Сулумбек сагопшинский краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Комментарии

Game24.pro

Происшествия

Путешествия

В Архангельской области за последние сутки коронавирусом заболел 1 761 человек

IP-камера Xiaomi Smart Camera Standard Edition 2K

Почему любимый человек изменяет и что можно сделать

Иммунолог Болибок призвал отказаться от поездок в жаркие страны после COVID-19

How to free up space on your Windows PC

В администрации Железнодорожного района состоялось первое в 2022 году заседание эвакуационной комиссии

People in Ukraine are queueing for banks and sheltering in metro stations in the wake of Russian airstrikes

ОБНОВЛЕННЫЙ ŠKODA KODIAQ. Незабываемые моменты. Встречаем вместе в ŠKODA АВТОРУСЬ БУТОВО.

Алтайская коммунистка Прусакова прокомментировала попадание под санкции ЕС

Смотреть онлайн Даниил Медведев — Пабло Андухар. Теннис. ATP 500. Прямая трансляция 24 февраля 2022

Размести свои Песни в Плейлисте ЗВЕЗДЫ РАДИО на Радио ЕвроХит!

Подробности секс скандалов певицы Ани Лорак!

Путин в обращении к россиянам в

Пропавший 26-летний парень из Алтайского края может находиться в Тульской области

Вице-мэр Бочкарёв: Под реновацию выделят десять новых территорий в 2022 году

Более 750 россиян с коронавирусом скончались за сутки

В Минприроды объяснили, кто будет восстанавливать вырубленный лес в Барнауле

Сенатор Клишас: Путин действует согласно Конституции России

Краткий экскурс в историю выполнения минских соглашений

"Cеление Сагопш состоит из 324 домов; жители его — все карабулаки, из которых около 2/3 — выходцы из Турции;
это те, которые отправились с генералом Кундуховым в Турцию и потом возвратились вспять".

(Иг-ев М., "Из селения Сагопш", ТВ, 1885г.)
_____


"В 1910г. Сулумбек Сагопшинский добровольно сдался властям после ультиматума - родное село Сагопши в противном случае будет уничтожено, а жители сосланы в Сибирь.
Единственное условие абрека - что он будет расстрелян, а не повешен. Условие было принято, но не соблюдено".
_____

При виде виселицы и вообще всей мрачной, зловещей обстановки, говорящей о неизбежной близости рокового конца, Гараводжев, как говорят очевидцы, сохранил редкое наружное спокойствие и самообладание, причем на его тонких губах все время играла какая-то загадочная, не то саркастическая, не то презрительная улыбка.

Он сел на корточки, по-восточному обычаю, и в последний раз затянулся любимым куревом из кальяна.

— Тебе, душа мой, недолго придется надо мной работать, — поднимаясь с земли, добродушно, почти дружески сказал Гараводжев своему палачу.

Потом он спокойно, не торопясь и вообще не обнаруживая ни малейшего волнения, сам взошел на роковой помост и, когда палач накинул на его шею петлю, сам же соскользнул с табурета.

Последним желанием этого зелимхановца было то, чтобы ему не связывали рук и не надевали на него мешка-савана.

Итак, Сулумбек Сагопшинский и, осязаемо стоящий за его спиной, Исса Кодзоев - два главных героя романа и моей статьи. Почему они? Потому что они оба лишены рабской психологии и никакое давление извне, как ранее писал Тхьамада, не способно превратить их в рабов.

Мужчину
Свободного духом
Тирану
не сделать рабом.
(Перевод - Н.Л.)

Потому что в дальнейшей истории и литературе ингушского народа эти два имени неразделимы так же, как нераздвоимо духовно-физическое единство матери и его дитя. Потому что они разделенные в пространстве и времени, пребывая в разных измерениях вечности, неразрывно связаны общей борьбой против единого врага – Российской империи. Один боролся с ней, как абрек, с оружием в руках, другой, как писатель, противостоит ей словами и смыслами, образами и картинами, воссоздавая облик народного ингушского героя Сулумбека Сагопшинского.

Они оба – загнанные врагами волки, не желающие смириться с жизнью в имперской неволе.

Моастаг1ашта
Корта бетташ,
Моастаг1ашкара
Пурам дехаш

Берташ дуне
Дуъаргдац –
Мукъле йоацар
Вахар дац.

Вай цу Дала
Кхелла да.
Вай укх мехка
Дахаргда.***

Врагам
Отбивая поклоны,
У них
Прося соизволенья,

Волки
Не могут жить –
Без свободы
Им жизни нет.

Нас Господь
Сотворил.
Мы будем жить
На этой земле.
(Перевод - Н.Л.)

Тхьамада в этом коротеньком стихотворении подразумевает и провозглашает, что оккупант непременно уйдет с земли, подаренной нам Творцом, ибо нет нам жизни без свободы. Мы, сотворены на ней Господом – мы будем жить на ней. Только нам, по праву первородства, предначертано вновь вернуть себе бремя и счастье быть её хозяевами.

Тхьамада не преувеличивает ради красного словца. Наши истинные герои не удостоены чести занять свое место в духовной жизни народа. Они не включены в программы изучения литературы и истории в системе среднего и высшего образования Ингушетии. Их место занято героями истории и литературы русского народа. Школьники не корпят над сочинениями об ингушских национальных героях. В их честь не названы улицы и проспекты. Об их подвигах не сняты фильмы. О них нет передач на радио и телевидении.

Имперская же пропаганда об абреках - партизанах или умалчивает, или преподносит их только в качестве бандитов и предателей… интересов империи, а на пьедестал героев возносит ингушей – изменников своего народа.

Исходя из содержания и характера предисловия романа, его идейной направленности оно заслуживает отдельной самостоятельной публикации, украшенной портретами тех, кто действительно достоин памяти народа. И его, как азбуку, ингушским детям необходимо заучивать с первых школьных лет.

Все вышесказанное довольно легко можно было сформулировать своими словами. Однако с политической точки зрения было очень важно, чтобы о свалившейся на ингушей и другие народы Кавказа оккупационной напасти и нечисти сказать словами истинных русских патриотов. Исходя же из религиозно-нравственных позиций, Сопротивление кавказских абреков – партизан русской аннексии, как и борьба русских патриотов против оккупации своего Отечества, может вызывать только неподдельное уважение и восхищение.

И для нашего героя - Сулумбека не имело никакого значения, какой конфессии и национальности был его тюремный сосед - русский мальчик Коля Федотов, оказавшийся на нарах за кражу хлеба. Сулумбек жестко пресек попытку русского уголовника по кличке Аркан попользоваться мальчиком, как женщиной. Он приподнял этого гяура, как тюфяк, и растер его блудливое лицо о шероховатую стену камеры во Владикавказской тюрьме.

Этот эпизод романа характеризует трепетное, бережное и уважительное отношение Сулумбека к символам и памятникам другой конфессии, стремление не задеть чувства ее последователей. Он не выбрасывает крест на свалку, не использует его для мощения улиц, строительства общественных зданий или хозяйственных построек, как это впоследствии, после депортации ингушского народа, делали аморальные представители осетинского народа из сословия Гяуров.

Сулумбек хранит верность своему неписаному табу на экспроприацию у грузин и конфискацию из царской казны на территории Грузии. В этом смысле очень показателен случай с попыткой экспроприации Сулумбеком 25 тыс. рублей у купца Арутюнова, в наказание за то, что тот внес большую сумму денег на содержание отрядов, организованных для поимки абреков. Узнав о том, что жена купца кахетинка – грузинка Саломе, он отказывается взять деньги и, извинившись за беспокойство, уходит. Какой обычный грабитель откажется от таких громадных денег из-за того, что жена жертвы, видите ли, грузинка и, естественно, христианка? Представление о том, что Сулумбек отказался от целого состояния можно получить, вспомнив масштаб денег того времени, когда цена одной породистой коровы была четыре рубля…

По-другому и быть не могло, потому что братство грузинского и ингушского народов идет из глуби веков, и русским колонизаторам не удалось разорвать узы этого кавказского родства и единства. Разве и сам Исса Кодзоев – почетный гражданин г.Тбилиси (с 2009г.), может назвать гяурами своих диссидентских друзей – грузин, которых он называет братьями и тираноборцами: Заури Кобалия, Индий Кобалия, Анри Саная, Эдеми Квиртия?! Все они вместе с Иссой отбывали наказание за тираноборство в Мордовских лагерях в 60-х годах прошлого века. Впоследствии друзьями Тхьамады стали и другие видные деятели грузинского национально-освободительного движения: Мераб Чухуа, Мераб Костава, Звиад Гамсахурдиа, Вальтер Жургая, Нугзар Циклаури, Дато и Вано Гигаури.

Исса прожил долгую жизнь и он знает то, что невозможно забыть. И все это откладывалось в душе писателя, в которую Господь вдохнул частицу от своего Божественного огня. Топливом для этого пламени творчества были личные переживания писателя, испытанные на собственной шкуре и воспоминания, десятилетиями разрывающие ему сердце. Всем своим существом он видел и слышал, осязал и прочувствовал и вобрал в себя трагедию жизни народов Кавказа под пятой русского оккупанта, и, в особенности, ее депортационную кульминацию.

Мог ли мальчик Сулумбек, став взрослым, не вступить на тяжкую и героическую стезю войны с Русской империей? Это было ему предписано свыше, вписано в скрижали его судьбы. Детство и юность – это плацдарм, с которого начинается завоевание позиций чести или бесчестья, отваги или трусости, милосердия или равнодушия, которые и оставляют нас в памяти потомков или швыряют в бездну забвения. Первооснова этого плацдарма – Всевышний, воспитание и характер. Как видим, в случае с нашим героем, у него есть основательная сердцевина личности, которая и обусловила именно тот образ жизни и те поступки, которые сделали его национальным героем ингушского народа.

И эта трусливая, оплеванная псина, не оскаливая зубов, и даже не повизгивая гаденько и угодливо, униженно и покорно поплелась в свою сучью конуру…

Ко всем перечисленным достоинствам Сулумбека Бог и природа одарили его богатырской статью и силой. В Грозненской тюрьме, по просьбе сокамерников он завел лом за спину, а затем, уцепившись руками за два его конца, поднатужился и соединил их в области живота. С тех пор и пошла гулять по каталажкам и тюрьмам Кавказа его кличка - Ломом Подпоясанный.

Ответственность за вымогательство наступает, сколь малозначительной ни была бы сумма денег или цена вещей, полученных лихоимцем – вымогателем. Он подлежал лишению всех особенных прав, ссылке в Сибирь с тюремным заключением до трех лет либо отдаче в исправительные арестантские отделения на срок от 5 до 6 лет (ст. 402).

Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов приказал примерно наказать, не снявшего перед ним шапку, заключенного Боголюбова. Он был подвергнут порке розгами, не взирая на то, что такое наказание было запрещено законом. 24 января 1878г. Вера Засулич, придя с формальным поводом на прием к губернатору, дважды выстрелила ему в живот и нанесла тяжелые ранения.

Теперь проведем сравнительный анализ преступного деяния и проступка фигурантов двух этих судебных дел. Генерал Трепов оскорбил честь и достоинство одного заключенного, а пристав Чалкин измывался над всеми жителями с. Сагопш.

Вера Засулич защищала честь и достоинство одного человека, Сулумбек Сагопшинский – всех своих односельчан.

Она покушалась на генерал-губернатора столицы Империи, Сулумбек Сагопшинский – на мелкую имперскую сошку – пристава.

Вера Засулич осуществила возмездие пулями, а Сулумбек Сагопшинский – пинками под зад и нагайкой… Масштабы преступления Веры Засулич и проступка Сулумбека Сагопшинского явно несоизмеримы.

Единственный вид наказания, который заслуживал за свой проступок Сулумбек, должен был состоять в том, что его надо было пожурить за него и наложить штраф размером в четыре рубля за физический и моральный ущерб, причиненный официальному представителю власти. Этот штраф за него с удовольствием внесли бы односельчане. Суд должен был учесть, что протест Сулумбека вылился в форму молодецкого куража в силу отсутствия жизненного опыта. Он же просто землепашец двадцати лет, а не политик, который бы организовал митинг против вымогательства или обратился бы в суд…

Какова нравственная и политическая подоплека того, что произошло с Сулумбеком Сагопшинским и другими героями и антигероями нашего романа? Вымогательство кур и водки – это моральная экзекуция, которой подвергаются жители Сагопша. Это также яркое свидетельство не только вопиющего нравственного убожества и крохоборства уголовной шушеры - пирстопа, но и дьявольской алчности стоящей за ним Империи.

Действительно, хватит нам кормёжки – подачки, выделяемой из щедрот дарованных нам Господом и украденных у нас Империей! Мы, уж как-нибудь сами продержимся, как держались тысячелетия до прихода русских колонизаторов на Кавказ!

По большому счету, богатство Руси в ее исконно русских рубежах прирастало завоеваниями земель и природных ресурсов всех порабощенных народов. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть на географическую карту, где указаны месторождения полезных ископаемых, нефти, газа и других природных ресурсов. Географическая карта природных ресурсов Русской империи является неопровержимым свидетельством и ярким доказательством дотационности и нахлебничестве нашей, не матушки, а злокозненной и злобствующей мачехи - Расеи…

В нашем случае факты свидетельствуют об обратном. Нацистская оккупация непосредственно русских территорий СССР продолжалась 3,4 года или 41 месяц (с июня 1941г. по декабрь 1944г.), а русская оккупация Ингушетии и всего Северного Кавказа длится более 200 лет или 2 400 месяцев. То есть, время русской оккупации Кавказа в 59 раз больше времени нацистской аннексии русских земель.

Во-вторых, за годы войны погибло 21,6 млн. русских. Это составляет 16,2 % от общей численности русских в 132,8 млн. накануне Великой Отечественной войны.

Ингушей перед депортацией 1944г. было 134 178 человек, из них в результате коммунистического геноцида уничтожено 50 660 чел., что составляет 37,8 % населения.******

Русский Иван, поставь рядом эти две цифры - 16,2 % и 37,8 %. Сравни и ужаснись. Выходит, что ингуши из-за депортации, осуществленной русским коммунизмом, потеряли в процентном соотношении в 2,3 раз больше своего населения, чем русские от нацистской оккупации. В количественном соотношении ингуши лишились почти каждого третьего человека (если быть точным - 2,64), а русские - каждого 6-го (6,1). В новейшее время, в Русско – Чеченских войнах, ты, Русский Иван, убил более 250 тыс. чеченцев, т.е. каждого четвертого из них. Из этого ужасающего воображение мартиролога 50 тыс. составляют дети, т.е. каждый пятый от общего числа уничтоженных чеченцев…

Есть еще одна ключевая, очень существенная деталь. Нацистские преступники прошли через Нюрнберг, а русские оккупанты и по совместительству авторы перманентного геноцида ингушей, чеченцев и других репрессированных народов не понесли никакого наказания. Вайнахи за послевоенное время прошли через выживание в местах выселения, половинчатость восстановления поруганных депортацией прав, геноцид конца 20-го – начала 21-го столетий. Сегодня они, как и другие народы Северного Кавказа, существуют в условиях государственного террора, творимого Русской империей.

Надеюсь, что читатель простит мне историко-юридические и политические экскурсы: их цель в том, чтобы глубже понять мотивы и поступки героев романа, и более выпукло и жестко показать неизменность национально-карательной политики Русской империи, постоянно меняющей свои вывески. Подтверждением этой мысли является и дальнейшая судьба Сулумбека Сагопшинского.

Воспользовавшись этим обстоятельством, Сулумбек сумел вместе с уважаемым муллой – знакомцем Котляровского, прорваться к нему на прием и принести присягу о своей невиновности на Коране. Этот факт подарил Сулумбеку полтора года мирной жизни, которая заканчивается после перевода Котляровского на службу в Тифлис.

После очередного доноса пристава Богуславского его арестовали. Сулумбек, понимая, что обречен оказаться в тюрьме, совершает дерзкий побег от стражи из семи казаков. Пристава Богуславского, оборвавшего его мирную жизнь, он подкараулил по дороге из Владикавказа и убил. Вскоре после этого снова, по доносу ингушского офицера-предателя Хаки, Сулумбек арестован и осужден на каторжные работы.

И вот он снова в Грозненской тюрьме. Здесь судьба сводит его в одну камеру с Зелимханом Харачоевским. Описание писателем этих Достойнейших мужчин пронизано восхищением перед их благородством и мужеством, их вечным добрым подтруниванием друг над другом, которое вызывает смех и улыбки, как окружающих их людей, так и читателей. Эти сцены, как и многие другие в романе, написаны с искрометным юмором, которым Исса Кодзоев владеет в совершенстве как в непосредственном общении с ним, так и в своих книгах.

Для Сулумбека с той поры начинается настоящая абреческая жизнь. Он бескомпромиссно и беспощадно борется с царской администрацией, неся возмездие наиболее ее злобным носителям, карая доносчиков, защищая обездоленных, помогая им деньгами, изъятыми из царских банков и у богатеев. За эти нелегкие годы он дважды будет награжден любовью двух красавиц и душой и телом: гречанки Елены и ингушки Залимат. Судьба вознаградит его дружбой с настоящими мужчинами: Зелимханом Харачоевским и другими настоящими людьми, независимо от их национальности и конфессии.

Все это читатель узнает и прочувствует сам, ведомый талантом Иссы Кодзоева, а я ограничусь тремя частями кульминации романа. Первая ее часть, связана с осадой с.Сагопш карательным воинством во главе с генералом Михеевым. Численность карателей в несколько раз превосходит общее число сагопшинцев. Перед ними поставлено условие выдачи Сулумбека Сагопшинского, в противном же случае, село будет сожжено дотла, а его жители депортированы в Сибирь.

Узнав об осаде Сагопша и требованиях генерала Михеева, Сулумбек сдается на условиях того, что немедленно будет снята осада села, а он сам будет расстрелян, а не повешен. Михеев дает слово русского офицера, цену которому вскоре узнает весь покоренный Кавказ.

Я перечитывал этот диалог множество раз, и всегда с восхищением. Исса сумел в нем показать невероятное достоинство жены абрека, которая своими доводами и аргументами загнала наместника в угол и фактически вынудила его дать слово о том, что жизнь Сулумбека будет сохранена. В этом диалоге – поединке простая, необразованная горянка победила наместника Империи.

Каждый остался при своем. Душа Сулумбека ушла в мир иной, не растеряв своего мужества и благородства. Русские колонизаторы, захлебываясь в море пролитой ими крови, остались и дальше заживо гнить, паразитируя на теле порабощенных народов, и разлагаться в мерзости своего паскудства и жестокости, коварства и подлости. Каждому свое…

Не представляется возможным уйти от сравнения методов и способов борьбы против Русской империи кавказских абреков и современных моджахедов. Абреки 19-го – 20-го столетий (Лайсат Байсарова, Ахмед Хучбаров, Хасуха Магомедов и др.) не использовали в ней способов и методов монгольских завоевателей и их воспитанников и наследников по духу и крови – русских колонизаторов.

Второй недостаток связан с именем Робин Гуда. Работая над статьей, перечитал заново баллады, исторические хроники и другие материалы об этом самом знаменитом в мире благородном разбойнике.

Итак, Робин Гуд, Зелимхан Харачоевский и Сулумбек Сагопшинский. Что их, разделенных в пространстве и времени, протяженностью в 600 - 700 лет объединяет и разъединяет? Они, мужественно и благородно, бескорыстно и бескомпромиссно, ведут борьбу против притеснителей народа в лице богачей, церковников и доносчиков. Все изъятое в результате своих набегов раздают беднякам, помогают соединиться любящим сердцам, оказывают содействие больным и поддержку оскорбленным властью и т.п.

Однако в истории Робин Гуда, практически, невозможно отделить факты от вымысла, реальность от легенды, которые за прошедшие столетия сплавлены воедино творчеством народа и историков, писателей и режиссеров.

Наши же герои – совершенно реальные люди. Сохранились дворы, в которых они родились и жили. Их потомки по отцовской или материнской линии живут рядом с нами. Есть архивные документы и публикации в газетах периода их абреческой деятельности, а ее время отстоит от нас всего в сто лет, в отличие от семисот лет, прошедших после жизни Робин Гуда.

Да, Робин Гуд благородный, но разбойник, а побратимы Зелимхан Харачоевский и Сулумбек Сагопшинский и другие кавказские абреки – это партизаны. В отличие от Робин Гуда, главным направлением их борьбы является противостояние иноземным захватчикам. Один этот факт на порядок возвышает значимость их личностей и их борьбы за свободу и независимость своей Родины. Робин Гуд в таких подвигах не замечен. Во всяком случае, в самих балладах и исторических хрониках о нем нет таких упоминаний.

Робин Гуду посвятили свое творчество тринадцать писателей, в том числе В.Скотт и А.Дюма, с 1922 по 2010 годы сняты шестнадцать кино- и телефильмов, пять телесериалов, шесть мультфильмов, один документальный фильм и разработаны семь компьютерных игр.

Не умаляя, а отдавая должное, личности и подвигу легендарного Робин Гуда, не испытываю никакого раболепия перед его художественным образом, созданным народным творчеством и историками, писателями и режиссерами. Считаю, что не в меньшей, на мой взгляд, а в большей степени, чем Робин Гуд, наши герои – Зелимхан Харачоевский и Сулумбек Сагопшинский, заслуживают чести войти в сердца миллионов зрителей во всем мире через кино- и телеэкраны и мониторы всемирной паутины…

12 декабря 2011 – 21 февраля 2012

Сампиев Абдул-Муталип — первый доктор фармацевтических наук из ингушей. Заведующий кафедрой фармации Кубанского государственного медицинского университета, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный врач Республики Ингушетия. А. Сампиев не просто заведующий кафедрой фармации Кубанского государственного медицинского университета, но, по сути, её основатель — в 1999 году, когда кафедра была создана, он был избран ее первым заведующим. Он автор более 150 научных и учебно-методических ра

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Гандалоев Сулумбек, более известен как: Сулумбек Сагопшинский [2] , а также Сулумбек Горовожев [2] (1878, Сагопши — 25 августа 1911, Владикавказ) — известный ингушский абрек, представитель тейпа Гандалой.

Содержание

Биография


Из-за конфликта с казачьим урядником будущий абрек попал в тюрьму.

В тюрьме Сулумбек встретил Зелимхана Гушмазукаева (будущий чеченский абрек). Архивные документы свидетельствуют, что Зелимхан и Сулумбек вместе совершили побег из тюрьмы. Потом стали друзьями, вместе участвовали в набегах. Сулумбек при этом выбирал самый опасный участок. Он не раз участвовал в дерзких набегах вместе с Зелимханом: в ограблении Кизлярского банка, нападении на богачей, кассы и почту, голова Сулумбека оценивалась царскими властям в 10 тыс. рублей [3] .

Сулумбек многократно выручал Зелимхана в опасных ситуациях, где чеченский абрек мог бы погибнуть. В стычке с беноевцами, многие абреки были убиты. Беноевец по имени Буцус подмял под себя Зелимхана, ослабленный и разбитый абрек не мог никак отбиться от натиска беноевца. Теряющий силы Зелимхан попросил раненного Сулумбека помочь ему, и Сулумбек одним выстрелом смог убить Буцуса. Зелимхан забрал раненного Сулумбека с собой [4] .

Зелимхан и Сулумбек укрылись в родном селении Сулумбека, Сагопши, и власти потребовали выдачи Сулумбека. Несмотря на уговоры Зелимхана и нежелания жителей его выдавать, Сулумбек все же сдался, не желая подвергать опасности односельчан, с условием, что его расстреляют [5] . В 1911 году 25 августа Сулумбек был повешен. Он сам выбил ногой стул, на котором стоял [5] .

В культуре

Память

В честь Сулумбека Сагопшинского названы улицы в городе Назрани и в селе Сагопши, там же установлена и памятная табличка о нём [10] . 28 сентября 2019 года в Ингушетии был проведён Всероссйский турнир по профессиональному боевому самбо памяти Сулумбека Сагопшинского [11] .

Читайте также: