Преподавание классического танца в младших классах хореографических школ и школ искусств

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Юргенсон Наталия Георгиевна

Населенный пункт: Московская область, г. Егорьевск

В нашей стране дети настолько любят танцевать, что для поступления в школу искусств тоже приходится пройти конкурс. Какими критериями должны руководствоваться преподаватели при отборе? На первом месте, конечно же, стоит здоровье. Я работаю в Егорьевской детской школе искусств, и мы просим принести справку от врача уже на конкурсный просмотр. Следующий критерий – внешние данные. В последние годы, увы, увеличилось количество детей с лишним весом. Родители приводят таких детей к нам в школу в надежде, что хореография поможет похудеть. Чаще всего мы объясняем, что похудеть поможет, прежде всего, диета. И порою нам приходится отказывать полным детям в приёме. Хореография требует огромных физических сил, выносливости, и очень полный ребёнок часто бывает не в силах выдержать такую нагрузку, более того, она может повредить его здоровью. Всё это я стараюсь в мягкой форме объяснить детям и родителям. Мы можем посоветовать такому ребёнку поступать на другое отделение ДШИ – музыкальное, театральное или художественное, к счастью, не во всех видах искусства телосложение имеет большое значение.

Поскольку в нашей школе практикуется 6-летнее обучение хореографии, дети получают свидетельство об окончании ДШИ будучи совсем юными – в 13-15 лет. Надо сказать, это прекрасный возраст для продолжения занятий хореографией, в это время подростки начинают гораздо лучше слышать музыку, координировать, девочки становятся пластичней, женственней, мальчики начинают крепнуть физически, можно уже пробовать изучать поддержки. Многие выпускники школы искусств хотят продолжать занятия хореографией и по окончании школы. Более того, есть дети, которые хотят связать с танцем свою будущую профессию. Именно для таких категорий учащихся в Егорьевской школе искусств несколько лет назад был создан ансамбль выпускников. Ансамбль – большое подспорье школе, именно на нём лежит основной сценический репертуар. Участники ансамбля продолжают заниматься классическим танцем четыре академических часа в неделю. На этих занятиях изучается материал, который дети по какой-то причине не успели усвоить в период, когда были учащимися ДШИ, а также совсем новые и технически сложные движения – вращения, большие прыжки. Такие занятия помогают детям, которые решили связать с хореографией свою дальнейшую жизнь, особенно это касается тех, кто, минуя училище искусств, собирается поступать сразу в вуз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподаватель: Осипова И.А.

МБУ ДО ДХШ им М. М. Плисецкой

г.о. Тольятти

Методический доклад.

Специфика учебного процесса в хореографической школе.

Учебный процесс на хореографическом отделении и в хореографической школе имеет ряд сходств с учебным процессом профессионального учебного заведения (хореографического училища):

- наличие учебного плана, определяющего цели, задачи и форму обучения

- наличие в учебном плане комплекса специальных дисциплин, основой, фундаментом которого является классический танец

- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими программами по танцевальным предметам

- систематичность и регулярность занятий, обеспечивающие постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся.

Однако учитывая, что основная цель хореографических отделений – не подготовка профессиональных артистов, а эстетическое воспитание средствами танца, обучение здесь должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков, чем в хореографическом училище. Поэтому учебный процесс здесь имеет свои специфические черты. В сравнении с хореографическим училищем на хореографических отделениях и в школах:

- значительно меньше объем изучаемого материала

- ниже уровень требований к способностям и физическим данным учащихся

- значительно меньше недельная нагрузка учащихся

- более дифференцированный подход к различным группам учащихся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с учетом возможностей каждого конкретного класса.

Все это вместе взятое диктует иные, чем в хореографическом училище, сроки прохождения программного материала, иную степень интенсивности в нарастании нагрузок и технических сложностей, изменения в сроках освоения того или иного элемента или приема, а иногда и введение определенных ограничений в работе над хореографической лексикой, содержавшейся в соответствующей программе.

В процессе работы следует учитывать и то, что у учащихся, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, они должны максимально реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в школе искусств.

Таким образом, учебный процесс хореографических отделений не копируется из хореографического училища, а приближается к нему, но не по объему проходимого материала и степени его технической сложности, а по уровню организации, высокой хореографической культуре, по подходу к основным методическим принципам и приемам, высокому качеству обучения. При этом хореографические отделения и школы остаются в рамках своей специфики и своих задач. Используя хореографию как действенное средство воспитания, важно не только выработать у учащихся комплекс практических навыков и умений, но и воспитать сумму качеств, главное из которых – развитое творческое начало.

Основные принципы построения урока

Каждый урок имеет свою цель, тему.

Экзерсис у станка готовит к исполнению на середине.

Связь с предыдущим и последующим уроками.

Постепенное увеличение нагрузки от простых упражнений к сложным.

Правильное распределение физической нагрузки, чередование упражнений с применением физических усилий с упражнениями на расслабление, нагрузки на разные группы мышц. Добавление элементов танцевально-игрового характера.

Темп и ритм урока по восходящей линии для концентрации внимания учащихся

Исполнение упражнений на свободном дыхании.

Учет психофизических и возрастных факторов:

- эмоционального состояния учащихся, реакции на замечания

- возрастных особенностей мышления,

- уровень волевых качеств

Требования к уроку классического танца

Урок должен быть целенаправленным, т.е. замысел урока должен сочетать в себе, в необходимой пропорции, ближайшие, частные задачи и отдаленную перспективу. Урок должен развивать достижения предыдущих и готовить основание для последующих занятий. Замысел и цель каждого конкретного урока воплощается в его движенческом материале и композиции, которые воздействуют на ученика многими факторами. Вот некоторые из них:

- структура урока в целом и каждой его отдельной части, построение каждой учебной комбинации в соответствии с замыслом и логикой его развития.

- темп урока в целом, темпы выполнения отдельных заданий и их соотношение

- техническая и композиционная сложность задания.

- Степень физических нагрузок, распределение их во времени и пространстве

- соотношение статических и динамических нагрузок

- порядок чередования в работе различных групп мышц при исполнении заданий

- эстетическое качество материала.

Между всеми компонентами урока существует теснейшая связь и взаимозависимость. Материал урока - это средство осуществления его целей, следует так подбирать учебные комбинации, чтобы в них самих и их последовательности, содержались предпосылки для осуществления преследуемых педагогом целей. Тогда требования и указания педагога активно помогают ученику их добиваться. На разных этапах обучения учащиеся с различной степенью сознательности оценивают целесообразность учебных комбинаций, но даже начинающие интуитивно ее ощущают, и, если построение урока не соответствует задачам, то отношение учеником к уроку быстро становится отрицательным.

Итак, при составлении и подборе учебных комбинаций для урока следует учитывать:

- возраст, возможности учащихся, уровень их подготовки.

- логическую связь движений: положение тела в конце одного упражнения должно быть исходным для следующего, компоненты комбинации помимо самостоятельного значения имеют дополнительную функцию связи.

- оптимальную для учеников трудность композиции. Важно не умалять и не переоценивать их возможности.

- необходимость элементов новизны и разнообразия. Сочетание хорошо знакомых движений с недавно освоенными, но без чрезмерного разнообразия.

Роль первых лет обучения

Говоря о выработке правильной балетной осанки, то есть о постановке корпуса, ног, рук, головы необходимо упомянуть, что именно этот этап является наиболее сложным, требующим преодоление рядя как физических, так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь, тем, что формирование балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические нагрузки, которые детьми младшего возраста переносятся тяжелее, чем динамические. Если к тому же, ученики не имеют достаточных данных, как часто бывает в условиях хореографических отделений и школ, то трудности еще возрастают. Основной путь преодоления этих трудностей – правильное соотношение изучения позиций у станка в статике с динамической работой в процессе освоения элементов классического экзерсиса. Эти два типа работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Кроме того следует вводить в урок упражнения, направленные на разработку природных данных и исправление природных недостатков сложения учащихся. Так же облегчить работу может предварительное обучение в подготовительных классах, направленное на развитие нужных групп мышц, общее физическое развитие и приобретение простых движенческих навыков.

Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы на эту основу оказывает существенное влияние на координационные возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению, из-за резкой ломки приобретенных ранее двигательных навыков и построении новой координационной системы. Перед началом работы над координацией необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если ученик не научится владеть группами мышц по отдельности, то согласованности в их работе достичь будет невозможно.

Одним из основных принципов воспитания координации является постепенность введения работу на уроке различного рода трудностей исполнения –технических, скоростных, композиционных. Педагог должен точно и целенаправленно дозировать трудности как на отдельном уроке, так и на каждом этапе обучения. Например, если усложняется композиция задания, то оно должно состоять из хорошо усвоенных элементов и не быть слишком сложным технически; если изучается новый технический прием, то его нельзя включать в сложные комбинации, пока он не будет усвоен и так далее.

Построение урока классического танца в младших классах

Традиционный урок классического танца в младших классах делится на три части – подготовительную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная, часть урока включает в себя маршировку и бег, активные и активно-пассивные упражнения на полу. Ее задачей является организация и концентрация внимания учащихся и направление из усилий на физическую нагрузку. Подготовка мышц, связок, суставов для классического экзерсиса, формирование балетной осанки.

Вторая, основная часть урока – традиционный классический экзерсис на середине зала. Его задача – постановка корпуса, ног, рук, головы, выработка выворотности в упражнениях у станка и на середине зала, развитие силы и выносливости.

Время на упражнения у станка и на середине должно быть, по возможности, распределено равномерно.

Однако, учитывая возрастные особенности учеников, может быть целесообразной другая форма урока. Например, смена типа деятельности (упражнения у станка, на полу, на середине) поддерживает интерес, а значит и учебное внимание. Выполнение непосредственно перед тем или иным элементом классического экзерсиса подготовительных к нему упражнений партерной гимнастики способствует переносу навыков.

Объяснения и показ на уроке

Однако, особенности каждого возраста требуют своих приемов и средств обучения, и, в частности, своего соотношения объяснения и показа.

В младших классах, мышление детей носит конкретно-образный характер, они воспринимают движение в целом, не выделяя составных частей и отдельных технических моментов. В этом возрасте учащиеся лучше исполняют движение просто копируя показ педагога, а подробные объяснения, напротив, задерживают освоение ими элемента. Поскольку показ на этом этапе имеет исключительно большое значение, то и требования к нему высоки. Поскольку показ дает первоначальные представления о движении, он должен быть предельно точным, конкретным, технически совершенным. Важно сделать в показе наглядными все детали движения, исполняя их тщательно. Он должен быть лаконичным, с комментарием в виде словесного объяснения, не перегруженного, однако, подробностями.

Впоследствии, чем старше ученики, тем важнее сознательное управление своим телом, контроль над мышечными ощущениями и осмысление того или иного технического приема, а значит роль объяснения возрастает.

При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить весь класс и вновь объяснить упражнение. Замечания могут быть профилактическими, до выполнения движения, чтобы предупредить о возможных ошибках. Во время исполнения можно делать замечания как все группе, так и отдельным ученикам. В младших классах замечания должны носить конкретный характер и точно регулировать действия учеников, полезно так же применять проводку по движению, для создания правильных мышечных ощущений. Замечания и объяснения должны проводится в простой, краткой, убедительной форме. Необходимо добиваться выполнения замечаний, проявляя строгость, взыскательность, доброжелательность. Указания и замечания в грубой, резкой форме недопустимы.

Полезно проводить во время урока индивидуальный, устный и с показом опрос учащихся, поиск ошибок в исполнении других, чтобы они активно участвовали в уроке и знали, на что нужно обращать внимание при исполнении того или иного упражнения. Французские термины нужно при объяснении переводить на русский язык и регулярно проверять усвоение их учащимися.

Оценить 1742 0

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой

Тема:Методика преподавания учебного предмета

дисциплин Ефремова С.Д.

В методической разработке изложены содержание, методика занятий и примеры практического материала, которые проверены на занятиях с детьми младшего школьного возраста.

В пособии содержатся общие положения по классическому танцу, методика проведения занятий, методы работы, примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями.

II. Основная часть:

1. Методика проведения уроков по классическому танцу…………..…. стр. 5

3. Примерный план проведения урока для учащихся 2 классов с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями………………. стр. 9

Хореография – неотъемлемая часть нашей жизни. Еще в давние времена эта дисциплина не уступала по важности точным наукам. Ведь для того, чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью, ему просто необходимо всестороннее развитие. И в современном мире, особенно в последнее время, хореографическое искусство приобрело особую популярность. Широкое распространение оно получило среди дошкольных учреждений, школ дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ. Хореографические отделения в таких учреждениях показали себя как представители перспективной формы воспитания детей.

Большая роль в системе хореографической подготовки танцоров отведена классическому танцу, поскольку классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание.

В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. И от того, как мы подготовим будущего танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируем его организм во всём его комплексе, во многом зависит его успешное обучение в средних и старших классах. Поэтому предлагаю ознакомиться с методикой проведения занятий, методами работы с детьми и примерным планом урока классического танца для учащихся 2-ых классов с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями.

Методика проведения уроков по классическому танцу

Формой проведения занятий является традиционный мелкогрупповой и групповой урок.

Урок классического танца должен состоять из следующих частей:

1. Экзерсис у станка;

2. Экзерсис на середине зала;

4. Пальцевая техника (включается в зависимости от года обучения).

Первая и вторая части, т.е. экзерсис у палки и экзерсис на середине зала - изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца.

Работая над экзерсисом необходимо:

1. Все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;

2. Все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;

3. Все учебные задания начинать с preparation;

4. Помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.

В третьей части урока (allegro) осваиваются различные прыжки классического танца.

Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.

Четвёртая часть - упражнения на пальцах.

Техника танца на пальцах в женском классе играет значительную роль. Упражнения на пальцах следует начинать не раньше, чем учащиеся усвоят правильную постановку корпуса, рук и головы, натянутость и выворотность ног, а главное - приобретут развитый подъём и силу стопы. Начинать надо с наиболее простых упражнений лицом к станку, постепенно добавляя новые движения. А по мере усвоения упражнений на пальцах у станка, переходить на середину зала.

Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.

Общепринятая длительность урока классического танца равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого класса до последнего) постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Преподаватель должен добиваться от учащихся грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевальных движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения осваивать и преодолевать технические трудности классического танца в разучивании хореографического произведения.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Методы работы

В системе обучения детей важную роль играют методы обучения. Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целей и задач в процессе обучения.

Первый метод, который необходимо использовать преподавателю хореографических дисциплин – это метод организации и осуществления учебного процесса.

Для осуществления данного вида деятельности существует также множество методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них:

1. Метод показа. Показывая детям движения, преподаватель дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Выполняя движения вместе с детьми, хореограф увлекает их и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

2. Словесный метод. Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Преподавателю важно уметь говорить образно.

3. Прослушивание музыки. Для того чтобы ребёнок научился танцевать, необходимо научить его слышать и понимать музыку, её содержимое, о чём она говорит, какое настроение передает.

Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в таком возрасте ещё не могут воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если преподаватель видит, что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы.

5. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что преподаватель по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Второй - это метод контроля за процессом обучения. К нему относятся проверки усвоенного материала, самопроверки, контрольный урок в конце первого полугодия и экзаменационный урок в конце года.

Третий - метод стимулирования и мотивирования учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает в себя метод стимулирования.

Примерный план проведения урока для учащихся 2 классов с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями

1.Demi-plie. Музыкальный размер: 4/4.

Исходное положение: лицом к станку, 1 позиция ног, руки в подготовительном положении.

На вступление положить руки на палку.

3, 4 такты: 1 releve по 1 позиции;

5, 6 такты: 1 demi-plie по 1 позиции;

7,8 такты: 1 быстрое releve по 1 позиции (на 2 счёта подняться на полупальцы, на 2 счёта спуститься), перевести ногу по 2 позицию через bettement tendu.

Всё то же самое по 2, 5 позиции – правая нога впереди, 5 позиции – левая нога впереди.

На заключение: снять руки с палки.

2.Battements tendus. Музыкальный размер 2/4.

Исходное положение: лицом к станку, 5 позиция ног (правая нога впереди), руки в подготовительном положении.

На вступление положить руки на палку.

Крестомпо 2 battements tendus, 1 battement tendu pour le pied. При этом при исполнении battements tendus нога открывается 2 счёта и 2 счёта закрывается обратно в позицию.

На заключение: снять руки с палки.

3.Battements tendus jetes. Музыкальныйразмер : 2/4.

Исходное положение: лицом к станку, 5 позиция ног (правая нога впереди), руки в подготовительном положении.

На вступление положить руки на палку.

Далее то же самое сделать в сторону, назад и ещё раз в сторону (крестом). И всё с левой ноги.

На заключение: снять руки с палки.

4.Rond de jambe par terre. Музыкальный размер: 4/4.

Исходное положение: лицом к станку, 1 позиция ног, руки в подготовительном положении.

На вступление руки положить на палку.

Комбинация : 2 rond de jambe par terre en dehors, 2 rond de jambe en dedans. Сначала с правой, затем с левой ноги.

1 такт: через battement tendu открыть правую ногу вперёд;

2 такт: носком описать дугу и довести ногу до стороны;

3 такт: носком (дугой) довести ногу назад до положения против 1 позиции;

4 такт: закрыть ногу в 1 позицию через battement tendu.

5-8 такты: повторить то же самое.

9-16 такты: то же самое обратно.

И повторить всё с левой ноги.

На заключение: снять руки с палки.

5.Battements fondus. Музыкальный размер: 4/4.

Исходное положение: лицом к станку, V позиция ног (правая нога впереди), руки в подготовительном положении.

На вступление руки положить на палку.

1-4 такты: 2 battements fondus вперёд носком в пол;

5-8 такты: 2 battements fondus в сторону носком в пол (первый раз нога подводится в положение условное sur-le-cou de-pied, второй раз в положение sur-le cou-de-pied назад)

9-12 такты: 2 battements fondus назад носком в пол;

13-16 такты: 2 battements fondus в сторону (первый раз нога подводится в положение sur-le-cou-de-pied назад, второй раз в положение условное sur-le-cou-de-pied).

На заключение: закрыть ногу в V позицию, снять руки с палки.

6.Battements frappes. Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: лицом к станку, V позиция ног (правая нога впереди), руки в подготовительном положении.

На вступление руки положить на палку.

Комбинация по 2 battements frappes крестом (ударить и зафиксировать ногу в положении sur-le-cou-de-pied на 4 счёта, на следующие 4 счёта открыть ногу носком в пол и зафиксировать данное положение).

На заключение: закрыть ногу в V позицию, снять руки с палки.

7.Battement releve lent. Музыкальныйразмер : 4/4.

Исходное положение: лицом к станку, V позиция ног (правая нога впереди), руки в подготовительном положении.

На вступление руки положить на палку.

Комбинация по 2 releve lent крестом на 90 градусов (на 4 счёта battement tendu, поднять ногу на 90 градусов и держать 4 счёта на верху, медленно на 4 счёта нога опускается носком на пол и закрывается на следующие 4 счёта обратно в V позицию).

На заключение снять руки с палки.

8.Grands battements jetes. Музыкальныйразмер : 2/4.

Исходное положение: спиной к станку, руки в подготовительном положении, ноги в V позиции.

На вступление руки положить на палку.

В данной комбинации grands battements jetes исполняется только вперёд на 90 градусов.

На заключение снять руки с палки.

1.Demi-plie. Музыкальный размер: 4/4.

Исходное положение: 1 позиция ног, руки в подготовительном положении, голова прямо.

На вступление: открыть руки во 2 позицию через 1 позицию.

1, 2 такты: 1 demi-plie в 1 позиции;

3, 4 такты: 1 releve на полупальцы по 1 позиции;

5, 6 такты: 1 demi-plie в 1 позиции;

7, 8 такты: 1 releve на полупальцы по 1 позиции (на 2 счёта подняться на полупальцы, 2 счёта стоять на полупальцах, на 2 счёта спуститься с полупальцев) и 2 счёта перевести ногу по 2 позицию.

9-16 такты: всё то же самое во 2 позиции.

2.Battement tendu. Музыкальный размер: 2/4.

Комбинация: по 2 battements tendus крестом с правой и левой ноги из 1 позиции, руки остаются в подготовительном положении.

3.1 port de bras. Музыкальный размер: 4/4.

Я задаю это движение отдельно, не включая в другие комбинации, т.к. у большинства детей от природы сложные руки, над которыми приходится много работать.

Хочу остановить внимание на данном движении, т.к. именно port de bras требует особого внимания.

1.Temps leves лицомкстанку . Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: лицом к станку, 1 позиция ног, руки в подготовительном положении.

На вступление положить руки на палку.

1 такт: demi-plie в 1 позиции;

3 такт: углубить demi-plie в 1 позиции;

4 такт: медленно поднимаясь из demi-plie выпрямить колени

5-12 такты: повторить то же самое;

13 такт: demi-plie в 1 позиции;

16 такт: через battement tendu перевести ногу по 2 позицию.

Следующие 16 тактов то же самое по 2 позиции.

На заключение снять руки с палки.

Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, он развивает физические данные, формирует и воспитывает сумму универсальных качеств, технических приемов и артистических навыков, составляющих исполнительский потенциал учащихся хореографического отделения, обладание которым позволит им осваивать самые разнообразные танцевальные материалы.

Овладение основами техники классического танца достигается путем детальной отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном, систематическом труде, что требует огромного творческого напряжения и силы воли как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателя.

В данной работе были определены наиболее эффективные методы обучения учащихся классическому танцу, даны методические рекомендации и приведён примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями в помощь преподавателям классического танца в детских школах искусств и хореографических школах.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1988.

3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Санкт-Петербург - Москва - Краснодар, 2007.

4. Луначарский А. В. Учитель, учись. Учительская газета №1, 1924.


Данная методическая разработка создана на основе опыта работы, адресована педагогам – хореографом, работающим с детьми младшего школьного возраста, преподавателям ритмики и танец, преподавателям классического танца,

Содержание:

Введение. Система обучения на хореографическом отделении в ДШИ.

Экзерсис у палки.

Экзерсис на середине зала.

Список использованных источников.

Для учащихся младших классов, программа классического танца предусматривает на начальном этапе обучения основам классического танца небольшой по объёму материал, в силу их мышления. Постепенно элементы классического танца насыщаются конкретным содержанием и получают разнообразную в музыкальных темпах и художественных образах реализацию. Основной задачей в первом - третьем классах школы искусств является освоение азбуки классического танца. Развиваются физические данные такие как выворотность, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, лёгкий высокий прыжок, на уроках ритмики четкая координация движений, ритмичность, музыкальность. Всё это - элементы, необходимые для дальнейшего развития техники танца. Наряду с этим, передо мной стоит задача привития основных навыков слушать музыку и передавать в движении её образное содержание. Уроки прививают ученику навык самостоятельной работы. По мере того, как учащиеся овладевают "мышечной памятью" и у них появляется ощущение внешней линии и формы исполняемого движения, я постоянно совершенствую учебные приёмы с учётом индивидуальных особенностей детей, степени их физического развития, возраста пола, темперамента и других факторов.

Основная часть.

Теоретические основы.

Экзерсис у палки.

В первом классе экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.

Battements tendus, это движение, тренирующие и вырабатывающие силу ног. Здесь активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц.

Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.

Ronds de jambe par terre . это движение развивает и укрепляет тазобедренный сустава и выворотности ног.

Battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе. К battements fondus Это упражнение развивает и укрепляет суставы и связки бедра , колена, способствует развитию выворотности и вырабатывает плавность и эластичность движения.

Frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.

Petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.

Grands battements jete (большие батманы), это упражнение для развития танцевального шага.

Экзерсис на середине зала.

На первом и втором году обучения хореографии экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre могут комбинироваться с основными движениями. В младших классах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.

Особой частью урока классического танца является прыжки (allegro). Его главная задача – овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Агриппина Яковлевна Ваганова подчёркивала совершенно особое значение этой части урока: «В нём заложена танцевальная наука, вся её сложность и залог будущего совершенства.

Практика. Урок хореографии 2 класса.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цель: Освоение основных элементов Классического танца.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;

- развить осмысленное исполнение движений;

- укрепить опорно - двигательный аппарат

- совершенствование мастерства выполнения элементов классического танца

Воспитательные:

- формировать культуры исполнения , умение вести себя в коллективе;

- психологически раскрепостить учащихся;

- формировать чувства ответственности;

- активизировать творческие способности;

- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогам

Развивающие:

- развить координацию движений;

- развить выносливость и постановку дыхания;

- развить познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.

Основные методы работы:

- наглядный (практический показ);

- словесный (объяснение, беседа);

- практический (выполнение упражнений).

Средства обучения:

- музыкальный инструмент (пианино);

- музыкальный центр (ТСО)

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

План урока

Вводная часть урока (5 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- поклон преподавателю и концертмейстеру;

- обозначение темы и цели урока;

- беседа о значении движений классического экзерсиса

Основная часть (35 мин.)

- движения классического экзерсиса у станка;

-элементы классического экзерсиса на середине;

- танцевальные комбинаций на середине зала.

Заключительная часть урока (5 мин.)

- анализ выполненных заданий учащимися и преподавателем

- основное построение для выхода из зала;

- поклон педагогу и концертмейстеру;

- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение

Конспект урока

Вводная часть урока

Поклон преподавателю и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз.р. ¾.

Обозначение темы и цели урока.

Экзерсис у станка

Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног

Battements tendus(М/р 2/4)
Показ преподавателем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: "Делай как я". Преподаватель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса, на силу ног.

Battements tendus jetes (М/р ) 2/4)

Перед началом упражнения преподаватель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?

Battements fandu (М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и эластичность. Преподаватель может привести сравнение с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.

Grands battements jete (М/р - 2/4) Преподаватель обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность тазобедренного сустава.

Растяжка(М/р -3/4 вальс) Исполняется с правой и левой ноги.

Экзерсис на середине зала

Я говорю о секрете устойчивости.

Повторяются упражнения, исполняемые у станка

Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног

Battements tendus(М/р 2/4)

Battements tendus jetes (М/р ) 2/4)

Я задаю вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в классическом танце?".

Прогнозируемый ответ " plie"

Temps leve soute по 1,2,5 позициям ног.

Pas echappe во 2-ю позицию ног.

Pas changement de pied.

Полька в комбинаций с подскоком;

Боковой голоп с хлопками

Подскоки с хлопками в повороте вокруг себя.

В заключение 1 и 2 Port de bras руками для восстановления дыхания.

Я: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились.

Анализ урока учащимися и преподавателем.

Поклон. Конец урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе всего урока с учащимися положена здоровьесберегающая технология, а также личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абросимова Г.С., Возрастная психология / Г.С. Абросимова. - М.: Академия,1997.

Нарская Т.Б. Классический танец .- Челябинск, 2004.

Бабкина Т.П., Авторская образовательная программа "Классический танец - как профилирующая дисциплина на хореографическом отделении ДШИ" / Т.П. Бабкина. - Самара, 2004.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей. - Л.: Искусство, 1983.

Борисов А.И. Деятельность педагога-хореографа в условиях развития современной концепции образования // Российское образование на рубеже веков / А.И. Борисов. - Самара: Научно-практическая конференция, 2002.

Волынский А.Л. Книга ликований: Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - Л.: Искусство, 1990.

., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребѐнка / П.Я. Гальперин. - М 1985.

Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск, 1998.

Костровицкая В.С., Писарев, А.А. Школа классического танца. / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. - Л.: Искусство, 1986 - 3-е изд.

Костровицкая В.С. Классический танец. Слитные движения / В.С. Костровицкая. - М.: Советская Россия, 1961.

Смирнов С.А. Педагогика / С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2000. - 512с. 29. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2001.

Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.

Читайте также: