Гордый человек краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет: молодая цыганка, влюбившись в русского юношу Алеко, приводит его в табор, а потом охладевает к нему. Ее новым избранником становится молодой цыган. Узнав об измене Алеко убивает неверную возлюбленную вместе с ее любовником. Отец девушки и все цыганское племя изгоняют его из табора.

Рассказчик описывает беспечную жизнь цыганского племени, кочующего по Бессарабии. Среди цыган – старый отец с дочерью Земфирой. Однажды Земфира влюбляется в Алеко, человека из другого мира, жителя большого города, приводит его в свой табор и знакомит с отцом.

Алеко просит разрешения у старика остаться с цыганами. Молодая пара живет счастливо, кочует вместе с цыганским племенем. У Алеко и Земфиры рождается ребенок.

Но Алеко неспокоен. Все ему кажется, что вот-вот грядет какая-то беда. Однажды предчувствие его сбывается: Земфира охладела к нему и отдала свое сердце другому. Алеко ревнует. Его душа полна жаждой мщения. Он выслеживает возлюбленную и ее кавалера и убивает обоих.

Цыгане хоронит юную пару. Старик отец просит Алеко покинуть табор. Он говорит, что цыгане – народ вольный и добрый, не знает законов и живет мирно. Никто никому не мстит. Алеко – из чуждого мира, ему нужно вернуться к своим.

Главные герои и их характеристика:

  • Старик – пожилой цыган, отец Земфиры, мудрый человек. исполненный внутреннего достоинства, понимания, доброты. Он уважает чувства других, не желает мстить, считает, что человек – вольное создание и никто не имеет право стеснять его свободу.
  • Земфира – молодая красивая цыганка, обладающая пылким нравом и горячим сердцем. Гордая девушка, смелая, живет своими чувствами, а не расчетом. Вольнолюбивая и влюбчивая, отдается своей любви целиком.
  • Алеко – молодой человек выросший в городе, но посчитавший себя не принимающим его оковы. Влюбившись в цыганку, Алеко кажется, что он больше всего ценит волю, и он приходит в цыганское племя, чтобы жить свободно. Однако Алеко хочет воли лишь для себя: позволяет себе думать, будто остальные люди обязаны действовать в соответствии с его представлениями о жизни. Этот юноша способен даже на убийство, если задета его болезненная гордость. В конце поэмы остается в одиночестве.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Молодой цыган – красивый, несколько робкий юноша, влюбленный в Земфиру. Живет чувством к ней. Встречается с ней тайком и молит её о свиданиях.

Пушкин

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Рассказчик описывает племя цыган, которые шумною толпой по Бессарабии кочуют. Однажды поздним вечером табор готовится ко сну. Слышны смех и песни, отдыхает, от дневных трудов, медведь. Мирно пасутся кони.

У одного из шатров сидит старик, ожидая молодую дочь Земфиру, которая привыкла к резвой воле и где-то гуляет. Ужин его остыл. Вот она является и ведет за собой юношу. Это Алеко. Молодой человек тоже хочет быть цыганом, просит старика принять его в племя.

Старик отец разрешает гостю остаться до утра или навсегда, как он пожелает. Предлагает выбрать себе род деятельности: ковать железо или обходить села с медведем, чтобы заработать на хлеб. Алеко остается.

____________

Утром старик будит молодую пару. Земфира и Алеко выходят из шатра. Табор уже готов сняться с места: жилища разобраны, повсюду шум, крики, ведут медведя, громкий рев которого далеко слышен.

Солнце взошло, собаки лают – и табор двигается в путь, в поход. И стар и млад собраны, племя отправляется встречать новый день в новом месте.

____________

Кочевая жизнь цыганского табора продолжалась, и Алеко стал ее равноправным участником. Однако он начал грустить: проливал слезы и уныло глядел порой вдаль, хотя и был теперь вольным жителем мира. С Алеко была Земфира, она его любила, Алеко не знал забот и проводил свои дни на воле. Но душа его была томима безотчетной тоской, в причинах которой он сам не смел себе сознаться. Молодой человек боялся, что счастье скоро кончится, что впереди какая-то беда.

За красным летом приходила теплая осень, цыгане, а с ними Алеко, подобно птичкам божиим, скитались по свету, искали и находили себе пристанище и пропитание, не зная иных забот.

____________

____________

Старик однажды грелся на солнце, а Земфира укачивала родившегося от Алеко ребенка. Алеко услышал странную песню, которую напевала супруга, и побледнел.

Молодая женщина возвращается к супругу, который просыпается и рассказывает, что ему снились страшные сны, что он не верит никому и ничему, в том числе и ей, Земфире. Своей песней Земфира разбудила в его душе страшные подозрения.

Алеко же готов мстить.

Свидание назначено на сегодняшнюю ночь. Алеко спит беспокойным сном, наконец просыпается и, не обнаружив рядом супругу, выходит из шатра. Бродит вокруг телег и примечает след, идет по следу. Вдруг видит две тени. На кладбище возле могилы увиделись влюбленные: они целуются, собираются прощаться.

____________

Цыгане робкой толпой окружили Алеко. Чуть в стороне копали могилу для усопших. Неподвижно наблюдал за всем происходящим старик отец. Когда погибших опустили в могилу и засыпали яму, Алеко издали смотрел, затем он медленно склонился и свалился с камня на траву.

Шумный табор уходит. Лишь одна повозка, покрытая убогим ковром, остается в степи. Никто не разожжет возле нее огнь, не теплится здесь больше жизнь.

Эпилог

Кратко об истории создания произведения

Еще в январе 1824 г. поэт сделал первые наброски, затем, уже летом, находясь в ссылке в Михайловском, он продолжил работу над произведением. И только к октябрю появилась та окончательная версия, которую мы знаем сегодня.

У Пушкина была задумана еще дополнительная часть поэмы: монолог Алеко, обращенный к маленькому сыну. Но впоследствии поэт отказался от этого замысла.

Среди первых исследователей биографии Пушкина ходила история о том, что Александр Сергеевич и сам провел некоторое время в цыганском таборе, будучи в южной ссылке, и был горячо влюблен в цыганку Земфиру.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Свадьба купца Синерылова. Шафером приглашен высокий парень с выпученными глазами по фамилии Недорезов. Он стоял среди барышень и рассуждал об уме и красоте. По мнению шафера, мужчине красота необязательна в отличие от женщины. Для мужчины прежде всего важны ум, положение в обществе, образование. И без всего этого грош цена мужской красоте.

Барышни ему возразили, что он так рассуждает только потому, что сам некрасив, и обратили внимание Недорезова на привлекательного черноглазого брюнета, который сидел в другой комнате.

Красавец развалился в кресле и с презрением поглядывал вокруг.

Шафер, назвав его уродом с дурацким лицом, стал держать пари, что высокомерный брюнет глуп. И с намерением это доказать кашлянул и направился к молодому человеку.

Недорезов растерялся и ответил, что это он для смеху так выражается, и поинтересовался у брюнета его званием и фамилией, на что красавец высокомерно заявил, что он настолько горд, что все остальные в его глазах выглядят как официанты и невежество и что он не намерен всяким балбесам рекомендоваться. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Обиженный шафер направился к жениху, чтобы узнать, что это за нахал такой. Однако и жених, и невеста сообщили, что видят его первый раз в жизни. Недорезов сделал вывод, что высокомерный наглец - обычный жулик, и пришел он сюда без пригласительного билета.

С намерением вывести красавчика на чистую воду, он попросил его предъявить билет, а тот, нисколько не смутившись, в том же презрительном тоне ответил, что он слишком гордый человек, чтобы всякому субъекту приглашение предъявлять, и попросил Недорезова отстать от него.

Шафер очень оскорбился, забегал по дому и собрал шесть человек знакомых, чтобы с тем же вопросом опять подойти к гордому гостю. Тот вновь отказался, и тогда, обозвав его жуликом, друзья Недорезова взяли наглого красавца под руки и потащили к выходу. Брюнет возмущался и обзывал их невежеством. Натянув на него пальто и шапку, жулика спустили по лестнице, а шафер, торжествуя, констатировал, что вот что значит красивый мужчина - настоящий жулик!

Тот с достоинством поднялся, отряхнулся и произнес, что он гордый человек и не собирается сам объяснять этим дуракам, кто он такой. Брюнет позвал своего кучера и тот сказал, что зовут этого господина Семеном Пантелеевичем, является он почетным гражданином, человек ученый, служит на фабрике купца Пощекина механиком с жалованием три тысячи.

Гордый брюнет показал свое приглашение и сказал, что позвал его на свадьбу отец жениха, купец Синерылов. Шафер в изумлении заголосил, почему же он, милая душа, не сообщил этого сразу. Красавец с теми же словами, что он гордый и самолюбивый человек, собрался уходить.

Недорезов причитал, что теперь он видит, кто он такой, и что грех такому замечательному человеку уходить, и, предлагая выпить за его образование, кинулся за гостем.

Гордый молодой человек сначала нахмурился, и, не заставляя себя долго упрашивать, сразу же пошел наверх. А уже через пару минут нахальный красавец пил коньяк, объясняя, что без гордости никак не проживешь на этом свете, цену себе надо знать и никому не уступать ни в чем. Впрочем, им, невеждам, этого не понять!

Шафер Недорезов, высокий молодой человек, с выпученными глазами и стриженой головой, во фраке с оттопыренными фалдочками, стоял в толпе барышень и рассуждал:

— В женщине нужна красота, а мужчина и без красоты обойдется. В мужчине имеют вес ум, образование, а красота для него — наплевать! Ежели в твоем мозге нет образованности и умственных способностей, то грош тебе цена, хоть ты раскрасавец будь… Да-с… Не люблю красивых мужчин! Фи донк! 1

— Это вы потому так объясняете, что сами некрасивы. А вон, посмотрите в дверь, в другую комнату, сидит мужчина! Вот это так настоящий красавец! Одни глаза чего стоят! Поглядите-ка! Прелесть! Кто он?

Шафер поглядел в другую комнату и презрительно усмехнулся. Там, развалясь, сидел на кресле красивый черноглазый брюнет. Положив ногу на ногу и играя цепочкой, брюнет щурил глаза и с достоинством поглядывал на гостей. На его губах играла презрительная улыбка.

— Ничего особенного! — сказал шафер. — Так себе… Даже урод, можно сказать. И лицо какое-то дурацкое… На шее кадык в два аршина.

— А все-таки душка!

— По-вашему, красивый, а по-моему — нет. А ежели красивый, то, значит, глупый человек, без образования. Кто он будет?

— Не знаем… Должно быть, не купеческого звания…

— Гм… Готов в лотерею пари держать, что глупый человек… Ногами болтает… Противно глядеть! Сичас я узнаю, что это за птица… какого он ума человек. Сичас.

Шафер кашлянул и смело пошел в другую комнату. Остановившись перед брюнетом, он еще раз кашлянул, немного подумал и начал:

Брюнет поглядел на шафера и усмехнулся.

— Понемножечку, — сказал он нехотя.

— Зачем же понемножечку? Нужно всегда вперед идти.

— Зачем же непременно вперед?

— Да так. Всё таперича вперед идет. И елехтричество, ежели взять, и телеграфы, финифоны там всякие, телефоны. Да-с! Прогресс, к примеру, возьмем… Что это слово обозначает? А то оно обозначает, что всякий должен вперед идти… Вот и вы идите вперед…

— Куда же мне, например, теперь идти? — усмехнулся брюнет.

— Мало ли куда идти? Была бы охота… Местов много… Да вот хоть бы к буфету, примерно… Не желаете ли? Для первого знакомства, по коньячишке… А? Для идеи…

— Пожалуй, — согласился брюнет…

Шафер и брюнет направились к буфету. Стриженый официант, во фраке и с белым запачканным галстухом, налил две рюмки коньяку. Шафер и брюнет выпили.

— Хороший коньяк, — сказал шафер, — но есть предметы посущественней… Давайте, для первого знакомства, выпьем красненького по стаканчику…

Выпили по стакану красного.

— Таперича как мы с вами познакомились, — сказал шафер, вытирая губы, — и, можно сказать, выпили…

— Звание ваше какое? Фамилия?

— Не ваше дело… Я не такой дурак, чтоб всякому встречному свое звание объяснял… Я настолько гордый человек, что не очень-то распространяюсь с вашим братом. Я на вас мало обращаю внимания…

— Ишь ты… Гм… Так не скажете, как ваша фамилия?

— Не желаю… Ежели всякому балбесу имя свое произносить и рекомендоваться, то языка не хватит… И я настолько гордый человек, что вы для меня всё едино, как официант… Невежество!

— Ишь ты… Какие вы благородные… Ну, мы сейчас узнаем, что вы за артист будете.

Шафер поднял вверх подбородок и направился к жениху, который в это время сидел с невестой и, красный, как рак, моргал глазами…

— Никиша! — обратился шафер к жениху, кивая на брюнета. — Как фамилия этого артиста?

Жених отрицательно замотал головой.

— Не знаю, — сказал он. — Это не мой знакомый. Должно полагать, отец его пригласил. Ты у отца спроси.

— Да твой отец в кабинете в пьянственном недоумении… храпит, как зверь лютый. А вы не знаете его? — обратился шафер к невесте.

Невеста сказала, что не знает брюнета. Шафер пожал плечами и начал расспрашивать гостей. Гости заявили, что они первый раз в жизни видят брюнета.

Шафер подошел к брюнету и подбоченился.

— А билет у вас есть для входа? — спросил он. — Извольте показать ваш билет.

— Я настолько гордый человек, что не стану какому-нибудь субъекту свой билет показывать. Отойдите от меня… Чего пристал?

— Стало быть, у вас нет билета? А коли нет билета, значит, вы жулик. Теперь нам известно, с какой вы стороны и как ваше звание. Знаем таперича… теперь, то есть, что вы за агент… Вы жулик — вот и всё.

— Скажи мне эту грубость умный человек, я бы его по морде, а с вас, дураков, и спрашивать нечего.

Шафер забегал по комнатам, собрал человек шесть приятелей и с ними подошел к брюнету.

— Позвольте, милостивый государь, поглядеть ваш билет! — сказал он.

— Не желаю. Отстаньте, пока я не того…

— Не желаете билета показывать? Стало быть, вы без билета вошли? По какому праву? Вы жулик, значит? Извольте уходить отсюда! Пожалуйте-с! Милости просим! Мы вас сичас с лестницы…

Шафер и его приятели взяли под руки брюнета и повели его к выходу. Гости загалдели. Брюнет громко заговорил о невежестве и о своем самолюбии.

— Пожалуйте-с! Милости просим, красивый мужчина! — бормотал торжествующий шафер, ведя его к двери. — Знаем мы вас, красавцев!

У самой двери на брюнета натянули его пальто, надели на него шапку и толкнули в спину. Шафер хихикнул от удовольствия и стукнул его перстнем по затылку… Брюнет покачнулся, упал на спину и съехал вниз по лестнице.

— Прощайте! Кланяйтесь там! — торжествовал шафер.

Брюнет поднялся, похлопал по пальто и, подняв вверх голову, сказал:

— Дураки по-дурацкому и поступают. Я гордый человек и унижаться перед вами не стану, а пусть вам мой кучер объяснит, что я за человек. Пожалуйте сюда! Григорий! — крикнул он на улицу.

Гости спустились вниз. Через минуту в сени вошел со двора кучер.

— Григорий! — обратился к нему брюнет. — Кто я буду?

— Хозяин — Семен Пантелеич…

— А какое во мне звание, и как я до этого звания достиг?

— Почетный гражданин, а до звания этого вы достигли учением…

— Где я нахожусь и какая моя служба?

— Служите-с на фабрике купца Подщекина в механиках по технической части, а жалованья вам положено три тысячи…

— Теперь поняли? А вот вам и мой билет! Приглашал на свадьбу меня женихов отец, купец Синерылов, который теперь в пьяном виде…

— Голубчик мой! Милая ты моя душа! — заголосил шафер. — Чего же ты раньше этого не говорил?

— Гордый я человек… Самолюбие во мне… Прощайте-с!

— Ну, нет, стой… Грех, брат! Поворачивай оглобли, Семен Пантелеич! Теперь видно, что ты за человек такой… Пойдем, выпьем за твое образование… для идеи…

Гордый человек нахмурился и пошел наверх. Через две минуты он стоял уже у буфета и пил коньяк.

— Без гордости на этом свете не проживешь, — объяснял он. — Никому никогда не уступлю! Никому! Понимаю себе цену. Впрочем, вам, невежам, не понять!

Портрет гордого человека, или проявления страсти гордости


В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.

Гордыня в человеке многоаспектна и имеет множество проявлений. Условно можно выделить скрытые (латентные) и ярко выраженные признаки гордости в человеке.

Определение проявлений страсти гордости может быть построено на основе тех принципов, которые были отмечены святителем Феофаном Затворником. Он указывает, как гордость проявляется в отношении возносящегося к самому себе, к ближним и к Богу[1].

1. Обращенность на себя


Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе.


Кроме того, поведение гордого человека проявляется в болтливости, любопытстве, суетливости — во всем этом он стремится показать себя, стать заметным. Священник Александр Ельчанинов отмечает, что такой человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить[8]. Он с наслаждением говорит о своих успехах, делах, своих внутренних переживаниях, трудностях, даже когда в этом нет необходимости.


Такой человек оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения


Епископ Петр (Екатериновский), выделяя признаки гордости в человеке сообразно со свойством одной из способностей его души, отмечает: в уме — кичливое мудрование, высокая мечтательность о себе, самоуверенность; в воле — своенравие, желание независимости, домогательство поставить все по своему, самонадеянность; в сердце — самоуслаждение, желание жить только для себя, для своего удовольствия[10].

  1. Признаки гордости в человеке в отношениях с ближними:

Зависимость от чужого мнения

Подозрительность и мнительность в отношении других


Священнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости


Сравнение себя с другими

Пренебрежение ближним

Когда человек начинает выделять свою персону из общества, тогда он начинает проявлять равнодушие к ближним. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, как говорит преподобный Паисий Святогорец [21] . Он приводит прекрасный пример человеческого равнодушия: «Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату, медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. “Не могу у меня болит поясница”, — сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали.


Обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками


Требовательность к другим

Ненависть

Ропот

Самооправдание и самоуверенность


Зависть есть скорбь о благополучии ближнего


За ощущением же свей правоты в сердце гордого человека закрадывается самоуверенность. Безошибочность его действий является гарантом стабильности. Чувство правоты стоит во главе этого гордого проявления. Допущение ошибки возможно, но самоуверенный никогда не будет виновником, вину он ищет в других объектах — люди, станки, компьютеры и т.д.

Обидчивость и месть

Зависть

Споры и ссоры, нежелание уступить


На последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом.


3. Видимое проявление гордыни в отношениях с Богом.

В духовной жизни гордый человек хочет показать свое преуспеяние, превосходство. Свои добрые дела он не выставляет на обозрение. Но не просто так, а для того, чтобы получить одобрение и признательность. Такой человек видит себя великим чудотворцем, прозорливцем, экзорцистом. Во время усердной молитвы желает, чтобы видели, как молится.[41]


Последним проявлением гордости является ее способность приводить ум человека в исступление, помрачая его и затмевая рассудительность.


Подводя итог, следует отметить, что все вышеназванные возможные проявления страсти гордости в человеке не исчерпываются исключительно обозначенными признаками. Важно заметить, что ориентированная направленность в понимании существенных признаков гордости, скрывающихся в человеке, поможет священнику в его пастырской деятельности. Пастырь должен следить за своими духовными чадами и исповедовать их в таком смысле, чтобы выявить проявления гордости и предложить способ борьбы не с конкретными проявлениями, а с самой страстью.

монах Кирилл (Попов)

Ключевые слова: гордость, взаимодействие со страстями, блуд, сребролюбие, чревоугодие, уныние, печаль, гнев.

[1]Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 3. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898. — С. 346-347.

[2]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2005. — С. 114.

[3]Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 25.

[4]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

[5]Коллиандер Т. Узкий путь. — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 12.

[7]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.

[8]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

[9] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Троице-Сергиевой Лавры, 2013. — С.68.

[10]Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — С. 143.

[11]Савва (Остапенко), схиигум. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. — М.: Неугасимая лампада, 2014. — С. 80.

[12]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 204-205.

[13]Паисий Святогорец, прп. Афонский старец Хаджи-Георгий. 1809-1886. — М.: Святая Гора, 2010. — С. 65.

[15]Владислав Свешников, прот. Очерки Христианской этики. — М.: Лепта книга, 2010. — С. 102.

[16]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

[17]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.

[18]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.

[20]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 293.

[21]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2008. — С. 38.

[23]Савва (Остапенко), схиигум. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. — М.: Неугасимая лампада, 2014. — С. 236.

[24]Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. — М.: Сестричество во имя преподномученицы великой княгини Елизаветы, 1996. — С. 80.

[25]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 41.

[26]Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. — Ч. 2. — С. 94.

[27]Марк Подвижник, прп. Послание к иноку Николаю // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. — М., 1895. — С. 478.

[29] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. Ч. 2. — М.: Сергиев Посад, 1908. — С.97.

[31]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С.49.

[32]Александр Ельчанинов, свящ. Православие для многих. Отрывки из дневника и другие записи. — М.: Дар, 2013. — С. 248.

[33]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.

[34]Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С. 53.

[36]Святитель Василий Великий. Беседы. — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — С.73.

[37]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.

[38]Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 3. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 148.

[40]Антоний Сурожский, митр. Радость покаяния. — М., 2003. — С. 10.

[41]Житие иеросхимонаха Иосифа. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. — С. 76.

[42]Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. — Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. — C. 170-171.

[43]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

[44]Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 11. — СПб.: Санкт-Петербургской духовной академии, 1905. — С. 804.

[45]Феофан Затворник, свт. Толкование на пастырские послания. — М.: Правило Веры, 2005. — С.756-757.

Существует также классификация проявления гордости, составленная аввой Серапионом, где страсть делится на следующие признаки: презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношении. (См.: Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. — М., 1892. — С. 54.)

Подробную классификацию проявления гордости в человеке выделяет свт. Тихон Задонский. Признаки гордости таковы: высшим не покоряется; равным и низшим не уступает; гордость велеречива, высокоречива и многоречива; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; высоко превозносит себя и дела свои; других презирает и уничижает; ищет, как бы себя показать; бесстыдно себя хвалит; какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет; весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; не терпит быть в презрении и унижении; не принимает увещания, обличения, совета; самовольно вмешивается в чужие дела; лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; следовательно, гордость гневлива, гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. Гордость не склонна к любви, ненавистлива. (См.: Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 1. — М., 2003. — С.217-218.)

Священник Сергий Дергалев считает, что два ярких проявления можно выделить: первый — презрение ближних; второй — приписывание себе добрых дел. (См.: Сергий Дергалев, свящ. Введение в православную аскетику. — Белгород.: Издание Православного молодежного миссионерского центра Православной гимназии, 2005.)

Читайте также: