Межнациональное взаимодействие в школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Абдулжалимова Елена Борисовна,

учитель музыки высшей категории

1. Взаимодействие школы и семьи в формировании культуры межнациональных отношений учащихся . ……4

2. Методы и приемы воспитания культуры межнациональных отношений в школьной среде………………………………………………………………….11

3. Школьный музей как центр воспитания межнациональных

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

Более 100 разных народов населяют территорию России. Наша Родина – страна многонациональная. Многонационален и наш любимый сердцу Дагестан. Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такое количество этносов. Основатель дагестанского языкознания Петр Карлович Услар в 19 веке писал: "Легче расслышать как трава растет, чем расслушать все видоизменения звуков кавказских горских языков". Хоть все горские народы говорят на разных языках, однако понимают друг друга с полуслова и это достоинство, которым горцы могут гордиться по праву. У каждого народа свои традиции, обычаи, культура, которые отражаются в национальных костюмах, танцах, музыке, кухне. Народы нашей страны, как и нашей республики исповедают разные религии: христианство, иудаизм, ислам, буддизм. . Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира.

Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии.

Исходя из этого, важнейшей задачей нашей школы становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения. И добиться этого можно лишь при взаимодействие семьи и школы.

1. Взаимодействие школы и семьи в формировании культуры межнациональных отношений учащихся.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

В начале XXI в. отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Около 10% школьников склонны к проявлению интолерантного поведения.

К счастью, история Дагестана не знает войны на межнациональной почве. Национальное самосознание, межэтническая толерантность с первых дней жизни начинает формироваться в семье через соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов (в школе много учащихся от смешанных браков). Именно в семье зарождается чувство национального самосознания (этническая идентичность). Если в семье воспитывают с детства интернациональное и гражданское сознание, учат проявлять тактичность, чуткость к человеку, готовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения, то, вырастая, ребенок умеет преодолевать конфликтные ситуации. По поведению детей в классном коллективе это видно сразу.

Взаимоотношения в семье очень влияют на отношения ребенка в обществе. Он видит, как строятся отношения между родителями и людьми других национальностей и вероисповеданий. Непроизвольно принимает эти установки. Национализм родителей, как и этнонигилизм, пагубно влияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.

hello_html_m8be84f4.jpg

hello_html_m10fc8b1b.jpg

Именно в школе, многонациональном сообществе, формирование культуры межнационального общения осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример окружающих людей. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей — период проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат школы.

Необходимость в организации систематической и планомерной работы по формированию межнациональных отношений, межэтнической толерантности школьников через привлечение родителей к воспитательной работе давно назрела.

Внеклассная деятельность содержит мероприятия, способствующие формированию межнациональных отношений, возникновению у детей положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей. В связи с этим проводятся родительские лектории, индивидуальные беседы с родителями о толерантности по воспитанию детей в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

hello_html_28976ed0.jpg

hello_html_m5b9e75b8.jpg
hello_html_m539a4766.jpg

Учителя совместно с родителями готовят мероприятия.

hello_html_5080326e.jpg

hello_html_m562a544b.jpg

К примеру, в целях популяризации идеи единения многонационального народа Российской Федерации через любовь к Родине, к своему народу, к своей истории, согласно плану работы школы был подготовлен Единый урок, посвященный Дню народного единства.

В 9 б классе учителя Абдулжалимова Е.Б. и Асланова С.Ш. провели исторический час "Одна страна – один народ", организовали просмотр видеофильмов "Помнит благодарная Россия" и "День народного единства". В ходе дискуссии после просмотра видео фильмов ребята рассуждали о патриотизме, нравственности, ответственности, любви к своей Родине, национальном согласии, о подвигах наших предков во имя независимости Родины.

Проведенное мероприятие стало возможностью напомнить всем о наших общих корнях, в полной мере осознать, что единство народов во все времена было и остаётся главной национальной идеей России, залогом её достойного будущего, понять, что для того, чтобы добиться национального успеха, все мы должны быть вместе, независимо от возраста, рода занятий, национальности и политических пристрастий.

Дети задумались о том, что между всеми народами, нациями, да просто между людьми должно быть взаимопонимание, уважение, должна царить доброта. Толерантность – вот основа мира между всеми. Именно будучи толерантными, мы можем добиться того, что так важно для всех – мира!

hello_html_m668f16d1.jpg

hello_html_m6a3763f9.jpg

Беседа об Азизе Алиеве

hello_html_m241bddb1.jpg

2. Методы и приемы воспитания культуры межнациональных отношений в школьной среде.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование межнациональных отношений в школьной среде. В то же время необходимо предусмотреть специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры межнационального общения. Значительными возможностями в решении этой проблемы располагает учебный процесс.

Я спросила у младших школьников, что они считают межнациональными отношениями. Практически все они ответили, что это уважение, почтение, толерантность одного народа к другому; одной религии к другой религии. Мне, как учителю музыки было приятно, когда из их уст прозвучали слова: "Если мы не понимаем языка другого народа, мы можем принять и понять музыку, искусство, здесь нет границ. "! Верно! Многие изучаемые предметы содержат информацию об истории и культуре народов мира, страны, региона, о межнациональных отношениях. Так, изучение своей Родины обеспечивают непосредственно три предмета: родной язык, отечественная история и отечественная литература. Эту проблему решают музыка, география, биология, изобразительная деятельность, технология и другие предметы.

Преимущество школы в том, что она по своему составу многонациональна, поэтому в детском коллективе надо формировать уважение к национальной культуре, языку, а также к инокультуре и в целом к человеку.

Я думаю, сама жизнь диктует нам методы и приемы воспитания культуры межнациональных отношений в школьной среде. Как бы это пафосно не звучало, но на культуру межнациональных отношений влияет все (с учетом возраста учащихся, учитывая степень их подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно):


В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги. Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Межэтническая нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. И хотя всестороннее, непрерывное воспитание в духе мира прав человека и демократии является самым эффективным средством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов межэтнической интолерантности.

Толерантность – явление сложное и многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей. Однако современные педагоги являются сторонниками идеи целенаправленного воспитания толерантного сознания [1,с.127].

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Проблема межэтнической толерантности в настоящее время обрела международный смысл .

воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов;

Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании молодежи, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

Межэтнические отношения могут рассматриваться не только как взаимные отношения этнических групп друг к другу, но также и как система сформировавшихся между ними связей, обладающих конкретным психологическим содержанием и отражающаяся в статических и динамических особенностях этих отношений.

Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, можно рассмотреть межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Т.Г.Стефаненко выделяет такие характеристики межгруппового восприятия:

1) структурную: согласованность – высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов; 2) динамическую – большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными; 3) содержательную – тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность, чем при восприятии межличностных отношений [7, с.294].

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов [2,с.58].

Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; развитие этнотолерантности; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения [5,с.26].

В педагогике накоплен значительный опыт фрагментарного использования: регионального материала на уроках в общеобразовательной школе (А.Р. Батыршина, Г.И. Веденева, Г.Н. Волков, Н.М. Головин, Л.Л. Дадон, А.Н. Матвеева, З.В. Чащина и др.), однако, в их исследованиях вопрос о специфике знакомства детей с явлениями этнической культуры с целью формирования у них межэтнической толерантности не актуализировался.

Несомненно, что все люди входят в какую-либо социальную группу, являясь творцами и потребителями культурных ценностей, но при этом они остаются представителями всего человечества, т.к. в любой культуре всегда присутствует общечеловеческое начало, раскрывающее сущностную природу человека, являющееся ее неотъемлемой частью со времени возникновения самого общества и самой культуры. Важность этих положений обуславливается тем, что именно культура может стать тем средством, с помощью которого люди находят взаимопонимание и увлеченность другой этнической, не менее интересной культурой, искусством, традициями, фольклором, что способствует формированию у них толерантности [3,с.33].

онтологический подход (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев),

гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин),

семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Г. Шпет),

Формирование межэтнической толерантности у школьников с опорой на онтологический подход базируется на: совокупности теоретических положений, необходимости развития способностей к рефлексии внутреннего мира ребенка, умении принимать неординарные решения в процессе познания этнической культуры народов своего региона, эмоциональной отзывчивости на объекты и явления этнической культуры и желании активно выразить себя в диалоге субъектов и культур; закономерностях; от активности школьника как субъекта, включенного в многообразие контактов с объектами и явлениями этнической культуры, яркости открытий духовных ценностей народов, проживающих на территории региона, от наделения явлений культуры личностным смыслом зависит эффективность формирования этнотолерантного сознания у школьника; принципах гуманизации осознанного онтологического единства ребенка с миром, синтеза чувственного, рационального и рефлексивного, субъект-субъектного взаимодействия (диалога субъектов, диалога культур), индивидуального развития этнотолерантных качеств личности и творческой активности.

Педагогические условия, ведущими из которых являются: систематизация чувственных образов культуры родного края с опорой на интенциональность духовной жизни; раскрытие смысла и значения свойств объектов на основе выделения рационального; развитие рефлексии у школьника [8,с.32].

А также необходимо учитывать следующие условия, необходимые для эффективного развития межэтнической толерантности школьников: учет возрастных особенностей школьников при отборе произведений этнической культуры народов региона; учет специфики этнопсихологических особенностей элементов культуры родного края; воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в диалоге культур; комплексное: воздействие культуры на этнотолерантное отношение к лицам, принадлежащим к разным этносам; использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей; обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность "раздвинуть" рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;

Учитель должен научить ребенка основным приемам урегулирование конфликтов: обсуждению, дискуссии и дебатам, критическому мышлению, разрешению конфликтов (конфликтная компетентность, владение различными способами разрешения конфликтов), примирению, решению проблем и задач на основе сотрудничества, овладению альтернативными способами конструктивного разрешения конфликтов, разновидности позитивного отношения к различиям между людьми [7,с.216].

Ведущая роль в преобразовании будущего общества отводится учителю. На него возлагаются большие надежды в формировании личности человека. Он должен как можно активнее вырабатывать у учащихся умение кооперироваться, учитывая разнообразие мира, в котором они живут. Необходимо учиться общаться и конструктивно работать с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что чрезвычайно важно для умения жить в многоликом мире. Изучение этнической культуры народов региона, где живет ребенок, будет являться эффективным средством формирования межэтнической толерантности у школьников. Способность, принимать других и взаимодействовать с ними может быть и есть одно из качеств, определяющих выживание человека.

Бромлей, Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. Текст. / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, – 1985. – 208 с.

Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск.ун-та. –Сер.7. Философия, – 1996, – № 1, – С.33-34.

Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 352с.

Пименова, В.Н. Знать и ценить культуру друг друга. Текст. / В.Н. Пименова, J1.H. Михеева // Педагогика, – 1990. – № 6. – с.25-27.

Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р. Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, – 1993.– № 1. – с. 64-80.

Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 4-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс – 2009 – 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): межэтническая толерантность, межэтническая напряженность, межгрупповое восприятие, мирное сосуществование человечества, ограниченная территория, осуществление выбора будущих поколений, условие проживания, число этносов, этническая культура, этническая нетерпимость.

Похожие статьи

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей.

Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в обществе, их готовность и возможность трансляции позитивного опыта, норм и стандартов этнической толерантности зависит от выбора семьей той или иной стратегии межэтнического взаимодействия.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира.

В этих условиях среди мер немалое внимание отводится выработке этнической толерантности.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора.

Позиция толерантности и доверия — это основа для осуществления выбора будущего поколения в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Формирование межэтнических отношений младших школьников.

Это необходимо для полноценного развития личности средствами национальных культур этносов, постоянно проживающих на территории Астрахани

Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях.

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён).

Развитие культуры межнациональных отношений в младшем.

Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает

Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом.

Психоэмоциональное взаимодействие межэтнических отношений

Межэтническое взаимодействие принято понимать, как разнообразные контакты между этносами.

Горизонтальные же отношения выступают в роли системы этнического сосуществования.

Особенности формирования и трансляции этнических.

Особенности формирования и трансляции этнических стереотипов в молодежной среде.

поэтому межэтнические отношения сводятся к межличностным и межгрупповым [1, с. 337].

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма.

. в том числе и проблем человечества, человек и социальная группа не имеет права

требований языковой культуры, отказ от языкового пуризма, языковой нетерпимости.

для осуществления принципа гуманизма, поэтому принцип толерантности и кантовский.

Похожие статьи

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей.

Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в обществе, их готовность и возможность трансляции позитивного опыта, норм и стандартов этнической толерантности зависит от выбора семьей той или иной стратегии межэтнического взаимодействия.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира.

В этих условиях среди мер немалое внимание отводится выработке этнической толерантности.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора.

Позиция толерантности и доверия — это основа для осуществления выбора будущего поколения в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Формирование межэтнических отношений младших школьников.

Это необходимо для полноценного развития личности средствами национальных культур этносов, постоянно проживающих на территории Астрахани

Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях.

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён).

Развитие культуры межнациональных отношений в младшем.

Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает

Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом.

Психоэмоциональное взаимодействие межэтнических отношений

Межэтническое взаимодействие принято понимать, как разнообразные контакты между этносами.

Горизонтальные же отношения выступают в роли системы этнического сосуществования.

Особенности формирования и трансляции этнических.

Особенности формирования и трансляции этнических стереотипов в молодежной среде.

поэтому межэтнические отношения сводятся к межличностным и межгрупповым [1, с. 337].

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма.

. в том числе и проблем человечества, человек и социальная группа не имеет права

требований языковой культуры, отказ от языкового пуризма, языковой нетерпимости.

для осуществления принципа гуманизма, поэтому принцип толерантности и кантовский.


Проблема межнациональных отношений в современном обществе является актуальной, так как в последние десятилетия происходит значительная миграция людей из стран с серьезными экономическими, политическими, военными проблемами в более мирные и развитые. Для России, как многонационального государства, в котором проживает около двух сот народностей, данная проблема всегда оставалась важной. Причинами возникновения межэтнических конфликтов являются: социально-политически-экономические события в стране, изменения в национальном составе, обострение межнациональных взаимоотношений, наличие негативных этнических стереотипов. Все это ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинута в число наиболее острых воспитательных проблем.

Толерантность представляет современную основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, уменьшения страха ошибки. Толерантность в современном обществе - это правильное понимание других культур, способ самовыражения и индивидуальности, отказ от навязанных убеждений, условие гармоничных отношений в обществе.

Как отмечают психологи, дети до 4 лет еще не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. На пятом году жизни у ребенка начинает пробуждаться самосознание, как личное, так и национальное. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Поэтому через игру и благоприятную психологическую обстановку родители должны воспитать в ребенке доброжелательное отношение к людям другой национальности.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры межнациональных отношений у школьников, т.е. формировать толерантность - духовную установку личности относительно ценностей, традиций и других особенностей различных народов. Развивать толерантность как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для взаимодействия с представителями разных этносов.

В школах Тульской области на сегодняшний день обучаются дети из стран ближнего зарубежья, таких как Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и других. Для осуществления данных задач в ряду школ проводятся воспитательные мероприятия, соответствующие возрасту учащихся. Детей знакомят с народным фольклором, проводятся экскурсии в музеи, театры, выставки. Особое внимание уделяется изучению творчества национальных поэтов и писателей, а также истории своего края. В результате проведения концертов, праздников, викторин, народных игр стимулируется познавательный интерес к языку, истории, литературе, культуре тех стран, дети которых обучаются в данном классе. Также, в процессе изучения учебных дисциплин, на факультативных занятиях больше уделяется внимания истории, традициям, языкам различных народов мира, что открывает возможность для всестороннего развития школьника. Создаются исследовательские группы школьников по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Вооружение знаниями о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте, а совместная групповая работа сплачивает детские коллективы.

Помимо мероприятий, проводимых в профилактических целях, педагогам приходиться решать школьные межэтнические конфликты.

Существует три вида конфликта имеющие межнациональный контекст.

Первый вид конфликта происходит из-за оскорблений связанных с национальными особенностями (цвет волос или кожи). Но при этом участники не имеют ничего против конкретной национальности, а привлекли ее, чтобы обидеть друг друга.

В первом и во втором случаях педагогический коллектив может самостоятельно разобраться и помочь учащимся найти примирение. Третий случай является очень сложным и работа педагогов будет связана с созданием дискуссионных кружков, на которых участники конфликта могу высказаться. Также в этом случае не обойтись без педагога-психолога, который будет координировать сглаживание конфликта.

Российское образование модернизируется, так как толерантность приживается в школе. Учителя формируют ценностные отношения, развивают у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Укоренение в школе толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мирного существования. А главное, что в школах вырабатывается иммунитет к различным попыткам повлиять на умы юного поколения различных националистических движений и организаций.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 1.01.2017);

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим спец. / Р. С. Немов ; М. : Юрайт, 2010.

Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

Брилл О. М. Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт, И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2010.


Мы живем в многонациональном обществе , особенности и проблемы которого нельзя не учитывать. Ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной национальной среде, которая имеет множество позитивных черт. Опора на позитивный социально –культурный опыт этноса- важней принцип образовательной и воспитательной стратегии по воспитанию культуры межнациональных отношений. Вся жизнь и в большом и в малом, и в настоящем и в будущем- зависит от того, насколько хорошо, правильно эффективно мы умеем общаться. Сегодня смешение языков. Народов, культур достигло невиданного уровня, порождая порой трудноразрешимые проблемы и даже конфликты. Поэтому как никогда раньше остро встала проблема толерантности к чужим и своим культурам, пробуждения интереса и уважения к другим.

Создание условий для воспитания гражданина патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, ответственности за судьбу своей малой Родины, воспитание толерантности и профилактика экстремизма

формирование культуры межнационального общения, профлактики экстремизма

приобщение учащихся к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории Удмуртии;

создание печатного материала по организации и проведению мероприятий в рамках данной программы

Сроки реализации программы:

ноябрь 2014 года по июнь 2019года

Направление реализации программы

воспитание толерантности и профилактика экстремизма


Краткое содержание деятельности

1.организация и проведение научно-практических конференций по краеведению и муузееведению;

2.организация и проведение общешкольных мероприятий, конкурсов, литературных вечеров по гражданско-патриотическому направлению;

3.деятельность школьных методических объединений по данному направлению

5.разработка методических рекомендаций для учителей-предметников и классных руководителей, работающих по данной программе.

6.воспитание толерантности и профилактика экстремизма среди учащихся

Адресаты программы

Структура программы и содержание деятельности

Мероприятия, предусмотренные данной программой должны быть плановыми, системными.

В области воспитательной деятельности на срок реализации программы должны быть приоритетными следующие направления:

работа НМИИАи К

Большая работа планируется через деятельность Народного музея истории авиации и космонавтики, организация работы по краеведению, встреча с интересными людьми города и района, поисковая работа и проведение экскурсий, исследовательская деятельность детей и педагогов.

В рамках информационного блока предполагается создание методических материалов по теме (подборка книг, по истории Октябрьского района, города Ижевска, Удмуртской Республики, видео записи и фото материалы). Планируется создание информационной базы данных по проведенным мероприятиям (сценарии, методические разработки, презентации и .т.д.)

Научно-методический блок предусматривает:

Организацию и проведение научно-методических выставок;

Проведение обучающих педагогических советов и методических семинаров для учителей предметников и классных руководителей

Издание учебно-методических пособий и разработок

В рамках организационного блока предполагается система образования и воспитания по двум основным направлениям и предполагает использование целого комплекса соответствующих форм. Первое направление обусловлено общеразвивающим компонентом и включает в себя обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования.

Предполагаемые формы работы:

конкурсные и тематические программы;

интеллектуальные и познавательные игры;

встречи с интересными людьми республики, города и района

В рамках краеведческого направления проводимые мероприятия будут способствовать расширению кругозора детей; изучению истории народов, проживающих на территории Удмуртской Республики; правильному восприятию окружающей действительности

Деятельность НМИАиК будет направлена на изучение вопросов космонавтики и авиации Удмуртии, сотрудничество с музеями Удмуртской Республики, поисковая работа, участие в семинарах, научно-практических конференциях района, города и республики.

Все группы направлений, блоков и форм работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплексное использование в процессе взаимодействия субъектов (Администрация Октябрьского района, МБОУ «СОШ № 62, ЦДТ Октябрьского района, ДДТЮ, школьными музеями города и т.д.) и объекта этой деятельности (адресаты программы) способствуют достижению главной цели программы.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение

Финансирование программы осуществляется Администрацией Октябрьского района, администрацией МБОУ «СОШ № 62, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся, клубами по месту жительства и физическими и юридическими лицами, заинтересованными в реализации данной программы

Методы оценки эффективности деятельности

по программе

Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных показателей. Они представлены качественными (духовно-нравственными) параметрами и количественными показателями.

Духовно-нравственные:

Проявление мировоззренческих установок о единстве Удмуртии и России;

Привитие учащимся МОУ «СОШ № 62 чувства гордости и осознания себя гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Удмуртской Республики и города Ижевска и толерантного отношения к людям других национальностей и религиозных убеждений;

Снижение степени идеологического и национального противостояния в молодежной среде.

Количественные показатели:

Количество детей, подростков и молодежи, регулярно участвующих в реализации программы;

Количество мероприятий проведенных в рамках данной программы;

Количество действующих патриотических объединений, клубов этнокультурного диалога, правовых отрядов, школьных музеев и музейных образований, общественных организаций (разной направленности), участвующих в реализации программы.

Механизмы реализации программы

Совместная деятельность работников Администрации Октябрьского района, педагогов школы № 62, руководителей объединений, руководителей РМО, ШМО, учителей-предметников, методистов Центра детского творчества и активистов детских и молодежных общественных организаций;

Проведение семинаров, консультаций по программе для каждой из категорий участников;

Организация и проведение массовых мероприятий

Анализ и диагностика хода реализации программы;

Сотрудничество в реализации программы с государственными и общественными организациями, учреждениями культуры, органами власти:

- Республиканский центр дополнительного образования для детей;

- Администрация Октябрьского района г. Ижевска;

- Дворец детского (юношеского) творчества;

- Совет ветеранов войны, труда;

- Национальный музей им. К. Герда УР;

- ЦДТ Октябрьского района;

- Библиотеки им. Некрасова и Азина;

Ожидаемый результат

Организация досуга детей, подростков и молодежи, проживающих на территории Октябрьского района;

Координация деятельности Администрации района с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, клубами по месту жительства, физическими и юридическими лицами, участвующими в реализации данной программы.

Читайте также: