Диагностика детей с нарушениями речи в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Логопедическая диагностика представляет собой особый вид деятельности, состоящий в выявлении речевых нарушений у детей того или иного возраста. Логопедическая диагностика является первым этапом системы логопедической помощи. Следующие за ней этапы – логопедическая коррекция и подведение итогов коррекционной работы – во многом зависят от правильности проведения диагностической работы с ребенком, имеющим речевые нарушения.

Согласно данным мировой статистики, число детей с различными речевыми нарушениями постоянно растет [7, c. 862]. Поэтому совершенствование ранней диагностики речевых расстройств у детей становится все более актуальным вопросом логопедической науки.

Принципы единства речевого и психического развития ребенка разрабатывались в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. В аспекте логопедической диагностики данные теоретические положения о единстве речевого и психического развития ребенка оказываются крайне важными. Речевая функция имеет определяющее значение для правильного психического развития ребенка. Без нее невозможно полноценное становление познавательной деятельности и развитие способности к понятийному мышлению. Еще К.Д. Ушинский отмечал важность раннего начала лингвистического воспитания ребенка.

Ранняя диагностика речевых нарушений и соответствующие коррекционные меры помогают предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии у детей, имеющих речевые нарушения. Если отклонения обнаружены у ребенка в дошкольном возрасте, то ранняя медицинская и педагогическая коррекция в значительной степени повышает вероятность нормализации речевого развития и полноценного обучения в школе. Если же речевые дефекты выявляются только в школьном возрасте, то их достаточно сложно компенсировать.

Овладеть родным языком – одна из важнейших задач в дошкольном воспитании и образовании детей. Важность речевого развития ребенка усиливается также тем, что в дальнейшем оно будет определять возможность усвоения ребенком школьных знаний, так как, согласно специальным исследованиям, существует зависимость между состоянием речевого развития ребенка и уровнем усвоения им школьных знаний. Таким образом, речевые дефекты отражаются впоследствии на школьной успеваемости ребенка, его самооценке и общем психологическом благополучии.

В основе разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы находятся принципы учения о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях и движущих силах развития ребенка. Способности компенсации органических дефектов у детей в силу пластичности мозга и при благоприятных условиях среды исследовались различными учеными. Среди них Н.П. Вайзман, И.П. Павлов, Б.Д. Эльконин и др.

Как было отмечено выше, диагностика является первым и наиболее важным этапом процесса оказания логопедической помощи.

Вопросы диагностики речевых нарушений изучались в работах В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Как отмечает Р.И. Лалаева, логопедическая диагностика переживает кризис и на данный момент не удовлетворяет требованиям науки и практиков-логопедов [8, c. 5–15]. Исследователь указывает на различия в подходах московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений, а также на попытки подменить традиционные логопедические классификации клиническими, медицинскими, которые являются слишком развернутыми, описательными и не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи.

Логопедическая диагностика должна учитывать как психолого-педагогическую, так и клинико-педагогическую классификации речевых нарушений, а логопедическое заключение должно производиться с учетом пересечения данных классификаций.

При обследовании речи детей необходимо исследовать не только произносительную сторону речи, но и сформированность словаря, стадию развития фразовой речи, особенности усвоения основных частей речи и специфику использования некоторых грамматических форм. Все эти аспекты можно исследовать с помощью использования иллюстративного материала. Так, при назывании картинок ребенком необходимо проверить состояние его словарного запаса, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, наличие усечения окончаний слов, обратить внимание на характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.

В логопедической диагностике важное место занимает проверка умения детей использовать звуки при произношении не только существительных, но и глаголов и прилагательных, которые появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных и поэтому их произношение может содержать нарушения.

Длительность проводимого диагностического занятия индивидуальна, однако для детей раннего возраста она не превышает 10–15 минут.

В целом в логопедической диагностике важно диагностировать не только уровень несформированности речи, но и механизмы и формы речевых нарушений. Именно учет обоих аспектов позволяет более дифференцированно коррректировать нарушения речи. Как указывает Р.И. Лалаева, логопедическая диагностика должна идти от общего к частному, то есть сначала необходимо выявить комплекс речевых симптомов, а затем уточнить механизмы речевой патологии, характер взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, определить структуры речевого дефекта.

Таким образом, логопедическая диагностика представляет собой важный этап системы логопедической помощи, а ранняя диагностика позволяет не только вовремя обнаружить речевые нарушения, но и значительно увеличить вероятность их полной коррекции. Проблемы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста связаны с методикой, выбором материалов и учетом специфики произносительной стороны речи детей раннего возраста, а также их психологических особенностей.

Список литературы:

1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / [Кондратенко И.Ю. и др.]. М.: Айрис-Пресс: Айрис дидактика, 2005.

2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет: Методическое пособие. М., 2005.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост.: В. П. Балобанова и др. СПб.: Детство-пресс, 2002.

5. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сборник методических рекомендаций и программа / Авт.-сост.: Е.А. Логинова (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

7. Кударинова А.С. и др. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи // Фундаментальные исследования. 2014. №№ 9–4. С. 859–862.

8. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. СПб.: Детство-Пресс, 2001. С. 5–15.

9. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций / Авт.-сост.: Л. В. Лопатина и др. СПб.: САГА. М.: ФОРУМ, 2006.

10. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2010.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.

13. Шацкова А.М. Дифференциальная диагностика минимальных проявлений речевой патологии у детей при сходных нарушениях произносительной стороны речи : автореферат дис. … кандидата педагогических наук. М., 2009.

14. Шемякова С.А. Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1. № 1. С. 124–128.

Диагностика речевого развития детей в условиях логопункта ДОУ.

Дети с отклонениями в речевом развитии составляют многочисленную группу. К сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в детских садах не уменьшается.

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Ляпидевский С. С., Гриншпун Б. Н., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.).

Диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития детей позволяют представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, позволяют выстроить логопедическую работу в соответствии с актуальными потребностями каждого ребенка, выявить уровень соответствия результата образования целям и задачам обучения.

• слоговой структуры слова;

• фонематических процессов (на выделение звука на фоне слова, местоположения заданного звука в слове);

• грамматического строя речи;

• связной речи.

В результате экспресс-обследования можно увидеть, какое количество детей имеют речевое нарушение, какие недостатки речевого развития имеются у детей и какие трудности могут возникнуть при обучении.

При проведении обследования речи необходимо соблюдать важные условия.

1. Проведение обследование по 15 минут (в зависимости от возможностей ребенка, независимо от объема обследованного материала, чтобы не утомить ребенка, не вызвать у него негативного отношения к логопедическим занятиям.

2. Все задания использовать в игровой форме.

4. Создать положительный эмоциональный фон с помощью похвалы за каждое выполненное задание, даже если оно выполнено с ошибками, так как обследование не является обучающим занятием.

С диагностики все начинается и заканчивается тоже диагностикой. В конце учебного года с15 по 31 мая проводится повторное обследование речи детей, посещающих занятия на дошкольном логопункте для определения динамики речевого развития, для формирования предварительного списка на следующий учебный год.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом*

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом*

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом* запись закреплена

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения.
Сборник методических рекомендаций
СПб Детство-Пресс 2000 г.

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

Я мама 9 лет. дочери. Были на приеме у Игнатьевой Ольги Николаевны. Понравилось отношение внимательное к нам. Все назначения подробные и адекватные. Очень понравился доктор. Однозначно будем ходить. Профессионал.

Автор:
Лунина Анна Викторовна
Детский логопед - дефектолог


В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение. Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада. Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания. Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада. Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.

ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными звуковыми заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков (чай – тяй, щётка – сётка, кошка – коська, самокат – фамокат, мебель – небель, космонавт - косёнат и пр.) Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов (пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост). То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах. Успешность коррекционной работы с таким нарушением зависит от регулярных, системных индивидуальных занятий с логопедом.

Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем (ребёнок может смешивать буквы во время чтения, может быть нарушение чтения слоговой структуры слова, во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки, с трудом усваивает зрительный образ буквы, нарушение грамматических форм при чтении, чтение по догадке, школьник плохо и длительный период связывает буквы в слоги или долго находится на слоговом типе чтения).

Ошибки имеют разный характер и форму дисграфии и дислексии определит логопед во время диагностики. Для полноты сведений также важна консультация невролога, окулиста, ЛОРа, нейропсихолога. Ставят такой диагноз школьникам, но предпосылки нарушения письма и чтения могут появится в дошкольный период. Родителям стоит обратить внимание, если:

ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;

он плохо различает и воспроизводит звуки;

речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;

Читайте также: