А с филиппович моя тихая родина краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Так называется программа спецкурса, автором которой является Мария Николаевна Шакирова, преподаватель истории ОУ N 32. В основу программы положены материалы школьного музея боевой и трудовой славы. Она выдержала строгий экзамен перед учителями города, а ее автору присуждены первое место, премия 100 тысяч рублей и лицензия на право преподавания курса.

- Мария Николаевна, почему вы так назвали программу – «Моя тихая Родина? – интересуюсь у М. Шакировой.

- Это произошло совсем не случайно. Учился в Монетной средней школе N 10 Александр Филиппович. Никто тогда не представлял, что в семье учителя химии Сергея Михайловича и бухгалтера мехзавода Марии Александровны Змачинской растет будущий уральский писатель. Окончив школу, Саша поступил а Уральский государственный университет на факультет журналистики. В газетах, журналах появились его первые статьи, на которые сразу откликнулся читатель. А затем в свет вышли первые книги. Среди них есть книга и о наших местах, называется она "Моя тихая Родина". И вот в память о нашем покойном Александре Филипповиче я назвала так же свою авторскую программу.

- Чем вызвано создание спецкурса?

- Невозможно полюбить свое Отечество, свою большую Родину, ничего не зная и не имея представления о своей малой родине, месте, где ты родился, вырос, получил образование, создал семью, вырастил детей, построил дом, завел свое любимое дело. Мне это чувство понятно. Я родилась в Монетном и прожила уже более 60 лет и очень люблю родные места. Здесь корни мои, корни моих сестер, брата, моих трех сыновей. Как дорог нам старенький дом наших родителей, построенный на улице Свободы еще до Великой Отечественной войны! К несчастью, отцу не суждено было в нем пожить, он не вернулся с фронта. В Монетном могила моей матери. Мне незачем менять свою родину. Я и мои дети не считаем себя обделенными. Итак, любовь к месту, где я родилась, живу, работаю, является одной из причин, которая дает мне право на создание данного спецкурса.

Ученый, писатель Дмитрий Балашов писал: "Нет школьника на Руси, не знакомого с кардиналом Ришелье. Но кому ведом митрополит Алексий, в середине 14 века спасший страну от поглощения соседними государствами, по сути создавший Великую Русь? Кому ведомы истинные подвиги и роль его современника Сергия Радонежского? Без объединения с предками нет человека, нет гражданина, нет личности". Возникает вопрос: а правда, почему? Почему мы не знаем истории?

Сегодня все чаще убеждаешься в том, что ребята не знакомы со своей родословной. Да что родословная, если они плохо знают о своих родителях, а уж о биографиях бабушки и дедушки - и говорить нечего. Мы как Иваны не помнящие родства. Кстати, наверное, будут слова здесь: "Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего". Вот это обстоятельство заставило меня задуматься над созданием программы спецкурса.

Мария Николаевна долго работает в школьном музее боевой и трудовой славы. Естественно, ей пришлось много перечитать отчетов ребят о поездках по городам нашей страны. И почти в каждом были строки: "Как прекрасна наша страна с ее великолепными музеями, архитектурными ансамблями! Но по ночам мы так скучаем по дому, родителям, нашей милой и такой тихой Монетке".

- Ну что тут можно добавить? - продолжает М. Шакирова. - Значит не говорить об истории родного края мы просто не имеем права. Я вышла на создание такого спецкурса потому, что пыталась знакомить учащихся с ней, начиная с 1 класса. В начальной школе - общее знакомство с поселком, экскурсии. А с 5 до 9 класс - классные часы. Я ставила целью, чтобы ребята, пришедшие в 5 класс и окончившие неполную среднюю школу, прослушали весь курс бесед по истории Монетного. Но вскоре я убедилась, что отведенного времени на классных часах недостаточно. Поэтому, когда был объявлен конкурс на составление авторских программ, я согласилась. Надеялась, что ее признают и я получу право преподавания спецкурса.

На этот шаг Мария Николаевна отважилась еще и потому, что имела 4-летний опыт преподавания истории. Да и база в школе имеется великолепная - музей боевой и трудовой славы. У истоков его создания стояли учителя-энтузиасты Е. К. Коробицына, В. В. Кадымова, А. Л. Григорьева, Н. Д. Красногорцева, В. И. Кадымова. Общее руководство этой работой осуществляла Т. Ф. Анкудинова, проработавшая в школе учителем истории и администратором более 40 лет. Сегодня в музее более 5 тысяч материалов, из них более 500 - подлинные. А для того, чтобы создать музей, достаточно 101 подлинника.

- Есть еще силы и великое желание сделать больше и для себя, и для других, - говорит автор программы "Моя тихая Родина". – Подумываю о создании учебного пособия, по которому могли бы будущие поколения юных монетнинцев изучать историю своего родного поселка.

- И каких результатов вы хотите добиться при изучении этого курса?

- Главная цель - прочные знания по истории Отечества с использованием местного материала. Курс предполагает также детальное знакомство с историческими, природными, экономическими особенностями, духовными ценностями, взаимоотношениями жителей Монетного. Курс будет способствовать формированию мировоззрения учащихся, высоких нравственных и эстетических качеств, чтобы на примерах двоих отцов, дедушек, бабушек наше поколение росло честным, трудолюбивым, чтобы молодые люди любили друг друга, внимательно относились друг к другу, чтобы не точил их червь злобы и зависти, чтобы они не повторяли ошибок прошлых поколений. А главное - чтоб они не были просто созерцателями и не мчались за птицей счастья за тридевять земель, а жили и творили на своей малой родине, помня русскую пословицу: "Где народился - там и пригодился".

Мария Николаевна по натуре оптимист. Она верит, что введение данного спецкурса поможет подросткам глубже осознать значимость малой родины. А она действительно прекрасна, и не только природными условиями, главным образом-людьми. Герой Советского Союза В. И. Шабуров -монетнинец. Одна из улиц поселка носит имя бывшего директора трактороремонтного завода П. Я. Кайгородова, а другая - имя монетнинца Д. И. Попова, А. С. Филиппович, уральский писатель, - наш земляк. Г. И. Шориков стал поэтом и композитором. Монетный для него стал второй родиной. Первая учительница М. И. Мокроусова, рабочий-стахановец Ф. Д. Серебряков (ныне покойные), а также один из председателей Монетного поссовета М. А. Яшина - кавалеры ордена Ленина. Список уважаемых людей можно продолжить.

Верю, что программу педагогу-энтузиасту М. Шакировой удастся внедрить. Опора ей в этом - славный коллектив школы № 32. Успехов вам, дорогие учителя, в важном и благородном начинании.

Л. ПИНИГИН, ветеран педагогического труда
// Березовский рабочий. – 1995. – 4 апр. – С. 2

Александр Сергеевич родил­ся 15 апреля 1935 года в городе Харькове в семье служащего.

Школьные годы прошли в поселке Монет­ном под Свердловском.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Его проза переводилась на иностранные языки. Член Союза писателей СССР с 1977 года.

Список литературы:

Филиппович Александр Сергеевич // Писатели Среднего Урала: библиографический указатель / сост. Л. И. Зыкова. – Свердловск, 1986. – С. 298 – 302.

Филиппович, А. Моя тихая родина: уральские записки.- Свердловск, 1985. – 448 с.

Филиппович, А. Честное слово, я – мальчишка!: повесть. – Свердловск, 1981. – 176 с.

Если вы не можете купить лоты дороже 300р (из-за отсутствия статуса "Проверенный продавец"), купите что-нибудь дешевле. Все лоты продаются и пересылаются без ограничений.

Ко всем моим лотам даётся краткое описание в конце страницы.

Для CD : лейбл, страна, год выпуска, жанр. Если ничего не указано, значит российские неофициальные издания или нечто подобное.

Для книг: издательство, год выпуска, переплёт и т.д.

Если возникают какие-либо вопросы, обращайтесь, всегда отвечу. Предпочтительная оплата: банковская карта.

Личная встреча возможна при покупке свыше 1000р или по предварительной договорённости.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: