Структура цифровой образовательной среды школы

Обновлено: 02.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 декабря 2019 года N 649

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

24 декабря 2019 года,

регистрационный N 56962

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 2 декабря 2019 года N 649

Целевая модель цифровой образовательной среды

I. Общие положения

1.1. Настоящая Целевая модель цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) разработана в целях развития и регулирования цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Минпросвещения России.

1.2. Настоящая Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

1.3. При внедрении Целевой модели ЦОС используются информационные системы и ресурсы, предназначенные для хранения, поиска, обработки и представления информации и данных, в том числе государственные информационные системы и ресурсы (далее - ИСиР), включая открытую информационно-образовательную среду "Российская электронная школа", а также ИСиР, созданные в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; 2019, N 34, ст.4880).

1.4. Внедрение Целевой модели ЦОС осуществляется в рамках проведения эксперимента по внедрению федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС (далее - платформа ЦОС) на основании порядка и условий проведения эксперимента, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

1.5. Внедрение Целевой модели ЦОС обеспечивают Минпросвещения России, Минкомсвязь России в рамках установленных полномочий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и участники ЦОС.

1.6. Для внедрения и функционирования Целевой модели ЦОС Минпросвещения России совместно с Минкомсвязью России за счет интеграции государственных и иных информационных систем и ресурсов, используемых в сфере образования и (или) необходимых для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы ЦОС (далее - ИСиР платформы ЦОС), информационных систем и ресурсов в сфере образования, в том числе разрабатываемых и эксплуатируемых Минкомсвязью России, создается платформа ЦОС, которую образуют ИСиР платформы ЦОС.

1.7. Развитие материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение Целевой модели ЦОС и заключается в:

обеспечении государственных и муниципальных общеобразовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности;

оснащении образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием;

создании и (или) модернизации структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций.

II. Цели, задачи и структура ЦОС

2.1. Целью ЦОС является обеспечение предоставления равного доступа к ИСиР платформы ЦОС участникам отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента, способствующее повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификации, обмену опытом и практиками, управлению собственными данными в электронной форме, предоставлению государственных (муниципальных) услуг и исполнению государственных (муниципальных) функций в сфере образования, построению индивидуального учебного плана, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС, объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся (далее - цифровой образовательный контент).

2.2. Достижение цели, указанной в пункте 2.1 настоящей Целевой модели ЦОС, осуществляется посредством:

создания и развития ИСиР платформы ЦОС;

формирования информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации);

обеспечения образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

развития технологий и решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, включая деятельность образовательных организаций за счет автоматизации процессов;

развития технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления отчетов в режиме реального времени и корреляций событий участников ЦОС;

создания возможностей для построения индивидуальных учебных планов обучающихся;

создания системы организации образовательного процесса с применением цифрового образовательного контента и ИСиР платформы ЦОС при реализации образовательных программ;

организации коммуникационной среды в формате проектной деятельности и формирования сообществ участников образовательного процесса в целях обмена профессиональным опытом, реализации практики наставничества.

2.3. ЦОС включает:

данные участников ЦОС;

платформу ЦОС, включая ИСиР платформы ЦОС;

государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и (или) необходимые для обеспечения работоспособности ИСиР платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде;

цифровой образовательный контент.

III. Участники ЦОС

3.1. Участниками ЦОС являются:

участники отношений в сфере образования;

поставщики цифрового образовательного контента - физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие цифровой образовательный контент участникам отношений в сфере образования, обладающие соответствующими правами на владение, пользование и распоряжение цифровым образовательным контентом;

потребители цифрового образовательного контента - физические или юридические лица, использующие цифровой образовательный контент в образовательных и воспитательных целях.

3.2. Информация о физическом и (или) юридическом лице в электронной форме, представленная в рамках его участия в образовательном процессе, включающая биометрические данные, видео- и аудиозаписи, хронологию взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в том числе о результатах обучения, полученных квалификациях, о трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках (далее - данные участников ЦОС), используется в соответствии с законодательством о защите персональных данных.

3.3. Поставщиком данных являются участники ЦОС, в том числе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им федеральные, региональные и муниципальные организации соответственно (далее - органы власти и организации), а также иные организации, использующие данные об участнике ЦОС, находящиеся в ИСиР платформы ЦОС, информационных системах и ресурсах, созданных за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (далее - региональные ИСиР), и обеспечивающие доступ к данным участников ЦОС.

3.4. Доступ к данным участников ЦОС имеют участники ЦОС, а также органы власти и организации, использующие ИСиР для обработки и передачи данных при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования.

3.5. Операторами данных являются органы власти и организации, использующие ИСиР для обработки и передачи данных при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования.

3.6. Предоставление данных участников ЦОС, находящихся в ИСиР, ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР, органам власти и организациям осуществляется с согласия участника ЦОС, полученного поставщиком данных и (или) оператором данных. При предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования данные предоставляются в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст.3503; 2018, N 40, ст.6142).

3.7. Защита данных участников ЦОС, находящихся в ИСиР, ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР, должна осуществляться в соответствии с требованиями: о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации; к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе; о защите персональных данных, предусмотренными частью 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (в случае наличия в системе персональных данных).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2011, N 31, ст.4701.

3.8. Участники ЦОС при внедрении Целевой модели ЦОС могут использовать цифровой образовательный контент, ИСиР платформы ЦОС, региональные (муниципальные) ИСиР с возможностью оценки их работоспособности и эффективности использования, вносить изменения в свои данные участника ЦОС, размещаемые на ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР.

IV. Региональные ИСиР

4.1. Функциональные требования к региональным ИСиР:

обеспечиваются взаимодействие различных региональных ИСиР, интеграция с ИСиР платформы ЦОС в зависимости от функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС для удовлетворения целей и потребностей участников ЦОС;

обеспечивается исключение повторного ввода аналогичных данных участников ЦОС в других региональных ИСиР, а также ИСиР платформы ЦОС.

4.2. Технические требования к региональным ИСиР:

используется единый механизм идентификации и аутентификации пользователей на порталах оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемый федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также механизмы идентификации и аутентификации пользователей в региональных порталах предоставления государственных (муниципальных) услуг;

обеспечивается использование информационного платежного шлюза федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при уплате в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых учреждениями (организациями) с использованием ЕПГУ, в региональных ИСиР при функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС;

размещаются, поддерживаются в актуальном состоянии, используются единые справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации";

обеспечивается взаимодействие с другими региональными ИСиР, ИСиР платформы ЦОС посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия при функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС.

4.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления при внедрении Целевой модели ЦОС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

а) осуществляют создание, внедрение и эксплуатацию региональных ИСиР, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, на основе ведения административно-управленческих функций, а также на организацию и ведение образовательного процесса:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Леонтьев Андрей Валентинович,

школа № 219 Красносельского

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации - насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в стремительно изменяющемся гиперинформационном обществе 1 .

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательных программ, цифровая образовательная среда должна включать в себя: комплекс цифровых образовательных ресурсов; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой информационно-образовательной среде.

hello_html_1695916b.jpg

Рис. 1 Обобщенная функциональная структура ЦОС.

В самом обобщенном виде цифровая образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

мониторинг здоровья обучающихся;

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий, предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Раскрывая смысловые посылы, ЦОС образовательной организации обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:

планирование и осуществление образовательного процесса;

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;

использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;

контроль доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

осуществление взаимодействия образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

А что мы ожидаем, какие возможности, какие преимущества и выгоды от реализации цифровой образовательной среды в организации? Цифровая образовательная среда образовательной организации призвана обеспечить :

получение доступа к электронному образовательному контенту;

обучение в комфортной цифровой среде;

повышение интереса к обучению;

улучшение результатов освоения образовательной программы;

развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;

расширение возможностей для построения персональной образовательной траектории;

формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций;

расширение образовательных возможностей для ребенка;

повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;

облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;

снижение административной нагрузки и увеличение времени для учебной работы;

снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;

повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

получение дополнительных возможностей для саморазвития;

формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

формирование новых условий для мотивации учеников;

формирование новых возможностей для переноса активности образовательного процесса на ученика;

облегчение условий формирования индивидуальной (персональной) образовательной траектории ученика;

школе (как административной единице и управленческой команде школы, как субъекту управленческой деятельности):

повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;

расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;

снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;

расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Единство - согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.

Открытость - свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.

Доступность - неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило, посредством интернета, независимо от способа подключения.

Конкурентность - свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.

Ответственность – право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.

Достаточность - соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.

Полезность - формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Именно приведенные смысловые посылы стали точкой старта для проектной команды нашей школы, приступившей к разработке проекта преобразования существующей информационно-образовательной среды в единую цифровую образовательную среду школы.

В ходе сбора и анализа информации, мы пришли к достаточно простому выводу о том, что возможная модель цифровой образовательной среды общеобразовательной организации: во-первых – программно-аппаратный комплекс, включающий средства ИКТ, средства связи, системное программное обеспечение, программное обеспечение общего назначения, и, что немаловажно, служба технического сопровождения данного аппаратно-технического комплекса. Во-вторых – новые педагогические и управленческие технологии, включающие в себя педагогический, методический и организационно-управленческий компоненты. И в-третьих – цифровые информационно-образовательные ресурсы, включающие в себя цифровой образовательный контент и программные средства поддержки педагогического, методического и организационно-управленческого компонента. Все элементы цифровой образовательной среды едины, взаимосвязаны, и открыты для взаимодействия с элементами цифровой среды района, города, страны и всего мира. Трансформация любого элемента этой модели приведет к трансформации других и трансформации всей среды в целом. (Рис. 10).

hello_html_m6c229bc2.jpg

Рис. 10 Модель цифровой образовательной среды школы.

Центральным субъектом цифровой образовательной системы является человек, в понимании участника образовательных отношений. Построение, становление, развитие и динамика этой модели определяется людьми – администрацией, педагогами, методистами, специалистами школы, и конечно, обучающимися и их родителями. В этом заключается еще один глобальный смысл построения цифровой образовательной среды, как инструмента цифровой трансформации образования – в такой среде человек способен приобрести новую субъектность 4 . Долгое время под субъектностью человека вообще, и, в образовании в частности, понималась его личная успешность. Иногда личная успешность трансформировалась в лидерство, способность дарить другим людям инновации, основанные на личном успехе. Новая субъектность человека подразумевает его способность совместно с другими людьми создавать новое будущее. С осознанием всех участников образовательных отношений их полноправными субъектами связан глобальный смысл цифровой трансформации образования – образование должно снабдить человека всем необходимым для того, чтобы быть счастливым соавтором коллективного желаемого будущего без потери своей индивидуальности. Инструментарием такого преобразования призвана стать персонализация образовательного процесса - переход от обучения по индивидуальным образовательным траекториями к обучению по персональному учебному плану, соавтором которого становиться сам школьник, как полноправный субъект образовательного процесса.

Дальнейшее развитие проекта цифровой образовательной среды школы в соответствии с принятой моделью подразумевает разработку содержания каждой компоненты модели.

Монографии, научная литература, методические пособия, статьи из периодических изданий:

Кушнир М. Э., Рабинович П. Д., Храмов Ю. Е., Заведенский К. Е. Образовательная логистика в цифровой школе // Информатика и образование. 2019. № 9. С. 5–11.

1 22 Гиперинформационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и ее высшая форма - знания. В таком обществе информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан.

Коллеги! Мы с вами все прекрасно понимаем, что Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства.

Цифровая трансформация системы образования предполагает действия по 5 направлениям:

1.Формирование современной инфраструктуры образовательных организаций (компьютерные классы, средства визуализации, Интернет и др.)

2.Реализация в электронной форме услуг в сфере образования (запись в школу, на участие в ГИА, отслеживание текущей успеваемости и др.)

3.Реализация в электронной форме функций в сфере образования (реестры кадров, контингента, электронный журнал и дневник и др.)

4.Современное управление на основе данных (типовые сайты, мониторинг использования оборудования, автоматизированная подготовка отчетов и др.)

5.Подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде (работа с региональными РЦТ (руководитель цифровой трансформации), повышение квалификации и др.)

Федеральные проекты, входящие в национальный проект, в введении министерства просвещения РФ:

Федеральный проект Цифровая образовательная среда поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет.

Цифровая образовательная среда в школе – что это такое?

-Информационные образовательные ресурсы

-Технологические средства; компьютеры, планшеты, иное информационно-коммуникационное оборудование

- Систему педагогических технологий

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный (Верификация — простыми словами, это технология проверки информации на достоверность, правильность, точность. ) цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития.

У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.

ЦОС позволит сделать образование более индивидуальным . Учитель обычно вынужден давать что-то среднее, в результате одни все равно не до конца понимают материал, а вторым становится скучно. В ЦОС учитель сможет работать и с продвинутыми учениками, и с отстающими, учитывая их уровень знаний и способностей.

ЦОС вводится не вместо обычного обучения, а вместе с ним. Учитель во время урока тоже может пользоваться материалами платформы, созданными с применением самых современных инструментов: 3D-графики, спецэффектов, видео, анимации.

Что важно знать о Цифровой образовательной среде родителям

На образовательной платформе будет собран самый разнообразный обучающий контент по всем предметам и темам, одобренный экспертами .

ЦОС — это не только материалы основной образовательной программы, но и дополнительные знания .

Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.

Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

В которых говорится о том, что

-Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

-Минимальная диагональ ЭСО (электронные средства обучения) должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

-Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Итак мы понимаем, что Цифровая образовательная среда включает в себя три основных элемента.

Во-первых, это оснащение всех школ страны высокоскоростным интернетом до конца 2021 года, без которого невозможно проводить онлайн-занятия, а также ноутбуками, камерами, серверами и другими техническими средствами до 2024 года.

Во-вторых, это образовательный контент, который соответствует госстандарту и дополняет учебники.

А в-третьих, это целая платформа сервисов для проведения занятий и взаимодействия между учителями, школьниками и родителями, которая ожидается в ближайшие два года.

С помощью платформы родители смогут присутствовать онлайн на родительских собраниях или школьных концертах.

Уже министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края осуществляет сбор контактных данных сотрудников, ответственных за цифровую трансформацию. В каждой школе и управлении образования для ответственных сотрудников будут созданы учетные записи с правами администраторов, что позволит развернуть локальную социальную сеть (внутри организации), создать чаты для родителей и детей, проводить, как я уже сказала, совещания, видеоконференции и родительские собрания в школе, классе, секции.

В рамках проекта предусмотрено обновление материально-технической базы образовательных организаций, направленной на качественное изменение содержания общего образования и среднего профессионального образования.

Для улучшения качества образования и принятия своевременных управленческих решений предполагается обновить информационное наполнение и функциональные возможности официальных сайтов образовательных организаций.

Результаты проекта позволят обеспечить равный доступ ко всем образовательным ресурсам обучающихся, а также создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров.

Коллеги! Мы помним, что когда возникла необходимость перехода на дистанционное обучение для многих педагогов, кто уже работал на образовательных платформах больших сложностей не возникло. Эти же педагоги провели обучение для тех, у кого возникли трудности и в дистанционном режиме мы уже активно использовали цифровые образовательные сервисы и сегодня на уроках продолжаем ими пользоваться .

Для методической поддержки учителей создан навигатор цифровых образовательных сервисов и приложений.

Он интерактивный и доступен на сайте института развития образования.

Мы с вами тоже уже сегодня стали участниками федеральных и региональных проектов:

Это Сетевой город. Образование.

Сегодня мы должны обеспечить 100% наполняемость Сетевого города по всем показателям: это и наполняемость карточек сотрудников ОО, наполняемость карточек обучающихся ОО(97%), выставление оценок и другие показатели.

С 1 сентября этого года будут работать кружки:

Уже установлено оборудование и до 1 октября 2021 года пройдет подключение нашей школы высокоскоростным и бесплатным Интернетом со скоростью 50 Мб/с.

Наши дети участвовали в проведении

онлайн-тестирования ОГЭ-онлайн 9 кл.-100%, ЕГЭ-онлайн11 кл.-100%, комплексные работы 5,6,7 классы – 100%

-81% учащихся 1-11 классов просмотрели цикл открытых уроков, направленных на раннюю профессиональную ориентацию;

Оснащение кабинета прошло за счет краевого (2888908,48 рублей) и муниципального (120401,76 рублей) бюджетов. Кроме того, за счет муниципальных средств были обновлены стенды в кабинете химии (25923 рублей).

Кабинет химии теперь оснащен компьютерной измерительной системой, которая позволяет вести преподавание предмета на современном уровне. Система включает различные датчики и комплекты вспомогательного оборудования.

Я обозначила цель, задачи, перспективы развития цифровой образовательной среды, а также определенные моменты работы нашей школы в рамках реализации цифровой образовательной среды.

И сейчас я бы хотела дать слово некоторым нашим педагогам, которые расскажут и покажут на практике как они используют цифровые технологии в учебном процессе и дополнительном образовании.

Цифровая образовательная среда

В связи с запуском с 1 сентября 2020 года в ряде регионов России глобального эксперимента в школах и колледжах по внедрению "Цифровой образовательной среды", попытаемся разобраться, что такое "цифровая образовательная среда" и как она может повлиять на наше образование?

  • обновление его содержания,
  • создание необходимой современной инфраструктуры,
  • подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
  • создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.


Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 гг.

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные задачи проекта (к 2024 году):

  • внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране,
  • внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций в 75 субъектов Российской Федерации для как минимум для 500 тысяч детей,
  • обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с,
  • создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей

Реализация этого проекта должна привести к глобальным изменениям всего образовательного процесса и перераспределению большого количества учебных часов из очного обучения в дистанционное. Дистанционное обучение - главный компонент данной программы.

С одной стороны, это может помочь школьникам из сельской местности и малых городов, где ближайшие школы расположены часто за несколько километров, с другой - перевод на дистанционное обучение всей страны может снизить общее качество образования.

Споры в обществе

Большой заочный диалог между сторонниками и противниками цифоровизации общества получился у главного популяризатора этой идеи Германом Грефом и Никитой Михалковым.

Заочная полемика Германа Грефа и Никиты Михалкова

Значительная часть профессионального образовательного сообщества считает, что включение значительной доли дистанционной составляющей в образовательный процесс может привести к негативным последствиям не только в образовательной, но и в социальной сфере. Вызвать значительное снижение уровня знаний среди учеников и усилить социальное расслоение граждан.

Более того, Сергей Комков заявил, что академическое сообщество выскажет пожелание, чтобы Греф больше не приближался к Министерству просвещения, если он продолжит продвигать свою линию сегрегации отечественного образования, при помощи внедрения цифровой образовательной среды.

В заключение

Нельзя не отметить, что увеличение доли дистанционных предметов в школах создаст дополнительную нагрузку на родителей школьников, которые будут вынуждены сокращать свое рабочее время ради помощи в дистанционном обучении детей. Большую проблему это может вызвать в семьях с одним родителем или с несколькими детьми.

И последний важный вопрос - финансовый. Для того, чтобы иметь хороший доступ в интернет и персональный компьютер, на котором возможно проведение дистанционных и онлайн уроков, необходимы финансовые затраты, которые многие из семей позволить себе не могут.

Как это все предполагается решать не совсем понятно. Даже учитывая бесплатную раздачу дешевых китайских планшетов, проводимую Министерством образования, это не может полностью решить проблему необходимого оборудования для дистанционного образования детей.

Читайте также: