Стратегическое сафари краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Надобников Евгений, к.э.н, enDESIGN branding agency, бренд-стратег, бренд-мейкер, траблшутер.

В своих заметках, я не выделял отдельно ту или иную школу как некий эталон системы взглядов на подход к позиционированию. Первое, что я понял, когда дошел до середины книги, так это то, что убеждения каждой школы в отдельности - это лишь частные взгляды на то что такое позиционирование и как с ним работать. Но если их все объединить и взять из них лучшее, то сформируется полная картина мира о позиционировании и отстранении от конкурентов. Именно поэтому пишу заметки по принципу не разделения на школы, а поиска чего-то нового для себя. Что нового? Пристегните ремни, возможно будет трясти)) поехали.

1.Фактически все школы являются составными частями стратегии компании, а это школа дизайна (как процесс осмысления), школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа внешней среды, школа конфигурации.

3. Один единственный разговор с рассерженным клиентом может стоить большего, чем целые горы отчетов об исследовании рынка просто потому, что отчеты в лучшем случае фиксируют наличие проблемы, а клиент может подсказать ее удачное решение. Все дело в инсайтах.

4. Основная цель стратегии – неожиданные действия, которые позволяют вывести соперника из равновесия и подорвать его способность к противодействию.

5. Главное в стратегии – вера и видение. В книге приводятся примеры, в которых ряд знаменитых бизнес-сражений были выиграны не благодаря следованию общепринятым шаблонам, а вопреки им, и в первую очередь благодаря созданию категорий (самые яркие Honda, BurgerKing и другие.).

6.Интересные тезисы из истории Virgin, можно брать на карандаш и считать их основными принципами стратегического подхода в компании:

- лучший способ снижения рисков при изучении рынка или разработки масштабной стратегии, это изучение ее руководителями всех тонкостей дела самостоятельно;

Естественная история десяти основных направлений стратегического менеджмента.

Мгновенный доступ более чем к 22000 кратких изложений книг

Мгновенный доступ более чем к 22000 кратких изложений книг

Рейтинг редакции

Рейтинг: что это значит?

Мы составляем краткие изложения книг*, помогающих читателям разбираться в законах современного мира и менять его к лучшему. Материалы, которые мы отбираем для нашей библиотеки, должны отвечать по крайней мере одному из наших двух основных критериев:

Информативно. – Вы получите такую информацию, которая позволит вам более взвешенно и эффективно принимать решения.

Полезно. – Вы получите такие практические советы, которые помогут вам лучше делать то, чем вы занимаетесь.

Каждому материалу мы присваиваем рейтинг от 1 до 10 на основе этих двух критериев. Наш рейтинг поможет вам распределить книги в вашем списке для чтения по шкале от добротных (5) до выдающихся (10). По книгам, которые мы оцениваем ниже 5, краткие изложения не составляются. Вот что означают цифры рейтинга:

10 – Великолепно. Полезная и/или информативная книга, которая, помимо соблюдения высочайших стандартов во всех отношениях, выделяется даже среди лучших книг. Как правило, это книга, сразу ставшая классикой, которую должен прочитать каждый.
9 – Отлично. Полезная и/или информативная книга, очень хорошо организованная и написанная, имеющая множество достоинств и не имеющая недостатков, которые заслуживали бы упоминания.
8 – Очень хорошо. Полезная и/или информативная книга, которая имеет много важных достоинств, но при этом не может быть названа выдающейся: например, освещает последние открытия в своей области и написана известным специалистом, но в отношении стиля оставляет желать лучшего.
7 – Хорошо. Полезная и/или информативная книга, имеющая два и более важных достоинства: например, очень увлекательно рассказывающая о новых идеях в какой-то предметной области.
6 – Достойно внимания. Полезная и/или информативная книга, которая обращает на себя внимание по крайней мере каким-то одним аспектом, например четкой организацией материала.
5 – Добротно. Полезная и/или информативная книга, несмотря на очевидные недостатки. Например, в одной области автор может давать разумные советы, а в других или содержится много повторов, или нет ничего особенно ценного.

*getAbstract работает не только с книгами. Мы составляем краткие изложения всех видов контента, которые могут быть полезны нашей аудитории: помимо книг это статьи, отчеты, видео и подкасты. То, что мы говорим здесь о книгах, относится ко всем видам материалов, которые мы пересказываем.

Характеристики

Рейтинг помогает вам понять, какова ценность книги в соответствии с двумя нашими основными критериями. Но он ничего не сообщает о ее конкретных особенностях. Поэтому мы используем набор из 20 характеристик, которые призваны прояснить, в чем именно состоят достоинства книги.

Практические советы – вы получите рекомендации, которые практически осуществимы на вашем рабочем месте или в повседневных ситуациях.
Аналитический подход – вы поймете внутренние взаимосвязи и закономерности в рассматриваемой проблеме.
История вопроса – вы узнаете об истории и контексте проблемы, что позволит вам правильно провести анализ или совершить хорошо взвешенный шаг.
Особое мнение – вы познакомитесь с аргументами, которые расходятся с преобладающей в настоящий момент точкой зрения.
Подробное освещение – вы увидите все аспекты предмета, описанные исчерпывающим образом.
Конкретные примеры – вам предложат практические советы, которые иллюстрируются рассказами об их применении на практике.
Выразительный язык – вы получите удовольствие от мастерски написанного текста или речи, являющейся образцом ораторского искусства.
Увлекательно – вам будет трудно оторваться от текста или аудио.
Неизвестные факты – вы узнаете об удивительных фактах или умозаключениях.
Начальный уровень – информация будет для вас полезной, если вы новичок, у которого нет знаний по данной теме или опыта.
Продвинутый уровень – информация или рекомендации будут полезны вам как специалисту.
Острая проблема – вы окажетесь в гуще спора по поводу одного из насущных вопросов современности.
Новаторская концепция – вы узнаете о свежих идеях, концепциях, новых продуктах или тенденциях.
Рассказ инсайдера – вы познакомитесь с мнением человека, который имеет особый доступ к сведениям по обсуждаемой теме.
Источник вдохновения – вам захочется сразу же опробовать на практике то, о чем вы прочитали.
Обзор – вы получите общее описание предмета с упоминанием всех основных моментов.
Научные данные – вы узнаете о цифрах и фактах, подкрепленных научными исследованиями.
Взгляд в будущее – вы познакомитесь с авторской картиной будущего и тем, как оно может на вас повлиять.
Четкая структура – хорошая организация материала значительно облегчит вам восприятие концепции или применение рекомендаций на практике.
Спорно – вы познакомитесь с любопытными, но неоднозначными выводами.

Рецензия getAbstract

Даже прочитав сотню книг о корпоративной стратегии, вы вряд ли найдете хотя бы одну, способную сравниться по информативности и одновременно простоте изложения с этой. Разумеется, никто не станет изучать методы разработки стратегии ради развлечения, и тем не менее авторы книги вплотную подошли к тому, чтобы превратить этот процесс в истинное удовольствие. Используя цитаты из классиков и рисунки, авторы описывают модели стратегии, не утомляя читателя перечислением сухих фактов. Каждой из десяти школ стратегического менеджмента они посвятили отдельную главу, рассказав в заключение, почему ни одна из этих теорий не сможет заменить анализа конкретной ситуации. Вместе с тем объяснения в книге не настолько подробны, чтобы вооружить читателя всеми необходимыми знаниями для немедленного внедрения в своей организации какого-либо из подходов. Этот труд, по мнению getAbstract, поможет получить общее представление о том, какая модель лучше подойдет в вашей ситуации. Он также будет познавателен и для неспециалистов, интересующихся темой стратегии; его чтение не вызовет у них затруднений.

Краткое содержание

История стратегического менеджмента

В известной древнеиндийской притче шестеро слепцов пытаются понять, что представляет собой слон. Каждый из них ощупывает какую-то часть его тела: один говорит, что слон похож на змею, другой – на копье, третий – на ствол дерева. Точно так же многие ученые, консультанты и руководители полагают, что стратегический менеджмент есть то, что они о нем знают или с чем сталкивались на опыте. Но подобно слону из притчи, корпоративная стратегия намного масштабнее и сложнее, чем может показаться при взгляде с какой-то одной точки зрения. Хотя те или иные теории в этой области на время обретают значительное влияние, острая конкуренция заставляет бизнесменов все время искать новые стратегические ходы – или проигрывать тем, кто это сделает первым. Сегодня существуют десять наиболее известных школ стратегического менеджмента.

1. Школа дизайна

Это направление стратегического менеджмента, возникшее в 1950-х годах, основано на положении о том, что конкурентная стратегия компании должна в равной степени учитывать как компетенции и возможности компании, так и особенности условий, в которых она ведет бизнес. Его оппоненты возражают, что жестко.


Правильная стратегия – основа основ успеха любого бизнеса. Но разрабатывать стратегию можно по-разному и к настоящему моменту в стратегическом менеджменте насчитывается целых десять школ. В этой увлекательной книге авторы с мировым именем представляют всестороннее исследование основных положений, сильных и слабых сторон каждой из школ стратегий – школ дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, познания, обучения, власти, культуры, внешней среды и конфигурации – а в завершение объединяют их, показывая системный взгляд на стратегию организации. Книга будет интересна всем, кто занимается разработкой стратегий, анализом и оптимизацией бизнес-моделей.

Оглавление

  • Предисловие к русскому изданию
  • Мы выступаем
  • Глава 1. Итак, дамы и господа, на арену выходит стратегический менеджмент…
  • Глава 2. Школа дизайна. Формирование стратегии как процесс осмысления

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Итак, дамы и господа, на арену выходит стратегический менеджмент…

из Джона Годфри Сакса

Вольный перевод Валерия Земских

Шесть мудрецов из Индостана,

Любовь к познанию питая,

Отправились к слону (хоть были все слепыми),

Чтобы свои теории проверить.

Один лицом уткнулся

В шершавый бок слона

И, падая, воскликнул:

«О, Господи, меня ты вразумил,

Второй, нащупав бивень, закричал:

«Мне совершенно ясно!

Чудесный слон в моей руке —

А третий, подойдя к слону,

За хобот ухватился,

Отбросил в сторону

И молвил: «Несомненно,

Четвертый подбежал к слону,

Колено руками обхватив,

Сказал: «Ну что тут спорить,

Таким прямым и ровным

Тут пятый, он сумел до уха

«Любой слепец вам скажет —

Нет никаких сомнений:

Добрался до хвоста

И вымолвил: «Веревка, да и только.

Так мудрецы из Индостана

В горячих спорах

Стояли твердо на своем.

Был каждый в чем-то прав,

Но ошибались все.

Так часто в спорах люди, истину свою

Пытаясь доказать, не слушают друг друга.

И притча о слоне —

Лишь небольшой пример

Оставив в стороне познавательные способности и переведя взгляд на массив научной литературы, мы обнаруживаем десять различных точек зрения, большинство из которых получило отражение в практическом менеджменте. Сторонники каждой из них придерживаются уникальных воззрений на один и тот же основной аспект процесса построения стратегии. Но в определенном смысле все эти теории ограничены и деформированы. С другой стороны, воззрения каждого из представителей различных школ стратегий весьма интересны. Слон состоит не только из туловища, но у него, несомненно, есть это туловище, и было бы очень трудно описать животное в целом, не упоминая столь существенной его части. Как правило, одним из последствий слепоты является обострение других чувств до такой степени, что человек способен жить, не прибегая к помощи зрячих.

ШКОЛЫ. В каждой из последующих глав представлены — с их собственных позиций — по одной школе стратегий. Затем мы даем критическую оценку рассматриваемых воззрений, акцентируя внимание на их ограниченности и ценности. Ниже перечислены предлагаемые вашему вниманию научные школы и определения, наилучшим образом описывающие видение их сторонниками стратегического процесса:

1) школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления;

2) школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс;

3) школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс;

4) школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения;

5) когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс;

6) школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс;

7) школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров;

8) школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс;

9) школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс;

10) школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации [2] .

Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их сторонников интересуют не столько предписания идеального стратегического поведения, сколько описания реальных процессов разработки стратегий.

Стремясь связать стратегию с предпринимательством, некоторые известные авторы рассматривали процесс ее построения как попытку проникновения в будущее, озарение, посетившее выдающегося менеджера, и принятие им риска. Но если стратегию представляют как индивидуализированное видение, то ее формирование также следует рассматривать как происходящий в голове человека процесс постижения идей и принципов. Соответственно, возникла хотя и не самая крупная, но весьма важная когнитивная школа, которая, опираясь на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега.

О каждой из упомянутых нами школ вы можете получить дополнительную информацию в специальной литературе: академических сборниках, журналах для практических менеджеров, монографиях. Кроме того, большинство из предлагаемых в публикациях методов применяется на практике организациями и консультационными фирмами. Практики читают литературу по менеджменту, авторы научных статей анализируют практический опыт. Поэтому и наше описание школ стратегий основывается как на теоретических публикациях, так и на обобщении практического опыта.

Обширная литература по стратегическому менеджменту (число работ, которые изучили авторы данной книги, приближается к двум тысячам) прирастает денно и нощно. Конечно, не все новые публикации имеют непосредственное отношение к стратегическому управлению. С другой стороны, понимание процесса разработки стратегии немыслимо без изучения книг и статей, посвященных различным областям научных знаний.

Считаем своим долгом отметить следующее. Нас удручает существующая в современной литературе по менеджменту склонность к популярным, самым последним модным веяниям. Это не только ущемляет замечательных старых авторов, но, что еще печальнее, оказывает плохую услугу читателям, которым зачастую вместо стоящих старых источников предлагают никудышные новинки. В предлагаемой вашему вниманию книге авторы постарались соблюсти баланс, объединить обзор эволюции взглядов на проблему и анализ последних научно-практических веяний. Мы убеждены, что игнорирование прошлого организации способно нанести непоправимый ущерб ее стратегическому развитию в будущем. То же верно и для темы стратегического управления в целом. Те, кто пренебрегает прошлым опытом, классическими работами, рискуют, как нам представляется, совершенно необоснованно. Время действует на литературу по стратегическому менеджменту (и практику управления), как и на вино в бочонке: оно все расставляет на свои места и показывает, что чего стоит.

Попросите кого-нибудь объяснить, что такое стратегия, и почти наверняка услышите в ответ, что стратегия есть план, или нечто в этом роде — руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее. Затем попросите того же человека описать стратегию, которой последние пять лет фактически придерживается его (ее) организация или основной конкурент, — не декларируемые стратегические принципы, а реальное поведение. Большинство людей охотно ответят на ваш вопрос, совершенно не обращая внимания на тот факт, что их ответ существенно отличается от данного ими определения стратегии.


Ответ на этот вопрос несложен. Просто поинтересуйтесь у собеседников, с энтузиазмом описывающих свои (осуществляемые) стратегии, что стало с намеченными ими лет пять назад стратегиями. Кое-кто будет утверждать, что намеченные планы были не только полностью выполнены, но и превышены. Позвольте нам усомниться в искренности такого ответа. Другие сообщат, что реальные стратегические действия не имели ничего общего с намеченными целями. Значит, их действия шли вразрез с принятой стратегией. Как показывает наш опыт, подавляющее большинство опрошенных дают промежуточный ответ — что-то осуществилось, а что-то нет. Они не отклонялись от намеченных целей, но и не лезли из кожи вон, чтобы достичь их. Помимо прочего, безупречное исполнение предполагает блестящее предвидение, не говоря уже о неподчинении непредвиденным обстоятельствам, хотя в любом деле бывают шероховатости. В реальном мире неизбежно присутствуют и прогнозирование, и необходимость адаптации.


И вновь мы не можем отказаться ни от одного из двух определений. Успех Egg McMuffin зависит от того, в какой степени новая позиция соответствовала существующей перспективе McDonald’s. Видимо, руководители компании хорошо понимают, что нельзя просто проигнорировать перспективу. Изменить позицию в рамках данной перспективы достаточно легко; а вот смена перспективы, даже при сохранении позиции, — другое дело. (Вам подтвердят это швейцарские часовщики, которым пришлось осваивать технологию производства кварцевых часов.)


Пять определений и десять школ. Как мы видим, связи между ними непостоянны, хотя у некоторых школ есть свои предпочтения: к примеру, план — у школы планирования, рыночная позиция — у школы позиционирования, перспектива — у школы предпринимательства, принцип поведения — у школы обучения, прием — отчасти — у школы власти.

Плюсы и минусы стратегии

Преимущество. Основной смысл стратегии — указывать организации надежный курс развития в существующих условиях.

Недостаток. Определение организации через ее стратегию может оказаться слишком упрощенным, вплоть до использования стереотипов, в результате чего остаются незамеченными размах и сложность системы.

Преимущество. Стратегия устраняет неопределенность и обеспечивает порядок. В этом смысле она сродни теории, упрощающей и объясняющей мир и облегчающей действие когнитивной структуры.

Когда мы твердо уверены в своих действиях, нам, как правило, удается добиться очень высоких результатов. Именно в этом и состоит роль стратегии для организации: с ее принятием снимаются основные проблемы и люди, определившись в главном, вместо дискуссий о выборе наилучшего рынка обращают внимание на детали — выбор конкретных целей или сферы обслуживания клиентов. Даже высшие руководители должны уделять значительную часть своего рабочего времени управлению организацией в данном контексте; они не могут, просто не имеют права постоянно сомневаться.

В данном случае проблема заключается в изменении с течением времени окружающих обстоятельств — внешняя среда дестабилизируется, исчезают привычные ниши, открываются новые возможности. Все, что в принятой стратегии было конструктивным и эффективным, со временем превращается чуть ли не в свою противоположность. Вот почему, несмотря на то что понятие стратегии ассоциируется со стабильностью, во множестве исследований упор делается как раз на изменения. Но хотя формулы стратегических изменений выводятся с легкостью, управление ими, особенно когда перемены предполагают новые перспективы, является весьма трудным делом. Само содействие реализации стратегии и основной ее функции — защите сотрудников организации от раздоров — предполагает их способность реагировать на изменения во внешней среде. Иными словами, трансформация обходится очень дорого, особенно когда речь идет не просто о модернизации устаревшего оборудования, а о переменах в привычном образе мыслей. Как интеллектуальные конструкции стратегии порой весьма затрудняют руководству организации осознание того факта, что его взгляды и планы утратили актуальность. По нашему мнению, стратегии выполняют для организации ту же функцию, что шоры для лошадей: они не дают им сбиться с пути, но едва ли позволяют увидеть, что творится вокруг.

Стратегический менеджмент как научная дисциплина

В учебных курсах по стратегическому менеджменту, как правило, освещаются рациональная и директивная стороны процесса (школы дизайна, планирования и позиционирования). Стратегический менеджмент представляется как циклический процесс, состоящий из трех отдельных, но последовательных фаз — формулирования, внедрения и контроля. Данный теоретический подход находит отражение и в практике работы плановых отделов коммерческих и государственных организаций и консультационных фирм.

В области стратегического менеджмента такой синтез уже назрел. Как мы увидим далее, в отдельных случаях новейший опыт противоречит всем существующим школам. Казалось бы, это может внести сумятицу в наши умопостроения. В действительности рассматриваемые нами школы помогут увидеть, как в новейшей практике объединяются все важнейшие аспекты формирования стратегии. Мы восхищаемся достижениями многих современных менеджеров и иллюстрируем наше повествование, там, где это возможно, соответствующими примерами. Что ж, видимо, стратегическое управление подходит к порогу своего совершеннолетия.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Одна из самых сложных книг по менеджменту. Именно из-за этого я прочитал её только спустя несколько лет после покупки. Да и то сделал это с большой неохотой, читая книгу довольно медленно. Собственно, это главная моя претензия к этой книге. Кстати, когда я первый раз решил прочитать эту книгу, то прочёл чуть меньше половины и оценил книгу в средний бал (не плохо, но и не хорошо) и поставил на полку. Тем не менее, я не решил избавляться от книги, т.к. думал, что возможно вернусь к ней в будущем. Вот и вернулся и прочитал её полностью. Не могу сказать, что я получил какие-то новые знания. Более того, конечная оценка лишь немного изменилась. Да, книгу я могу теперь советовать в качестве стоящей литературы по менеджменту. Но только по одной причине: авторы пишут о том, чего не найти в других книгах по менеджменту, включая классические университетские учебники. Вот только чтобы поверхностно ознакомится со всеми школами менеджмента, эту книгу и стоит читать. Возможно, кто-то даже поймёт всю книгу, ибо я не могу сказать, что я понял всё, о чём написали авторы. Всё же текст получился у авторов слишком витиеватый. Зачем нужно было так писать, зачем авторы всё так усложнили, я не знаю. Могу лишь предположить, что таким образом они хотели подчеркнуть серьёзность всей работы, т.е. что эта книга ничуть не хуже университетских учебников, что это СЕРЬЁЗНАЯ работа по менеджменту.

В общем, мы имеем 10 направлений школ менеджмента, которые и рассматриваются в книге. В книге даётся описание этих школ, их роль в жизни корпораций. В заключение же каждой главы приводится критика этих школ менеджмента. В общем, привычный формат нехудожественной литературы. Что-то подобное можно найти и в психологии, когда делается обзор всех направлений или ответвлений психологии (психоанализ, когнитивная психология, социальная психология, бихевиоризм и пр.), за одним исключением. Авторы написали очень мутную и сложно понимаемую книгу. А это значит, что для полного понимания этой темы придётся обратиться к более простой и понятной книге, которой возможно и не существует вовсе. Именно поэтому или даже, только поэтому, я и рекомендую книгу. Если бы уже была бы написана более удачная книга, в которой давалось объяснение всех этих 10 школ менеджмента и плюс с приводимой актуальной информацией на данный момент, т.е. с данными хотя бы за 2010 год, то тогда бы я не стал рекомендовать эту книгу. А возможно и сам бы не стал читать её. И да, все ссылки, что даются в этой книге относятся к книгам выпущенными где-то за 1960-1980 гг. Вполне возможно, что менеджмент с тех пор мало изменился и все перечисленные 10 школ менеджмента остаются актуальными и не сильно изменившимися. Но! Я в этом не уверен. Важно: речь идёт не о технологических изменениях, а об изменении в философии менеджмента, во взгляде на компанию, на конкурентов, на окружающую среду, на сотрудников.



Автор:Лампель Жозеф
Жанр: Деловая литература
Количество страниц: 10
Доступен ознакомительный фрагмент
Язык книги: Русский
Издатель: Альпина Диджитал

Краткая информация и описание:
Правильная стратегия – основа основ успеха любого бизнеса. Но разрабатывать стратегию можно по-разному и к настоящему моменту в стратегическом менеджменте насчитывается целых десять школ. В этой увлекательной книге авторы с мировым именем представляют всестороннее исследование основных положений, сильных и слабых сторон каждой из школ стратегий – школ дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, познания, обучения, власти, культуры, внешней среды и конфигурации – а в завершение объединяют их, показывая системный взгляд на стратегию организации.

Читайте также: