обещает ему свободу, если он скажет правду, и пленник признается, что Велькар привел его к Оснельде, которая просила отнести отцу грамоту; он исполнил это и принес ответ Завлоха, а что было в тех письмах, он не знает. Невольника освобождают.

Представленная пред очи Кия, Оснельда не хочет оправдываться и просить милости — она готова принять казнь. Княжна только горячо убеждает государя, что Хорев невиновен, и, чтобы доказать это, открывает Кию, какую переписку она в действительности вела со своим отцом. Кий говорит, что поверит ей, если она представит ему письмо Завлоха, но Оснельда не может это сделать — ведь она разорвала грамоту. Тогда Кий, давя в себе жалость, которую он против воли испытывает к девушке, приказывает Сталверху отнести ей кубок с ядом.

Однако вскоре прибывший Велькар приносит весть о победе над врагом и отдает Кию меч Завлоха, взятого Хоревом в плен. Получив такое неопровержимое доказательство верности брата, царь немедленно велит одному из воинов бежать к Оснельде и освободить ее, он теперь согласен даже на свадьбу девушки с Хоревом. Но, к несчастью, приказ опаздывает: княжна уже мертва.

Тем временем Хорев великодушно предлагает побежденному Завлоху забыть прошлое и заключить союз, и тот, тронутый благородством врага, соглашается стать его другом и отдать за него дочь. Услышав это, Кий еще больше ужасается собственной ошибке. Тут же приходит известие, что Сталверх, поняв, как страшно он оклеветал невинную девушку, покончил с собой, кинувшись в Днепр. В отчаянии Кий публично признается в содеянном им убийстве и умоляет брата подвергнуть его справедливой каре.

С этими словами Хорев закалывает себя кинжалом.

Вариант 2

Действие трагедии происходит в конце VI — начале VII века, когда царем Руси является Кий, а власть его прочна и неоспорима. Он шестнадцать лет назад в безжалостной борьбе завоевал город Киев и почти полностью уничтожил семейство киевского князя Завлоха, а его маленькая дочь Оснельда стала заложницей во дворце царя Руси. Девочка не забывает свой народ и возненавидела Кия. У царя был младший брат Хорев, который всеми силами пытается облегчить жизнь заложнице. Они нравятся друг другу. Чрез некоторое время Завлох собрал новое войско и пошел на Киев, чтобы освободить свою дочурку. Мамка Оснольды — Асгарда — рассказала все происходящее девушке, но удивилась, что та не обрадовалась. Девушка не хотела расставаться с Хоревом, потому что любила его. В ту же минуту приходит ее возлюбленный, который просит остаться и выйти за него, на что девушка отвечает отказом. Объяснила это тем, что у нее долг перед своим народом, а ее отец не захочет, чтобы она вышла за брата Кия. Тогда влюбленные решают послать Завлоху письмо, в котором Хорев просит разрешение на брак с его дочерью, который снова восславит их род.

Но боярин Кия Сталверх подслушал весь разговор влюбленных и все рассказывает своему царю, который не мог поверить в предательство своего брата. Тогда он решает проверить Хорева, приказав ему собрать войско и пойти на Завлоха. Брат Кия соглашается, но все равно надеется, что противник вовремя получит письмо и согласится на все, чтобы закончить битву. Но Завлох начинает осаду города и запрещает дочери любить Хорева, который храбро сражается в битве. А тем временем, Сталверх все еще сомневается в неверности брата царя, и пытается всячески доказать это. Но у него это не получается. Кий узнает, что Оснельда передала письмо отцу и хочет отравить девушку. Через некоторое время один слуга приносит весть царю, о победе над Завлохом, которого взял в плен Хорев. Получив очередное доказательство преданности своего брата, Кий сильно пожалел о том, что приказал своему слуге принести бокал с ядом Оснельде.

Царь сию же минуту отдает приказ, чтобы девушку освободили, и он готов женить влюбленных. Но, увы, она уже мертва. А тем временем Хорев заключает союз с Завлохом, который тронут благородством своего врага. Он готов отдать свою дочь замуж за брата Кия. К сожалению этого не случится, потому что царь Руси признался в содеянном убийстве, и просит брата наказать его. Хорев не желает ничего предпринимать и просит Кия лишь об одном — отпустить Завлоха и его войско, а сам же убивает себя кинжалом.

Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В том сражении были убиты сыновья Завлоха, а сам побеждённый князь вынужден был поспешно убежать с оставшимся воинством в степи. Его супруга, услышав, что победоносный Кий уже в городских воротах, а она, потерявшая детей, осуждена на разлуку с любимым мужем, поцеловала на прощанье свою годовалую дочь Оснельду и покончила с собой. Малютку Оснельду Кий взял в плен.

Хотя подросшая девушка не помнит ни отца, ни матери, она не забывает о своём происхождении и ненавидит Кия — убийцу своего рода. Однако младший брат Кия Хорев вызывает у Оснельды другие чувства. Благородный молодой человек, в меру сил своих старавшийся облегчить бремя томящейся в неволе девушки, нравится ей.

К несчастью, Сталверх, первый Киев боярин, подслушав окончание разговора между влюблёнными, ошибочно заключает, что Хорев при содействии Завлоха хочет сам занять престол в Киеве, и предупреждает об этом Кия. Кий не может поверить, что его брат, его наследник, которого он любит как сына, способен на измену. Чтобы испытать верность Хорева, он вызывает брата и приказывает тому собрать воинов и идти против Завлоха. Хорев возражает: зачем сражаться и проливать кровь, если можно кончить дело миром, просто отдав Оснельду отцу? Но если таково веление брата, он, Хорев, без рассуждений пойдёт на битву и вернётся с головой Завлоха. Кий успокаивается: Хорев не изменник.

Услышав глас труб, сзывающих полки на брань, Оснельда понимает, что отцу её не отдадут. Проливая слёзы, девушка посылает Астраду умолять Кия о милосердии. Но Кий не внемлет её мольбам. А Хорев уже собирает воинство. Рушатся все надежды. Поэтому неудивительно, что, когда Хорев приходит к Оснельде, она обрушивает на него поток упрёков. Юноша оправдывается: уклониться от приказа значит навлечь на себя бесчестие, а снести это Хорев не может — лучше смерть. Княжна умоляет любимого хотя бы пощадить её отца и пролить в сражении как можно меньше крови. Но оба ещё надеются, что от Завлоха придёт известие, сулящее конец раздору.

Увы! В своём письме Завлох запрещает дочери любить Хорева. Оснельда решает покончить с собой, но Астрада в последнюю минуту успевает отнять кинжал у своей воспитанницы.

Начинается осада города. Хорев возглавляет войско и творит чудеса храбрости. Однако Сталверх не отказывается от своих подозрений. Он рассказывает Кию, что, по его сведениям, один из бывших Завлоховых подданных был освобождён из плена Велькаром, наперсником Хорева, и отправлен в стан врага, после чего возвращён обратно. Кий требует, чтобы ему представили свидетелей, и боярин приводит стража темниц, который говорит, что пленника от него увели якобы к государю, и стража городских ворот, свидетельствующего, что пропустил к Завлоху пленника будто бы с письмом от Кия. А так как Кий ещё сомневается, Сталверх вызывает самого невольника. Кий обещает ему свободу, если он скажет правду, и пленник признаётся, что Велькар привёл его к Оснельде, которая просила отнести отцу грамоту; он исполнил это и принёс ответ Завлоха, а что было в тех письмах, он не знает. Невольника освобождают.

Представленная пред очи Кия, Оснельда не хочет оправдываться и просить милости — она готова принять казнь. Княжна только горячо убеждает государя, что Хорев невиновен, и, чтобы доказать это, открывает Кию, какую переписку она в действительности вела со своим отцом. Кий говорит, что поверит ей, если она представит ему письмо Завлоха, но Оснельда не может это сделать — ведь она разорвала грамоту. Тогда Кий, давя в себе жалость, которую он против воли испытывает к девушке, приказывает Сталверху отнести ей кубок с ядом.

Однако вскоре прибывший Велькар приносит весть о победе над врагом и отдаёт Кию меч Завлоха, взятого Хорёвом в плен. Получив такое неопровержимое доказательство верности брата, царь немедленно велит одному из воинов бежать к Оснельде и освободить её, он теперь согласен даже на свадьбу девушки с Хорёвом. Но, к несчастью, приказ опаздывает: княжна уже мертва.

Тем временем Хорев великодушно предлагает побеждённому Завлоху забыть прошлое и заключить союз, и тот, тронутый благородством врага, соглашается стать его другом и отдать за него дочь. Услышав это, Кий ещё больше ужасается собственной ошибке. Тут же приходит известие, что Сталверх, поняв, как страшно он оклеветал невинную девушку, покончил с собой, кинувшись в Днепр. В отчаянии Кий публично признаётся в содеянном им убийстве и умоляет брата подвергнуть его справедливой каре.

С этими словами Хорев закалывает себя кинжалом.

Пересказала К. А. Строева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Сюжет трагедии “Семира”, как и ряда других, основан на материале древнерусской истории. Действие происходит в Киеве, главные герои носят имена исторических лиц, однако все события вымышлены автором и не подтверждаются фактами. Киев захвачен Олегом, в плену у которого уже несколько лет находятся дети свергнутого князя - Семира и Оскольд, решивший поднять свой покоренный народ на восстание. Сын Олега, Ростислав, и пленная княжна любят друг друга. Из-за измены Оскольд терпит поражение и кончает жизнь самоубийством. Такова событийная канва этой пьесы.

Формально герои трагедии распадаются на два противостоящих лагеря: завоеватели и побежденные, однако их взаимоотношения очень сложны и запутаны. Достаточно сказать, что на протяжении всей пьесы противники проявляют необыкновенное благородство по отношению друг к другу. Так, захватив Киев и свергнув с престола отца Семиры и Оскольда, Олег не воспринимает их как врагов, не считает их пленными или тем более рабами, они пользуются всеми привилегиями, положенными особам княжеского рода; он рад тому, что судьба связала Семиру и Ростислава чувствами, готов женить своего сына на пленной княжне.

Делая все для смягчения участи пленных, заботясь о них как о близких людях, Олег рассчитывает на ответные чувства, на благодарность с их стороны. Поэтому так поражает и уязвляет его известие о готовящемся восстании. Но и узнав об этом, Олег предлагает мятежнику прощение и милость: раскаяние Оскольда восстановило бы мир в стране и спокойствие в его душе. Уже поняв, что Оскольд безвозвратно стал его противником, Олег, однако, откладывает подписание смертного приговора, а подписав, тут же уничтожает его.

Главной чертой характера Олега является стремление быть справедливым монархом, воздающим каждому по заслугам, равно милосердным и строгим к любому подданному. Убедительным подтверждением этому является его поступок с предателем Оскольда Возведом - он велит казнить того. Желание Олега проявлять ко всем равную справедливость подвергается испытанию, когда он узнает об измене своего любимого сына, по просьбе Семиры освободившего из темницы Оскольда, который немедленно присоединяется к восставшим, становясь их предводителем. Назначив Ростиславу казнь, Олег в последний раз обнимает его с отцовской любовью. В то же время суровость правителя не распространяется на княжну, из-за которой и было совершено предательство, она не подвергается наказанию: Олег считает понятными и естественными ее чувства к брату и закономерными ее действия. Образ Олега как идеального монарха дополняется важной, но несколько странной для классицистской трагедии чертой его личности: понимая позицию своего противника и прощая нераскаявшегося врага, он тем самым признает “другую истину”, верный своим идеям, он в состоянии увидеть и правоту противоположной стороны.

Сын Олега, Ростислав, не уступает отцу в величии души: он глубоко и преданно любит Семиру и к Оскольду относится по-дружески. Как и отец, он жаждет мира и согласия, отговаривая Оскольда от намерения силой вернуть престол. Потерпев в этом неудачу, он обращается к Олегу с просьбой отменить казнь мятежника.

“Сродникам” Рурика не уступает в благородстве потомок Кия. Оскольд не испытывает личной неприязни к недругам и не желает их гибели. По-человечески сочувствуя сестре и ее жениху, он не может отказаться от главной своей цели - вернуть престол, и в этом находит ее горячую поддержку и одобрение.

Семира глубоко любит Ростислава и привязана к Олегу, однако готова пожертвовать своей любовью ради чести и долга. Даже став женой Ростислава, будущего правителя Российского престола, княжна, по ее мнению, не сможет искупить позор бесчестья своей семьи, что для нее важнее и счастья, и благополучия. Храбрая и мужественная княжна собирается принять участие в сражении и отказывается от своего намерения, только уступая просьбам брата.

И брат, и сестра едины в своих стремлениях: ими движет не каприз, не самолюбие, не жажда власти, но высокие представления о долге и чести. В их глазах возвращение престола равнозначно спасению отечества - именно этим объясняется поддержка, оказанная им народом, также желающим приобрести свободу.

Таким образом, центральный конфликт пьесы нельзя свести ни к противоборству идеального монарха с неблагодарными подданными, ни тем более к взаимоотношениям монарха-тирана с благородными и страдающими от его деспотизма гражданами, - благородство и высокие помыслы обеих сторон неоспоримы.

В изображении Сумарокова потомки Кия напоминают героев античных трагедий: их будущее определяется не только богами, но в значительной мере их свободным выбором. Главными ценностями остаются для этих героев их жизненные принципы: жертвуя ради высшей цели любовью, счастьем и благополучием, они готовы погибнуть, но не смириться с судьбой. Не Олегу, завоевашему Киев, не может покориться Оскольд, а злому року, ввергнувшему его в несчастье. Источником трагического конфликта становится, таким образом, не столько борьба свергнутого князя за престол, сколько его противостояние судьбе.

Каждый из центральных персонажей этой трагедии находится в ситуации выбора. Для пленного Оскольда это выбор между спокойной жизнью и высокой идеей, для остальных - между чувствами и долгом.

Не желая “быть страстьми побеждена”, Семира, не раздумывая, готова пожертвовать любовью и счастьем во имя свободы и спасения отечества. Однако верная высоким идеям, она применяет разные моральные критерии для себя и своего возлюбленного: стремясь освободить из заключения брата, княжна толкает Ростислава на бесчестный поступок, на измену своему долгу. Говоря о своей верности принципам, главная героиня утверждает: “Когда бы страсть могла мой нрав переменить, / Бесчестно было бы герою мя любить”. Однако когда ее жених поступается честью ради любимой, ее любовь едва не становится горячее и сильнее, в ее сердце он остается невиновным, в ее глазах не перестает быть героем. Нравственная норма, единая даже для врагов, перестает быть критерием для любящего сердца.

Верность высоким принципам определяет и натуру Ростислава. Не забывая о своем долге, он вынужден изменить ему перед угрозой самоубийства своей возлюбленной - только это заставляет его отпустить из заключения Оскольда, своего противника в будущем сражении.

Не только Ростислав, но и сам Олег в поступках с пленными потомками Кия часто действует, подчиняясь чувству, а не разуму. Назначив своему сыну казнь, он не может также поступить с Оскольдом. С ужасом представив, как “Оскольдова глава от тела отделится”, Олег разрывает уже подписанный указ о его казни, оправдываясь перед собой нежеланием проявлять излишнюю жестокость.

В других трагедиях Сумарокова герой, подчинившийся страстям, обычно становится причиной гибели невинных людей. Раскаяние приходит к нему чаще всего слишком поздно. В этой пьесе Олег и Ростислав принимают единственно верное с этической точки зрения решение, поступая именно под воздействием эмоций, не внимая доводам рассудка. Каждый из них совершает свой выбор, понимая, что тем самым обрекает себя на несчастье, однако это не останавливает их. Такой выбор демонстрирует высокие качества души, благородство натуры их героев. Их поступки совершаются под воздействием высоких, а не порочных чувств и могут быть восприняты читателем не с осуждением, а лишь с пониманием.

Важными для структуры конфликта оказались и те изменения, которые были сделаны Сумароковым при переработке пьесы: в первоначальной редакции Олег - князь Новгородский, в окончательном тексте он является правителем Российского престола. Олег-завоеватель превращается тем самым в Олега - государственного деятеля, стремящегося к высокой цели - объединению державы. Нельзя не увидеть, что таким образом внешний конфликт в этой трагедии снимается оправданием каждой из сторон: и теми, и другими персонажами движут не корыстолюбие, тщеславие или зависть, но высокие идеалы и благородные цели.

В отличие от таких сумароковских трагедий, как “Хорев”, “Синав и Трувор”, здесь нет героя, которого должно “покарать” небо за его прегрешения, как нет и раскаивающегося героя, так как все центральные действующие лица обладают несомненным благородством и чистотой намерений, поэтому им не в чем себя винить.

Авторская позиция в этой трагедии является сложной и неоднозначной (что нехарактерно для классицизма и является отступлением от правил): воспринимая правоту каждой из сторон, автор не может присоединиться ни к одной из них и сохраняет нейтральность в этом своеобразном споре. Ярким и несомненным подтверждением этой авторской нейтральности является финал трагедии: потерпевший поражение в схватке с судьбой, Оскольд закалывается мечом, примирившись перед этим с Олегом и отдав под его власть свой народ.

В связи со сложностью авторской позиции ослабляется и дидактическая направленность этой пьесы: не случайно здесь отсутствует фигура резонера - мудрого вельможи, поучающего других персонажей и дающего оценку событиям и героям как бы от имени самого автора. Трудно, почти невозможно выделить в этой трагедии центральную идею, что также является отклонением от классицистских установок.

Разумеется, было бы большим преувеличением считать, что Сумароковым в этой трагедии воплощен в полной мере диалогический конфликт, однако невозможно не увидеть в этом раннем произведении новой русской литературы заложенного в нем диалогизма.

Сумароков Семира

Куда податься молодым, когда найти решение не могут? Они хотят, но всем понятно, внимающий истории в числе прочих затронут. Выбор нужно сделать, но как выбирать? Проще согласиться на смерть, если оную кто начнёт предлагать. Не хватит терпения, упущена надежда на благой исход, никто не сможет помочь в решении проблемы, и взбунтуется народ. Полетят головы, проблемой станет больше. От всего этого горше и горше.

Дилемма понятна. Быть верным и не быть верным отцу, создав тем ещё проблему одну. Ежели поколение новое не может понять, нужно ли власть тогда ему передавать? В муках умрёт государство, хотя прежде цвело. Коли не может понять сын, тогда понять не сможет никто. Спишем на молодость, годину душевных метаний и источник постоянно сопровождающих их страданий. Забыть о себе, помнить о благе других, об этом мнится Сумарокова стих.

Из лучших побуждений в переломном мгновении без предательства не разыграться трагедии. Не успокоятся люди и продолжат бороться за власть, не опасаясь снова проигравшими на поле боя пасть. Такова жизнь, ничего не сделаешь с ней. Проигрывать должен только злодей. Однако, злодеев нет, есть люди и страсти их, потому не так важны желания душ молодых. И старый душой пойдёт на войну смело, ибо для человека отстаивать Родину — священное дело.

Нужно понять, ведь не тот победитель, кто выжил в борьбе. Судьба людей не обрывается на острого меча конце. Побеждает человек, когда он умеет принять, не восставая, допуская себя понукать, смиряясь с волей пришлой, тем становясь сильнее сам, чего никогда не понять его врагам. Годы пройдут, настанет новое время, взойдёт иное, посеянное прежними поколениями семя. Станут люди плечом к плечу, забыв о прежде их отличавшем, будто бы в действительности раньше среди них не бывавшем.

И снова дилемма. Вернее, её отсутствие явно. Завтрашний день подтвердит это славно. Кому ныне мнится борьба, кто живёт во вражде, тому нужно помнить — он сейчас на Земле. Нет никого, кто боролся до нас, и не будет тех, кто в борьбе пребывает сейчас. Осознание придёт, стоит почувствовать смерти приближение, дабы понять, залог будущего — детей счастливых рождение. Им воевать, и они сойдутся в бою, осуществляя не твою, а уже их иную мечту. Пусть завтра они потонут в крови, важно другое — воспитать их во взаимной любви. Может поймут… да не поймут они, так как сам родитель зажигает злобы огни.

Скажите: не об этом Сумарков писал? В любом случае, его труд полезным для сих размышлений стал.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: сумароков семира критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Sumarokov, analysis, review, book, content

Велика заслуга Сумарокова в развитии русской драматургии.

Благодаря Сумарокову в 1756 году был открыт Публичный театр, директором которого он был со дня основания до 1761 года.

Ко второму типу относятся персонажи, у которых страсть одерживает победу над государственным долгом. Это прежде всего лица, облеченные верховной властью, - князья, монархи, т.е те, кто, по мысли Сумарокова, должен особенно ревностно выполнять свои обязанности:

Потребно множество монарху проницанья,

Коль хочет он носить венец без порицанья.

И если хочет он во славе быти тверд,

Быть должен праведен и строг и милосерд.

Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрен.

Смешить и пользовать – прямой ее устав.

При этом Сумароков не ограничивается рекомендацией осмеивать только определенные общечеловеческие характеры, смешные сами по себе, а требует подвергать осмеянию своих реальных общественных врагов в русской действительности:

Представь бездушного подъячего в приказе,

Судью, что поймет, что писано в указе,

Представь мне щеголя, кто там вздымает нос,

Что целый мыслит век о красоте волос,

Который родился, как мнит он, для амуру,

Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.

Комедии Сумарокова принято делить на три группы.

Писатель-просветитель, поэт-сатирик, всю жизнь борющийся с общественным злом и людской несправедливостью

Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,

Против пароков я писать не перестану,

Читайте также: