Судьба султангарея краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Союз писателей СССР попросил у Феликса Сорокина передать объединению на исследование одну из его рукописей. Разбирая произведения, писатель наткнулся на папку с неизданными рассказами.

За минуту

К старому писателю Феликсу Сорокину обращается секретариат Союза писателей СССР с просьбой предоставить одну из своих рукописей ради исследования. Не углубляясь в подробности, писатель соглашается, и начинает искать ненужные записи, которые он может спокойно передать в Союз.

Перебирая архивы, мужчину захлёстывает поток воспоминаний, связанных с созданием всех этих произведений. Однако ни одно из них не подходит для Союз, и Феликс продолжает думать, что же можно отдать представителями Союза.

Так дело доходит идо Синей Папки. Это произведение, которое писатель уже много лет пишет, не планируя нигде его не издавать.

В голове у старика возникла дилемма. Стоит ли отдавать произведение Союзу? Сомнение сеют и появившееся слухи по поводу исследования Союза писателей. А именно они собирают произведения писателей ради создания специального программного обеспечения, которое будет определять степень годности написанного произведения и талантливости его автора.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Роксолана и Сулейман I Великолепный.


Весь мир знает Роксолану как личность, сломавшую все стереотипы о женщине в исламском обществе. И несмотря на то, что ее образ почти пол тысячелетия так популярен, не существует единственно верной и бесспорной мысли ни о ее характере, ни о внешности. Есть только одни предположения - чем простая пленница могла покорить сердце одного из самых могучих правителей Османской империи Сулеймана I Великолепного . Уж очень много темных пятен таит ее биография. Видимо поэтому все ее портреты, написанные художниками в те времена, так противоречивы.

Об этой необыкновенной женщине слагали стихи и поэмы, писали романы и пьесы; одни вспоминали о ней трепетно и с восторгом, иные – обвиняли в разрушении стереотипов исламского общества и самой Османской империи. Поэтому совсем не удивительно, что почти за пять веков биография Роксоланы, таящая множество противоречий и загадок, так обросла легендами и вымыслами.

Роксолана. Неизвестный художник. Начало 16 века.

Поэтому и говорить объективно об этой знаменитой женщине весьма сложно. Хюррем Хасеки-султан - так ее называли в Османской империи, в Европе ее знали под именем Роксолана. Настоящее же имя достоверно неизвестно. Но, опираясь на литературные традиции и на основную версию, она родилась в небольшом городке Рогатин, что на Западной Украине. И поскольку в те времена та территория находилась под поляками, Роксолану нередко называли полькой. Однако по официальным данным, она была по национальности украинкой.

Роксолана - Хюррем-султан.

А что касается реального имени, то до сих пор ведутся среди исследователей бурные споры. Ведь в первоисточниках 16 века о нем нет достоверных сведений. Лишь намного позже одни начали называть ее Анастасией, дочерью священнослужителя Гаврилы Лисовского. А иные историки считали - Александрой и полячкой по национальности. Сейчас некоторыми исследователями нередко упоминается версия о русских корнях великой султанши, что не имеет под собой веских оснований.

На невольничьем рынке.

А самая популярная версия гласит, что приблизительно в 1520 году во время очередного набега татар 15-летнюю Анастисию Лисовскую взяли в плен, увезли в Крым, а оттуда переправили в Стамбул. Там и приметил ладную девушку визирь Ибрагим-паша, который и подарил ее Сулейману I.

Гарем турецкого султана.

Именно с того времени и начнется ее величественная биография. За Анастасией в гареме закрепилось имя "Хюррем", что означало "веселая". И за очень короткое время из обычной наложницы, она станет любимой женой Сулеймана I Великолепного, который ее боготворил, посвящал в свои государственные дела и писал для нее свои стихи.

Ради возлюбленной он сделает то, что никто и никогда из султанов до него не делал: свяжет себя узами официального брака с наложницей. Для этого Роксолана примет ислам и, став главной женой, будет около сорока лет влиятельной персоной в Османской империи.

Сулейман I Великолепный. / Хюррем-султан. (1581г.) Автор: Мельхиор Лорис.

Справедливости ради нужно отметить, что никто и никогда не описывал Роксолану, как какую-то очень красивую женщину, она обладала привлекательной внешностью - не более того. Чем же тогда приворожила славянская девушка турецкого султана? Сулейман Великолепный любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин. А ума и мудрости ей было не занимать.

Именно этим объясняется тот факт, что Роксолане удалось влюбить в себя молодого султана так легко и стать владычицей его сердца. К тому же, будучи весьма образованной женщиной, она отлично разбиралась в искусстве и политике, поэтому Сулейман вопреки всем обычаям ислама позволил ей присутствовать на совете дивана, на переговорах дипломатических послов. К слову, Сулейман Великолепный был величайшим султаном из династии Османов, и при его правлении империя достигла апогея своего развития.

Роксолана и Сулейман I Великолепный.

Специально для нее султан ввел новый титул при своем дворе - хасеки. И с 1534 года Роксолана станет хозяйкой дворца и главным политическим советником Сулеймана. Ей приходилось самостоятельно принимать послов, вести переписку с влиятельными политиками европейских государств, заниматься благотворительностью и строительством, покровительствовать мастерам искусства. А когда супругам приходилось разлучаться на некоторое время, они переписывались красивыми стихами на арабском и персидском языках.

Сулейман и Хюррем. (1780). Автор: немецкий художник Anton Hickel.

У Роксоланы с Сулейманом родилось пятеро детей – четыре сына и дочка. Однако, из сыновей пережил Сулеймана Великолепного лишь один – Селим. Двое погибли в процессе кровавой борьбы за трон, третий - умер во младенчестве.

За сорок лет брака Хюррем удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. При этом были задушены два младших сына Роксоланы. По некоторым источникам именно ее обвиняют в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Хотя достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, по ее приказу были разысканы и убиты.

La Sultana Rossa. Автор: Тициан Вечелио. Портрет хранится в Музее города Сарасота (США, штат Флорида).

La Sultana Rossa. Автор: Тициан Вечелио. Портрет хранится в Музее города Сарасота (США, штат Флорида).

Говорят, что даже мать султана была потрясена теми жесткими методами, благодаря которым завоевывала себе власть Роксолана. Биография этой необыкновенной женщины свидетельствует, что ее боялись и за пределами дворца. Сотни неугодных ей персон быстро погибали в руках палачей.

Роксолану можно было понять, живя в постоянном страхе, что в любой момент султан может увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а старую жену приказать казнить. В гареме было заведено неугодную жену или наложницу живьем сажать в кожаный мешок с ядовитой змеей и разъяренной кошкой, а затем, привязав камень сбрасывать в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы.

К счастью, не только коварство и холодный расчет прославили Хюррем-султан. Она успела сделать многое для процветания Стамбула: построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, а также открыла бесплатную кухню для нищих, наладила контакты со многими европейскими странами.

Сулейман I.

На 55 году жизни биография влиятельнейшей женщины обрывается. Роксолана была похоронена со всеми почестями, которых не знала ни одна женщина ислама. После ее смерти султан до последних дней даже не думал о других женщинах. Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Ведь он в свое время ради нее распустил свой гарем.

Султан Сулейман умер в 1566 году, пережив свою супругу всего на восемь лет. Их гробницы и по сегодняшний день стоят рядом, возле мечети Сулеймана. Стоит отметить, что за 1000-летнюю историю Османского государства такой чести была удостоена только одна женщина - Роксолана.

Примерно 5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле. Справа тюрбе Сулеймана, слева - Хюррем-султан.

Примерно 5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле. Справа тюрбе Сулеймана, слева - Хюррем-султан.

 Хюррем. Автор:Тициан Вечелио.

Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa, то есть, русская султанша.

Одно из вероятных изображений Хюррем. Неизвестный художник.

Немецкий художник Мельхиор Лорис был в Турции именно в те годы, когда правил Сулейман Великолепный. Он писал портреты самого Сулеймана и его придворных. Вероятность того, что этот портрет Роксоланы, выполненный на дощечке, принадлежит кисти этого мастера вполне вероятна.

Портретов Роксоланы в мире насчитывается немало, но среди исследователей нет единого мнения в том, какой из этих портретов является наиболее достоверным.

Роксолана. Автор: Ramzi Taskiran.

Эта загадочная женщина будоражит до сих пор фантазию художников, по-новому трактующих ее образ.

В истории человечества были и другие великие женщины-правительницы , оставившие после себя значимый след.

Ибрагим обвиняет Нигяр, что она для Хюррем и Луки стала почтовым голубем. Нигяр клянется, что вины госпожи нет. Наверняка, художник влюбился в Хюррем, когда писал ее портрет. Но Ибрагим понимает, что эта переписка не случайна. Ибрагим требует чтобы Нигяр не защищала Хюррем. Нигяр рассказывает, что Хюррем через нее передавала Луке деньги, за их спасение во время восстания. Но, Лука деньги не принял, и вернул их обратно. Ибрагим догадывается, что таким способом велась любoвная переписка между Хюррем и художником.

Ибрагим приказывает Нигяр, отнести письмо Хюррем, а он посмотрит что она будет делать. Ибрагим предупреждает, что если Нигяр расскажет Хюррем что ему известно о письме, он ее придyшит.

Ибрагим рассказывает повелителю, что завтра его дворец посетит сеньор Гритти со своей сестрой. Ибрагим приглашает Сулеймана на ужин. Также Ибрагим сообщает, что его портрет готов.

Нигяр относит Хюррем мешочек от Луки. Хюррем оставшись наедине, читает письмо от Луки. Нигяр подглядывает за госпожой в дверной проем и видит как Хюррем сжигает послание после прочтения.

Ибрагим вызывает к себе Нигяр и интересуется, отдала ли она послание Хюррем. Нигяр рассказывает, что отдала и после прочтение, госпожа уничтожила письмо. Ибрагим приказывает Нигяр обыскать комнату Хюррем и все что подозрительное найдет, принести ему. Она же передала Хюррем не одно послание. Наверняка, Хюррем что-то спрятала.

Нигяр воспользовавшись отсутствием Хюррем, обыскивает ее комнату и находит на листке бумаги портрет Хюррем.

Тем временем Лука из совместного портрета султана и Хюррем, вырезает часть, где изображена Хюррем и кладет в свою сумку.

Хатидже рассказывает Ибрагиму, что сегодня ей приснилась Хюррем. Голос слышен, а ее саму невидно. Хюррем просила о помощи. Ибрагим про себя говорит, что Хюррем теперь никто не поможет. А Хатидже говорит, что с Хюррем все хорошо.

Далее показывают как Хюррем пришла на встречу с Лукой. Их задерживает Сюмбюль со стражниками. Хюррем приводят к повелителю. Сулейман приказывает Хюррем смотреть на казнь бывшего возлюбленного. Хюррем просыпается от собственного крика. Это был всего лишь сон.

Нигяр докладывает Ибрагиму, что обыскала комнату Хюррем, но ничего не нашла. Ибрагим разочарован, но он знает, что сегодня Лука Эфенди будет ждать Хюррем в дворцовом саду. Ибрагим приказывает калфе, держать рот на замке.

Махидевран с Мустафой навещают Валиде-султан. Валиде с внуком спускается в сад.

Сулейман приказывает Ибрагиму привести Луку, чтобы лично его поздравить.

Вечером Хюррем мечется по своей комнате. Она не знает, как ей поступить. Нигяр входит в покои Хюррем и узнает, что она собралась в сад. Нигяр пытается отговорить госпожу, но Хюррем ее прогоняет и уходит в сад.

Тем временем Лука в дворцовом саду ожидает Хюррем.

В саду Валиде говорит Махидевран, что после выздоровления Гюльшах, отошлют ее из дворца, а для Махидевран подыщут новую служанку. Махидевран умоляет не прогонять Гюльшах, ведь она ей служит уже более 10 лет.

Лука молит, чтобы Александра пришла к нему на встречу. Ибрагим со стражниками следит за художником.

Нигяр переживает за Хюррем. Сюмбюль видя, что Нигяр в плохом настроении, понимает, что это из-за Ибрагима-паши. Нигяр догадывается, что это Сюмбюль пожаловался на нее паше.

Ибрагим вспоминает слова Хюррем: “Учти, не долго скатится с высоты, на которую ты взобрался паша. Особенно, если я тебе помогу”. Ибрагим ожидает Хюррем, надеясь, что Лука станет для нее погибелью.

Хюррем выходит в дворцовый сад. Она помнит, что Лука ожидает ее у фонтана в дворцовом саду.

Лука не дождавшись Александры, уходит. Ибрагим приказывает схватить художника и посадить в подвал его дворца. Стражники приносят Ибрагиму сумку Луки.

Осмотрев ее, Ибрагим находит вырезанную часть портрета с Хюррем.

- Хюррем-хатун! А вот и портрет, который тебя погубит.

Хюррем в саду присоединяется к Валиде-султан.

Сюмбюль с ложки кормит Гюльнихаль. Он клянется найти того, кто это с ней сделал. Гюльнихаль смотрит на Гюльшах.

В сад выходит Сулейман и рассказывает матери, что сегодня вечером он ужинает во дворце Ибрагима-паши. Хюррем говорит, что в заботах о детях, совсем забыла, что нужно собираться. Валиде и Махидевран понимают, что на ужин Сулейман берет только Хюррем.

Во дворце Хатидже готовится к приему сеньора Гритти и его сестры.

Луку бросают в темницу. Художник не понимает, в чем провинился.

Нигяр при виде Хюррем живой и невредимой, очень обрадовалась. Хюррем рассказывает, что ходила в сад, к Валиде-султан. Нигяр рада, что план Ибрагима сорвался.

Читайте также: